Разработка проблем договорного государства как института предупреждения, урегулирования и разрешения конфликтов в условиях нового времени (Т. Гоббс, Ф. Бэкон). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка проблем договорного государства как института предупреждения, урегулирования и разрешения конфликтов в условиях нового времени (Т. Гоббс, Ф. Бэкон).



Томас Гоббс (1588-1679), английский философ, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета.

Гоббс полагал, что возникновению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной свободы людей. Люди равны между собой в желании господствовать, при этом обладают одними и теми же правами. Именно это естественное состояние для автора есть состояние «война против всех». Гоббс отмечает, что абсолютная свобода индивида - это стремление к анархии, беспрерывной борьбе. В такой ситуации единственно правильным решением становится ограничение абсолютной свободы каждого для общего блага. Согласно определению Гоббса, свобода есть лишь право выбирать степень и способ ее ограничения. Люди должны равнозначно ограничить свою свободу, чтобы прийти к состоянию общественного мира. В этом и заключен смысл «общественного договора».

Ограничивая свою естественную свободу, люди отдают полномочия по поддержанию порядка и надзора за соблюдением договора отдельной группе или человеку. Так образовывается суверенное государство, которое не зависит ни от каких внешних или внутренних сил. По мнению Гоббса, государственная власть должна быть абсолютна, при этом государство вправе в интересах большинства в целом предпринимать необходимые меры принуждения к своему народу. Идеалом такого государства Гоббс считал абсолютную монархию, в основе которой существует неограниченная власть. 

 

Как возникает государство, каковы причины его возникновения? Гоббс не согласен с мнением, что люди существа общественные и изначально могут жить в мире друг с другом, как, например, муравьи и пчелы, прекрасно обходящиеся без государства. Но дело том, что:

1. Люди беспрерывно соперничают между собой, добиваясь чинов почета, следовательно, возникает зависть и ненависть;

2. Не обладая разумом, эти существа не видят и не думают, а среди людей имеются многие, которые считают себя более мудрыми и стремятся реформировать общественный строй, внося тем самым в государство расстройство и гражданскую войну;

3. И, наконец, согласие этих существ обусловлено природой, а людей соглашением.

Следовательно, чтобы сделать это соглашение постоянным и длительным, необходима общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их общему благу. В такой ситуации человек рискует потерять главное благо – собственную жизнь. Такое подробное описание естественного состояния дается Гоббсом лишь для того, чтобы убедить людей в необходимости установления и безусловного подчинения государственной власти. Человек интуитивно стремится к предотвращению постоянной борьбы, чтобы сохранить жизнь. Инструментом осуществления этих стремлений является разум. Возникают естественные законы, то есть найденные умом общие правила, согласно которым человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни и что лишает его средств к её сохранению. Все естественные законы Гоббс сводит к одному общему правилу: «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».

В своем трактате «Левиафан» он предпринял интересную попытку выявления объективных и субъективных причин многочисленных конфликтов в обществе и предложил свои рецепты их предупреждения и урегулирования. Главную объективную причину он усматривал в нищете народа. Среди субъективных причин Т. Гоббс называл политические ошибки правителей, которыми пользуются их противники для подстрекательства против них. Среди «лекарств» от недовольства и связанных с ними конфликтов он выделял устранение материального неблагополучия, нищеты и бесправия народных масс, а также искусство «политического маневрирования». Еще один прием предупреждения конфликтов, по Гоббсу, состоит в обезглавливании противников посредством уничтожения их главарей. Однако наиболее радикальным средством недопущения конфликтов он считал договорное государство, которое одно только способно прекратить естественное состояние «войны всех против всех» путем полной передачи ему подданными всех своих прав и безоговорочного подчинения всем предписаниям власти.

 

  Бэкон Фрэнсис (1561—1626), английский философ и государственный деятель. «Опыты, или Наставления нравственные и политические», «О достоинстве и приумножении наук».

Ф. Бэкон внёс вклад и в изучение причин социальных конфликтов. В своей работе «Опыты или наставления нравственные и политические», он установил, что важнейшей причиной возникновения социальных конфликтов он считает бедность, ухудшение материального положения народа. Причины конфликтов могут носить и социально-культурный характер: религиозные новшества, изменения законов, нарушения привилегий. Меньшее значение Ф. Бэкон придавал политическим ошибкам в управлении государством, когда правитель вместо того, чтобы быть верховным арбитром, становится на сторону какой-либо из сторон или партий, пренебрегая мнением другой.

Обращал Ф. Бэкон внимание и на средства предупреждения конфликтов. Для предупреждения - следует развивать экономику, но при этом не допускать чрезмерной соц.-эк. дифференциации населения. Он считал полезным политическое маневрирование, дающее безопасный выход недовольству народа (жалобы, петиций). Полезна политика необходимости устранения вожаков недовольства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.006 с.)