Содержание книги

  1. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас
  2. Лекция 2 онтогенез детской речи (развитие речи детей)
  3. Роль речи в развитии ребенка – тотальна
  4. Лекция 3 особенности развития речи детей по возрастам (к каждому возрасту характеристика)
  5. Уровень развития речи детей в два года
  6. Уровень развития речи детей в три года
  7. Уровень развития речи детей в пять лет
  8. Лекция 7. Онтогенез звукопроизношения.
  9. Любимые слова детей дошкольного возраста»
  10. Всего за день ребенок произносит около 11 000 слов. Конечно многие слова повторяются.
  11. Основные периоды усвоения гср русского языка (А. Н. Гвоздев)
  12. ЛЕКЦИЯ 7. Социальные условия нормального развития речи
  13. Признаки благополучного развития речи у ребенка
  14. Ученые, исследовавшие связную речь
  15. Виды монолога (виды монолога расставлены в последовательности их усложнения)
  16. Речь и её развитие в онтогенезе
  17. Некоторые теории речевого развития
  18. Любое отклонение от нормы нуждается в консультации специалиста. Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его удается исправить.
  19. Роль речевой функции в психическом развитии ребенка
  20. Периодизация речевого развития
  21. Этапы речевого развития ребенка
  22. Список используемой литературы
  23. Дисциплина «онтогенез речевой деятельности»
  24. В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.
  25. Голос обладает силой, высотой и тембром.
  26. Тема 2. Начальные этапы речевого развития.
  27. К концу первого года жизни появляются первые слова.
  28. Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
  29. Тема 3. Психологические закономерности овладения значением слова в онтогенезе
  30. Тема 4. Развитие лексики детской речи.
  31. Формирование грамматического строя речи в ходе онтогенеза
  32. Закономерности овладения синтаксисом в онтогенезе
  33. Типичные грамматические ошибки в речи детей как отражение специфических особенностей овладения системой родного языка в онтогенезе.
  34. Эгоцентрическая и внутренняя речь.
  35. ПИАЖЕ!!!!. в) Эгоцентрическое мышление.
  36. Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической речи и мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям пиаже.
  37. Тема 7. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития.
  38. Лекция № 1. Объект и предмет онтолингвистики
  39. Лекция № 2. История изучения детской речи в России и за рубежом
  40. Лекция № 3. Основные этапы формирования речевой деятельности в онтогенезе
  41. Тема 7. Довербальный этап развития детской речи
  42. Лекция № 5. Овладение звуковой (фонетической) стороной речи
  43. Лекция № 6. Развитие лексикона (лексического строя речи)
  44. Лекция № 7. Формирование грамматического строя речи в ходе онтогенеза
  45. Лекция №8. Формирование связной речи в ходе речевого онтогенеза
  46. Лекция № 9. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любимые слова детей дошкольного возраста»



ЛЕКЦИЯ 8. ОНТОГЕНЕЗ СЛОВАРЯ

Онтогенез словаря

Словарь и лексика – синонимы.

Словарная работа и лексическая работа – синонимы.

Словарь –словарный запас отдельного человека = лексикон

Словарь активный –те слова, которые употребляет в речи.

Словарь пассивный – те слова, которые понимает, но не употребляет в собственной речи

В возрасте около года, родители могут решить, что их ребенок знает больше слов, чем указано по статистике (см. ниже). На самом деле нельзя говорить об усвоении ребенком слова, пока он не начнет на него одинаково реагировать во всех ситуациях и при различных интонациях. То есть на вопрос: «Где собачка?» если ребенок реагирует правильно дома и не реагирует на улице, значит «собачка» для него это еще не слово, а только звуковой компонент той ситуации, которая разыгрывается дома. Этому ребенку нужно еще немного времени, чтобы «собачка» стала словом.

Первоначально, примерно до возраста 2-х лет почти все слова-существительные при их усвоении проходят стадию связи с действием. То есть при назывании предмета, если ребенок его опознал на слух, начинается ориентировочная реакция. Малыш ищет этот предмет и стремится выполнить с ним привычные действия (кружка – пить).

Следующий этап в освоении ребенком слова эта работа подражательного рефлекса – ребенок, услышав слово пытается многократно его проговорить, испытывая при этом удовольствие. (бака-бака-бака = собака).

Первые слова, появившиеся у ребенка носят функцию слов предложений. Ребенок говорит с разной интонацией и выражением лица «мама» и это может означать: я рад тебя видеть; или где ты была, мне без тебя плохо было, или иди сюда; или хочу есть; или спаси меня от вон того страшного зверя; или не отдавай меня на ручки этой тете Маше. Смысл слов-предложений полностью зависит от ситуации и потребностей ребенка на момент их произнесения.

Состав словаря у каждого ребенка глубоко индивидуален и зависит от образа жизни семьи, её культурного уровня, стиля материнского общения (императивный – словарь формируется позже, глаголов больше, чем у ребенка с комментирующей матерью, при комментирующей матери словарь формируется раньше, в нем существительных больше, чем у ребенка с императивной матерью. Затем разница в словаре исчезает). В возрасте 4 лет и позже словарь ребенка начинает отражать круг его интересов (география, космос, динозавры, машины), но круг интересов ребенка, так же зависит от образа жизни семьи. Императивный стиль – много молчим, даем указания. Похвалу и замечания только по делу. Комментирующий стиль – постоянно проговариваем что делаем сами, что делаем с ребенком, что делает сам ребенок.

Около 1 года – 12-20 слов. 80% составляют существительные. Глаголы (бух- падать, ам- кушать);.

–прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи отсутствуют.

–Первая степень обобщения слов*. Чтобы ребенок усвоил слово требуется 50-70 повторений с совпадением слова и предмета.

–Слова-предложения.

–Пассивное усвоение словаря (что рядом с ребенком произнесли, то и усвоил, те слова, которые чаще произносили, те быстрее освоил)

Около 2 лет – 200 - 300 слов. существительные – 75%, глаголы составляют 20% от общей речи. Прилагательные - 5%, появляются такие слова, как: хорошо, плохо. Местоимения также 5%.

–Активное расширение словаря – теперь ребенок сам спрашивает «Что это?».

–Появляется эффект «растяжения лексики» - одним словом называет все похожее («кися» - кошка, любая пушистая плюшевая игрушка, шапка, стрижка).

–Первая степень обобщения, начинает формироваться 2-ая степень обобщения. На вопрос: «Что такое стол» ребенок может ответить: «На нем едят». Для усвоения слова требуется 10 совпадений при проговаривании слова и предмета.

Около 3 лет – 1000 –1500 слов.

–местоимения и наречия часто путают при употреблении. Появляются служебные части речи. Простые предлоги и союзы: на, в, под, из.

–Вторая степень обобщения слов*.

–Начинает уменьшаться проявление растяжения словаря.

–Статистика по трехлетним детям – 36 % слов – бытовые слова; 16 % - объекты природы; 15 % - средства и способы передвижения. 1/3 от всех употребляемых за день слов = глаголы.

4 года – 1900 слов. есть сравнительная степень* больше, меньше. Появляются сложные союзы: потому что, чтобы, если б.

–Третья степень обобщения слов*. На вопрос: «Что такое стол?», ребенок может ответить: «Это мебель».

–Происходит уточнение словаря по типу освоения синонимов (веселый радостный, грустный – больной – по внешнему виду для детей это одинаково; и по типу разбора предметов на часть и целое (чайник – донышко, носик, ручка, крышечка).

5 лет – 2000-2500 слов. Четвертая степень обобщения слов*. Уточнение словаря.

6 лет – 3500 – 4000 слов (перечислить все) (шутка). Уточнение словаря

7 лет – 7 000 слов. Уточнение словаря

Словарь, сформировавшийся в дошкольном возрасте является ядром, которое мало меняется у человека в течении жизни. У среднего взрослого человека в активном словаре – 9 000 слов (у Пушкина 21 000 слов в активном словаре).

1. Я

2. Хочу

3. Буду

4. Люблю

5. Слова обозначающие людей*.

6. Слова, обозначающие размер*.

7. Слова, обозначающие цвет*.

8. Сравнительная степень прилагательных*.

9. Слова, обозначающие отрицательные оттенки*.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.164 (0.007 с.)