Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психического развития детей с моторной алалиейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Согласно психологическим концепциям, механизм И.Т. Власенко, В.В. Юртайкин (1981) подчеркивают, что выявляется диссоциация между структурными ком- понентами, составляющими речевую деятельность таких детей: у одних имеет место несформированность целевых установок при сохранности операционных возможностей у других — недостатки в операционном звене деятельности при наличии достаточно стойкой мотивации. Страдает и контрольное звено за исполнительской деятельностью; нет возможности сличения результатов с исходными установками. У детей с алалией недоразвитие речи сочетается с У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выра- женности — от стертых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждения центральной не- рвной системы до выраженных неврологических расстройств (парезы), особенно пирамидной и экстрапирамидной систем. Оральная апраксия, по Н.Н. Трауготт, встречается у 10 % детей с алалией. У них отмечаются физическая недостаточность, соматическая ослабленность. Выявляются общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечаются понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные, аспон-танные. У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности. При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д. Особенно страдает вербальная память — произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. Вербальная память является специфической человеческой памятью в отличие от двигательной, образной, эмоциональной. При зрительном подкреплении Дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой. Трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и затруднениями в воспроизведении их структуры резко ограничивают возможности пРоизвольного высказывания ребенка. Отмечается сни- 118 ОСНОВЫ ЛО ГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 2
жение активной направленности в процессе припоминания сюжетной линии, последовательности событий, недостаточная активность наблюдательности, дети как бы скользят взором по картинке, не видя, не улавливая существенных деталей. В ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь; ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты. Особенности личности ребенка связаны с недоразвитием центральной нервной системы и являются результатом того, что речевая неполноценность выключает ребенка: детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику. Отмечаются трудности формирования гнозиса, праксиса, пространственного и временного синтеза опосредованных речью, ограниченность и неустойчив внимания, восприятия, продуктивной деятельности. Специфические особенности в протекании познавательной предметно-практической деятельности детей с алалией различны по содержанию, степени обобщение способов деятельности, по уровню выполнения. И.Т. Власенко, В.В. Юртайкин (1981), отмечая отставание в усвоении школьной программы у таких детей, говорят сформированное™ обобщений, планирующей и регулирующей функции речи. Вопрос об интеллекте детей с алалией решается исследователями неоднозначно. М.В. Богданов-Береа (1909), Р.А. Белова-Давид (1972) и другие считают, что мышление у таких детей первично нарушено. Именно это приводит к недоразвитию языкозой способности. М.В. Богданов-Березовский говорил, что детские афазии (алалии) не только связаны с нарушением определенных участков мозга и следствием этого имеют расстройство во всей речевой функции, но также обязательно находят свое отражение в общей сфере интеллекта. Н.Н. Трауготт (1940, 1965), Р.Е. Левина (1951), М.Е. Хватцев, С. С. Ляпидевский, Н.А. Никашина и другие подчеркивают, что интеллект у детей вторично изменен в связи с состоянием речи, хотя положительной корреляции между уровнем недоразвития языка и интеллекта ими прямо не устанавливается. У детей есть познавательный интерес, достаточно развита предметно-практическая и трудовая деятельность, отмечается замедление темпа мыслительных процессов, несформированность понятий и т. д. При алалии своеобразно формируется речевое мышление, для которого необходимы полноценные языковые обобщения и нарастающий опыт речевого мышления. Имеются нарушения интеллектуальной деятельности, связанные с несформированностыо речи. Дети не могут получить запас сведений, представлений в процессе речевого общения, у них отмечается своеобразие протекания всех психических процессов, возникает отставание в умственном развитии вторичного порядка. В большинстве случаев при алалии отмечается вторичная задержка умственного развития, исследователи говорят о пробелах в знаниях, некотором примитивизме, конкретности мышления детей. Интеллектуальная недостаточность усугубляется повышенной утомляемостью, снижением внимания, памяти, нарушением работоспособно-СТи- По мере преодоления речевого недоразвития задержка умственного развития постепенно сглаживается., основы логопсихологии ГЛАВА 2 121
При алалии отмечаются бедность логических операций, нарушение мышления, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, нарушение орального и динамического праксиса, акустического гнозиса, т. е. у детей снижены интеллектуальные операции, тре-., бующие участия речи. Снижение уровня обобщений про«является в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры детей. Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно-практической деятельности выражаются в том, что детям. легче выполнить задание, если оно предлагается в на- глядном, а не в речевом плане, не по словесной инструкции. У детей возникают трудности в формировании пространственно-временных отношений, нарушены вое приятие и словесные обозначения временных и про- странственных особенностей предметов, память, воспри- ятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравне- ние, обобщения), не сформирован достаточный уровень логического абстрактного мышления, но дети точно о храняют заданный способ рассуждения, используют помощь в работе. Ряд исследователей (Н.М. Уманская, Л.Р. Давидович) говорит о первичной сохранности интеллекта детей с алалией, подчеркивая положительную динамику, возможности достаточной социально-трудовой адаптации. У детей отмечается психофизическая расторможение или заторможенность, пониженная наблюдательность, достаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, имеют нестойкость интересов, интеллектуальную пассивность, пробелы в знаниях, связанные с отсутствием речевого опыта и ограниченной познавательной деятельностью, специфическое поведение и ряд других особенностей. Малая речевая активность ограничивает запас общих понятий. Однако в большинстве случаев в картине своеобразия высшей нервной деятельности детей с алалией интеллектуальные расстройства являются вторичными. Речевые процессы и явления всегда рассматриваются в контексте представлений о системном строении психической деятельности человека, при которой познавательные, волевые и мотивационные процессы находятся в неразрывном единстве. Интеллектуальное развитие ребенка в известной мере лимитируется состоянием речи. Но наличие речевого нарушения, в частности алалии, не говорит об умственной отсталости. Неполноценность речи или ее отсутствие при алалии обусловливает ряд особенностей психического развития ребенка, оказывает влияние на протекание психических процессов, вызывая их своеобразие. У детей с алалией речь не является ведущим средством познания окружающей действительности, поэтому в ряде случаев не обеспечивается и нормальное развитие интеллекта. Недоразвитие речи тормозит полноценное развитие познавательной деятельности. Вопрос о состоянии мышления детей с алалией должен решаться дифференцированно, так как встречается многообразие вариантов речевого недоразвития, при котором отмечается различная выраженность интеллектуальной недостаточности —от легкой вторичной задержки умственного развития до умственной отсталости. Дифференциальная диагностика детей с алалией и Умственно отсталых очень сложна, особенно в случаях Разового обследования ребенка в раннем возрасте. Прак- ические наблюдения выявляют у детей с алалией больший запас сведений, представлений, понимание жестов, 122 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 2 123
мимики, внеречевой ситуации, инструкций, навык ориентировки в окружающем; дети учитывают изменения в ситуации, критичны к своей речи, переживают ее неполноценность, лучше, чем умственно отсталые, используют помощь в работе. По мнению Н.И. Жинкина (1972), на стыке олигофрении и алалии лежит многовековая про- блема о соотношении мышления и речи. Принимать за умственную отсталость результаты запущенного речевого состояния, даже при значительных соматических дефектах, как подчеркивает Н.И. Жинкин, нельзя. Характер синдрома при алалии обусловлен сложным комплексом различных факторов: степенью речевого недоразвития, характером и локализацией процесса, общим состоянием ребенка, его возрастом, типом высшей нервной деятельности, состоянием интеллекта, системой медико-педагогического воздействия. Во всех случаях при ала- лии имеются несформированность навыков общения, про- белы в речевом развитии, нарушение речевой и нерече- вой деятельности. Дифференциальная диагностика позво- ляет разграничить алалии с временной задержкой рече- вого развития, дизартрическими нарушениями, с нару- шениями слуха и умственной отсталостью. В процессе школьного обучения обнаруживаются мно- гочисленные затруднения в формировании умений и выков письменной речи; из-за бедной речевой практики, из-за несформированности языковых обобщений у детей не формируется готовность к овладению грамотой и изу- чению грамматики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.007 с.) |