Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методы обследования↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Изучение документации с целью сбора анамнестичес- Основными документами, необходимыми для проведения психологического-изучения ребенка, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребенка, психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом, отоларинголога, офтальмолога и др. Кроме того, в документацию должна входить педагогическая характеристика ребенка, которую дает то детское учреждение, в котором он находился до поступления в ПМПК Метод изучения документации позволяет специалисту-.• психологу определить, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка. 2. Метод беседы. С помощью беседы выясняются особен- Ценные материалы может дать беседа с самими ребенком, построенная не на прямых, а на косвенных вопросах. С их помощью определяются особенности я мотивы поведения ребенка, его отношение к семье и школе, степень ориентировки в окружающем пространстве, склонности, интересы, отношение к состоянию его собственного здоровья. Содержание беседы варьируют в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Большое значение имеет беседа для установления контакта с ребенком. 3. Изучение результатов деятельности детей. Анализу Цель этого метода — сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития детей. Анализ результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах ребенка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики рук. В этих результатах отражаются отношение детей к действительности, уровень развития их сенсорных, моторных навыков, патологические проявления. 4. Метод наблюдения. Психологическое наблюдение по- В условиях ПМПК наиболее ценные результаты могут быть получены с помощью метода наблюдения при работе в диагностических и коррекционных группах. Данный вид наблюдений совмещает изучение ребенка с его обучением и воспитанием, т. е. носит активный характер. Ценность метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, создавая в диагностических и коррекционных группах особые условия для наблюдения ребенка, определения его «зоны ближайшего развития». Результаты наблюдения за ребенком в условиях различных видов его деятельности должны фиксироваться в протоколе (дневнике) и затем в кратком виде заноситься в карту психологического исследования. Важное значение для оценки-результатов имеет точность, тщательность и непредвзятость при фиксировании результатов наблюдения. Регистрация наблюдений может осуществляться с помощью магнитофонной записи, фото- и киносъемки, записи на видео- 212 основы лолопсихо/iorw ПРИЛОЖЕНИЕ 213
магнитофон. Наиболее важными видами наблюдения явля- • ются наблюдения за игрой ребенка, поведением, общением и состоянием работоспособности. Большую роль играет наблюдение и в изучении личности ребенка. 5. Метод эксперимента предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обес-печивающих активное проявление изучаемых явлений. Me-тод может быть применен при изучении различных проявлений деятельности ребенка и выявлении особенностей развития его личности. Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются: доступность заданий для ребенка данного возраста, обеспечение адекватности понимания того, что он должен сделать. Моделируемая ситуация должна быть представлена в виде игрового или учебного задания с понятной ребенку мотивировкой. Эксперимент проводится после того, как изучены анамнестические и медицинские данные, проведены беседа и наблюдение за ребенком. Это позволяет исследователю ставить конкретные задачи и в соответствии с этим выбирать те или иные методики исследования. Проведение эксперимента осуществляется поэтапно. Вначале следует установить контакт с ребенком, получить его согласие на выполнение задания. При негативной реакции ребенка эксперимент не проводится. Отказ ребенка выполнять задание может быть связан с ситуацией эксперимента, но может быть и показателем нарушений эмоционально-волевой сферы ребенка. Если ребенок согласен выполнять задание, ему предлагается инструкция, по которой он должен действовать. Инструкция может быть дана в различных формах — вербальной и невербальной. Она должна быть достаточно простой, так как правильное понимание задания определяет ход эксперимента. При необходимости можно дать инструкцию в наглядно-действенной форме или с помощью жестов. Процесс выполнения задания фиксируется в протоколах, которые прилагаются в каждой из методик. Задание выполняется под наблюдением психолога и при необходимости ребенку оказывается помощь, которая также фиксируется в протоколе. Результаты количественно и качественно оцени- ваются. Количественная оценка осуществляется путем подсчета баллов, установленных за выполнение каждого задания, и времени, затраченного на выполнение. Качественный анализ позволяет оценить тактику деятельности испытуемого, способы действий, степень самостоятельности выполнения задания, обучаемости, факторы, влияющие на характер работы, полноту и глубину понимания смысла задания, учет влияния побочных раздражителей на результат работы, утомляемость и т. д. Протокол исследования с датой его проведения и названием методики хранится в личном деле ребенка. Основные его результаты заносятся в карту психологического изучения данного ребенка. 6. Метод тестирования. Для сравнительной оценки уровней развития каких-либо психических проявлений, возможностей, способностей, умственного развития человека применяются разнообразные тесты. Выделяют тесты-опросники с целью изучения позиций, мнений, установок, мотивации личности. Другой разновидностью являются тесты-задания, включающие целый ряд специальных заданий. Результаты и особенности процесса выполнения предложенных заданий дают основание для заключения о каких-либо психологических качествах конкретного человека. ■ Условия психологического обследования Конкретные условия проведения психологического наблюдения, эксперимента, беседы, тестирования, анализа результатов деятельности обследуемого ребенка могут в разной степени способствовать адекватности получаемых результатов, что, в свою очередь, может отразиться и на интерпретации полученных данных. Среди конкретных условий, которые следует предвидеть психологу, могут быть особенности личности испытуемого и внешние условия опыта. Условиями, характеризующими особенности личности, являются возраст и пол испытуемого, его мотивы, установки, позиции, привычки, характер, темперамент. Чрезвычайно внимательно нужно отнестись к состоянию здоровья, различным психосоматическим, физиологическим нарушениям, отклонениям в развитии. Среди условий, характеризующих личность самого испытуемого, не все являются одинаково рядоположенными. Одни из них устойчивы. 214 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ПРИЛОЖЕНИЕ 215
Это такие психологические качества личности, как характер, мотивы, установки, знания, привычки, умения. Другие особенности личности (и на это нужно обратить особое внимание) крайне подвижны, ситуативны, изменчивы. Это эмоциональные, интеллектуальные и волевые психические состояния человека. Умение психолога уловить, понять состояние ребенка, настроиться на «волну» доброжелательности, заинтересованности в общении способствует адекватности получения сведений о психологических особенностях детей. Наряду с этим, психологу необходимо проследить за внешними условиями, в которых проводится психологическое обследование. Внешние условия (освещение, тишина, вентиляция, мебель, оснащение помещения, личность самого психолога) не должны затруднять выполнение предлагаемых ребенку заданий, вызывать стойкий отрицательный рефлекс на необычную для ребенка атмосферу поведения, общения с психологом или предлагаемого действия. Еще до начала обследования нужно дать ребенку привыкнуть к окружению, «обыграть» его как «естественное». Программа обследования психического развития ребенка Психологическое обследование ребенка предполагает: ■ выявление особенностей его психического развития; ■ установление нарушений психического развития; ■ определение личностных нарушений поведения, системы ■ выявление сохранных, потенциальных и компенсаторных ■ установление отношения к нормам поведения и ценност- ■ определение оптимальных условий обучения, развития, Предлагаемая программа дифференциальной диагностики нарушений психического развития ребенка является примерной. Она может быть изменена в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и характера нарушений. Схема обследования: /. Общие сведения о ребенке и его семье: Фамилия, имя, отчество ребенка_________________ Год рождения (возраст)___._________________. Посещение группы детского сада или класса школы_ //. Особенности психического развития ребенка: 1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концен 2. Особенности восприятия и наблюдений. 3. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушения памяти. 4. Особенности мышления. Протекание мыслительного Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей. Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации). Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений. Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений). Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление. Нарушение мышления. » 5. Особенности воображения и речи. ///. Обследование личностных особенностей: 1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к аф-фектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств. Протекание волевого процесса. Соотношение эмоций и воли. 216 основы логопсихологии ПРИЛОЖЕНИЕ 217
Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность. 2. Личность в поведение. Интересы, потребности, идеа- Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении личности. Характер и темперамент. Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении. 3. Деятельность. Развитие потенциальных возможностей Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности. Нарушение работоспособности, отношений к деятельности, утомляемость. Методики психологического обследования Методики для исследования внимания и сенсомотор- ных реакций: 1. Корректурная проба. 2. Счет по Крепелину. 3. Отыскивание чисел по таблицам Шульте. 4. Пробы на переключение внимания с помощью моди- Методики для исследования восприятия: 1. Методика «Компасы». 2. Методика «Часы». 3. Методика изучения восприятия времени.
1. Тест зрительной и слуховой памяти. 2. Пробы на запоминание:
— пробы на запоминание искусственных звукосочетаний; — проба на запоминание 10 слов; — проба на ассоциативную память. 3. Метод пиктограмм (по А.Р. Лурии). Методики для исследования уровня и течения мыс лительных процессов: / '*■
1. Понимание рассказов. 2. Понимание сюжетных картин. 3. Установление последовательности событий. 4. Классификация. 5. Исключение. ■ 6. Выделение существенных признаков. 7. Образование аналогий. 8. Выделение закономерностей. 9. Определение и сравнение понятий.
10. Понимание переносного смысла пословиц и метафор. 11. Пиктограммы. 12. Подбор слов-антонимов.
1. Методика Векслера. 2. Таблицы Равена. Методики для исследования личностных особенностей: 1. Исследование самооценки по методике Дембо—Рубин 2. Личностные опросники (Айзенк, Кеттел, MMPI, Шми- 3. Шкалы оценки тревожности Спилбергера, Тейлор. 4. Опросник САН. Проективные методы исследования личности: 1. ТАТ. 2. Тест фрустрации Розенцвейга. 3. Метод незаконченных предложений. 4. «Дом, дерево, человек». 5. «Несуществующее животное». 6. «Рисунок семьи». 7. «Автопортрет». 8. Цветовой тест Люшера.
1. Методика «Мотивы выбора профессии». 2. Тест Голланда по определению типа личности. 3. ДДО «Я предпочту». 4. Опросник профессиональных предпочтений. 5. Карта интересов. ЛИТЕРАТУРА 219
ЛИТЕРАТУРА 1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению 2. Алябьева ЕА. Логоритмические упражнения без музыкаль 3. Борякова HJO., Соболева А.В., Ткачева В£. Практикум по 4. Визель ТТ. Мозговая организация речевой функции и ее 5. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа 6. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1996. 7. Горелова ИЛ., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. 8. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у 9. Голод В.М., Власенко И.Т. Нейропсихологическое изуче
10. Гуменная Г.С. Особенности мнестических процессов у 11. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология де 12. Давидович JIJP. Характеристика вербально-логического 13. Демьянов ЮТ". Диагностика психических нарушений: 14. Диагностика нарушений речи у детей и организация ло 15. Дуванова СИ., Филатова О&. Логопедическая коррек жкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи// Практическая психология и логопедия. — 2005. — № 2. — С. 71-77. 16. Жинкин НЛ. Язык. Речь. Интеллект // Недоразвитие речи у дошкольников / Под ред. P.M. Беловой-Давид. — М., 1972. П.Калягин ВА. Становление логопсихологии // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 4. 18. Кириллова ЕМ. Дифференциальная диагностика безречевых 19. Ковшиков ВА., Элькин ЮЛ. О состоянии мышления и 20. Конюшкова ЕЛ., Ястребова АЛ. Логопедическая работа 21. Корпев АЛ. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб.- 22. Левина PJS. Опыт изучения неговорящих детей (алали- 23. Логопедия: Учеб. пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, 24. Лубовский ВЛ. Психологические проблемы диагности 25. Лубовский ВЛ. Словесная регуляция действий у ано 26. Максимова HJO., Милютина ЕЛ. Курс лекций по детс 27. Маслов А.С. Психические процессы: Программирован 28. Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика. — М.: Владос, 1998. 29. Нестерова Т.В. К вопросу о формировании наглядно-об
30. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: Учеб.-метод. по 31. ОсиповаАА. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для 32. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. 220 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИЙ ЛИТЕРАТУРА 221
Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой______ М.: Изда 33. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб.: Союз, 1997. 34. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под 35. Психологические и психофизиологические исследования 36. Психолого-педагогическое консультирование и сопровоЖ-п 37. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина и 38. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. 39. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произноше 40. Савина ЕЛ. Возможности комплексного логопедичес 41. Сиротпюк АЛ. В инструментальную копилку практику 42. Собопгович Е.Ф. Психологические механизмы, структу 43. Специальная дошкольная педагогика и психология: Сбор 44. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / 45. Федосова ОХ). Дифференциальный подход к диагности
46. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произноше 47. Фотпекова ТА. Состояние и динамика высших психичес
48. Фотекова ТА. Тестовая методика диагностики устной 49. Фуреева ЕЛ., Шипилова Е&. Учебные карты обследова 50. Фуреева ЕЛ., Шипилова Е£. Филиппова О.В. Наруше 51. Халилова Л£. Особенности связной речи учащихся с 52. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб.
53. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей 54. Хухлаева OJ3. Лесенка радости. — М.: Совершенство, 55. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: 56. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восста 57. Чистякова МЛ. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буя- 58. Шевандрин ИЛ. Психодиагностика, коррекция и раз 59. Шипилова Е£. Особенности подготовки педагогов-пси ЛИТЕРАТУРА 223
Оглавление Введение............................................................... ■....... 3 Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ........................................5 Предмет и задачи логопсихологии.............................. 5 Вопросы и задания для самостоятельной работы...... 14 Тематика рефератов.............................................. 14 Виды и функции речи................................................. 14 Вопросы и задания для самостоятельной работы. _.. 24 Тематика рефератов............_«..............._................._............... 24 Общий обзор речевых нарушений............................. 24 Вопросы и задания для самостоятельной работы...... 35 Характеристика нарушений речи............................... 43 Вопросы и задания для самостоятельной работы. _- 101 Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ........ 102 Дети с дислалией...................................................... 109 Дети с ринолалией.................................................... 111 Дети с дизартрией..................................................... 113 Дета с алалией........................................................... 116 Дети с нарушениями темпа речи............................. 130 Дети с заиканием....................................................... 134 Дети с нарушениями голоса..................................... 139 Вопросы и задания для самостоятельной работы 147 ^ Глава 3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ..... 150 Система коррекционно-логопедической работы.... 150. Вопросы и задания для самостоятельной работы....156 Диагностическая работа : при нарушениях речи.............................................. 156 Вопросы и задания для самостоятельной работы. / 70 -,-щ Методы коррекции психического развития детей с Коррекционно-развивающая работа при нарушениях речи............................................... 184 Вопросы и задания для самостоятельной работы....194 Темы для самостоятельных исследований............. 195 Примерный перечень вопросов к экзамену........... 196 Примерная тематика рефератов и курсовых работ...................................................... 197 Словарь....................................................................... 198 Приложение................................................................ 204 Литература.................................................................. 218
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.111 (0.016 с.) |