Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития.

Поиск

Тема 7. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития.

Понятие онтогенеза и дизонтогенеза.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т е включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения. Психический онтогенез – начинается с общего развития человека, тесно связанная с морфофункциональным онтогенезом головного мозга. Онтогенез головного мозга - происходит непрерывно,при этом выделяются периоды наиболее сильно развития (критические периоды развития).Критические зоны развития– в такие возрастные кризисы нарушается относительное стройная физиологическая и психическое равновесие. Что с 1 стороны повышает риск возникновения спсихических расстройств, а с другой – своевременным вмешательством предотвращает закрепление патологической симптосоматике. К кризисным состояниям относят такие писхопатологичекие синдромы как: синдром нервопатии, ранний детскйи аутизм, патологии детских страхов, гипердинамический синдром, синдром дисморфофобии, нервная анорексия. Дизонтогенез - нарушение внутреутробного и постнатального формирования организма, котрое приводит к системным нарушениям его функционарования. Повреждение ЦНС на любом участке -> Нарушение морфологического строения ЦНС - > нарушение функционирования ЦНС -> формирование аномалий психического развития. Вид возникшей аномалии зависит от характера повреждающего фактора, времени его действия и длительности воздействия.

Психологические пареметры, поределяющие характер дизонтогенеза:

1. функциональная локализация нарушений 2) время поражения (чем раньше, тем сложней исправить) 3)соотношение первичного и вторичного диффекта (первичный – до 3 лет). Нарушение межполушарных связей. При возникновении нарушений в раннем онтогенезе возникает незавершенное формирование межполушарных связей, изоляция отдельных психических функций, что ведёт к тотальному переформированию психики.

Ранние проявления дизонтогенеза речи у детей. Корнев А.Н.Как известно, коррекция недоразвития речи у детей, как и любой другой формы дизонтогенеза дает лучший эффект при раннем начале оказания помощи. Как показал практический опыт, на этом пути возникает целый ряд объективных затруднений. Одно из самых серьезных среди них - ранняя диагностика и семиотика ранних проявлений недоразвития речи. Принцип гетерохронии (1) позволяют понять, что снижение выявляемости речевой патологии и затруднения дифференциальной диагностики выражены тем сильнее, чем младше ребенок и моложе функциональная система языка и речи. В раннем детстве крайне редко удается диагностировать клинически очерченные синдромы недоразвития речи. Это обусловлено тем, что сами функциональные системы и подсистемы языка и речи в этом возрасте находятся еще в рудиментарном состоянии. Поэтому их неполноценность в полной мере себя не проявляет. В этом периоде онтогенеза удается наблюдать тенденции в намечающиеся дисгармонии развития системы речевой деятельности. На этом этапе происходит интенсивное созревание операциональной базы речевой деятельности, представленной гностико-праксическими функциями. Поэтому, дефицит врожденной языковой способности в это время еще не оказывает заметного влияния на лингвопатологическую симптоматику. Более отчетливо проявляются в этот период следствия дисфункции гностико- праксических функций. Они могут служить ориентирами в коррекционно-развивающей работе.

Как известно из обширной литературы, становление речевой деятельности как средства общения происходит у детей в тесном взаимодействии с когнитивными и коммуникативными процессами. На протяжении почти всего первого года жизни лепетно-мимические "высказывания" несутпреимущественно эмоциональную информацию об изменении его самочувствия: голоде, страхе и других проявлений комфорта или дискомфорта. Основным носителем этой информации является просодика вокализаций. Информативны такие ее показатели, как активность, разнообразие и коммуникативная адекватность. Последнее означает использование вокализаций для построения своеобразного "диалога" в общении с близкими людьми. Нарушения этого этапа предречевого развития носят обычно малоспецифичный характер: они наблюдаются как у детей с поражением речевых механизмов, так и у тех, кто страдает общим психическим недоразвитием или детским церебральным параличом (3,7). Кроме того, данный тип вокализаций весьма подвержен влиянию характера сложившихся эмоциональных отношений в системе "мать-дитя". Переходя от доречевого к речевому этапу развития, ребенок овладевает конвенциональными формами звуковой коммуникации с использованием как супрасегментарных, просодических (интонационно-мелодических), так и сегментарных языковых средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.29 (0.008 с.)