Основные периоды усвоения гср русского языка (А. Н. Гвоздев)
Первый период (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.) – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются.
Второй период (от 1 г. 10 мес. до 3 лет) – период усвоения грамматической структуры предложения – начинают усваиваться первые формы ГСР. Переход к предложениям возможен после накопления ребенком словаря в 40-60 слов.
Третий период (от 3 до 7 лет) – период усвоения морфологической системы русского языка (склонения (изменения существительных); спряжения (изменения глаголов)). В том числе усваиваются в исключения.
1год 1 месяц – именительный*, винительный падеж*, для обозначения места*. Предлог опускается*
1 г. 8 мес. – появляются двухсловные предложения (неполные, простые)*.
2 года – постепенно формируются грамматические категории. Предложения без соответствующих грамматических оформлений из 3-4-х слов* – это простые распространенные предложения, появляются первые предложения с однородными членами* и первые бессоюзные сложные предложения*. В словах неправильно используются окончания*. Используют глаголы в повелительном наклонении, 2-ого лица, ед.ч.*.
3 года – ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции, глаголы пр*., наст*, буд*. времени, всех лиц***. Использует правильно все падежи****** в ед. ч. , частично правильно падежи во множественном числе***. Присутствуют прилагательные в им. п. мужского* или женского* рода. При общении используют структуру простого распространенного предложения, использует в речи правильные окончания. Появляются сложные предложения с союзами – сочинительные* и подчинительные*.
4 года – ребенок говорит грамматически правильно оформленными предложениями в которых изредка возникают ошибки при согласовании редко встречающихся или впервые встретившихся ребенку слов*. 8 % предложений – сложные. Наиболее часто употребляемые предлоги (верно для всех возрастов) – у, в, на, с. Редко употребляемые детьми предлоги – над, между, через, до. Дети практически не пользуются предлогами – под, перед, около, о. Наиболее часто употребляемые детьми союзы – а, и, как, если.
5-6 лет – высказывания ребенка достаточно пространны. Ребенок свободно общается не только при помощи грамматически правильных простых распространенных предложений, но и многих видов сложных предложений с использованием союзов и связных слов. 11 % - сложных предложений в 5 лет; 17 % сложных предложений в 6 лет.
таким образом к концу дошкольного периода дети должны владеть грамматически правильно оформленной фразовой речью.
|