Историческая эволюция представлений об основных институтах предупреждения и урегулирования конфликтов (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая эволюция представлений об основных институтах предупреждения и урегулирования конфликтов (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель).



Историческая эволюция представлений об основных институтах предупреждения и урегулирования конфликтов (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель).

КОНФУЦИЙ. Стабильность в обществе и порядок в государстве, по мнению Конфуция, могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей. Идеи добродетели, справедливости и гуманности — важнейшие в этическом учении Конфуция. Он считал, что интересы государства не должны противоречить интересам народа и что всякое насилие над человеком неминуемо вызовет в нем столь же сильное противодействие. По его мнению, богатство государства измеряется богатством его подданных и нельзя допускать чрезмерного имущественного неравенства, которое чревато общественными потрясениями.

СОКРАТ - первым в истории сформулировал идею разрешения возникающих между индивидом и государством конфликтов посредством договорных отношений. Так, если гражданин, достигший совершеннолетия, не согласен с действующими в государстве порядками, то он вправе покинуть пределы государства со всем своим имуществом.

ПЛАТОН развивал идеи Сократа о различных формах государственного устройства, выделяя неправильные формы власти: олигархию, демократию и тиранию. К правильным формам он относит монархию и аристократию.

В противовес всем этим формам Платон выдвигает и описывает теорию идеального государства. Власть в таком государстве должна принадлежать философам, так как только им доступны истинные знания и добродетель. Второй социальный слой - стражи и воины, которые охраняют государство. Третий слой — крестьяне и ремесленники, обеспечивающие материальный достаток государства. Каждый должен заниматься своим делом, тогда все в государстве преисполнятся «благополучием и радостью».

АРИСТОТЕЛЬ - ученик Платона. Аристотель одним из первых предпринял попытку описания социальной структуры реального общества. Он делил общество на три сословия: высшее, среднее и низшее. При этом в качестве важнейших источников конфликтов Аристотель называл имущественное неравенство людей. Источником социальной стабильности Аристотель считал людей среднего достатка. А политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы.

ВЫВОД: Они решали единую проблему: как преодолеть беспорядок и беззаконие в обществе и сделать его устойчивым и упорядоченным.

Различие двух культур в том, какой ответ каждая из них дает на этот вопрос. Греки решили, что «истину» должен открыть разум. Это и делает Платон, создавая в своих произведениях образ идеального государства. Для Платона главным становится сам процесс познания, реальная же жизнь отходит на второй план.

В Китае ситуация иная. По мнению Конфуция «образец» - это «древность», правила предков, их обычаи и ритуалы. Когда их придерживаются – царит гармония и порядок, когда их забывают – наступает хаос и смута.

Греческая философия, рассматривая реальный мир как чуждый и враждебный, представляет человеческую жизнь как военную операцию, цель которой – господство над миром и над собой. У Конфуция человеческая жизнь естественная, как жизнь природы. Не враждовать с миром, а спокойно подчиниться ему, жизнь есть служение, основанное на самоотречении и самопожертвовании.

Таким образом, есть два типа мировоззрения – «западное» и «восточное». В их основе - два разных социума. В Греции – полис с его демократической формой правления. В Китае – государство во главе с правителем и чиновничеством. В полисе демократизация политической сферы, освобождение от ритуала. В Китае - возврат к ритуалу, «правилам», которым надо подчиняться.

Экономическая несвобода обусловлена не только диктатом государства, но и чрезмерной концентрации капитала.

Перечисленные положительные функции социального конфликта характеризуют его не только как разрушительную силу, но и как интегрирующий, стабилизирующий фактор общественной жизни, как способ выявления и разрешения противоречий между людьми.

 

Основные идеи

  • все люди от рождения равны и свободны, попытка объяснить причины социального неравенства и его виды;
  • прогресс - причина деградации современного общества. Общество не сможет нормально существовать, пока оно разделено на богатых и бедных.
  • основная задача общественного договора − поиск формы ассоциации, которая будет способна защитить личность и имущество каждого её члена, в то же время, член ассоциации будет подчиняться только самому себе и останется свободным, как и прежде.
  • под ассоциацией Руссо подразумевает Республику, члены ассоциации в совокупности – народ, в отдельности или как участники верховной власти – граждане, а как подчиняющиеся законам государства – подданные
  • закон – это условия гражданской ассоциации. Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен, это вообще не закон.
  • власть делится на законодательную и исполнительную. Законодательную власть философ отдает в руки народа, исполнительную, в свою очередь, правительству.
  • восхваляет демократию и призывает к ней. В то же время, Руссо считает, что демократии в чистом виде никогда не было и не будет.

Перечисленные положительные функции социального конфликта характеризуют его не только как разрушительную силу, но и как интегрирующий, стабилизирующий фактор общественной жизни, как способ выявления и разрешения противоречий между людьми.


Концепция социальных институтов в трудах Т. Мальтуса («Опыт о законе народонаселения») Лоренца фон Штейна («История социального движения во Франции 1789г.»), Эдуарда Бернштейна (на рус.яз.нет,можно см.Блауг М.100великих экономистов до Кейнса»).

В «Опыте о законе народонаселения» Томас Мальтус сделал попытку объяснить закономерности социально-демографической структуры населения мира с точки зрения биологических факторов. Основные тезисы теории: количество населения нашей планеты растет в геометрической прогрессии; -производство ресурсов происходит в соответствии с принципами арифметической прогрессии; рост населения напрямую связан с законами размножения, существующими в природе; жизнедеятельность человеческого общества, его развитие, функционирование подчиняются законам природы; остановить рост численности населения на планете могут только война, голод, эпидемии, болезни.

  Последний тезис Мальтус пытался развиваться дальше, утверждая, что перенаселения все равно не избежать, поэтому необходимо создавать дополнительные инструменты регуляции увеличения численности жителей на планете. В частности, предлагалось максимально регулировать рождаемость и регламентировать количество браков. Ученый считал, что подобное вмешательство будет иметь негативные последствия, поскольку произойдет разрушение существующих механизмов саморегуляции.

Принятие социального законодательства способно контролировать рост численности населения; в дальнейших работах Мальтус пытался дальше обосновать влияние демографических изменений на стабильность социального и общественного развития.

 

Лоренц фон Штейн - любая монархия станет впредь пустой тенью, превратится в деспотию или погибнет в республике, если не найдет в себе сил стать монархией социальных реформ. Тем самым Л. фон Штейн заложил основы теории социальной монархии, которая впоследствии трансформировалась в теорию социального государства. Автор поставил перед собой цель – найти возможности устранить классовые противоречия, неизбежно возникающие в буржуазном обществе, средствами самого государства. Он предложил следующее решение: с помощью государственной власти неимущие классы должны «изменить свое зависимое положение в положение независимое, материально-свободное».

Л. фон Штейн показывает, что устранить порабощение рабочих можно путем социальных реформ. Проведение социальных реформ он связывал с целенаправленной политикой государства, так как государство стоит выше капитала и труда.

Если же государство «не в силах выполнить свою высшую социальную функцию, которая заключается в гармоническом разрешении противоречий, тогда ее место занимает гражданская война и уничтожает само государство, которое не могло понять и сохранить этого благосостояния».

 

Эдуард Бернштейн выступал против марксистской диктатуры пролетариата в качестве важнейшей формы классовой борьбы и главного средства, с помощью которого должны были построить социализм. Этой диктатуре он противопоставлял идею совершенной демократии. Бернштейн писал, что при демократическом правлении ни один класс не пользуется привилегиями.

В соответствии с убеждениями Бернштейна социализм в качестве единства теории и практики в принципе невозможно научно обосновать. Он писал, что социализм является политическим течением, тенденцией, а наука не может быть тенденциозной.

Признавал реформизм как результат «демократического давления». Он считал, что капитализм способен приспособиться к новым условиям. Капитализм способен дорасти до необходимого упразднения различий между классами и способен эволюционировать в социализм самостоятельно, без революционных переворотов.

Идея теории «демократического социализма» заключается в том, что социализм способен обеспечить свободу личности в качестве главной цели всех мероприятий социализма. Кооперации, профессиональные ассоциации, принимающие на себя полномочия по части контроля над промышленностью, формы хозяйственной жизни и дальнейшей ее демократизации являются самыми важными элементами демократического социализма.

Бернштейн показывает социалистическую демократию путем выражения ее в системе государственного правления при социализме. По его мнению, политическая форма государств современного мира отражает будущее политическое устройство при социализме со всей очевидностью, при учете сохранения парламента, пропорциональном представительстве от партий оппозиций, всеобщем народном законодательстве, а также всех тех обстоятельствах и условиях, при которых можно перейти на высшую ступень развития общества мирно и без серьезных потрясений.


Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими странами (впоследствии объединившимися в ОВД).

НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Этот блок, в основном в лице США, не имеет в мире достаточно сильного политического и военного противовеса и, следовательно, практически не ограничены в своих действиях. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения.

Главная цель НАТО - гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

· выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

· способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

· защита демократии и прав.

· охрана границ, которые были установлены после завершения Второй мировой войны.

В настоящий момент активность структур НАТО разделена на "военную" и "невоенную" составляющи е. К "невоенной" относится: сотрудничество в области экономики, обеспечения безопасности энергетики и окружающей среды, образования, обеспечения занятости. На исходе XX и в начале XXI вв. войска НАТО приняли участие в следующих конфликтах: войнах на территории бывшей Югославии: Боснии и Герцеговине (1995-2004), Сербии (1999), Македонии (2001-2003), в Афганистане (2001-по н.в.), во время миротворческой операции в Судане (2005-по н.в.). Активность НАТО в конце XX-начале XXI вв. крайне неоднозначна. Противоборство с Сербией роковым образом сказалось на отношениях НАТО и России. Применив против Сербии практически весь спектр вооружений, войска НАТО добились победы одной из сторон этнического конфликта, хотя геноцид имел место, как со стороны сербов, так и со стороны мусульман.

Среди обвинений в адрес НАТО все чаще зазвучал упрек в том, оно отходит от принципов демократии, прикрывая традиционными западными ценностями чисто корыстные интересы. Стоит отметить, что вторая война в Ираке и война в Афганистане были начаты, в том числе, в рамках концепции противодействия терроризму с целью создания новой среды безопасности, а война в Сербии относятся к т.н. "мерам по сохранению мира". Фундаментальным аспектом стратегии НАТО в эпоху после холодной войны провозглашена открытость для новых членов, развитие партнерства и "конструктивных отношений" с остальным миром.


Социальное и правовое государство как конфликторазрешающие институты (Лоренц фон Штейн «История социального движения во Франции 1789г.», Мюллер Альфред-Армак «Социальное рыночное хозяйство», Людвиг Эрхард «Благосостояние для всех»).

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Принципы правового государства:

· верховенство права в форме правовых законов во всех сферах общества.

· верховенство прав и свобод человека и гражданина, выражающаяся в конституционном обеспечении прав и свобод человека.

· разделение властей в государстве, каждая из которых воплощается в самостоятельных и равноправных институтах, которые взаимно сдерживают и уравновешивают друг друга.

· конституционализм, предусматривающий обязательное закрепление в основном законе государства соответствующих нормативных положений и принципов.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • разделение властей на три ветви;
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Социальное государство — форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в.

Социальное государство выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов:

  • высокого уровня экономического развития страны;
  • наличия правового государства;
  • соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России.

Казалось бы правовое и социальное государство несовместимы. Когда говорят о построении социально правового государства имеют ввиду прежде всего воплощение принципа верховенства права принципа социальной справедливости.

Эрхард подчеркивал, что обеспечение высокого благосостояния для всех слоев населения объективно необходимо, поскольку оно выступает материальной основой формирования высококвалифицированных кадров для народного хозяйства.

Социальное рыночное хозяйство немыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического снижения расходов. Стимулами этого выступали:

· низкие налоги,

· антитрестовские и антикартельные законы,

· льготы для свободного частного инвестирования,

· защита внутреннего рынка от внешних конкурентов.

Важнейшим аспектом социальной политики являлась налоговая политика. Ее кредо — освобождение от налогообложения всех социально слабых слоев общества, отказ от повышения косвенных налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субсидий наиболее богатых граждан. Одновременно для улучшения условий жизни действительно нуждающихся были приняты соответствующие законопроекты.

В основе реформаторской деятельности Л. Эрхарда лежит концепция «социального рыночного хозяйства», которая была возведена в ранг официальной государственной доктрины и явилась основой экономической программы Христианско-демократического союза, одной из ведущих партий Западной Германии. По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяйство являлось не только теорией, но и практической деятельностью германского государства.


Л. Гумплович отвергает социалистическую перспективу для развития государства. Он полагает, что у человека есть единственный выбор - между необходимым подчинением и неравенством в государстве и анархией.

Понимание самоуправления как дополнения к необходимой деятельности государства, по мнению Л. Гумпловича, позволяет политическому деятелю определить его пределы управлением такими делами, в которых государство непосредственно не заинтересовано. Формирование органов самоуправления, согласно Л. Гумпловичу, препятствует бюрократизации и централизации государства, способствует развитию его благосостояния.

Называя практическую политику прикладной социологией, Людвиг Гумплович обращает наше внимание на значительную роль социологического знания в обществе. В политической социологии остаются современными его воззрения относительно проблем природы и генезиса государства, его развития; политической и социальной стратификаций; проблемы права и правопорядка в государстве, самоуправления, всеобщего избирательного права; относительно проблемы государства и национальности и других.


Историческая эволюция представлений об основных институтах предупреждения и урегулирования конфликтов (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель).

КОНФУЦИЙ. Стабильность в обществе и порядок в государстве, по мнению Конфуция, могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей. Идеи добродетели, справедливости и гуманности — важнейшие в этическом учении Конфуция. Он считал, что интересы государства не должны противоречить интересам народа и что всякое насилие над человеком неминуемо вызовет в нем столь же сильное противодействие. По его мнению, богатство государства измеряется богатством его подданных и нельзя допускать чрезмерного имущественного неравенства, которое чревато общественными потрясениями.

СОКРАТ - первым в истории сформулировал идею разрешения возникающих между индивидом и государством конфликтов посредством договорных отношений. Так, если гражданин, достигший совершеннолетия, не согласен с действующими в государстве порядками, то он вправе покинуть пределы государства со всем своим имуществом.

ПЛАТОН развивал идеи Сократа о различных формах государственного устройства, выделяя неправильные формы власти: олигархию, демократию и тиранию. К правильным формам он относит монархию и аристократию.

В противовес всем этим формам Платон выдвигает и описывает теорию идеального государства. Власть в таком государстве должна принадлежать философам, так как только им доступны истинные знания и добродетель. Второй социальный слой - стражи и воины, которые охраняют государство. Третий слой — крестьяне и ремесленники, обеспечивающие материальный достаток государства. Каждый должен заниматься своим делом, тогда все в государстве преисполнятся «благополучием и радостью».

АРИСТОТЕЛЬ - ученик Платона. Аристотель одним из первых предпринял попытку описания социальной структуры реального общества. Он делил общество на три сословия: высшее, среднее и низшее. При этом в качестве важнейших источников конфликтов Аристотель называл имущественное неравенство людей. Источником социальной стабильности Аристотель считал людей среднего достатка. А политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы.

ВЫВОД: Они решали единую проблему: как преодолеть беспорядок и беззаконие в обществе и сделать его устойчивым и упорядоченным.

Различие двух культур в том, какой ответ каждая из них дает на этот вопрос. Греки решили, что «истину» должен открыть разум. Это и делает Платон, создавая в своих произведениях образ идеального государства. Для Платона главным становится сам процесс познания, реальная же жизнь отходит на второй план.

В Китае ситуация иная. По мнению Конфуция «образец» - это «древность», правила предков, их обычаи и ритуалы. Когда их придерживаются – царит гармония и порядок, когда их забывают – наступает хаос и смута.

Греческая философия, рассматривая реальный мир как чуждый и враждебный, представляет человеческую жизнь как военную операцию, цель которой – господство над миром и над собой. У Конфуция человеческая жизнь естественная, как жизнь природы. Не враждовать с миром, а спокойно подчиниться ему, жизнь есть служение, основанное на самоотречении и самопожертвовании.

Таким образом, есть два типа мировоззрения – «западное» и «восточное». В их основе - два разных социума. В Греции – полис с его демократической формой правления. В Китае – государство во главе с правителем и чиновничеством. В полисе демократизация политической сферы, освобождение от ритуала. В Китае - возврат к ритуалу, «правилам», которым надо подчиняться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.032 с.)