Теоритические основы использования элементов игры в гандбол в физическом воспитании детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоритические основы использования элементов игры в гандбол в физическом воспитании детей дошкольного возраста



Одним из основных в физическом воспитании дошкольников, стоит вопрос о том, какие средства наиболее эффективны в развитии двигательных действий, повышения уровня развития и укреплении здоровья. Педагогами и психологами нашей страны, а так же их иностранными коллегами средствами целенаправленного педагогического влияния на ребенка и одним из главных средств физического воспитания рассматривается игра[2, 7, 8, 23, 43, 75 и д.р.].

По мнению многих авторов, в процессе физического воспитания дошкольников необходимо использовать комплекс средств и большое разнообразие физических упражнений. Они утверждают, что чем разнообразнее движения, тем интенсивнее процесс физического и интеллектуального развития дошкольников[66, 85, 96, 183, 198, 244 и д.р.].

Обеднение же круга двигательных действий приводит не только к обеднению двигательного опыта, но и снижению интереса к занятиям. Так современные дети испытывают недостаток двигательной деятельности, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Так же не является секретом, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление[103]. 

В игре ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия - сокращенными. Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов. Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития. П. Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни [124]. 

Некоторое авторы [148, 183, 222] выражают мнение, что основной формой по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста должна быть игра, в связи с тем, что она благоприятно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. В настоящее время дети дошкольного возраста стали меньше и хуже играть. В частности сократились и по продолжительности, и по количеству подвижные игры[193]. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры.

Приоритетным для многих родителей становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. 

Как показало изучение практики физического воспитания в ДОУ, элементарных подвижных игр для решения этих задач явно недостаточно. Высокий интерес к играм, содержащим сложно координированные двигательные действия, обусловлен биологически и связан с качественными изменениями развития организма ребенка. В детском организме заложены большие возможности для тренировок[219], а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания ДОУ. Поэтому на ряду основными средствами физического воспитания на физкультурных занятиях, которые обеспечивают развитие основных видов движений, необходимо применять и дополнительные, к числу которых можно отнести и элементы спортивных игр[49]. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Вместе с тем детям дошкольного возраста не рекомендуется заниматься спортом в прямом смысле этого слова, т.е. осуществлять подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких результатов. Но отдельные элементы действия в спортивных играх и упражнениях, элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми элементов, могут быть организованны и игры, которые проводятся по упрощенным правилам[43].

Подвижным играм с элементами спорта как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов[1].       

Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечнососудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, формируют интерес к физической культуре, потребность в самостоятельных занятиях, удовлетворяют биологическую потребность в движениях[4]. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка[9]. Спортивные подвижные игры включают также образовательные задачи – это совершенствование техники выполнения движений, формирование осознанного использования приобретённых навыков в различных условиях, целенаправленное развитие физических качеств, побуждение детей к проявлению морально-волевых качеств, развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации различных форм двигательной активности, поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений. Обучение таким играм обеспечивает всем детям равные возможности в овладении физической культурой и даёт каждому ребёнку право выбора, что очень важно при работе с детьми, так как предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений, полученных на занятиях[19]. 

В работе с детьми достичь положительных результатов в обучении спортивным играм можно лишь при условии ненасильственного стимулирования моторного развития. Тогда спортивные игры обогатят эмоциональную сферу детей[22]. 

Обстановка соревнований побуждает детей к движению и, таким образом, повышает двигательную активность детей, подталкивает к общению. При этом малоактивные дети так увлекаются движением, что забывают об усталости, о том, что что-то не умеют делать, о своей неуверенности, что способствует формированию у малоподвижных детей силы воли и организационные умения[45]. Участникам игры просто необходимо договориться о порядке действий, соблюдении правил и таким образом учатся самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность[43]. У дошкольников ещё не развито чувство ответственности за свои действия перед товарищами, но возникающие переживания придают эмоциональную окраску действиям, отношениям с другими участниками, так как в процессе соревнований участники переживают радость победы или горечь поражения, что способствует развитию внутренних мотивов для совершенствования движений. Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта. Большой интерес у них вызывают спортивные игры – баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, гандбол, хоккей и др.[66, 85, 96, 183, 198, 244 и д.р.]

Мы в своей работе хотели бы более подробно рассмотреть спортивную игру – гандбол.

Гандбол это командная игра с мячом, совместные действия игроков в ней определены единой целью. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре в гандбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки[67, 69, 93, 106, 195, 247, 248].

Игра в гандбол отличается от подвижных игр большей определенностью. Состав команд ограничивается установленным числом участников, а продолжительность игры - определенным временем. Она имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи. Обязательными являются правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь[247].

Гандбол - игра коллективная, а в играх коллективного характера нередко возникают конфликты, споры между детьми, разрешать которые дети будут учиться также в ходе игр. Игры и упражнения с мячом развивают навыки поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи, приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку.

Элементарные действия игры в гандбол могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с гандболом в доступной форме[93, 195].

Отличительная особенность обучения игре в гандбол в дошкольном учреждении это ее эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений, подвижных игр увлекает дошкольников. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно скорее. Так формируются осознанный интерес и мотивация к занятиям не только гандболом, но и физкультурой в целом[67, 69, 106].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.006 с.)