Опережающее развитие и его реализация в физическом воспитании в доу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опережающее развитие и его реализация в физическом воспитании в доу



Физическое воспитание дошкольников неразрывно связано с разработкой современных педагогических технологий, направленных на активизацию освоения здоровье формирующих ценностей физической и спортивной культуры в ДОУ [217].

Специальная педагогическая технология, называемая развивающим обучением, обеспечивает обучение, идущее впереди развития, максимально использующее возрастные генетические предпосылки и вносящее в них существенные коррективы. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. В теории развивающего обучения лежат философско-логические и психологические понятия деятельности, идеального, сознания типов мышления человека и его развитие. Целью обучения в данной системе является развитие не только психических функций и свойств личности, но и развитие ребенка – субъекта учения, самодействующего индивида. Это достигается путем основ теоритического мышления [77].

Идея опережающего развития, сориентированного на развитие ребенка как на основную цель, была разработана Л.С. Выготским [54], позднее она была развита и обоснована в научных работах П.Я. Гальперина[59], Д.Б. Эльконина[234], А.В. Запорожца[91], А.Н. Леонтьева[120] и их последователей. Вследствие новых представлений о развитии и его соотношении с обучением А.Н. Леонтьев выделил в качестве основы необходимой для становления ребенка как субъекта многообразных видов человеческой деятельности. Он писал, что развитие некоторых психологических процессов идет не вследствие созревания, а в ходе развития конкретной деятельности, что связано с развитием ее психологического строения, ее побуждающих моментов и направленности[120]. Так внедренное Л.С. Выгорским и сформированное А.Н. Леонтьевым понятие «ведущий тип деятельности» было положено в костяк периодизации возрастного созревания детей[54,120].

Впервые эти идеи были реализованы в экспериментальных школах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Ими главное внимание адресовалось на развитие умственных способностей детей. Термин – развивающее обучение, был введен в оборот В.В. Давыдовым, им он обозначал определенный спектр явлений, впоследствии он вошёл в массовую педагогическую практику. На данный момент этот термин употребляют в столь разных вариациях, что он сам стал требовать особых исследований для того, что бы понять его современное значение[77].

В частности по суждению ученых развивающие обучение:

- это управление педагогом психическим развитием ребенка [54],

- отличается своей прямой направленностью на задачи умственного, психического и личностного развития детей [91]

- это направление в теории и практике образования, которое сориентировано на развитие познавательных, нравственных и физических способностей детей путем использования их вероятных возможностей[234],

- это организованный и систематически реализовываемый процесс совершенствования свойств личности, устремленный на качественную модификацию структуры сформировывающейся личности[91].

Таким образом, развивающее обучение – это субъектно-деятельностный вид обучения, следующий за традиционным объекто-трансляционному видом, и базирующийся на новом представлении об онтогенезе человека.

Первыми опытными площадками, вводящими развивающее обучение, были начальные школы. На сегодняшний день всё чаще обращаются к современным образовательным технологиям и педагоги, работающие с дошкольниками.

В теории и методике физического воспитания незаслуженно мало внимания уделяется развивающему обучению. Традиционная методика физического воспитания в основном опирается на заучивание двигательного действия в строго регламентированных условиях. Что закрепляет его выполнение в конкретных типовых ситуациях и мешает применению в нестандартных. Задача же учебной деятельности по физической культуре, как основы развивающего обучения, заключается в том, что бы ознакомить детей со способами самостоятельного достижении знаний. Главной идеей развивающего обучения, есть идея об опережающем развитии мышления [59], которое способно повести за собой умственное развитие ребенка в целом, приучить его использовать свой творческий потенциал в применении средств физической культуры.  

Мы предполагаем, что творческая активность дошкольников на занятиях физической культурой может, проявляется не только в оптимизации двигательной деятельности, но и в осмысленном овладении практическим материалом. При этом двигательная активность в сочетании с умственной содействует у детей развитию осознанного отношения к занятиям физической культурой. Однако регламентация процесса физического воспитания затрудняет развитие мыслительных способностей, в связи с этим и необходимо использовать принцип развивающего обучения, так и не нашедшего применения в практике физического воспитания дошкольников.

Решая задачи развивающего обучения. Необходимо принимать во внимание требования, которые предъявляются к познавательной деятельности дошкольников, таких как:

- должная мотивация,

- положительный эмоциональный настрой во время занятия и после него,

- оптимальный уровень трудности для детей данного возраста [91].

Теоритический анализ программно-методического обеспечения по физической культуре свидетельствует об отсутствии в дошкольных образовательных учреждениях развивающего компонента по обучению двигательным действиям [192].

Низкая эффективность обучения двигательным действиям и навыкам по физической культуре в ДОУ вызывает необходимость разработки экспериментальной программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе спортивной игры с мячом. Что по нашему представлению будет способствовать развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.005 с.)