Глава 2 Методы и организация исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2 Методы и организация исследования



Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-теоритический анализ и обобщение литературных источников и научно -методических материалов по исследуемой проблеме.

- индивидуальная беседа.

- педагогическое наблюдение.

- педагогическое тестирование.

- анкетирование.

-антропометрические измерения.

-педагогический эксперимент

-методы математической статистики.

Теоритический анализ и обобщение литературных источников и научно методических материалов по исследуемой проблеме. Работа с литературными источниками являлась одним из главных путей в сборе материала по теме диссертации. При этом источники научно-методической литературы подвергались анализу, сопоставлялись с различных точек зрения авторов и на основе этого делались собственные обобщения, замечания, суждения.

При анализе литературных данных излагались не только доводы авторов, но подкреплялись или наоборот опровергались рассматриваемые положения примером из собственного практического опыта.

Для более полного анализа были проработаны материалы по теме специальности 13.00.04. в отделе диссертаций РГБ, а так же использовались источники из интернета. В ходе реализации этого метода исследования были проанализированы и использованы в данной работе материалы из 238 источников на русском языке и 8 источников на иностранных языках, а так же 2 источника сети интернет.

Обобщение и систематизация полученной информации были положены в основу разрабатываемой нами экспериментальной программы физического воспитания детей дошкольного возраста на основе элементов гандбола.

Индивидуальная беседа. Индивидуальная беседа с детьми включала вопросы о правилах поведения на физкультурных занятиях в различных ситуациях и мотивах их выполнения.

- какие ты знаешь правила поведения.

- для чего необходимо их выполнять.

- выполняешь ли ты правила.

Как ты поступишь если:

- тот или другой ребенок упал.

- если тебя кто-то толкнул во время игры.

- если нарушают правила игры.

- если тебе нагрубили.

А так же в ходе беседы выяснялись мотивы занятием детьми физической культурой.

Педагогическое наблюдение. Использовалось на физкультурных занятиях с детьми контрольной и экспериментальной группв ходекоторого фиксировалась общая направленность поведения детей старшего дошкольного возраста по отношению к одногруппникам. Доброжелательность обращений и ответов, совместных действий, соотношение доброжелательных и недоброжелательных поступков детей. Так же отмечались невербальные проявления доброжелательности и недоброжелательности[87].

Педагогическое тестирование. Педагогические тесты применялись как наиболее оптимальное средство выявления уровня умений и навыков, как форма текущего и итогового контроля, как метод научного исследования. Для определения уровня сформированности основных двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста, а так же с целью выявления эффективности использования нашей методики проводилось контрольные тестирования рекомендованные Степаненковой Э. Я.[180] таблица 1.

Таблица 1 - Контрольные тесты определения физической подготовленности, проводимые с детьми опытных групп

№ п\п Наименование теста Описание теста Предназначение теста
1 Бег 500 м Выполнялся непрерывный бег в равномерном темпе. Тест считался выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки. Применялся для определения уровня развития выносливости.
2 Бег 30 м с высокого старта Осуществляется непрерывный бег в высоком темпе движения. Применялся для диагностики быстроты
3 Бег 3×10 м Бег осуществлялся на прямолинейной дорожке длиной десять метров, ограниченной двумя чертами. Применялся для диагностики уровня развития быстроты
4 Прыжок в длину Прыжок выполнялся на полу в зале, вдоль сделанной разметки на длину один метр пятьдесят сантиметров, через каждые десять сантиметров. Измерялись результаты от носков ног в начале прыжка, до пяток ног в конце прыжка. Прыжок реализовывался три раза, регистрировалась лучшая из попыток. Применялся для диагностики степени развития скоростно-силовых качеств
5 Равновесие Тест осуществлялся в стойке на одной ноге, другая согнута вперед, лодыжка прикасается к коленному суставу опорной ноги, руки на поясе. Приняв это положение ребенок закрывает глаза. Предоставлялось две попытки, регистрировалась лучшая из попыток. Применялся для диагностики степени развития ловкости
6 Наклон вперед Тест осуществлялся стоя на гимнастической скамейке высотою двадцать пять сантиметров. Для измерения уровня наклона, линейка крепилась так, что бы нулевая отметка соответствовала уровню опоры. Если ребенок не мог дотянутся до уровня нулевой отметки, то результат регистрировался со знаком минус. При выполнении теста ноги в коленях дети не сгибали. Применялся для диагностики степени развития гибкости
7 Сгибание туловища Дети выполняли сгибание туловища, лежа на спине, руки за головой, ноги удерживаются инструктором. Тест выполнялся максимальное количество раз в течении одной попытки. Применялся для диагностики степени развития силы и силовой выносливости мышц живота
8 Разгибание туловища Тест осуществлялся лежа на гимнастической скамейке, руки за головой, ноги удерживаются инструктором. Тест выполнялся максимальное количество раз в течении одной попытки. Применялся для диагностики степени развития силы и силовой выносливости

В ходе проведения контрольного тестирования детей старшего дошкольного возраста соблюдались следующие правила:

- создание соревновательной атмосферы как мотивацию к стремлению показать лучший результат;

- выделялось время для восстановления между тестами;

- порядок выполнения тестов в течении всего периода исследования не менялся;

- условия проведения контрольных тестов были одинаковы для всех испытуемых;

- соблюдалась точность регистрации показателей.

Анкетирование. Анкетирование и интервьюирование инструкторов по физическому воспитанию, воспитателей ДОУ, родителей были проведены с целью получения необходимой информации о результатах эксперимента.

Анкетирование детей проводилось с целью выявления мотивационной сферы их двигательной активности. Результаты анкетирования представлены в четвертой главе. Содержание анкеты представлено в приложении.

Антропометрические измерения. Для изучения показателей физического развития. Нами были использованы общепринятые методики их измерения и оценки у детей дошкольного возраста [76].

Измерялись и оценивались: масса тела, длина тела, окружность грудной клетки, частота сердечных сокращений.

- Длину тела измеряли с помощью ростомера в сантиметрах.

- Массу тела устанавливали с помощью медицинских весов с точностью до 50 грамм.

- Окружность грудной клетки измеряли с помощью матерчатой измерительной ленты в сантиметрах.

- Частота сердечных сокращений измерялась у детей с целью оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы. Измерения производились в состоянии покоя (в положении сидя), фиксировались показатели частоты сердечных сокращений (с помощью индикатора пульса).

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент применялся для практического обоснования эффективности применения, в воспитательном процессе разработанной нами экспериментальной программы физического воспитания детей дошкольного возраста на основе элементов гандбола. Педагогический эксперимент включал в себя предложенную автором экспериментальную программу физического воспитания детей дошкольного возраста на основе элементов гандбола, по повышению уровня физической подготовленности и физического развития. С содержанием экспериментальной программы физического воспитания детей дошкольного возраста на основе элементов гандбола можно ознакомиться в третьей главе данной работы.

Эксперимент носил линейный характер, то есть сравнивались показатели физической подготовленности и физического развития детей экспериментальной и контрольной групп в начале и конце эксперимента (сентябрь 2016 года, май 2018 года).

В нашей работе применялся также сравнительный эксперимент. Суть его содержалась в том, что по завершении эксперимента сравнивались между собой показатели экспериментальной и контрольной групп.

В экспериментах участвовали дети 5-7 лет ДОУ №63 «Карусель» поселка Белоозерский Воскресенского района Московской области. Дети экспериментальной группы занимались по предложенной автором программе, а дети контрольной группы по «Программе воспитания и обучения в детском саду»(2004) –под редакцией М. А. Васильевой [161].

Методы математической статистики. Выполнялись по общепринятой методике с вычислением значения t-критерия Стьюдента и сравнении его с критическим значением t, различия между выборочными средними принимались за существенные при 5% уровне значимости (<0,05), что признается вполне надежным в педагогических исследованиях. Статистическая обработка полученных нами данных производилась на ПЭВМ с использованием пакета прикладных STATGRAPFIICS PLUS 5.1.

Организация исследования

В организации исследования с учетом решаемых задач выделены три этапа.

Первый этап (ноябрь 2015 – август 2016гг.) - осуществлялся анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, проводилось анкетирование и опрос, родителей и инструкторов физического воспитания МДОУ. Анализировались состояние и тенденции развития современного дошкольного образования, изучались имеющиеся подходы к программно-содержательному обеспечению воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, раскрывалась роль двигательной активности в развитии детей дошкольного возраста, рассматривались особенности развития двигательной функции в этом возраста.

На основе анализа и обобщения научно-методической литературы и педагогической практики формулировались противоречие и проблема исследования, определялись предмет, цели и задачи исследования. Разрабатывались основные положения рабочей гипотезы, осуществлялся подбор адекватных предмету и цели исследования научных методов, разрабатывалась экспериментальная программа реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола, разрабатывалась модель ее реализации, в воспитательном процессе, осуществлялся подбор опытно-экспериментальной базы для проведения формирующего педагогического эксперимента.

На втором этапе (сентябрь 2016 – май 2018 гг.) - опытно-экспериментальном, проводился формирующий педагогический эксперимент, продолжительность которого составила два года. Под наблюдением находились практически здоровые дошкольники из двух групп ДОУ в количестве 40 человек. Из них были сформированы две однородные группы, экспериментальная в количестве 20 человек и контрольная в количестве 20 человек. В контрольной группе дети занимались по программе «Программе воспитания и обучения в детском саду»(2004) –под редакцией М. А. Васильевой [161], в экспериментальной группе дети дополнительно занимались по разработанной нами программе реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола.

Третий этап (май – октябрь 2018 г.) - была проведена обработка экспериментальных данных, полученных в ходе педагогического эксперимента. Для обработки экспериментальных данных были использованы методы математической статистики. Осуществлялось написание и оформление диссертационной работы, внедрение результатов исследования в практику.

Базой экспериментального исследования явилось дошкольное образовательное учреждение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.01 с.)