Особенности психического развития детей с органическими заболеваниями гортани 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психического развития детей с органическими заболеваниями гортани



Тяжелые и длительные заболевания гортани — палил-ломатоз и рубцовый стеноз — оказывают отрицательное, влияние на формирование личности ребенка в целом и на развитие его речевой и голосовой функции.

И.П. Павлов дал новое понимание роли психического фактора в регуляции соматических функций и, наобо­рот, роли астенического состояния в предрасположении к психической травме, призывая к тому, чтобы расстать­ся со столь вкоренившимся у нас отграничением психи­ческого от соматического. Поэтому нетрудно себе пред­ставить связь и взаимозависимость между заболевания­ми гортани и нарушением психической сферы больного ребенка.

Особенности детского организма таковы, что более тяжелый исход болезни в раннем детском возрасте объяс­няется не только меньшей сопротивляемостью детского организма, но и тем, что заболевание нарушает дальней­шее развитие ребенка. Поэтому в клинической картине заболевания, начавшегося в раннем детстве, как допол­нительный синдром, нередко наблюдаются задержка ин­теллектуального развития и аномалии характера. У де­тей более старшего возраста опасность задержки разви­тия в результате перенесенного заболевания становится меньшей, тогда как тенденции к" росту и развитию еще достаточно сильны. Поэтому эмоционально-волевая сфе­ра детей, перенесших заболевание в младшем возрасте, оказывается более нарушенной. С возрастом, по мере фор­мирования психики, эти дети все более травмированы


142

ГЛАВА 2


своим дефектом, видя, что отличаются от своих сверст-
ников, сторонятся окружающих, отказываются от рече-
вого общения с ними, даже уроки в школе отвечают в
письменной форме.                                                                 

Эта взаимообусловленность факторов, влияющих на формирование детского организма, отчетливо проявля- ется при всестороннем и комплексном обследовании ре- бенка, включающем обследование педагогическое (пси- холого-педагогическое и логопедическое) и клиническое  (педиатрическое, оториноларингологическое). Такое об-  следование дает возможность вскрыть особенности раз-вития ребенка и выработать пути и средства преодоле­ния недостатка его речи и голоса. Данные клинического обследования, получаемые от врачей-специалистов, чрез-   вычайно важны, так как дают возможность провести   анализ и синтез всех симптомов заболевания, выявить возможности ребенка и наметить пути восстановитель- ной работы.

Логопедическое обследование позволяет выявить осо­бенности формирования речи и голоса у детей в специфи­ческих условиях: при астенизации личности ребенка, длительном пребывании в больничных условиях, гипок- сии, нарушении дыхания через естественные пути — рот  и нос, отсутствии голоса, длительном ношении трахеото­мической трубки и т. д.

Подобное обследование дает возможность составить  клиническую, психолого-педагогическую и логопедическую характеристику детей с нарушениями голоса.

В клинической характеристике этих детей отмечается отрицательное влияние многочисленных хирургических вмешательств и обследований, которым подвергается ре- бенок в процессе лечения (операция трахеотомии, фор- мирование ларингостомы, иссечение рубцов гортани, уда- ление папиллом, прямая ларингоскопия и др.). После


143

хирургического вмешательства ребенок в течение несколь­ких дней чувствует слабость, головокружение, сонливость, он апатичен и безразличен. Лекарства, получаемые ре­бенком, оказывают некоторые побочные действия, вызы­вая тошноту, головную боль, сонливость или бессонни­цу, возбуждение или апатию. В этих условиях понижа­ются работоспособность, активность, выносливость детей. Кроме того, при стенозе гортани нарушается сердечно­сосудистая система ребенка, развиваются явления ката­рального бронхита, пневмония. Эти заболевания физи­чески ослабляют организм ребенка, снижают его сопро­тивляемость. Таким образом, неприятным последствием тяжелого заболевания гортани является астенический синдром, задерживающий не только физическое, но и психическое развитие ребенка.

Особенности высших психических процессов. Позна­вательная и речевая деятельность этих детей характери­зуется недостаточной активностью, продолжительностью и силой. Ребенок соматически ослаблен, легко истощает­ся, круг ориентировок в окружающем мире недостато­чен. Память слабая: продуктивность запоминания мате­риала низкая, дети с трудом заучивают наизусть. Они рассеяны, быстро утомляются. Во время школьных заня­тий наблюдается плохая работоспособность и низкая про­дуктивность. Учащиеся испытывают затруднения в уст­ном счете, в решении арифметических задач.

В поведении таких детей можно наблюдать ряд осо­бенностей: повышенную возбудимость, моторную растор-моженность или моторную вялость, склонность к капри­зам, плаксивости. Но малая психическая активность та­ких детей носит временный характер. С течением време­ни, при создании благоприятных условий развития — воспитания и обучения, происходит, хотя и с некоторым опозданием, выравнивание их психики.


I


144


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИП


ГЛАВА 2


145


 


Весьма неблагоприятно также влияние заболевания  гортани на формирование эмоционально-волевой сферы этих детей. При этом предрасполагающими являются следующие факторы:

1) общее состояние организма (почти у всех детей отме­-
чается соматическая ослабленность, астенический синдром);

2) время возникновения заболевания гортани (у боль-
шинства детей оно возникает до 3 лет);

3) трахеотомия и длительное ношение трахеотомичес­-
кой трубки;

4) травмированность ребенка своей оторванностью от
семьи, школы (в большинстве случаев дети в результате
длительного пребывания в больничных условиях не учатся
в школе до полного выздоровления или вынуждены про­-
пускать занятия и оставаться на второй год).

Учитывая тяжесть, длительность заболевания горта­ни, Е.С. Алмазовой выделены три группы детей с нарушением эмоционально-волевой сферы:

I группа — дети, на которых болезнь накладывает осо­бенно глубокий отпечаток. Они ослаблены физически, угнетены болезнью, которая протекает с серьезными ос­ложнениями, сопровождается трахеотомией и длитель-ным ношением трахеотомической трубки (канюли). Эти дети безнадежно относятся к своему состоянию, воля к| выздоровлению и восстановлению голоса подчас отсут-ствует. Они неуравновешенны, с повышенной раздражи­мостью, со склонностью к аффективным вспышкам, кап- ризам, плаксивости. Поведение их неустойчиво; установ- ление контакта часто затруднено.

П группа — это дети, которых не угнетает болезнь и отсутствие голоса. Они безразлично относятся к своему состоянию. У них нет стремления выздороветь и восста- новить голос. Эти больные недисциплинированны, к себе некритичны. В контакт вступают обычно легко, добродушны, настроение устойчивое, бодрое. Особенности по


ведения и характера у этой группы детей объясняются отчасти меньшей длительностью заболевания гортани и нарушением голоса.

III группа — это дети, у которых при психолого-педа­гогическом обследовании не обнаружено значительных изменений в эмоционально-волевой сфере. Они терпели­во относятся к медицинским манипуляциям, отличают­ся уравновешенностью настроения, контактностью, дис­циплинированностью, критическим отношением к свое­му дефекту, интересом к логопедическим занятиям и стра­стным желанием выздороветь и восстановить голос.

Анализируя причины неблагоприятного влияния за­болевания гортани на состояние психической сферы од­ной группы детей в отличие от другой, можно отметить, что, кроме врожденных особенностей нервной системы каждого ребенка, большое значение имеют и факторы, связанные с формой и течением заболевания гортани. Отрицательное значение имеют раннее наступление тя­желого заболевания, в период формирования речи и го­лоса, операция трахеотомии и длительное ношение тра­хеотомической трубки, продолжительная госпитализация, оторванность ребенка от семьи и школы.

Таким образом, проявляется теснейшая связь и взаи­мозависимость соматических и психических функций при заболеваниях гортани. Причем изменения в соматичес-ком и психическом состоянии подчас остаются на долгие годы, делая детей инвалидами, мешая им занять свое место в жизни и учебе. Поэтому успех восстановитель­ной работы определяется не только чисто техническими логопедическими приемами, но и воздействием на всю личность больного ребенка.

Отрицательное влияние заболевания гортани не огра­ничивается психической сферой ребенка, но глубоко зат­рагивает его речевую, а особенно голосовую функцию.


146


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛ


ГЛАВА 2


147


 


     


3.

4.

По мнению Д. Б. Эльконина, нормальное развитие идет параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речевая деятельность имеет регулирующее и планирующее значение в осуществлении высших психических функций: восприятия, памяти, мышления и воображения

Развитие речи в значительной степени определяет ее  мотивация, т. е. потребность. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что потребность в речевом общении развивается на всем протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова.

У детей с тяжелыми заболеваниями гортани снижена  мотивация речевой Деятельности в связи с отрицательными социально-педагогическими факторами их развития — длительным пребыванием в больничных условиях, где они лишены активной и разнообразной деятельности (особенно игровой). Кроме того, речевая мотивация снижена в связи с трудностями общения этих детей при ношении трахеотомической трубки и отсутствием  голоса.

Задержка психического и физического развития детей с заболеванием гортани, снижение мотивации их речевой деятельности приводят к задержке речевого ртия, которая характеризуется атипичным ее формированием, проявляющимся в неполноценном развитии основных компонентов речи: фонетики, лексики и граматики. У некоторых детей при органических заболеван гортани отмечается бедность словаря, ограниченного обиходными понятиями. Фраза короткая, элементарная, стереотипная, двух-, трехсловная. Речевой стимул резко понижен.

Все указанные факторы приводят к тому, что эти дети вообще отказываются от речевого общения,


объясняются мимикой, жестами, уроки в школе отвеча­ют в письменной форме.

Таким образом, представленный в данной главе мате­риал доказывает, что тяжелые и длительные органичес­кие заболевания гортани оказывают отрицательное вли­яние на психофизическое состояние ребенка, на форми­рование его речевой и голосовой функции.

При этом наблюдаются:

1. Задержка психического и физического развития.

2. Нарушение эмоционально-волевой сферы.

3. Задержка речевого развития.

4. Глубокое расстройство дыхания и голосообразова-
ния, вплоть до полного отсутствия голоса — афонии или
значительно нарушения высоты, силы и тембра голоса —
дисфонии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

Дайте сравнительную характеристику психического раз­вития детей с ФФН (дислалия, ринолалия, дизартрия). Используя дополнительную литературу дайте сравнитель­ную характеристику психического развития детей с на-рушенями темпа речи:

a) дети с брадилалией и тахилалией;

b) дети с тахилалией и заиканием.

Раскройте особенности психического развития при мо­торной и сенсорной алалии.

Определите, к какой группе (по Е.С. Алмазовой) отно­сятся дети с нарушениями голоса:

Наташа С, 12 лет.

Диагноз: папилломатоз гортани, дисфония с 3 лет. Не была трахеотомирована. Неоднократно производилось уда­ление папиллом из гортани. Голос средней громкости, гру­бый, хриплый, смодулированный, монотонный, звучит со значительным напряжением.

Физическое развитие соответствует возрасту. Со стороны внутренних органов изменений не обнаружено.


148


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛ


ГЛАВА 2


149


 


Умственное и речевое развитие без отклонений от нор мы. Учится хорошо в IV классе массовой школы.

Эмоционально-волевая сфера: девочка живая, легко вступает в контакт. Отличается уравновешенным, спокойным характером, дисциплинированностью, терпеливостью к многочисленным операциям на гортани. Болезненно переживает нарушение голоса, очень хочет его улучшить, поэтому большим интересом и старанием относится к логопедичеким занятиям.

Валя К., 15 пет.

Диагноз: папилломатоз гортани, афония с 4 лет. Трахеотомирована. В течение 11 лет девочку не удавалось деканюмировать. Многократно производилось удаление папиллом, смазывание их различными лекарственными препаратами,  иссечение рубцов из гортани.

В течение 11 лет голоса не было, говорит слабым, невнятным шепотом. Учится в 8 классе массовой школы. Уроки отвечает в письменной форме. Учится хорошо.

Эмоционально-волевая сфера: девочка очень угнетена своей болезнью и особенно отсутствием голоса. У нее появились раздражительность, капризность, неустойчивость настроения. Больше не верит в успех лечения, в возможность восстановления голоса. Она терпеливо относится ко всем хирургическим манипуляциям, но нерешительна, слабовольна там, где дело касается лично ее. Мечтает о поступлении в техникум, но боится сдавать экзамены, думает, что отсутствие голоса послужит препятствием к этому. Девочка сторонится окружающих, у нее нет подруг. За 5 месяцев пребывания в больнице подругу не приобрела. С логопедами, врачами, сестрами в контакт вступила быстро, но этот контакт внешний, поверхностный, официальный.

Изменение характера и эмоционально-волевой сферы у  девочки вызвано длительностью и тяжестью течения папилломатоза гортани и отсутствием голоса в течение 11 лет.

Марин Г., 6 лет.

Диагноз: хронический рубцовый стеноз гортани, ния с рождения (причина — врожденная мембрана голос вых складок). В возрасте 3 месяцев был трахеотомирован


В течение 6 лет ребенка не удавалось деканюлировать. Не­однократно производились операции по иссечению рубцов гортани.

В течение б лет голоса нет, речь «квакающая», неприят­ная на слух, непонятная для окружающих.

Физически ребенок отстает от сверстников. Мал ростом, бледен, анемичен, неопрятен. Часто болеет простудными заболеваниями, пневмонией.

Умственное развитие ниже возрастной нормы. Представ­ление об окружающем — временах года, явлениях приро­ды, растениях, животных — весьма примитивное, поверх­ностное. Процессы отвлечения и обобщения характеризуют­ся конкретностью мышления. При описании сюжетной кар­тинки охватывает лишь отдельные факты. С трудом раскла­дывает по порядку последовательные картинки: временные и причинные связи оказываются недоступными. Лишнюю, неподходящую картинку определяет. На занятиях быстро устает: жалуется на головную боль. Внимание неустойчи­вое, быстро истощающееся. Память слабая, плохо запоми­нает задания, стихотворения, быстро их забывает.

Понимание обиходной речи соответствует возрастной нор­ме. Собственная речь бедная, элементарная. Фразы стерео­типные, двух- или трехсловные.

Эмоционально-волевая сфера: в контакт вступает легко. Занижается охотно. Но его больше интересует процесс заня­тий, чем получаемые результаты. К своему положению, болез­ни, отсутствию голоса относится безразлично. Потребности выздороветь, говорить громко и правильно не испытывает.

Таким образом, наблюдается нарушение умственного, речевого и психического развития у астенического ребенка.


ГЛАВА 3


151


 


ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИХОКОРРЕКЦИОННОЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.03 с.)