Влияние игры в гандбол на мотивационно-эмоциональную сферу детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние игры в гандбол на мотивационно-эмоциональную сферу детей дошкольного возраста



В дошкольном детстве начинает формироваться мотивационно-эмоциональная сфера детей. Располагая этой информацией педагогу необходимо формировать у детей устойчивую потребность в освоении ценностей физической культуры, а так же стимулировать его стремления к самопознанию и самосовершенствованию[206, 207, 208].

Из практики физического воспитания и спорта известно, что если занимающиеся обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потребности и интересы в учебно-воспитательном процессе, то его эффективность будет высокой. Поэтому изучение мотивационной сферы детей дошкольного возраста, его интересов в сфере физической культуры представляется нам важным, и мы также хотели бы рассмотреть их в нашей работе.

Изучением мотивов занимались многие зарубежные и отечественные ученые[25, 45, 94, 121, 130, 144, 147, 155, 202, 232]. Некоторые ученые указывают, что мотивы и эмоции, развиваются на протяжении всего детства, в последствии овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм и идеалов. В частности мотивы поведения дошкольника на протяжении детства значительно меняются. В младшем дошкольном возрасте ребенок действует под воздействием возникших на данное время желаний и чувств, и не отдает себе отчета, для чего он совершает те или иные поступки. В старшем же дошкольном возрасте ребенок в большинстве случаев может пояснить, почему он поступил именно таким образом, а не иначе. Дошкольная педагогика справедливо отмечает: то, что интересно и понятно детям, усваивается ими легче, быстрее и прочнее. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание качественно[144].

Мотивы складываются под влиянием обстоятельств жизни дошкольника и развивают его память, восприятие, мышление и т.д. Мотивы выполняют двойную функцию, первое - побуждают и направляют деятельность, во вторых придают деятельности субъективный смысл. То есть смысл деятельности обусловливаться ее мотивом. Педагог с целью решения стоящих перед ним задач физического воспитания обязан понимать мотивы поведения дошкольника[27]. Так по некоторым исследованиям одним из основных мотивов занятий детьми спортом, является их эмоциональная привлекательность[45]. Эмоции это особый класс психических процессов и состояний, которые в форме чувственного переживания отображают значимость объектов и событий во внешнем и внутреннем мире ребенка для его жизнедеятельности. Эмоции в зависимости от их характера оказываю тонизирующее либо угнетающие действие на интеллектуальную деятельность и тем самым в существенной степени предопределяют эффективность обучения, и принимаю участие в становлении разнообразной творческой деятельности дошкольника[233].

Формирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста происходит исподволь в общении с окружающими его людьми и в процессе всевозможных видов деятельности. Расширение эмоционального опыта дошкольника, его глубина и модальность в большой степени определяют направленность формирующейся личности. Старших дошкольников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое. Монотонные занятия быстро снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Большое место в сознании старшего дошкольника занимает педагог. Его отношение к ребенку, его оценки, его высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У старших дошкольников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех и др. [52].

Ребенок старшего дошкольного возраста это существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми сторонами его жизни. Он полон экспрессии, его чувства быстро и ярко вспыхивают, но он уже умеет быть сдержанным, скрывать страх, агрессию, слезы. Потребность положительных эмоций определяет поведение ребенка. Это возраст, когда ребенок начинает осознавать людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Ребенок уже может управлять своими эмоциями и поведением, подчинять свои действия требованиям, преодолевать трудности и добиваться достижения поставленной цели.

Некоторые авторы на основании проведенных ими исследований утверждают, что эмоции развиваясь в деятельности, играют своеобразную регулирующую роль, так базируясь на чувствительность дошкольника, можно успешно формировать у него образы движений, оптимизм, радостное настроение чувство гармонии[25, 45, 94, 121, 130, 144, 147, 155].

Осуществление любой деятельности зависит от того, чем она побуждается, т. е. от ее мотивов. При наличии интереса к деятельности ее мотив совпадает с целью – познать и овладеть этой деятельностью. Без наличия положительных мотивов интерес к деятельности может быстро угаснуть.

Уже в старшем дошкольном возрасте можно сформировать у детей довольно устойчивый интерес к деятельности. Он возникает как результат развития ребенка, одновременно способствуя этому развитию. В этот возрастной период ребенка-дошкольника интерес начинает проявляться как мотив действий ребенка и направляет его поведение. Мотивы занятий физической культурой у детей дошкольного возраста условно делят на общие и конкретные, что, впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание детей заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно – им безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься определенными упражнениями[147].

Мотивы занятий спортивной игрой у дошкольников непосредственно связаны с процессом деятельности и ее результатом. Первое, ребенок удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от игры.

Во вторых он может стремиться к получению следующих результатов:

Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).

Самовыражение и самоутверждение.

Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.) при участии в подвижных играх с бегом.

И главное, наиболее сильным стимулом для занятий спортивной игрой является именно удовольствие, огромное чувство радости, которое он приносит детям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.005 с.)