Лекция 7. Онтогенез звукопроизношения.
Онтогенез звукопроизношения Гвоздев А.Н., Хватцев М.Е., Красногорский Н.И., Карпова С.Н., Сохин Ф.А.,
Звуки речи усваиваются в определенной последовательности, при чем вначале ребенок усваивает не те звуки, которые чаще слышит от взрослых, а те, которые ему легче произносить.
Легче произносить звуки:
– связанные с безусловными рефлексами (сосательный рефлекс способствует возникновению губных звуков*),
– связанные с положение ребенка (из-за положения «лежа на спине» - заднеязычные, небные*),
– связанные с размером языка относительно ротовой полости* (язык, относительно ротовой полости значительно больше чем у взрослого человека – ребенку так легче сосать грудь) и повышенным тонусом мышц в артикуляционном аппарате – то есть мягкие пары*.
Большинство звуков формируется не сразу, а через промежуточные, переходные звуки, напр.: с-сь-ш.
При усвоении звука, может наблюдаться явление гиперкоррекции, то есть освоенный звук начинает употребляться в словах, вместо схожих звуков*.
На 2 месяце – появляется недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовых реакций – это гуление*.
Можно выделить гласные: а, о, у, э.
Согласные п, м, к, г, х.
На 3 -4 месяце – появляется лепет*.
5 месяцев – неосознанное появление звуков и их комплексов.
6 месяцев – подражательное повторение отдельных ритмичных слогов*.
8 месяцев – произносит 8 слогов, образованных повторением одного и того же слога (лепет)*.
1 -2 года – появляются гласные о. а. э.
Согласные п. б. м
характерные возрасту недостатки звукопроизношения – пропуск (эллизия) согласных при стечениях и в многосложных словах*; добавления гласных между согласных при их стечении*, и в конце слов, заканчивающихся на согласные звуки*. Ассимиляция звуков в слове (уподобление) – если в слове 2-3 согласных*, то трудные согласные заменяются на более простые согласные, находящиеся в этом же слове. Может быть и ассимиляция гласных звуков*. Смягчение согласных звуков*. Замены (субституция) согласных звуков*, в том числе и по звонкости-глухости*. Метатезис звуков* (перестановка звуков)
2 -3 года – гласные ы и у
Согласные ф в т д н к г х й
Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в меньшем количестве.
3-4 года - Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в ещё меньшем количестве.
4 – 5 лет – свистящие з с ц
Шипящие ш ж ч щ
Из ошибок сохраняются замены некоторых, наиболее сложных согласных*.
5 -6 лет – р л. - появляются
|