Влияния физкультурных занятий с использованием элементов игры в гандбол, на физическую подготовленность и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияния физкультурных занятий с использованием элементов игры в гандбол, на физическую подготовленность и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста



Принимая во внимание,что в возрасте пяти-семи лет у детей наблюдается естественное развитие и изменение морфо-функциональных показателей, для выявления результативности разработанной нами программы проводилось сравнение начальных, промежуточных и конечных результатов тестирования у детей контрольной и экспериментальной групп таблицы, и высчитывалась разница прироста показателей у детей в обеих опытных группах. Это позволило с достаточной достоверностью судить об эффекте влияния разработанной нами программы навероятность форсированного развития двигательных способностей благодаря применению элементов игры в гандбол.

Все тесты производились в присутствии инструктора по физической культуре, воспитателя и медицинской сестры. Перед тестированием был произведен  сбор дополнительной информации:

- характер конечного заболевания (диагноз, продолжительность в днях, наличие выраженных осложнений);

- характер сна ребенка перед тестированием (длительность, безмятежный или беспокойный);

- настроение ребенка (нормальное, энергичное, апатичное, удрученное, раздражительное);

- присутствие у детей жалоб на плохое самочувствие.

Тестирование выполнялось не ранее тридцати минут после принятия пищи, с девяти до тринадцати часов, перед тестированием была организована разминка для подготовки организма детей к предстоящей мышечной нагрузке.

Проведенное в сентябре 2016 первоначальное обследование детей экспериментальной и контрольной групп не выявило достоверных различий между ними. Проведенные же промежуточные обследования в мае 2017 года показали положительные изменения в результатах физического развития детей, как в экспериментальной так и контрольной группах (таблицы 10-12).

 

 

 Таблица 10 - Изменение показателей физического развития детей контрольной группы (n=20) в ходе эксперимента (на 1-м году занятий)

 

Показатели единицы измерения В начале эксперимента (Х­­±ơ) В процессе эксперимента (Х±ơ) Изменение показателей (Х±ơ)   Прирост в %   t   p
ЧСС в покое Уд/мин. 99,5±4,7 89,5±5,4 13,3±4,8 11,1 % 12.38 <0,05
Длина тела, см. 113,2±4,0 119,4±5,0 7,3±1,4 5,4 % 23,30 <0,05
Окружность груди, см. 55,3±1,9 57,8±2,6 2,5±1,1 4,5 % 10,16 <0,05
Масса тела, кг. 18,5±1,8 21,4±2,8 2,9±0,8 15,6 % 16,20 <0,05

 

Примечания:

ЧСС – частота сердечных сокращений

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

 

 

Таблица 11 - Изменение показателей физического развития детей экспериментальной группы (n=20) в ходе эксперимента

Показатели единицы измерения В начале эксперимента (Х­­±ơ) В процессе эксперимента (Х±ơ) Изменение показателей (Х±ơ)   Прирост в %   t   p
ЧСС в покое, Уд/мин. 97,8±7,1 75,4±5,2 19,6±5,8 29,7 % 15,11 <0,05
Длина тела, см 113,7±4,9 120,7±5,8 6.4±1,6 6,1 % 17,87 <0,05
Окружность груди, см 55,4±2,0 57,9±2,8 2,4±1,0 4,5 % 10,71 <0,05
Масса тела, кг. 18,7±1,9 21,6±2,6 2,2±0,6 15,5 % 16,42 <0,05

 

Примечания:

ЧСС – частота сердечных сокращений

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

 

 

Таблица 12 - Сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп по окончании 1 года эксперимента

Показатели единицы измерения ЭГ (n=20) (Х±ơ)   Прирост в % КГ (n=20) (Х±ơ)   Прирост в % t     p
ЧСС в покое Уд/мин 75,4±5,2 29,7 % 89,5±5,4 11,1 % 7,99 <0,05
Длина тела, см. 120,7±5,8 6,1 % 119,4±5,0 5,4 % 0,76 <0,05
Окружность груди, см. 57,9±2,8 4,5 % 57,8±2,6 4,5 % 0,12 <0,05
Масса тела, кг. 21,6±2,6 15,5 % 21,4±2,8 15,6 % 0,23 <0,05

Примечания:

ЭГ – экспериментальная группа

КГ – контрольная группа

ЧСС – частота сердечных сокращений

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

 

За время первого года проведения эксперимента в обеих опытных группах регистрировалось повышение уровня развития физического развития, что определено ростом и развитием организма детей. Но наравне с этим были отмечены отличия. Так увеличение показаний длины тела у детей экспериментальной группы составило 6,1 % у детей контрольной группы 5,4 процента, в следствии чего возможно сделать вывод о благотворном влиянии экспериментальной программы на рост детей старшего дошкольного возраста. Измерение окружности груди дало равные результаты в опытных группах – увеличение на 4,5 %. В показаниях массы тела несколько больший рост произошел у детей контрольной группы 15,6 %, у детей экспериментальной группы 15,5 процентов, что связано по нашему мнению с большей двигательной активностью детей экспериментальной группы.

 

 

Рисунок 12 - процентное сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп,в промежутке между началом эксперимента и по окончании 1 года эксперимента

 

Промежуточное педагогическое тестирование физической подготовленности детей опытных групп было проведено в мае 2017 года. Как в экспериментальной так и в контрольной группах зафиксированы достоверные позитивные изменения результатов (таблицы 13 - 15). Что определено, по нашему мнению, как естественными процессами роста и формирования детей старшего дошкольного возраста, так и целенаправленным применением средств физического воспитания.

Таблица 13 - Изменение показателей физической подготовленности детей контрольной группы (n=20) в ходе эксперимента

Показатели, единицы измерения В начале эксперимента (Х±ơ) В процессе эксперимента (Х±ơ) Изменение показателей (Х±ơ)   Прирост  в % t   p
Бег 500 м, с 195,1±12,8 173,7±12,5 24,6±7,3 11,3 % 15,06 <0,05
Бег 30 м, с 8.2±0.5 7.4±0,5 0,8±0.3 10,8 % 11,94 <0,05
Бег 3×10 м,с 13,1±0.5 10,9±0,6 2.2±0,5 20,1 % 20,0 <0,05
Прыжок в длину, см 115,2±7,9 126,4±10,0 16,1±5,6 9,7 % 12,85 <0,05
Равновесие, с 5,7±1,9 11,2±4,9 5,7±2,7 96,4 % 9,44 <0,05
Наклон вперед, см 5,2±2,6 7,8±3,0 3,0±1,3 50 % 10,31 <0,05
Сгибание туловища, раз 15,6±4,5 22,9±5,4 10,1±4.2 46,7 % 10.74 <0,05
Разгибание туловища, раз 15,4±3,7 20,3±3,4 7,0±2,8 31,8 % 11,18 <0,05

 

Примечания:

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

Таблица 14 - Изменение показателей физической подготовленности детей экспериментальной группы (n=20) в ходе эксперимента.

Показатели, единицы измерения В начале эксперимента (Х±ơ) В процессе эксперимента (Х±ơ) Изменение показателей (Х±ơ)

 

Прирост в %

 

t   p        
Бег 500 м, с 195,1±17,3 165,2±15,8 28,8±15,6

18 %

12,05 <0,05
Бег 30 м, с 8.1±0,4 6,9±0,7 1,1±0,3

17,3 %

16,42 <0,05
Бег 3×10 м, с 12,9±0,9 10,3±0,5 2,6±0,8

25,2 %

14,53 <0,05
Прыжок в длину, см 110,9±9.9 130,9±9,9 17,0±5,8

18,2 %

13,18 <0,05
Равновесие, с 5,5±2,4 17,5±7,0 10,8±4,9

218,1 %

9,85 <0,05
Наклон вперед, см 5,3±2,7 9,7±2,8 4,0±1,4

83 %

12,78 <0,05
Сгибание туловища, раз 15,6±3,8 26,8±4,8

10,9±4,4

71,7 % 11,65 <0,05
Разгибание туловища, раз 15,8±4,0 26,3±3,5

10,0±3,4

66,4 % 13,14 <0,05
               

Примечания:

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

 

Таблица 15 - Сопоставление показателей физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп по окончании 1 года эксперимента

Показатели единицы измерения ЭГ (n=20) (Х±ơ)   Прирост в % КГ(n=20) (Х±ơ)   Прирост в % t     p
Бег 500 м, с 165,2±15,8 18 % 173,7±15,5 11,3 % 2,33 <0,05
Бег 30 м, с 6,9±0,7 17,3 % 7,4±0,5 10,8 % 2,60 <0,05
Бег 3×10 м, с 10,3±0,5 25,2 % 10,8±0,6 20,1 % 2,86 <0,05
Прыжок в длину, см 130,9±9,9 18,2 % 126,4±10,0 9,7 % 2,06 <0,05
Равновесие, с 17,6±7,1 218,1 % 11,2±4,8 96,4 % 3,35 <0,05
Наклон вперед, см 9,7±2,8 83 % 7,8±3,0 50 % 2,07 <0,05
Сгибание туловища, раз 26,8±4,8 71,7 % 22,9±5,5 46,7 % 2,39 <0,05
Разгибание туловища, раз 26,3±3.5 66,4 % 20,3±3,4 31,8 % 5,50 <0,05

Примечания:

ЭГ – экспериментальная группа

КГ – контрольная группа

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

Не смотря на то, что в обеих опытных группах произошли значительное увеличение показателей физической подготовленности, дети экспериментальной группы показали лучший результат во всех проведенных тестах. Так в тесте бег на 500 метров у детей контрольной группы повысились показатели на 11,3 процента, у детей экспериментальной группы на 18 процентов. В тесте бег 30 метров у детей контрольной группы 10,8 процентов, у детей экспериментальной группы 17,3 процента. В тесте бег 3×10 му детей контрольной группы 20,1процент, у детей экспериментальной группы 25,2процента. В тесте прыжок в длинуу детей контрольной группы 9,7процентов, у детей экспериментальной группы 18,2процента. Наибольшее увеличение показаний в обеих опытных группах произошло в тесте – равновесие, но и в этом случае дети экспериментальной группы показали лучший результат 218,1 процент, у детей контрольной группы 96,4 процента. В тестах наклон вперед, сгибание туловища и разгибание туловища так же были отмечены высокий рост в показаниях в опытных группах, но при этом у детей экспериментальной группы рост был более существенным, наклон впередКГ – 50 ЭГ – 83, сгибание туловищаКГ – 46,7 ЭГ – 71,7,разгибание туловищаКГ – 31,8 ЭГ – 66,4.

Рисунок 13 - процентное сопоставление показателей физическойподготовленности детей экспериментальной и контрольной групп, в промежутке между началом эксперимента и по окончании 1 года эксперимента

 

 

Данный сравнительный анализ позволил нам выявить достоверные межгрупповые различия в итогах всех проведенных двигательных тестах. В нем явно видно, что дети экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы во всех проведенных педагогических тестах.

 

Принимая во внимание, что в возрасте пяти – семи лет имеет место естественное развитие ребенка и изменение морфо-функциональных показателей, с целью раскрытия эффективности воздействия разработанной ними программы, проводилось сравнение конечных результатов тестирования у детей контрольных и экспериментальных групп (таблицы 16- 17), и проводилось вычисление разницы прироста показаний у детей в обеих опытных группах. Что и позволило с достаточной достоверностью судить об эффекте воздействия разработанной нами программы на физическое развитие и физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста. Итоговое тестирование физической подготовленности и физического развития детей экспериментальной и контрольной групп проводилось в мае 2018 года.

Таблица 16 - Сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента

Показатели единицы измерения ЭГ (n=20) (Х±ơ)   Прирост в %   КГ(n=20) (Х±ơ)   Прирост в %   t     p
ЧСС в покое Уд/мин 70,3±5,3 7,2 % 84,7±5,4 5,6 % 8,51 <0,05
Длина тела, см. 125,2±6,2 3,7 % 123,3±5,6 3,2 % 1,02 <0,05
Окружность груди, см. 58,7±3,3 1,3 % 58,1±3,1 0,5 % 1,50 <0,05
Масса тела, кг. 24,0±3,1 11,1 % 23,9±2,5 11,6 % 0,12 <0,05

 

Примечания:

ЭГ – экспериментальная группа

КГ – контрольная группа

ЧСС – частота сердечных сокращений

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

 

Во время итогового тестирования физического развития детей опытных групп сравнивались результаты между итоговым и промежуточным тестированием,так же как и на первом году эксперимента регистрировалось повышение уровня развития физического развития, что определено ростом и развитием организма детей. Но наравне с этим были отмечены отличия. Так увеличение показаний длины тела у детей экспериментальной группы составило 3,7 % у детей контрольной группы 3,2 процента, вследствие чего возможно сделать вывод о благотворном влиянии экспериментальной программы на рост детей старшего дошкольного возраста. Измерение окружности груди у детей экспериментальной группы увеличение показаний по сравнению с промежуточным результатом на 1,3 %, у детей контрольной группы на 0,5 процент. Более существенный результат в данном показателе физического развития детей старшего дошкольного возраста у ребят экспериментальной группы связан по нашему мнению с тем, что они на втором году эксперимента играли в мини-гандбол. В показаниях массы тела больший рост произошел у детей контрольной группы 11,6 %, у детей экспериментальной группы 11,1 процентов, что связано по нашему мнению с большей двигательной активностью детей экспериментальной группы.

 

Рисунок 14 – процентное сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп в интервале между промежуточным и итоговым тестированием

 

 

Таблица 17 - Сопоставление показателей физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента

Показатели единицы измерения ЭГ (n=20) (Х±ơ)   Прирост в %   КГ(n=20) (Х±ơ)   Прирост в %        t     p
Бег 500 м, с 155,8±11,6 6 % 165,3±11,3 5 % 3,73 <0,05
Бег 30 м, с 6,5±0,4 6,1 % 7,0±0,4 5,7 % 3,95 <0,05
Бег 3×10 м, с 9,3±0,6 10,7 % 10,1±0,6 6,9 % 4,21 <0,05
Прыжок в длину, см 137,9±11,0 5,3 % 130,5±8,4 3,2 % 2,39 <0,05
Равновесие, с 28,0±10,4 58,9 % 15,8±6,6 41 % 4,43 <0,05
Наклон вперед, см 14,1±2,6 45,3 % 9,4±3,2 20,5 % 5,09 <0,05
Сгибание туловища, раз 31,0±5,0 15,6 % 25,8±4,9 11,9 % 3,26 <0,05
Разгибание туловища, раз 29,4±3,1 11,7 % 22,3±3,8 9,8 % 6,48 <0,05

Примечания:

ЭГ – экспериментальная группа

КГ – контрольная группа

n – объем выборки

Х – среднее арифметическое значение

ơ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение

t – расчетное значение t - критерия Стьюдента

p – достоверность различий

 

Рисунок 15 - процентное сопоставление показателей физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп в интервале между промежуточным и итоговым тестированием

 

 

Таким образом мы можем увидеть, что при проведении сравнительного анализа физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп, были обнаружены достоверные межгрупповые различия в результатах всех двигательных тестов. При этом в результатах всех контрольных тестов дети экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы. Отсюда следует, что экспериментальная программа «реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола» содействует положительной динамике показателей физической подготовленности детей пяти-семи лет.

Объективным показателем, характеризующим уровень физического развития и  физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, может служить сравнение результатов за весь период проведения эксперимента. Это дает представление об изменениях в физической подготовленности и физическом развитии детей под влиянием разработанной нами методики и проявляется в различии между отправными показателями, полученными в начале эксперимента и конечными, полученными при тестировании по окончании эксперимента.Для большей наглядности приведенных выше результатов мы сравнили показатели физической подготовленности и физического развития детей контрольной и экспериментальной групп до и после проведения эксперимента (рисунки).

Антропометрию проводили с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты и т.д. Все измерения производились в первой половине дня, натощак, обследуемые были одеты в легкую трикотажную одежду. Частота сердечных сокращений измерялась у детей в начале эксперимента и по окончании эксперимента, с целью оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы. Измерения производились в состоянии покоя (в положении сидя), фиксировались показатели частоты сердечных сокращений (с помощью индикатора пульса). Измерения показали, в начале эксперимента показание в обеих группах были почти одинаковы 98,8±7,1 удар в минуту у детей экспериментальной группы и 99,3±4,7 ударов в минуту у детей контрольной группы. По окончании эксперимента у детей экспериментальной группы 70,3±5,3(p <0,05) удара в минуту (39,1 %) и у детей контрольной группы 84,7±5,4(p <0,05) ударов в минуту (17,4%).Вышеуказанные данные показывают, что занятия по экспериментальной программе способствуют тренировке сердечнососудистой системы и укрепляют её лучше, чем занятия только по типовой программе.

Длина тела — признак, характеризующий ростовые процессы в детском организме. Длину тела измеряли с помощью ростомера в сантиметрах, от верхушечной точки на голове до пола. Обследуемый ребенок должен стоять правым боком к взрослому, на ровной горизонтальной поверхности пола, прямо, соединив пятки. Голова фиксируется по горизонтали. Точность измерения до 0,1см. В начале эксперимента показание в обеих группах были схожи, 113,7±4,9 сантиметров у детей экспериментальной группы и 113,2 ± 4,0 сантиметра у детей контрольной группы. То по окончании эксперимента дети экспериментальной группы стали прогрессировать заметнее, чем дети контрольной группы, экспериментальная группа 125,2±6,2 (p <0,05) сантиметра (прирост 10,1 %), контрольная группа 123,3±5,6 (p <0,05) сантиметров (прирост 8,9 %).

Окружность грудной клетки измеряли с помощью матерчатой измерительной ленты в сантиметрах. При измерении у мальчиков лента накладывалась сзади - под нижние углы лопаток, спереди - по нижнему краю сосковой линии. У девочек - по верхнему краю грудных желез. При наложении ленты ребенок немного поднимает руки, вслед за тем опускает их и стоял в спокойном состоянии, при котором проводились измерения. Затем фиксировались показатели при глубоком вдохе и в момент полного выдоха. Если в начале эксперимента показания в обеих группах были близки, 55,5±2,0 сантиметров у детей экспериментальной группы и 55,4±1,9 сантиметров у детей контрольной группы, то итоговые результаты выявили следующее, у детей экспериментальной группы 58,7±3,3(p <0,05) сантиметра (прирост 6 %), у детей контрольной группы 58,1±3,0 (p <0,05) сантиметров (прирост 5 %).

 Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов ребенка. Массу тела устанавливали с помощью медицинских весов с точностью до 50 грамм. Измерение массы тела проводилось десятичными весами, дети были без верхней одежды и обуви. При взвешивании ребенок стоял на середине площадки, спокойно. До начала измерения весы показывали нуль. В начале эксперимента показания в обеих группах были близки, 18,8±1,9 килограмм у детей экспериментальной группы и 18,6±1,8 килограмм у детей контрольной группы. По окончании экспериментадети контрольной группы показали лучший прирост, у детей экспериментальной группы 24,0±3,2 (p <0,05) килограмма (прирост 28,3 %), у детей контрольной группы 23,9±2,6 (p <0,05) килограмм (прирост 29,1 %). По нашему мнению это связано с меньшей двигательной активностью детей контрольной группы.

 

 

Рисунок 16 - процентное сопоставление показателей физического развития детей экспериментальной и контрольной групп в интервале между начальным и итоговым тестированием

Полученные данные свидетельствуют о позитивной динамике показателей физического развития детей в результате применения экспериментальной программы. На основании обнаруженных достоверных различиях физического развития опытных групп, а так же более значительных темпов прироста в показателях физического развития детей экспериментальной группы можно сделать заключение о преимущественной эффективности экспериментальной программы «реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола» по сравнению с типовой программой.

Педагогические тесты применялись как наиболее оптимальное средство выявления уровня умений и навыков, как форма текущего и итогового контроля, как метод научного исследования. В ходе проведения тестов с детьми старшего дошкольного возраста соблюдались следующие правила:

- создание соревновательной атмосферы как мотивацию к стремлению показать лучший результат;

- выделялось время для восстановления между тестами;

- порядок выполнения тестов в течении всего периода исследования не менялся;

- условия проведения контрольных тестов были одинаковы для всех испытуемых;

- соблюдалась точность регистрации показателей.

Бег 500 м – выполнялся непрерывный бег в равномерном темпе. Дети бегут свободно, легко, с естественными движениями рук.Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты. При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты. Заблаговременно измерялась дистанция беговой дорожки (в метрах). Дети подходили к линии старта. Воспитатель группы давал команду «на старт» и включал секундомер. Бег продолжался до появления первых признаков усталости. Тест считался выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки. Применялся для определения уровня развития выносливости.В начале эксперимента результаты в обеих группах были близки, 191,1±17,3 секунд у детей экспериментальной группы и 195,1±12,9 секунд у детей контрольной группы. По окончании эксперимента дети из экспериментальной группы стали пробегать данную дистанцию быстрее, чем дети из контрольной группы. 155,8±11,6 секунд(25,2 %) у детей экспериментальной группы и 165,3±11,3 секунды (18 %) у детей контрольной группы(p <0,05).

Бег 30 м с высокого старта – осуществляется непрерывный бег в высоком темпе движения. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены. Тест проводился на прямой асфальтированной дорожке шириной 2-3 метра, длиной 40 метров. На дорожке мелом обозначалась линия старта и линия финиша. По команде «Внимание» двое детей подходили к линии старта и принимали позицию «высокий старт», по команде «Марш»- включался секундомер, дети начинали бег по дистанции. Во время пересечения финишной линии секундомер выключался. Фиксировалось время. Применялся для диагностики быстроты. Если в начале эксперимента результаты в обеих опытных группах были практически равны, 8,1±0,4 секунды у детей экспериментальной группы и 8,2±0,5 секунд у детей контрольной группы. По окончании эксперимента дети из экспериментальной группы стали пробегать данную дистанцию намного быстрее, чем дети из контрольной группы. 6,5±0,4 секунды (прирост 24,6 %) у детей экспериментальной группы и 7,0±0,4 секунды (прирост 17,1%) у детей контрольной группы (p <0,05).

 Бег 3×10 м – бег осуществлялся на прямолинейной дорожке длиной десять метров, ограниченной двумя чертами. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой линии и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой линии и на поворотах. Ребенок вставал у контрольной линии, по сигналу «марш» трехкратно преодолевал 10-метровую дистанцию. Фиксировалось общее время бега. Тест применялся для диагностики уровня развития быстроты. При первом исследовании результаты в обеих опытных группах различались незначительно, 12,9±0,9 секунд у детей экспериментальной группы и 13,1±0,5 секунд у детей контрольной группы. По окончании эксперимента 9,3±0,6 секунд (прирост 38,7 %) у детей экспериментальной группы и 10,1±0,6 секунд (прирост 29,7 %)у детей контрольной группы (p <0,05).Прыжок в длину – прыжок выполнялся на полу в зале, вдоль сделанной разметки на длину один метр пятьдесят сантиметров, через каждые десять сантиметров. Ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами с взмахом руками от размеченной линии на максимальное для него расстояние, и приземляется на обе ноги. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Измерялись результаты от носков ног в начале прыжка, до пяток ног в конце прыжка в сантиметрах. Прыжок реализовывался три раза, регистрировалась лучшая из попыток. Тест применялся для диагностики степени развития скоростно-силовых качеств. В начале эксперимента были зафиксированы результаты 112,7±9,9 сантиметров у детей экспериментальной группы и 111,2±7,9 сантиметров у детей контрольной группы. По окончании эксперимента дети из экспериментальной группы стали прыгать намного дальше, чем дети из контрольной группы. 137,9±11,0 (p <0,05) сантиметров у детей экспериментальной группы (прирост 24,5 %) и 130,5±8,4 (p <0,05) сантиметров у детей контрольной группы (прирост 13,2 %).

Равновесие – тест осуществлялся в стойке на одной ноге, другая согнута вперед, лодыжка прикасается к коленному суставу опорной ноги, руки на поясе. Приняв это положение, ребенок закрывает глаза. Секундомер включался в тот момент, когда ребенок принял устойчивое положение и закрыл глаза, и выключается в момент потери равновесия. Давались две попытки на правой и левой ноге, регистрировалась лучшая из попыток. Фиксировалось лучшее время с точностью до 0,5 секунд. Тест применялся для диагностики степени развития ловкости. Если в начале эксперимента результаты в обеих опытных группах были тожественные, 5,7±2,4 секунды у детей экспериментальной группы и 5,7±1,9 секунд у детей контрольной группы. То по окончании эксперимента дети из экспериментальной группы стали сохранять равновесие намного больше времени, чем дети из контрольной группы. 28,0±10,4 (p <0,05) секунды у детей экспериментальной группы (прирост 409 %) и 15,8±6,6 (p <0,05) секунд у детей контрольной группы (прирост 177,1 %).

Наклон вперед – тест осуществлялся стоя на гимнастической скамейке высотою двадцать пять сантиметров. Для измерения уровня наклона, линейка крепилась так, что бы нулевая отметка соответствовала уровню опоры. Если ребенок не мог дотянуться до уровня нулевой отметки, то результат регистрировался со знаком минус. Измеряется в сантиметрах. При выполнении теста ноги в коленях дети не сгибали. Тест применялся для диагностики степени развития гибкости. В начале эксперимента результаты в обеих опытных группах были практически равны, 5,3±2,7 сантиметров у детей экспериментальной группы и 5,2±2,6 сантиметров у детей контрольной группы. То по окончании первого года эксперимента у детей из экспериментальной группы результаты намного улучшились по сравнению с детьми из контрольной группы. 14,1±2,6 (p <0,05) сантиметров у детей экспериментальной группы (прирост 166 %) и 9,4±3,2 (p <0,05) сантиметра у детей контрольной группы (прирост 80,7 %).

Сгибание туловища – дети выполняли сгибание туловища, лежа на спине, руки за головой, ноги удерживаются инструктором. Тест выполнялся максимальное количество раз в течение одной попытки. Тест применялся для диагностики степени развития силы и силовой выносливости мышц живота. В начале эксперимента результаты в обеих опытных группах равны, 15,6±3,9 количество раз у детей экспериментальной группы и 15,6±4,5 количество раз у детей контрольной группы. То по окончании эксперимента у детей из экспериментальной группы результаты намного улучшились по сравнению с детьми из контрольной группы. 32,0±5,0 (p <0,05) количество раз у детей экспериментальной группы (прирост 98 %) и 26,9±4,9 (p <0,05) количество раз у детей контрольной группы (прирост 65,3 %).

Разгибание туловища – тест осуществлялся лежа на гимнастической скамейке, руки за головой, ноги удерживаются инструктором. Тест выполнялся максимальное количество раз в течении одной попытки. Тест применялся для диагностики степени развития силы и силовой выносливости. В начале эксперимента разница результатов в опытных группах была незначительна, 15,8±4,0 количество раз у детей экспериментальной группы и 15,4±3,7 количество раз у детей контрольной группы. То по окончании эксперимента у детей из экспериментальной группы результаты намного улучшились по сравнению с детьми из контрольной группы. 29,4±3,1(p <0,05) количество раз у детей экспериментальной группы (прирост 86 %) и 22,3±3,8 (p <0,05) количество раз у детей контрольной группы (прирост 44,8 %).

Рисунок 16 - процентное сопоставление показателей физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп в интервале между начальным и итоговым тестированием

В связи с вышеизложенным мы можем констатировать, что экспериментальная программа «реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола» положительно влияет на физическую подготовленность и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

1.Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил выявить, что использование упражнений с элементами спортивных игр в процессе физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях оказывает положительное влияние на повышение уровня физической подготовленности, физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста. При этом в теории физического воспитания выявлена проблема использования элементов игры в футбол на физкультурных занятиях с детьми старших и подготовительных групп ДОУ, которая является одной из наименее разработанных и экспериментально обоснованных.

2. Разработана методика физкультурных занятий на основе использования элементов игры в гандбол для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, которая основывается:

- на подборе доступных возрастным особенностям способов и приемов выполнения детьми действий с мячом;

-подборе упражнений, обеспечивающих координацию движений для выполнения двигательных действий гандболиста (ловля и броски мяча, передачи, остановки, и др.);

- подборе упражнений способствующих развитию навыков само страховке при падениях.

 - распределении упражнений по сложности выполнения; составление блоков специальных упражнений по направленности для освоения двигательных действий и игр в условиях интеграции двигательной и познавательной деятельности детей.

Методика занятий реализуется в течение двух лет на одном занятии в неделю по 28 минут, таким образом применение элементов игры в гандбол затрагивает 30% от общего времени занятий по отношению к другим средствам, традиционно используемым в процессе физкультурных занятий в дошкольном учреждении.

3. В результате проведенного педагогического эксперимента было выявлено, что применение модели развивающего обучения двигательным умениям и навыкам на занятиях физической культуры с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения на основе элементов гандбола способствовало:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.07 с.)