Влияния физкультурных занятий с использованием элементов игры в гандбол, на развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияния физкультурных занятий с использованием элементов игры в гандбол, на развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста



Вырабатывание опыта гуманного поведения и проявления доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в ходе нашей экспериментальной программы физического воспитания детей дошкольного возраста на основе элементов гандбола реализовывалась в виде целостного воспитательного процесса на основе совместной деятельности и партнерства с детьми. Проведенное экспериментальное исследование показало, что для формирования опыта и привычек гуманного поведения и проявления доброжелательности у детей необходима целостная организация игровой деятельности детей на занятиях физической культуры. Данная деятельность обеспечивала активность детей, качественную модификацию и корректировку моральных представлений, стимулировала гуманные проявления, фиксируя их в социальном опыте. Гуманные отношения превратились у большинства детей экспериментальной группы в норму поведения.

В ходе проведенных наблюдений за детьми обоих групп, а также после обработки результатов беседы с детьми нами было установлено следующее.

Анализ наблюдений показал позитивную динамику общей нравственной позиции детей экспериментальной группы. Взаимоотношения большинства детей стали доброжелательными, что проявлялось в обращениях и ответах детей в процессе физкультурных занятий, готовности оказать помощь друг другу, эмоционально-положительной реакции на успехи сверстников.

Дети стали по разному проявлять доброжелательность по отношению к сверстникам: научились понимать состояние других детей и проявлять к ним сочувствие, стали более приветливы друг с другом, старались оказать помощь если у другого ребенка возникли трудности. У детей экспериментальной группы снизилась избирательность по отношению к другим ребятам, что выражалось в том, что дети более развитыефизически стали чаще приглашать в игры менее развитых детей. Дошкольники стали приветливее относится к детям, которым они ранее не симпатизировали, стали чаще улыбаться друг другу. Более активные дети стали менее агрессивно относится к робким детям и менее развитым одногруппникам, стали их приглашать в совместные игры. У детей появилась эмоциональная отзывчивость, побуждением к доброжелательным отношениям со сверстниками являлся гуманный мотив оказать помощь. У детей сформировалась устойчивая доброжелательность, которая проявлялась как в реальных ситуациях, так в поведении детей.

Особенно хорошо повышение доброжелательности прослеживалось во время игры в ручной мяч для дошкольников и во время подводящих игр. Если в начале занятий по экспериментальной программе более физически развитые дети выражали вербально и не вербально неудовольствиекогда им в команду ставили слабых, по их мнению игроков (мальчики не хотели играть в одной команде с девочками), то в конце первого года обучения они одинаково радушно воспринимали в рядах своей команды любого ребенка. На занятиях установилась благожелательная обстановка, дети стали положительно оценивать действия своих товарищей.

По проведенным беседам с детьми контрольной и экспериментальной групп по правилам поведения на площадке во время подвижных и спортивных игр удалось установить следующее. Если во время начала эксперимента данные знания находились на низком уровне в обеих группах, то по окончании эксперимента дети из экспериментальной группы уже хорошо ориентировались как в правилах гандбола, так и в общих правилах поведения во время спортивных игр. Например, дети экспериментальной группы все стопроцентно указали на то, что во время игры нельзя:

- толкаться;

- силой вырывать у соперника мяч;

- бросать мячом в лицо сопернику;

- бить противника;

- хватать соперника за одежду;

- кричать на соперников и партнеров по команде.

Так же они поясняли, что во время игры необходимо:

- помочь сопернику или партнеру по команде встать, если он упал;

- не смеяться над игроками соперниками, если они проиграли, и не хвастаться своим выигрышем;

- слушать и выполнять все команды воспитателя проводящего физкультурное занятие;

- уважать соперников и партнеров по команде.

У детей контрольной группы на физкультурных занятиях, как и ранее, возникали конфликтные ситуации из-за неумения уступить, договорится, не соблюдения правил в подвижных играх. Дети не ориентировались на ситуации неблагополучия сверстников, не замечали их эмоционального состояния. У детей не сформирована самостоятельность в поступках, отображающих доброжелательное отношение друг к другу. Проявления доброжелательности были не устойчивыми, активизировались исключительно после замечаний воспитателя. Дети часто ссорились, употребляли физическое воздействие, не замечали обид ровесников.

Наряду с наблюдением и беседами с детьми нами был произведен опрос воспитателей экспериментальной и контрольной групп в начале и по окончании эксперимента. В предложенной анкете мы попросили ответить на вопросы:

- умеют ли дети распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

- позитивное ли у них отношение к другим людям;

- умеют ли дети сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

- умеют взаимодействовать и сотрудничать.

В начале эксперимента после обработки анкет нами были получены следующие результаты. Воспитатель экспериментальной группы указал, что дети не умеют распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. У 30% детей позитивное отношение к другим людям. Дети не умеют сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети не умеют взаимодействовать и сотрудничать. Воспитатель контрольной группы показал, что дети не умеют распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. У 40% детей позитивное отношение к другим людям. Дети плохо умеют сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети не умеют взаимодействовать и сотрудничать.

Таблица 7–Результаты опроса воспитателей экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента

Поставленные вопросы перед воспитателями опытных групп. экспериментальная группа (n=20) контрольная группа(n=20)
умеют ли дети распознавать эмоции других и владеть своими чувствами 0 % 0%
позитивное ли у них отношение к другим людям 30% 40%
умеют ли дети сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений 0% 0%
умеют взаимодействовать и сотрудничать 0% 0%

 

 

Рисунок 3 – результаты опроса воспитателей экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента

По окончании эксперимента после обработки анкет нами были получены следующие результаты. Воспитатель экспериментальной группы указал, что 70% детей научились распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. У 80% детей позитивное отношение к другим людям. Дети все стопроцентно научились сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети так же стопроцентно научились взаимодействовать и сотрудничать. Воспитатель контрольной группы показал, что 30% детей научились распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. У 45% детей позитивное отношение к другим людям. Дети плохо умеют сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. 40% детей научились взаимодействовать и сотрудничать.

Таблица 8 – Результаты опроса воспитателей экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента

Поставленные вопросы перед воспитателями опытных групп. экспериментальная группа (n=20) контрольная группа(n=20)
умеют ли дети распознавать эмоции других и владеть своими чувствами 70 % 30%
позитивное ли у них отношение к другим людям 80% 45%
умеют ли дети сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений 100% 5%
умеют взаимодействовать и сотрудничать 100% 40%

 

Рисунок 4 -результаты опроса воспитателей экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента

Таким образом, проведенное исследование показало, что игра детей в команде содействует воспитанию сотрудничества, вырабатывает умение договариваться, координировать свои действия с партнерами по команде, позитивно реагировать на возникшие противоречия. При выполнении разнообразных двигательных действий у дошкольников сформировался навык переживать положительные эмоции от успешных совместных действий, дети получили опыт проявления внимания друг к другу и взаимопомощи. Все это обеспечило перевод к более сложному моральному содержанию, к более осознанным проявлениям доброжелательности. Игра в ручной мяч для дошкольников создала среду, в которой дети выработали положительную самооценку и приобрели дополнительную уверенность в своих силах. Она помогла развитию духа сотрудничества между детьми, способствовала выработке правильного отношения к победам и поражениям. Все это убедительно показывает эффективность предложенной нами методики в воспитании гуманных привычек старших дошкольников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 16; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.01 с.)