Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учет закономерностей развития организма ребенка и особенностей функционирования его систем на разных этапах онтогенеза является очень важным условием охраны здоровья и разработки, подходящих для возраста дошкольника педагогических методик физического воспитания [1]. Все функции складываются и модифицируются при плотном взаимодействии организма и окружающей среды. В согласии с данными представлениями адаптивный характер функционирования организма в разные возрастные периоды определяется двумя важными факторами: морфофункциональной зрелостью физиологических систем и адекватностью воздействующих средовых факторов функциональных возможностей организма [46, 84, 95, 86, 239 и д.р.]. Каждый период онтогенеза имеет свои особенности и закономерности, отражающие возрастные особенности организации и управления произвольными движениями, которые связаны с морфофункциональным созреванием всех структур двигательной системы [81, 84]. При прочем, отмечаемая в онтогенезе гетерохрония формирования некоторых функций не указывает на отсутствие или нарушение гармоничности развития организма[220]. К старшему дошкольному возрасту в детском саду причисляют детей в возрасте 5-6 лет. По современной возрастной периодизации детей этого возраста, относятся к периоду первого детства, который включает в себя интервал от четырех до семи лет [5]. Особенности старшего дошкольного возраста можно охарактеризовать тем, что этот возраст является этапом интенсивного развития личности в таких сферах как: выработка нравственных черт, умение управлять эмоциями, проявление силы воли и характера, повышения интеллекта, физической подготовленности. Именно в этот период обнаруживаются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности ребят в получении все новых навыков и умений. На этом возрастном этапе дошкольника идет переход к более активному образовательному процессу, который бы со всех сторон охватывал совершенствование личности, формировал разнообразные индивидуальные черты характера у дошкольника [84]. В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела[5].
Физическое развитие характеризуется непрекращающимся изменением, от пяти до семи лет можно наблюдать увеличение тела в длину, причем рост конечностей опережает рост туловища [97]. Часто вышеуказанный возрастной период называют периодом «первого вытяжения» так как за год дошкольник может вырасти на 7-8 см [84]. Опорно-двигательный аппарат Опорно-двигательный аппарат человека состоит из костной и мышечной системы. С его деятельностью связана одна из главных функций человека – движение. Скелет служит опорой и защитой всего тела и отдельных органов, а многие кости являются еще и мощными рычагами, при помощи которых совершаются разнообразные движения тела и его частей в пространстве[203]. Мышцы приводят в движение всю систему костных рычагов. Скелет образует структурную основу тела и определяет в значительной мере его размер и форму. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, позвоночный столб, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов - мозга, легких, сердца, кишечника и др. [51, 84]. Главными частями скелета являются: скелет туловища, состоящий из позвоночного столба и грудной клетки, скелет верхних и нижних конечностей и скелет головы – череп. Каждая из двухсот шести костей скелета продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы. Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчивается. Между тем сращение между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. Не заканчивается и окостенение опорных частей носовой перегородки. Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Данные изменения придают телу дошкольника большую стабильность[150]. Позвоночный столб ребенка пяти—семи лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. Структура костной ткани позвонков еще не совершенна, позвоночник очень эластичен, он состоит в основном из хрящевой ткани. Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника.
Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. Физиологические изгибы позвоночника, вперед – лордоз и назад – кифоз, имеют исключительное значение для предупреждения травматизма при движении, уменьшают отдачу на внутренние органы, головной и спинной мозг. К семи годам окончательно образуются шейный лордоз и грудной кифоз. В дошкольном возрасте позвоночный столб очень чувствителен к деформирующим воздействиям, что приводит к различным нарушениям осанки, особенно у девочек. Вышеуказанное обстоятельство связанно с тем, что у девочек относительно слабый мышечный корсет, что проистекает от меньшей мышечной активности в отличие от мальчиков. Одно из самых распространенных это сколиоз - боковое искривление позвоночника. Чаще всего оно приобретенное, но бывает и врожденное. Неправильная поза детей во время занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины[3, 20, 22]. Заболевание начинается со слабости мышц спины, плохой осанки, выступающей лопатки. В дальнейшем возникает изменение самих позвонков и их связок, т.е. образуется стойкое боковое искривление. При укорочении одной ноги может наступить функциональный сколиоз[3, 11, 95]. Клинически можно выделить три стадии. Первая: при утомлении мышц спины появляется сколиоз, а после отдыха искривление исчезает. Вторая стадия: искривление делается постоянным, подвижность позвоночника резко уменьшается. Изменяется форма грудной клетки, лопатка выступает и становится выше на выпуклой стороне грудного сколиоза. При третьей стадии изменяется положение внутренних органов, затрудняется их функция. Профилактика гораздо эффективнее лечения. Большое значение имеют физкультура и спорт, правильная осанка ребенка[220]. В понятие «нарушенная осанка» совместно с деформацией позвоночника входит и деформация стоп. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у ребенка плоскостопия, причиной которого могут стать обувь на жесткой подошве большего, чем нужно, размера; излишняя масса тела; перенесенные заболевания[235]. В упрочении свода стопы существенную роль играют физические упражнения. Немаловажно также подобрать ребенку соответственную обувь. Значительное влияние оказывает статико-динамическая функция, стопы на формирование осанки. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника[98]. От формы, размера и подвижности грудной клетки зависит тип дыхания, жизненная ёмкость легких, так же они влияют на деятельность сердца. К семи годам форма грудной клетки принимает черты взрослого человека, то есть становится овальной[220]. С возрастом подвергается изменению скелет нижних и верхних конечностей. После рождения кости продолжают расти за счет наслаивания костных пластинок снаружи и разрушением изнутри. Причем разрушение изнутри происходит медленнее, чем наращивание снаружи. После четырехлетнего возраста данные процессы уравниваются[98]. Таз у дошкольников практически целиком состоит из хрящевой ткани, и одинаков по размеру у детей обоего пола. Кости таза у старших дошкольников начинают срастаться, но при сильных сотрясениях могут смещаться[99].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.012 с.) |