Глава 3 обоснование экспериментальной программы физического воспитания детей дошкольного возраста на основе элементов гандбола 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3 обоснование экспериментальной программы физического воспитания детей дошкольного возраста на основе элементов гандбола



Опираясь на данные проведенного анализа средств, форм и методов, используемых в процессе обучения дошкольников двигательным действиям, нами была разработана экспериментальная программа физкультурных занятий направленная на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.

Приступая к разработке программно-методических материалов, мы принимали во внимание, что формирование новых двигательных систем, которые зависят от ситуации деятельности, наиболее типичны детям старшего дошкольного возраста [207].

Качественные реорганизации моторной сферы детей старшего дошкольного возраста происходят впоследствии совершенствования чувств и движений, формирования двигательных способностей. Ребенку необходимо предоставить возможность проявить свои способности и умения. При этом немаловажным, будет то обстоятельство, что ребенка необходимо научить самостоятельно, находить решения их проявления.

Как обнаружило исследование практики физического воспитания в детских дошкольных учреждениях, простых подвижных игр для решения настоящих задач недостаточно. Высокий интерес к играм, содержащим в себе сложно координированные двигательные действия, определён биологически и связан с качественными изменениями в развитии ребенка.

При составлении рассматриваемой программы мы следовали следующим положениям:

- принимали во внимание теории и методики физического воспитания и развития при построении воспитательно-образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях;

- обеспечивали комплексный подход при отборе программного содержания и методики проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста.

Так же при разработке данной программы мы руководствовались требованиями дошкольной педагогики к всестороннему развитию двигательной функции, взаимосвязи физического, интеллектуального и психического развития детей.

Программа по физическому воспитанию дошкольников на основе элементов гандбола, не ставит перед собой цель замены содержания действующих государственных программ. Напротив она ставит перед собой цель во взаимодействии с реализуемыми программами в ДОУ по физическому воспитанию дошкольников более полной реализации стоящих перед детским образовательным учреждением задач разностороннего и гармоничного физического развития детей. Повысить качество физического воспитания старших дошкольников в ДОУ путем использования элементов гандбола и специальных подвижных игр, изменение содержательной структуры физкультурных занятий и величины выполняемой на них нагрузки.

Разобранная цель конкретизируется в комплексе задач.

Задачи образовательного направления:

- формировать двигательные способности детей.

- развивать физические качества.

- формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

Задачи оздоровительного направления:

- обеспечение физиологической потребности дошкольников в двигательной активности.

- улучшение здоровья дошкольников.

- содействие гармоничному физическому развитию дошкольников.

- формирование привычек здорового образа жизни.

Задачи воспитательного направления:

- содействовать двигательному творчеству детей.

- воспитывать у дошкольников интерес к совместной двигательной деятельности.

- вырабатывать у детей уверенность в себе.

- вырабатывать у дошкольников положительное само восприятие.

- содействовать развитию положительных эмоций, коммуникабельности, формированию гуманных привычек.

Разработанная программа вливается в общий педагогический процесс и строится на принципах, которые отображают специфику работы с дошкольниками. Взяв за основу принципы построения физического воспитания детей дошкольного возраста [208], принципы организации игровой деятельности [209], мы в своей работе учитывали следующие принципы:

- принцип оздоровительной направленности, содействующий гармоничному развитию и улучшению здоровья детей;

- принцип наглядности

- принцип специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка – дошкольника;

- принцип учета возрастных особенностей дошкольника;

- принцип открытости и доступности, что означает свободное участие всех детей (смешанные команды), облегченные правила игры в гандбол должны быть понятны детям;

- принцип активности, выражающийся в инициативном проявлении интеллектуальных и физических сил в ходе игры;

- принцип индивидуальности, который выражается в личностном отношении ребенка к игре в ручной мяч для дошкольников, что помогает развивать его индивидуальные качества;

- принцип коллективности, который способствует товарищеским взаимоотношениям, приобретению гуманных привычек в отношении своих ровесников;

- принцип соревнования во время игры гандбол, выражающийся в побуждении к инициативной самостоятельной деятельности детей, мобилизации интеллектуальных и физических сил;

- принцип адекватной самооценки, оценка дошкольником своих поступков должна отвечать оценкам его ближайшего окружения;

- принцип постепенности, проявленный в постепенном повышении нагрузки и ее варьировании, учете связи между движениями и психикой ребенка;

- принцип опережающего развития, заключающийся в подборе новых, несвойственных для данного возраста заданий.

Поскольку бралось во внимание, что только целостное, взаимосвязанное применение принципов действенной организации игровой деятельности сможет дать гарантию оказания высокого воспитательного и развивающего влияния на детей.

Следуя принципам взаимосвязи деятельностей в ходе обучения, нами было обеспечено единство целей, задач, средств и методов обучения и содержание программы. Программа представляет собой структурно-функциональную модель поэтапного обучения элементам игры в гандбол.

Согласно теории образования успехи в учении и воспитании непосредственно зависят от присутствия у детей значимых и действенных стимулов к постижению знаний, вырабатыванию умений и навыков, приобретению личных качеств. Исходя из этого с целью развития мотивов и стимулов, нами использовались разнообразные методы работы, применялись как общепедагогические, так и специфические методы физического воспитания [103], а именно:

Наглядные методы:

- Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях. Данный метод нами применялся при ознакомлении детей с новыми для них движениями. Упражнение показывалось по несколько раз. В дальнейшем показ нами применялся с целью создания зрительных представлений об отдельных элементах техники упражнения. Перед показом мы сообщали детям, на какой элемент надлежит обратить внимание.

- Применение наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений нами были использованы наглядные пособия в виде сделанных заблаговременно фотографических изображений инструктора по физической культуре выполнявшего то или иное упражнения. Вышеуказанные фотографии демонстрировались детям в свободное от занятий время, поскольку рассматривая их, ребенок уточняет для себя свои зрительные представления о физических упражнениях, и в дальнейшем правильнее выполняет их на физкультурных занятиях.

- Имитация. Данный метод нами был задействован, поскольку подражание действиям животных, насекомых, птиц, явлениям природы занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. По данным таких авторов как [170, 172] нам известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Например, при изучении технике прыжков мы попросили детей ассоциировать себя с зайчиком.

Словесные методы:

Описание. Этот метод применялся во взаимодействии с показом упражнения с целью более подробного и последовательного изложения особенностей техники выполнения разучиваемого движения.

- Объяснение. В объяснении нами обращалось внимание детей на основной момент в упражнении, с целью создания у детей представление о каждом элементе.

- Указания. Нами были задействованы для уточнения задания; напоминания, как действовать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрения. Указания использовались и как способ предварительного инструктирования, и для оценки правильности выполнения заданий.

- Рассказ. Применялся для знакомства детей с историей игры в гандбол.

Главным средством и методом являлась игра. Применялись разнообразные подводящие игры для игры в гандбол, специально разработанные специалистами [69, 181], для освоения элементов игры в гандбол.

Для обучения элементам игры в гандбол нами были избраны двигательные действия, рекомендованные Игнатьевой, В. Я.[93]. Двигательная деятельность детей представлена специально подобранными упражнениями, которые последовательно изучались детьми в течение года. Подобранные упражнения были направлены на получение таких двигательных навыков как:

- ходьба, обычная и приставным шагом применяется для смены позиции. Передвижения выполняются лицом, спиной, боком;

- бег,основное средство перемещения гандболиста. Применяется бег на носках и на полной ступне. Бег на носках позволяет сделать рывок. Нередко в игре приходится менять направление бега. Для этого  ставится нога, разноименная направлению поворота, слегка повернутая стопой внутрь. Отталкиваясь от опоры стопой, он делается поворот. Бег изучался в такой последовательности: обычный, с изменением направления, с изменением скорости, с различного рода подскоками, ритмичный и аритмичный бег;

- остановка, совершается торможением одной или двумя ногами. Для торможения одной ногой резко наклоняется туловище назад, стопорящее выставляя прямую ногу вперед стопой, развернутой внутрь и поворачиваясь боком,другая нога сгибается. Изучались остановки сначала торможением одной, а далее двумя ногами. Дети останавливаются по сигналу свистка сначала при быстрой ходьбе,потом при беге;

- прыжки, применяются при ловле высоко летящих мячей, передачи мяча, броске. При прыжке с разбега толчковую ногу необходимо ставить с пятки на носок. Другой ногой, согнутой в коленном суставе, делается мах вперед-вверх. Приземление должно быть мягким, что достигается амортизирующим движением расставленных ног;

- ловля мяча, это прием, который обеспечивает возможность овладения мячом, и осуществлять с ним дальнейшие действия. Для овладения мячом, летящим на уровне груди, необходимо вытянуть руки навстречу мячу, кисти не напрягать и чуть развернуть ладони книзу, пальцы свободно расставлены. Отведенные большие пальцы должны почти соприкасаться, а указательные – быть параллельны. Как только мяч приблизится на необходимое расстояние, ладони сближаются и пальцы обхватывают мяч. Руки надо согнуть для амортизации скорости полета мяча. При ловле высоко летящих мячей и мячей с отскока большие пальцы кистей нужно сблизить больше, чем при ловле прямых мячей. А при ловле низко летящих и катящихся мячей ладони надо развернуть навстречу мячу так, чтобы мизинцы почти соприкасались;

- передача мяча, основной прием, обеспечивающий взаимодействие партнеров. Производится одной или двумя руками с места или с разбега.

- бросок мяча, это прием, позволяющий забросить мяч в ворота. При обучении детей выполняется в опорном положении, с места, с разбега. Броски в падении при обучении детей рассматриваемого возраста необходимо исключить.

- задержание мяча, это прием, позволяющий вратарю изменить направление мяча, летящего в ворота после броска. Мячи, летящие на уровне колен и ниже, вратарь отбивает ногами: летящие во вратаря – туловищем, в остальных случаях – защищает руками.

- ловля, передача и бросок мяча в движении.

Обучая перемещениям с мячом необходимо обращать внимание дошкольников на то, что во время их выполнения необходимо, что бы мяч всегда находился под их контролем. На начальной стадии обучения перемещениям с мячом рекомендуется применить ходьбу, в дальнейшем по закреплению двигательного навыка исподволь переходить на бег, а в дальнейшем совмещать ходьбу и бег.

Так же при обучении элементам гандбола нами использовались следующие подводящие игры [181]:

Подводящая игра: «мяч своему»

Игроки обеих команд рассчитываются по порядку. Игрок под номером 1 владеет мячом. По сигналу игроки команд начинают передвигаться по площадке. Игрок под номером 1 обязан передать мяч игроку под номером 2, тот в свою очередь игроку под номером 3 и т. д. Последний игрок в команде передает мяч игроку под номером 1. Команда, закончившая передачи мяча первой, является победительницей.

Подводящая игра: «Охотники и утки»

Дети делятся пополам на «охотников» и «уток». «Охотники» каждой команды занимают места за лицевыми линиями площадки, «утки» встают внутри поля. «Охотники» стремятся броском мяча запятнать «уток». Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры.

Подводящая игра: «день и ночь»

Две команды располагаются на середине площадки на расстоянии 2 м одна от другой. По жребию одна из команд — «день», другая — «ночь». Игроки одной команды, убегают за пределы площадки, игроки другой команды стараются их запятнать. Игра проводиться на время или на количество запятнанных игроков.

Подводящая игра: «бесшумный мяч»

Дети образуют круг. В середину круга становится игрок с мячом — водящий. По сигналу водящий выполняет передачу любому игроку, стоящему в круге. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выполнит ловлю и передачу мяча игроку в середине круга.

Учитывая возрастную группу, с которой был произведен эксперимент, игра в гандбол производилась по специально разработанным нами упрощенным правилам. Так как они имели отличия от предложенных ранее специалистами правил минигандбола, которые разрабатывались для детей младшего школьного возраста[195]. Мы дали нашей игре наименование – «ручной мяч для дошкольников», во избежание путаницы для инструкторов по физической культуре ДОУ при использовании ее в дальнейшем.

Мы приняли во внимание, что большинство детских дошкольных учреждений нашей страны не имеют своих спортивных залов, в связи с этим вынуждены использовать любые имеющееся помещения, поэтому мы не подаем точных размеров площадки для игры. Нами для проведения занятий использовался зал 17 на 9 метров. В связи с этим нами были использованы ворота 1 на 1,5 метра, 3 метра составила вратарская площадка, отгороженная при помощи цветного скотча прямой линией, боковые линии были обозначены на расстоянии 0,5 метра от стен, игровое поле составило 10 на 8 метров. Время игры составилодва периода по 7 минут с 1 минутным перерывом. Мягкий мяч. 47 см в диаметре, вес 130 гр. Команда состоит из 10 игроков, четыре игрока находятся на площадке и один на воротах, во втором периоде составы меняются. Команда смешанная (в одной команде играют как девочки, так и мальчики).

Правила игры: игра начинается с передачи мяча игроком, находящимся в центре площадки. При выходе мяча за пределы площадки, а так же после пересечения мячом линии вратарской зоны мяч в игру вводит вратарь. Правила «трёх шагов», «трёх секунд» и «двойного ведения» не действуют. После забитого мяча вратарь вводит мяч из любой точки площади ворот. Первую передачу мяча после взятия ворот, а также при начале игры нельзя перехватывать. Запрыгивать во вратарскую зону, а так же прорываться к ней запрещено. Во время игры её участники должны всегда проявлять корректность. Запрещается хватать и тянуть за одежду, за руки, толкаться, вырывать или выбивать мяч у противника.

Так мы хотели выявить влияние программы на проявление доброжелательности старших дошкольников к сверстникам в процессе физкультурных занятий. Приступая к работе, мы принимали во внимание данные психологии и педагогики о структуре нравственных отношений [123, 170].

 Для выявления влияния программы на проявление доброжелательности старшими дошкольниками нами использовался метод наблюдения на физкультурных занятиях, в процессе которого фиксировалась общая направленность поведения детей по отношению к другим, доброжелательность отношений.А так же в начале эксперимента с детьми проводилась беседа, в которой пояснялись, что такое доброжелательность (умение сочувствовать, понимать состояние сверстников, готовности оказывать помощь и вступать во взаимодействие в совместных двигательных действиях). Так же детям были доведены правила игры в гандбол, закрепление знаний которых проводилось на каждом занятии.

Занятия были взаимосвязаны друг с другом и обеспечивали последовательность в решении задач обучения. Содержание каждого занятия отвечала стадиям вырабатывания отдельного двигательного навыка. В течение двух лет дети исподволь овладевали основными элементами игры в гандбол. Физкультурные занятия по разработанной нами программе с применением элементов игры в гандбол были разного типа в соответствии с рекомендациями специалистов [69, 219]:

Таблица 2 – Типы занятий по экспериментальной программе

1 обучающие занятия, проводимые с целью ознакомления с новым материалом.
2 занятия смешанного типа, которые были направлены на закрепление пройденного материала.
3 вариативные физкультурные занятия, представляющие из себя занятия из уже освоенных двигательных умений используемых в более сложных ситуациях.
4 тренировочные физкультурные занятия, включающие в себя подводящие игры с мячом, обращенные на формирование функциональных и двигательных качеств, а так же игру в ручной мяч для дошкольников.

 

Занятия проводились по 1 разу в неделю длительностью по 28 минут.

 

Занятия состояли из подготовительной, основной и заключительной частей. В зависимости от решаемых задач, в вышеуказанные части занятия включались упражнения на закрепление и совершенствование осваиваемых двигательных действий гандболиста.

Таблица 3 - Структура физкультурного занятия по опытной программе

    Подготовительная часть Подготовка организма к предстоящей физической работе. Частные задачи:организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, общий настрой детей на ожидающее занятие, мобилизация внимания, ориентировка детей на выполнение упражнений, переход организма на более высокий уровень функционирования. Средства: строевые упражнения различные виды ходьбы и бега. Упражнения были подобраны как с учетом развивающего воздействия на все мышечные группы, так же носили характер подводящих к обучению упражнений основной части. Упражнения динамического характера распределялись с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части урока.                            5 минут
Основная часть Частные задачи: развитие общей координации; развитие быстроты силы и выносливости; развитие функции органов дыхания; изучение и усовершенствование специальных двигательных действий применяемых в игре в гандбол. Средства: различные виды ходьбы и бега, прыжки, специальные упражнения с мячом, подводящие подвижные игры с мячом, игра в ручной мяч для дошкольников. Тренировочный процесс был выстроен таким типом, что бы дети не испытывали перенапряжения и переутомления.                          20 минут
Заключительная часть Частные задачи: постепенный переход от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному состоянию, подводятся итоги занятия. Средства: упражнения на расслабление. 3 минуты

 

Ввзаимодействии с основными занятиями с использованием экспериментальной методики, с целью развития чувства мяча, а так же с целью приучения старших дошкольников к самостоятельным занятиям физической культурой и с целью большего влияния экспериментальной программы на здоровье дошкольников[99], а так же с целью включения родителей в образовательный процесс были разработаны утренние занятия на дому (выполнение упражнений с мячом для игры в гандбол).

На основании вышесказанного у нас есть основание полагать, что программа по физическому воспитанию дошкольников на основе элементов гандбола гуманистически ориентирована, так как она учитывает особенность психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста, действительный уровень их физической подготовленности. Подводящие игры и игра в ручной мяч для дошкольников дают возможность любому дошкольнику почувствовать важность участия в совместных действиях, взаимопомощи для достижения результата, присовокупляют детей к доброте, коллективизму, взаимопомощи. Обогащение двигательного опыта дошкольников элементами игры в гандбол созидает условия для их творческого самовыражения в двигательной деятельности. Регулярное применение элементов игры в гандбол на прогулке воспрепятствует дефициту движений, поможет сбалансировать процессы роста и физиологического созревания.

В связи с вышесказанным мы можем отрекомендовать программу как целостную теоретико-методологическую систему, сформированную на личностно-деятельном подходе, устремленную на гармоническое развитие личности детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по третьей главе:

1. Опираясь на данные проведенного анализа средств, форм и методов, используемых в процессе обучения дошкольников двигательным действиям, нами была разработана экспериментальная программа физкультурных занятий направленная на всестороннее развитие детей дошкольного возраста. При составлении рассматриваемой программы мы следовали следующим положениям:

- принимали во внимание теории и методики физического воспитания и развития при построении воспитательно-образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях;

- обеспечивали комплексный подход при отборе программного содержания и методики проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста.

Так же при разработке данной программы мы руководствовались требованиями дошкольной педагогики к всестороннему развитию двигательной функции, взаимосвязи физического, интеллектуального и психического развития детей.

2. Следуя принципам взаимосвязи деятельностей в ходе обучения, нами было обеспечено единство целей, задач, средств и методов обучения и содержание программы. Программа представляет собой структурно-функциональную модель поэтапного обучения элементам игры в гандбол.

3. Для обучения элементам игры в гандбол нами были избраны двигательные действия, направлены на получение таких двигательных навыков как:ходьба, бег, остановка, прыжки, ловля мяча, передача мяча, бросок мяча, задержание мяча; подводящие игры.

4. В связи с тем, что мы разработали игру по специальным, упрощенным правилам, отличающихся от рекомендованных для детей школьного возраста, мыдали нашей игре наименование - ручной мяч для дошкольников. Это было сделано с целью, избежать путаницы для инструкторов по физической культуре ДОУ при использовании ее в дальнейшем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.035 с.)