Диагностическая работа при нарушениях речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностическая работа при нарушениях речи



Диагностическая работа не является для практическо­го психолога самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации псйхичес- кого развития человека. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемым с целью| оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого-педагогических мероприятий и т. п.

Главное назначение диагностики в практической дея- тельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностичес- кая работа тесно переплетается с коррекционной и раз- вивающей и в ней можно выделить несколько этапов:


 

1) изучение запросов;

2) формулировка психологической проблемы;

3) выдвижение гипотез о возможных причинах наблю­
даемого феномена;

4) выбор методов диагностики;

5) применение отобранных методов;

6) формулировка диагноза, которая должна содержать
и прогноз дальнейшего развития;

7) разработка рекомендаций и программы психокор-
рекционной и развивающей работы;

8) реализация этой программы;

9) контроль за ее осуществлением (И.В. Дубровина, 1991).

При коррекционной и развивающей работе с личнос­тью психологу необходимо знать индивидуально-психо­логические особенности, основные потребности и ценнос­тные ориентации, эмоциональные тональности и состоя­ния клиентов.

Психодиагностика — это раздел психологии, изуча­ющий принципы, методические приемы и средства пост­роения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических фе­номенов, позволяющих установить диагноз.

Основная задача психологической диагностики заклю­чаются в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.

Диагностика в педагогической практике решает сле­дующие задачи:

■ прослеживает результативность работы учащихся и
учителя;

■ выступает как инструмент формирования.
Ведущие функции диагностики педагогического про-­
цесса включают:

а) установление обратной связи;

б) оценку результативности;


основы логопсихологии


Глава з


159


 


в) воспитательно-побуждающее воздействие;

г) коммуникацию, позволяющую обмениваться инфор­-
мацией;

д) конструирование (на основе диагноза можно про­-
ектировать личность ребенка);

и) прогноз как предсказание будущего развития, ин­теллектуального или личностного роста, профессиональ­ной направленности учащихся.

Объектом в случае педагогической психодиагностики являются все компоненты педагогического процесса: пе­дагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического

процесса и т. п.

Проведение диагностического обследования предпо- латает наличие: цели, объекта, предмета исследования, учета возможных ограничений. Существует несколько

типов ограничений:

1) по ресурсам (времени, диагностическим материалам,

профкомпетентности и т. п.);

2) по точности;

3) принципиальные (например, ряд переменных яв-
ляются дополнительными и не могут быть одновременно
измерены со сколь угодной точностью).

Существует несколько типичных исследовательских методов, позволяющих разрешать диагностические задачи (Шевандрин Н.И., 1998). Рассмотрим их.

Наблюдение

Наблюдение — это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения следует отнести: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдельные последствия воспитательных воздействий и др. Недостат-


ками являются: пассивность, наличие элементов субъек­тивизма, недоступность данному методу некоторых скры­тых проявлений психики (переживания, мысли, моти­вы) и т. п.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффек­тивно применение наблюдения, являются:

■ получение сведений о психическом явлении в «чис-­
том» виде;

• сбор первичной информации, не требующей большой
выборки исследуемых объектов;

• оценка фактов, полученных с помощью других мето-­
дов, например, анкетирования;

■ проверка рекомендаций.

Эксперимент

Эксперимент — это активное вмешательство исследо­вателя в деятельность испытуемого с целью создания ус­ловий, в которых выявляется какой-либо психологичес­кий факт. Достоинствами эксперимента являются: актив­ная позиция наблюдателя, возможность повторения, стро­го контролируемые условия проведения. К недостаткам следует отнести: искусственность условий, значительные затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторны­ми и формирующими.

Естественный эксперимент характеризуется незначи­тельными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются ми­нимально изменять условия и контекст, в котором про­текает интересующий диагноста психический феномен.

Лабораторный эксперимент отличается строгой стан­дартизацией условий, позволяющих максимально изоли­ровать исследуемое явление, отвлечься от изменяющих­ся условий окружающей среды.


160


основы логопсихологи»


ГЛАВА 3


161


 


Формирующий эксперимент предусматривает внедре­ние в педагогическую практику результатов исследова­ния с последующим изучением изменений, которые воз­никают вследствие подобных новаций.

3. Опрос

Опрос — получение информации, заключенной в сло­весных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В про­цессе анкетирования информация получается в виде пись­менных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью. предполагает получение информации путем устных отве­тов респондентов на вопросы, задаваемые в устной фор­ме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.006 с.)