Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностическая работа при нарушениях речи
Диагностическая работа не является для практического психолога самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации псйхичес- кого развития человека. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемым с целью| оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого-педагогических мероприятий и т. п. Главное назначение диагностики в практической дея- тельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностичес- кая работа тесно переплетается с коррекционной и раз- вивающей и в ней можно выделить несколько этапов:
1) изучение запросов; 2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о возможных причинах наблю 4) выбор методов диагностики; 5) применение отобранных методов; 6) формулировка диагноза, которая должна содержать 7) разработка рекомендаций и программы психокор- 8) реализация этой программы; 9) контроль за ее осуществлением (И.В. Дубровина, 1991). При коррекционной и развивающей работе с личностью психологу необходимо знать индивидуально-психологические особенности, основные потребности и ценностные ориентации, эмоциональные тональности и состояния клиентов. Психодиагностика — это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз. Основная задача психологической диагностики заключаются в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Диагностика в педагогической практике решает следующие задачи: ■ прослеживает результативность работы учащихся и ■ выступает как инструмент формирования. а) установление обратной связи; б) оценку результативности; основы логопсихологии Глава з 159
в) воспитательно-побуждающее воздействие;
г) коммуникацию, позволяющую обмениваться инфор- д) конструирование (на основе диагноза можно про- и) прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуального или личностного роста, профессиональной направленности учащихся. Объектом в случае педагогической психодиагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического процесса и т. п. Проведение диагностического обследования предпо- латает наличие: цели, объекта, предмета исследования, учета возможных ограничений. Существует несколько типов ограничений: 1) по ресурсам (времени, диагностическим материалам, профкомпетентности и т. п.); 2) по точности; 3) принципиальные (например, ряд переменных яв- Существует несколько типичных исследовательских методов, позволяющих разрешать диагностические задачи (Шевандрин Н.И., 1998). Рассмотрим их. Наблюдение Наблюдение — это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения следует отнести: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдельные последствия воспитательных воздействий и др. Недостат- ками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики (переживания, мысли, мотивы) и т. п. Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются: ■ получение сведений о психическом явлении в «чис- • сбор первичной информации, не требующей большой • оценка фактов, полученных с помощью других мето- ■ проверка рекомендаций. Эксперимент Эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам следует отнести: искусственность условий, значительные затраты для контроля значимых факторов.
Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующими. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент от 160 основы логопсихологи» ГЛАВА 3 161
Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций. 3. Опрос Опрос — получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью. предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.006 с.) |