Институты конфликторазрешения в СССР. Становление и функционирование институтов конфликторазрешения в условиях советского социализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институты конфликторазрешения в СССР. Становление и функционирование институтов конфликторазрешения в условиях советского социализма.



Рассматривать советский̆ период и просто, и вместе с тем сложно. Простота связана с тем, что все основные общественные институты в СССР были созданы после октября 1917 г., поскольку «до основания были разрушены» устои старого мира.

Итак, формирование институтов советского общества началось после октябрьского вооруженного восстания в 1917 г. и завоевания большевиками государственной̆ власти в бывшей̆ российской̆ демократической̆ республике. В 1917 г. страна была переименована в Советскую республику. В 1918 г. была издана первая Конституция РСФСР, в которой̆ были прописаны основные экономические и социально-политические институты.

Во исполнение положений первой̆ российской̆ Конституции новая власть приступила к социалистическому и коммунистическому строительству, в рамках которого осуществлялось формирование всей̆ системы пролетарских органов государственно-политической̆ системы. Учитывая характер обострявшегося столкновения новой̆ власти с социальными силами дореволюционной̆ России, практически все новые социально-политические институты были связаны с вопросами конфликторазрешения. Все государственные институты силового разрешения так называемых классовых конфликтов (ЧК, НКВД) переходного периода к советскому социализму являлись звеньями нового политического института государства диктатуры пролетариата.

Впервые об этом политическом институте писали К. Маркс и Ф. Энгельс. Диктатура пролетариата является государством переходного периода от капитализма к коммунистической̆ формации и имеет преимущественно созидательные функции, которые доминируют над задачами подавления свергнутых эксплуататорских классов и их приспешников и другими сугубо деструктивными функциями. В дальнейшем свой вклад в разработку учения о государстве диктатуры пролетариата внесли В. И. Ленин и И. В. Сталин.

На деле вышло хуже, чем планировали большевики. Вместо 6-ти месяцев, за которые Ленин планировал в начале 1918 г. завершить решение основных задач коммунистического строительства в России, на одну только гражданскую войну пришлось более трех лет. Ленин придумал себе оправдание: лишь построение коммунизма приведет к торжеству справедливости и сделает весь народ счастливым.

Ленин поддерживал массовидность террора. Исполнитель репрессий – ВЧК «военные трибуналы не должны руководствоваться никакими юридическими нормами — это карающие органы». В его полномочия входили: аресты, высылки, списки – врагов народа, лишение продовольственных карточек, контрреволюционные партии, спекулянты. Институт заложников, концентрационные лагеря.

Вместе с тем, опираясь на новую конституцию, Сталин, аргументируя свои действия «усилением классовой борьбы по мере успешного строительства социализма в СССР», направил деятельность государства диктатуры пролетариата против «врагов народа», а фактически развязал тоталитарный террор и массовые репрессии против невинных граждан.

Позже Н.С. Хрущев провел десталинизацию советского общества. Ну а в условиях «брежневского застоя» в 1970–1980- е годы в СССР было сформировано развитое (зрелое) социалистическое общество, в рамках которого власть повернулась лицом к социальным проблемам и добилась построения «Советской модели автократического социального государства».

Перестройка, март 1985 г. инициатор новый лидер КПСС М. С. Горбачев, который попытался осуществить относительно мирную передачу полномочий государственной власти от правящей КПСС парламенту и институту Президента СССР. Наряду с превращением Съезда народных депутатов СССР в настоящий парламент (место для дискуссий), произошла институциализация официальной политической оппозиции.

В марте 1990 г. Была отменена шестая статья Конституции СССР о монопольной политической роли КПСС и легализована многопартийность. В мае того же года Борис Ельцин был избран председателем Верховного Совета России, в роли которого он инициировал принятие 12 июня 1990 г. «Декларации и суверенитете России», ускорившей центробежные тенденции в распадавшемся Союзе ССР. Политический процесс характеризовался коллапсированием советского социализма, ускорением центробежных социально-политических тенденций и разрушением союзного государства. Этому процессу способствовала также раскольническая сепаратистская политика руководителей практически всех советских республик, пример которым подавал Б. Н. Ельцин. В конце декабря 1991 г. произошел окончательный развал союзного федеративного государства.

После октябрьских событий 1993 г., в особенности после выборов 12 декабря новой Государственной Думы и референдума по новой Конституции, ситуация в России начала меняться. Новый основной закон предоставил стране возможность совершить прорыв в формационном развитии.

Поскольку, согласно Конституции, Россия декларировалась как «светское, федеративное, социальное, демократическое и правовое государство с республиканской формой правления», в котором предусматривается регулярное переизбрание и обновление власти на всех уровнях, постольку появлялись не только надежды, но и некоторые нормативно-правовые ресурсы для осуществления системной модернизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.005 с.)