Содержание книги

  1. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас
  2. Лекция 2 онтогенез детской речи (развитие речи детей)
  3. Роль речи в развитии ребенка – тотальна
  4. Лекция 3 особенности развития речи детей по возрастам (к каждому возрасту характеристика)
  5. Уровень развития речи детей в два года
  6. Уровень развития речи детей в три года
  7. Уровень развития речи детей в пять лет
  8. Лекция 7. Онтогенез звукопроизношения.
  9. Любимые слова детей дошкольного возраста»
  10. Всего за день ребенок произносит около 11 000 слов. Конечно многие слова повторяются.
  11. Основные периоды усвоения гср русского языка (А. Н. Гвоздев)
  12. ЛЕКЦИЯ 7. Социальные условия нормального развития речи
  13. Признаки благополучного развития речи у ребенка
  14. Ученые, исследовавшие связную речь
  15. Виды монолога (виды монолога расставлены в последовательности их усложнения)
  16. Речь и её развитие в онтогенезе
  17. Некоторые теории речевого развития
  18. Любое отклонение от нормы нуждается в консультации специалиста. Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его удается исправить.
  19. Роль речевой функции в психическом развитии ребенка
  20. Периодизация речевого развития
  21. Этапы речевого развития ребенка
  22. Список используемой литературы
  23. Дисциплина «онтогенез речевой деятельности»
  24. В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.
  25. Голос обладает силой, высотой и тембром.
  26. Тема 2. Начальные этапы речевого развития.
  27. К концу первого года жизни появляются первые слова.
  28. Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
  29. Тема 3. Психологические закономерности овладения значением слова в онтогенезе
  30. Тема 4. Развитие лексики детской речи.
  31. Формирование грамматического строя речи в ходе онтогенеза
  32. Закономерности овладения синтаксисом в онтогенезе
  33. Типичные грамматические ошибки в речи детей как отражение специфических особенностей овладения системой родного языка в онтогенезе.
  34. Эгоцентрическая и внутренняя речь.
  35. ПИАЖЕ!!!!. в) Эгоцентрическое мышление.
  36. Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической речи и мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям пиаже.
  37. Тема 7. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития.
  38. Лекция № 1. Объект и предмет онтолингвистики
  39. Лекция № 2. История изучения детской речи в России и за рубежом
  40. Лекция № 3. Основные этапы формирования речевой деятельности в онтогенезе
  41. Тема 7. Довербальный этап развития детской речи
  42. Лекция № 5. Овладение звуковой (фонетической) стороной речи
  43. Лекция № 6. Развитие лексикона (лексического строя речи)
  44. Лекция № 7. Формирование грамматического строя речи в ходе онтогенеза
  45. Лекция №8. Формирование связной речи в ходе речевого онтогенеза
  46. Лекция № 9. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ 7. Социальные условия нормального развития речи



Детское словотворчество

Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания: "Дай-дай", - обращается к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; "дай-дай" - повторяет малыш. "Киса, это - киса", - показывает на кошку взрослый; "ки-и" - как эхо, отзывается ребенок.

Но если внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые малыши как будто не могли заимствовать у нас, взрослых:

-Я - правдун!

-Посмотри, какая букарашка!

-Та, бошая, называется бабука, а маленькая - кука.

-Я не только самостоятельная – я и самолежательная и самосидетельная!"

некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний"), другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т. д.).

Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:

Характеристика детей по типам освоения навыков словотворчества.

1. Стихийные семантики – очень чувствительны к смыслу слова, используют много способов словообразования (утята, оленек, лосих).

2. Стихийные формалисты – усвоив один способ словообразования автоматически применяют его везде (утята, бобрята, рябчата).

3. Стихийные консерваторы (характерно для детей с общим недоразвитием речи) – употребляют только те словоформы, которые усвоили, незнакомые слова отказываются составлять самостоятельно (утята, котята, лосята, а козлята не скажут, так как ни разу не слышали этого слова, а сами догадаться не могут).

а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); Как получаются "слова-осколки", начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко".

"Слова-осколки":

1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).

2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).

3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).

4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).

б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания). Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончания - также очень распространен, именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка".

Прибавление к корню "чужого" окончания:

1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).

2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).

3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" (3 года 8 месяцев).

4. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" (3 года 8 месяцев).

5. Правдун (говорящий правду): "Я – правдун!" (4 года).

6. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?" {4 года 7 месяцев).

7. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).

8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри, какая бурота" (5 лет 10 месяцев).

9. ИмЕтель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет).

10. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).

в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова"). В таких словах, как "ворунишка", "бананас", "огромадный", происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан - ананас, огромный - громадный и т. п. Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова "чай" и "пить" (получается глагол "чайпить"), "вынь" и "возьми" ("выньми мне занозу"), "все люди", "всех людей" (всехлюдная), "в самом деле" (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и "синтетические слова" взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им.

"Синтетические слова":

1. ВорунИшка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).

2. Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).

3. Вкуски - вкусные куски (4 года).

4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно - только сочетания неожиданны. Главный механизм возникновения словотворчества - выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов.

Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. К пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить.

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.

Приложение 1

Таблица 1

Возрастные этапы развития грамматического строя речи у дошкольников в норме

Возраст (период)

Существительные

Прилагательные

1 г. 3 мес.,

однословное предложение.

несколько названий лиц,

предметов (около 22 слов)

отсутствуют в речи

1 г. 8 мес., дву-словное пред-ложение (из двух корней).

несклоняемые, исходная форма – именит. падеж

отсутствуют в речи

1 г. 10 мес. –

2 г. 1 мес.,

первые формы слов, рост предложения до 3-4 слов.

начинают употреблять падежи: винит. с окончанием – у,именит. мн.ч. с окончанием – ы,

(фонетически всегда – и), иногда предложный с окончанием -е, уменьшительно-ласкательные суффиксы (-ок, -ик, -к, -чик, -ц, -очк, -ечк, -онок, -ёнок), первые образования форм слов по аналогии

с 2х лет появляются прилагательные без согла-сования с существительным, в именит. падеже, ед. числа, мужского и женского рода

2 года 1 мес.–

2 г. 6 мес.,

усвоение флексной

системы языка, предложения из 5-8 слов, появляются сложные предложения.

увеличивается количество уменьшительно-ласкательн. Суффиксов в речи (-еньк, -чк, -ушк, -ышк);усваиваются дательный и творит. падежи, “главенствующие” падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а, -ом,реже -ой, во множ. Числе –ы(фонетически )

23 прилагательных,

нарушается согласование с существительными,

употребляются чаще после существительных; множ. число только в именит. падеже; в речи появляется уменьшительно-ласкат. Суффикс (-еньк)

2г. 6 мес. - 3 года,

усвоение служебных частей речи, развитие сложного предложения.

усвоены “главенствующие”падежные окончания мн. числа: -ов, -ами, -ах; начинается влияние окончания –ов на другие склонения: “столов – стулов”; начинают усваиваться другие окончания: (рога), (стулья); добавляются умен.-ласкат. суффиксы (-ашк, -яшк),появляется суффикс увеличительности (-ищ), суффиксы принадлежности

согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах, появляются краткие причастия

3-4 года,дальнейшее развитие сложносочинённого и сложно-подчинённого предложений.

продолжается влияние окончания –овна другиесклонения; иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении: “на куне”; ошибки в использовании чередований и ударений; при словоизменении сохраняется основа (пень – пени, лев – левы);собственные словоформы, период словотворчества

нарушается согласование прилагательных в среднем роде; овладевают сравнительной степеньюприлагательных

4 г. – 6 лет,иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который.

окончательно овладевают всеми типами склонения; возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах; появляется умен.-ласкат. суффикс (-инк)и увеличит. суффикс (-ин);начинают усваиваться все частные грамматические формы (ударение, правильное чередование, род, редкие обороты речи, числительные)

овладевают согласованием прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах; появляется уменьшит.-ласкательный суффикс (-оват),и увеличительные суффиксы (-ущ, -ющ)

Приложение 2

Таблица 2

Сравнительная характеристика программ обучения и воспитания детей

в обычном детском саду (развитие грамматического строя речи)

Возрастная группа

Типовая программа под редакцией

М.А.Васильевой (1987)

Программа “Развитие” (1994)

Программа “Детство” (1996)

2-4 года, младшая группа

- ед. и мн. число имён существит., обозначающих животных и их детёнышей

- мн. число имён существит. в родительном падеже

- согласование слов в роде, числе, падеже

- развитие звуковой культуры речи, овладение звуковым анализом слов,

- нет чётких задач по формированию ГСР

-уменьшит.-ласкательные суффиксы –онок, -ёнок, -чик,

-увеличительный суффикс–ищ

- согласование слов в роде, числе, падеже, времени

- использование частей слов в словообразовании

4-5 лет, средняя группа

- ед. и мн. число имён существит., обозначающих животных и их детёнышей в именит. и родительном падежах (лисята - лисят)

- согласование слов в предложении

- основное внимание уделяется переориентировке со смысловой стороны речи на звуковую,

- нет чётких задач по формированию ГСР

- использование суффиксов и приставок при словообразовании для выражения отношений между объектами

- употребление всех грамматических форм

5-6 лет, старшая группа

- знакомство с разными способами словообразования

-образование однокоренных слов (по образцу)

- знакомство со слогом и слоговой структурой слова,

- работа над ударением,

- нет чётких задач по формированию ГСР

- правильное использование освоенных грам. форм для точного выражения мыслей

(это умение неустойчиво)

6-7 лет, подготовит. группа

- сравнительная и превосходная степени имён прилагательных

- закрепление всех приобретённых знаний и умений

- усвоение знаковой системы языка

- навык слогового чтения

- усвоение грам. правил написания жи-ши, ча-ща, чу-щу

- закрепление всех приобретённых знаний и умений

 

1. Режим.

2. Питание.

3. Закаливание.

4. Единые требования в воспитании.

5. Наличие продолжительного эмоционального общения ребенка с родителями.

6. Уважение и принятие темпа мышления и речи ребенка.

7. Комментирующее воспитание ребенка.

8. Адекватное воспитание ребенка (отсутствие «перегибов» в воспитании).

9. Благоприятные отношения в семье.

10.Адекватные характерологические черты матери (отсутствие тревожности, мнительности, инфантильности, импульсивности, холодности).

11.Организация целенаправленного, планомерного, систематичного обучения ребенка правильной речи (произношение, фонематический слух, словарь, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте).

12.Правильная речь родителей (отсутствие сюсюканья).

13.Отсутствие образцов нарушенной речи в окружении ребенка.

14.Совершенствование родителями собственной речи и речи ребенка (постоянное внимание к ней).

15.Выдвижение в семье определенных требований к речи ребенка (соответствующих его возрастным нормам).

16.Отсутствие речевых перегрузок.

17.Развитие познавательных психических процессов (внимания, памяти, восприятия).

18.Организация с детьми сюжетно-ролевых игр.

19.Обратиться к логопеду при появлении речевых нарушений (без создания трагедии из данной необходимости)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.178 (0.006 с.)