Ученые, исследовавшие связную речь
Ученые, исследовавшие связную речь
Рубинштейн С.Л., Ерастова С.Л., Леушина А.М., Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э., Гербова В.В., Лаврик М.С., Ворошнина Л.В., Коротковой Э.П., Слама-Казаку Т., Виноградова Н.Ф., Чулкова А.В., Ушакова О.С., Зрожевская А.А., Шадрина Л.Г., Гризик Т.И., Елкина Н.В., Смольникова Н.Г.
Признаки связной речи
1. Содержательность (хорошее знание предмета или явления о котором говорится).
2. Точность (правдивое отображение действительности, правильный подбор слов, наиболее подходящих к данному содержанию).
3. Логичность (последовательное изложение мыслей).
4. Ясность (понятность для окружающих).
5. Правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Виды связной речи
1. Диалог – беседа 2-х и более людей.
2. Монолог – продолжительное по времени высказывание одного человека.
Последовательность возникновения диалога и монолога
Диалог появляется у ребенка раньше монолога в виде ответа ребенка на обращения взрослого. Первые «ответы» ребенка проявляются в отдельных звукокомплексах, движениях глаз, повороте головы, улыбке. Так же к зарождению диалога можно отнести требования ребенка к удовлетворению его потребностей в питье, еде.
Понятие о ситуативной и контекстной речи
Первой у ребенка появляется ситуативная речь – то есть речь, понятная только в одной, конкретной, наглядной ситуации. (Ребенок требует: «Дяй, дяй, дяй!» и тянет руки к стакану с водой, мы понимаем, что ребенок хочет пить. В данном случае, не видя ситуации невозможно определить что хочет ребенок)
Позже появляется контекстная речь, то есть речь, понятная в отрыве от ситуации (Ребенок говорит: «Я сегодня очень хотел пить и папа дал мне воды». В данном случае, все понятно об уже прошедшей ситуации (контекстной) - что ребенок хотел пить и был напоен).
Ситуативная речь не пропадает, когда ребенок вырастает, она присутствует и у взрослых, как правило, в диалогах между хорошо знакомыми людьми, когда часть слов заменяется на выразительную мимику, взгляды, жесты.*
Исследования Рузской А.Г., РейнстейнА.Э доказали, что в общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в общении со взрослыми – ситуативной речью (простой). Это связано со следующими особенностями:
1. Взрослый воспринимается ребенком как источник удовлетворения естественных потребностей и от взрослого ребенок требует то, что срочно хочет получить, в зависимости от текущей ситуации, то есть обращения к взрослому изначально конкретны. Вместе с тем, взрослый лучше понимает ребенка и чаще догадывается, что ребенок хотел сказать, часто взрослые сами договаривают за ребенком предложения или подсказывают слова, словосочетания. То есть сообразительность взрослых не ставит ребенка перед задачей полностью использовать свои речевые возможности.
2. Сверстник воспринимается дошкольником как «тренажер» для отработки полученных речевых умений и знаний и, именно, на нем ребенок пробует чаще чем на взрослом употреблять контекстную речь. При этом, сверстник еще не очень хорошо умеет расшифровывать обращенную к нему речь и ребенку приходится больше стараться при подборе слов и построении предложений = освоение контекстной речи.
|