Гуманное поведение детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманное поведение детей дошкольного возраста



П.Ф. Лесгафт писал, что физическое воспитание - это не только оздоровительные функции и укрепление организации и формирование спортивных навыков, оно должно быть так же связано с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания [124]. Тем не менее, в настоящее время в практике и теории физического воспитания детей дошкольного возраста не акцентируется надлежащего внимания, на формирование гуманного поведения дошкольников во время занятий по физической культуре в ДОУ[146, 162, 180].

Гуманное поведение у детей старшего дошкольного возраста выражается в общительности, чуткости, внимательности, доброжелательности, уважительном отношении к своим родным и окружающим [171]. Вопросы формирования гуманного поведения детей в настоящее время приобрели особенную актуальность, так как в каждом ДОУ, в детском коллективе всё больше стало встречатся детей, конфликтующих со сверстниками. При отсутствии педагогического воздействия в поведении детей могут окрепнуть качества эгоизма, равнодушия к радостям и неприятностям других, неуважительного отношения к педагогам и сверстникам [131].

Формирование опыта и привычек гуманного поведения у детей во многом зависит от их эмоционального состояния. Оно содействует или препятствует полноценному участию дошкольника в совместной деятельности [117]. Доброжелательность по отношению к сверстникам проявляется в особом эмоциональном состоянии, выражающемся в мимике, жестах и двигательной экспрессии [80].

Психологические исследования обнаружили, что в старшем дошкольном возрасте образовываются наиболее подходящие условия для развития доброжелательных отношений [123, 170 и д. р.]. Были выделены психологические особенности детей рассматриваемого возраста, которые нужно учитывать при формировании доброжелательных отношений с окружающими:

- в старшем дошкольном возрасте более значимо выказывается потребность детей в общении со сверстниками

- начинает активно проявляться интерес к внутреннему миру других людей их чувствам и переживаниям без чего невозможно воспитания привычек гуманного поведения

- начинается активное освоение норм нравственности, это период постижения узловых «этических инстанций», проявления интереса дошкольников к правилам и нормам регулирующих поведение в коллективе.

На основе нравственных представлений и суждений, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, а прежде всего, пониманием нравственных требований, критериев нравственной оценки. Развивающееся самосознание дошкольника, появление самооценок и оценок служат осознанию нравственного смысла гуманных отношений [157].

Мы со своей стороны предполагаем, что игра детей в команде будет содействовать воспитанию сотрудничества, которое требует умения договариваться, координировать свои действия с партнерами по команде, позитивно реагировать на возникшие противоречия. При выполнении разнообразных двигательных действий у дошкольников формируется навык переживать положительные эмоции от успешных совместных действий, получают опыт проявления внимания друг к другу и взаимопомощи. Все это обеспечивает перевод к более сложному моральному содержанию, к более осознанным проявлениям доброжелательности [174].

 В игре в гандбол в ходе основных движений возникают ситуации, ставящие детей перед необходимостью содействия своим товарищам. Дети по инициативе преподавателя могут привлекаться к оказанию помощи друг другу, что в свою очередь содействует воспитанию заботливого отношения к тем, кто в ней нуждается. Соответствующая обстановка в процессе выполнения основных движений в гандболе побуждает детей к большей самостоятельности и инициативе в проявлении данных отношений. Игровые переживания в сознании ребенка оставляют глубокий след и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами [175].

Многие ученые при анализе воспитательного потенциала подвижных игр в основном указывают на развитие таких качеств у детей, как смелость, решительность и т.д. [2, 7и др.]. Но мы в своей работе так же хотим обратить внимание на развитие у дошкольников при помощи игры в гандбол таких положительных моментов как объединение детей в игровой коллектив, достижение коллективного успеха в ходе конкретного матча, наличие в игре ролей (полевой игрок, вратарь), правил, в которых заложено большое воспитательное значение [68]. Ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в спортивной игре. Вот почему спортивная игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели [85]. Правила создают в игре в гандбол определенные условия, в рамках которых дошкольник, при должном руководстве не может не проявить воспитываемых у него качеств [174].

Эти условия во многом связаны с игровым характером, который определяет эмоциональность, непринуждённый характер действий, свободное самораскрытие ребенка [94]. Спортивная игра в гандбол создает среду, в которой ребенок может выработать положительную самооценку и приобрести дополнительную уверенность в своих силах. Она помогает развитию духа сотрудничества между детьми, способствует выработке правильного отношения к победам и поражениям. Мы полагаем, что формирование гуманных взаимоотношений у старших дошкольников, будет развиваться в совместной игровой деятельности, а собственно в спортивной игре.

Выводы по первой главе:

1. Физическое воспитание дошкольников неразрывно связано с разработкой современных педагогических технологий, направленных на активизацию освоения здоровье формирующих ценностей физической и спортивной культуры в ДОУ. Мы предполагаем, что творческая активность дошкольников на занятиях физической культурой может, проявляется не только в оптимизации двигательной деятельности, но и в осмысленном овладении практическим материалом. При этом двигательная активность в сочетании с умственной содействует у детей развитию осознанного отношения к занятиям физической культурой. Однако регламентация процесса физического воспитания затрудняет развитие мыслительных способностей, в связи с этим и необходимо использовать принцип развивающего обучения, так и не нашедшего применения в практике физического воспитания дошкольников.

2. Учет закономерностей развития организма ребенка и особенностей функционирования его систем на разных этапах онтогенеза является очень важным условием охраны здоровья и разработки, подходящих для возраста дошкольника педагогических методик физического воспитания.

3. Анализ научной литературы показывает, что на нынешнем этапе развития физического воспитания дошкольников недостаточно освещен вопрос физического обучения детей старшего дошкольного возраста основам спортивных игр, а в частности гандбола, поэтому разработка комплексной методики обучения старших дошкольников основам гандбола нами представляется актуальной и востребованной. 

4. Игра в гандбол отличается от подвижных игр большей определенностью. Состав команд ограничивается установленным числом участников, а продолжительность игры - определенным временем. Гандбол - игра коллективная, а в играх коллективного характера нередко возникают конфликты, споры между детьми, разрешать которые дети будут учиться также в ходе игр. Игры и упражнения с мячом развивают навыки поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи, приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку.

5. Мотивы занятий спортивной игрой у дошкольников непосредственно связаны с процессом деятельности и ее результатом. Первое ребенок удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от игры.

Во вторых он может стремиться к получению следующих результатов:

самосовершенствование, самовыражение, самоутверждение и

удовлетворение духовных потребностей. И главное, наиболее сильным стимулом для занятий спортивной игрой является именно удовольствие, огромное чувство радости, которое она приносит детям.

6. Ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в спортивной игре. Вот почему она дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. Спортивная игра в гандбол создает среду, в которой ребенок может выработать положительную самооценку и приобрести дополнительную уверенность в своих силах. Она помогает развитию духа сотрудничества между детьми, способствует выработке правильного отношения к победам и поражениям. Мы полагаем, что формирование гуманных взаимоотношений у старших дошкольников, будет развиваться в совместной игровой деятельности, а собственно в спортивной игре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 17; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.009 с.)