Уровень развития речи детей в два года
Степени обобщения слов
1 степень –слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только эта кукла, все остальное не куклы, а что-то еще не известное). Около 1 г.
2 степень –слово замещает чувственный образ нескольких однородных предметов (все куклы становятся куклами). Около 3 лет.
3 степень – усваиваются обобщающие слова, обозначающие несколько групп предметов (игрушки = кукла + мяч+кубики). Около 3,5 лет.
4 степень– усваиваются обобщающие слова для обобщающих слов – высший уровень интеграции (вещь=игрушки+посуда+одежда). После 4-х лет.
Примеры степеней обобщения
Береза – березы – дерево – растения
Кошка –кошки – животное - жители земли/фауна
Телевизор – телевизоры – бытовая техника – электроприборы
Мама – мамы – женщина – человек.
ЛЕКЦИЯ 4
План.
1. Развитие речи детей в 2 года.
2. Развитие речи детей в 3 года.
Задание для студентов – привести примеры в тех местах, где указаны звездочки
1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия* и предметы*
2. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов*.
3. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам – 200-400слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой* и бытовой тематики*, а также глаголов, обозначающих простые действия*.
4. В речи много глаголов в повелительном наклонении*.
5. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей*.
6. Понимают значение пространственных предлогов*.
7. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
8. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов*, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными*, используют формы некоторых падежей*; появляется первое лицо глаголов* и местоимение «я».
9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
10. Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает*, то заменяется*, то произносится верно.
11. Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова*).
12. У части детей слабый, тихий голос.
|