Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психического развития детей с органическими заболеваниями гортани
Тяжелые и длительные заболевания гортани — палил-ломатоз и рубцовый стеноз — оказывают отрицательное, влияние на формирование личности ребенка в целом и на развитие его речевой и голосовой функции. И.П. Павлов дал новое понимание роли психического фактора в регуляции соматических функций и, наоборот, роли астенического состояния в предрасположении к психической травме, призывая к тому, чтобы расстаться со столь вкоренившимся у нас отграничением психического от соматического. Поэтому нетрудно себе представить связь и взаимозависимость между заболеваниями гортани и нарушением психической сферы больного ребенка. Особенности детского организма таковы, что более тяжелый исход болезни в раннем детском возрасте объясняется не только меньшей сопротивляемостью детского организма, но и тем, что заболевание нарушает дальнейшее развитие ребенка. Поэтому в клинической картине заболевания, начавшегося в раннем детстве, как дополнительный синдром, нередко наблюдаются задержка интеллектуального развития и аномалии характера. У детей более старшего возраста опасность задержки развития в результате перенесенного заболевания становится меньшей, тогда как тенденции к" росту и развитию еще достаточно сильны. Поэтому эмоционально-волевая сфера детей, перенесших заболевание в младшем возрасте, оказывается более нарушенной. С возрастом, по мере формирования психики, эти дети все более травмированы 142 ГЛАВА 2 своим дефектом, видя, что отличаются от своих сверст- Эта взаимообусловленность факторов, влияющих на формирование детского организма, отчетливо проявля- ется при всестороннем и комплексном обследовании ре- бенка, включающем обследование педагогическое (пси- холого-педагогическое и логопедическое) и клиническое (педиатрическое, оториноларингологическое). Такое об- следование дает возможность вскрыть особенности раз-вития ребенка и выработать пути и средства преодоления недостатка его речи и голоса. Данные клинического обследования, получаемые от врачей-специалистов, чрез- вычайно важны, так как дают возможность провести анализ и синтез всех симптомов заболевания, выявить возможности ребенка и наметить пути восстановитель- ной работы.
Логопедическое обследование позволяет выявить особенности формирования речи и голоса у детей в специфических условиях: при астенизации личности ребенка, длительном пребывании в больничных условиях, гипок- сии, нарушении дыхания через естественные пути — рот и нос, отсутствии голоса, длительном ношении трахеотомической трубки и т. д. Подобное обследование дает возможность составить клиническую, психолого-педагогическую и логопедическую характеристику детей с нарушениями голоса. В клинической характеристике этих детей отмечается отрицательное влияние многочисленных хирургических вмешательств и обследований, которым подвергается ре- бенок в процессе лечения (операция трахеотомии, фор- мирование ларингостомы, иссечение рубцов гортани, уда- ление папиллом, прямая ларингоскопия и др.). После 143 хирургического вмешательства ребенок в течение нескольких дней чувствует слабость, головокружение, сонливость, он апатичен и безразличен. Лекарства, получаемые ребенком, оказывают некоторые побочные действия, вызывая тошноту, головную боль, сонливость или бессонницу, возбуждение или апатию. В этих условиях понижаются работоспособность, активность, выносливость детей. Кроме того, при стенозе гортани нарушается сердечнососудистая система ребенка, развиваются явления катарального бронхита, пневмония. Эти заболевания физически ослабляют организм ребенка, снижают его сопротивляемость. Таким образом, неприятным последствием тяжелого заболевания гортани является астенический синдром, задерживающий не только физическое, но и психическое развитие ребенка. Особенности высших психических процессов. Познавательная и речевая деятельность этих детей характеризуется недостаточной активностью, продолжительностью и силой. Ребенок соматически ослаблен, легко истощается, круг ориентировок в окружающем мире недостаточен. Память слабая: продуктивность запоминания материала низкая, дети с трудом заучивают наизусть. Они рассеяны, быстро утомляются. Во время школьных занятий наблюдается плохая работоспособность и низкая продуктивность. Учащиеся испытывают затруднения в устном счете, в решении арифметических задач.
В поведении таких детей можно наблюдать ряд особенностей: повышенную возбудимость, моторную растор-моженность или моторную вялость, склонность к капризам, плаксивости. Но малая психическая активность таких детей носит временный характер. С течением времени, при создании благоприятных условий развития — воспитания и обучения, происходит, хотя и с некоторым опозданием, выравнивание их психики. I 144 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИП ГЛАВА 2 145
Весьма неблагоприятно также влияние заболевания гортани на формирование эмоционально-волевой сферы этих детей. При этом предрасполагающими являются следующие факторы: 1) общее состояние организма (почти у всех детей отме- 2) время возникновения заболевания гортани (у боль- 3) трахеотомия и длительное ношение трахеотомичес- 4) травмированность ребенка своей оторванностью от Учитывая тяжесть, длительность заболевания гортани, Е.С. Алмазовой выделены три группы детей с нарушением эмоционально-волевой сферы: I группа — дети, на которых болезнь накладывает особенно глубокий отпечаток. Они ослаблены физически, угнетены болезнью, которая протекает с серьезными осложнениями, сопровождается трахеотомией и длитель-ным ношением трахеотомической трубки (канюли). Эти дети безнадежно относятся к своему состоянию, воля к| выздоровлению и восстановлению голоса подчас отсут-ствует. Они неуравновешенны, с повышенной раздражимостью, со склонностью к аффективным вспышкам, кап- ризам, плаксивости. Поведение их неустойчиво; установ- ление контакта часто затруднено. П группа — это дети, которых не угнетает болезнь и отсутствие голоса. Они безразлично относятся к своему состоянию. У них нет стремления выздороветь и восста- новить голос. Эти больные недисциплинированны, к себе некритичны. В контакт вступают обычно легко, добродушны, настроение устойчивое, бодрое. Особенности по ведения и характера у этой группы детей объясняются отчасти меньшей длительностью заболевания гортани и нарушением голоса. III группа — это дети, у которых при психолого-педагогическом обследовании не обнаружено значительных изменений в эмоционально-волевой сфере. Они терпеливо относятся к медицинским манипуляциям, отличаются уравновешенностью настроения, контактностью, дисциплинированностью, критическим отношением к своему дефекту, интересом к логопедическим занятиям и страстным желанием выздороветь и восстановить голос. Анализируя причины неблагоприятного влияния заболевания гортани на состояние психической сферы одной группы детей в отличие от другой, можно отметить, что, кроме врожденных особенностей нервной системы каждого ребенка, большое значение имеют и факторы, связанные с формой и течением заболевания гортани. Отрицательное значение имеют раннее наступление тяжелого заболевания, в период формирования речи и голоса, операция трахеотомии и длительное ношение трахеотомической трубки, продолжительная госпитализация, оторванность ребенка от семьи и школы.
Таким образом, проявляется теснейшая связь и взаимозависимость соматических и психических функций при заболеваниях гортани. Причем изменения в соматичес-ком и психическом состоянии подчас остаются на долгие годы, делая детей инвалидами, мешая им занять свое место в жизни и учебе. Поэтому успех восстановительной работы определяется не только чисто техническими логопедическими приемами, но и воздействием на всю личность больного ребенка. Отрицательное влияние заболевания гортани не ограничивается психической сферой ребенка, но глубоко затрагивает его речевую, а особенно голосовую функцию. 146 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛ ГЛАВА 2 147
По мнению Д. Б. Эльконина, нормальное развитие идет параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речевая деятельность имеет регулирующее и планирующее значение в осуществлении высших психических функций: восприятия, памяти, мышления и воображения Развитие речи в значительной степени определяет ее мотивация, т. е. потребность. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что потребность в речевом общении развивается на всем протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова. У детей с тяжелыми заболеваниями гортани снижена мотивация речевой Деятельности в связи с отрицательными социально-педагогическими факторами их развития — длительным пребыванием в больничных условиях, где они лишены активной и разнообразной деятельности (особенно игровой). Кроме того, речевая мотивация снижена в связи с трудностями общения этих детей при ношении трахеотомической трубки и отсутствием голоса. Задержка психического и физического развития детей с заболеванием гортани, снижение мотивации их речевой деятельности приводят к задержке речевого ртия, которая характеризуется атипичным ее формированием, проявляющимся в неполноценном развитии основных компонентов речи: фонетики, лексики и граматики. У некоторых детей при органических заболеван гортани отмечается бедность словаря, ограниченного обиходными понятиями. Фраза короткая, элементарная, стереотипная, двух-, трехсловная. Речевой стимул резко понижен.
Все указанные факторы приводят к тому, что эти дети вообще отказываются от речевого общения, объясняются мимикой, жестами, уроки в школе отвечают в письменной форме. Таким образом, представленный в данной главе материал доказывает, что тяжелые и длительные органические заболевания гортани оказывают отрицательное влияние на психофизическое состояние ребенка, на формирование его речевой и голосовой функции. При этом наблюдаются: 1. Задержка психического и физического развития. 2. Нарушение эмоционально-волевой сферы. 3. Задержка речевого развития. 4. Глубокое расстройство дыхания и голосообразова- Вопросы и задания для самостоятельной работы. Дайте сравнительную характеристику психического развития детей с ФФН (дислалия, ринолалия, дизартрия). Используя дополнительную литературу дайте сравнительную характеристику психического развития детей с на-рушенями темпа речи: a) дети с брадилалией и тахилалией; b) дети с тахилалией и заиканием. Раскройте особенности психического развития при моторной и сенсорной алалии. Определите, к какой группе (по Е.С. Алмазовой) относятся дети с нарушениями голоса: Наташа С, 12 лет. Диагноз: папилломатоз гортани, дисфония с 3 лет. Не была трахеотомирована. Неоднократно производилось удаление папиллом из гортани. Голос средней громкости, грубый, хриплый, смодулированный, монотонный, звучит со значительным напряжением. Физическое развитие соответствует возрасту. Со стороны внутренних органов изменений не обнаружено. 148 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛ ГЛАВА 2 149
Умственное и речевое развитие без отклонений от нор мы. Учится хорошо в IV классе массовой школы. Эмоционально-волевая сфера: девочка живая, легко вступает в контакт. Отличается уравновешенным, спокойным характером, дисциплинированностью, терпеливостью к многочисленным операциям на гортани. Болезненно переживает нарушение голоса, очень хочет его улучшить, поэтому большим интересом и старанием относится к логопедичеким занятиям. Валя К., 15 пет. Диагноз: папилломатоз гортани, афония с 4 лет. Трахеотомирована. В течение 11 лет девочку не удавалось деканюмировать. Многократно производилось удаление папиллом, смазывание их различными лекарственными препаратами, иссечение рубцов из гортани. В течение 11 лет голоса не было, говорит слабым, невнятным шепотом. Учится в 8 классе массовой школы. Уроки отвечает в письменной форме. Учится хорошо. Эмоционально-волевая сфера: девочка очень угнетена своей болезнью и особенно отсутствием голоса. У нее появились раздражительность, капризность, неустойчивость настроения. Больше не верит в успех лечения, в возможность восстановления голоса. Она терпеливо относится ко всем хирургическим манипуляциям, но нерешительна, слабовольна там, где дело касается лично ее. Мечтает о поступлении в техникум, но боится сдавать экзамены, думает, что отсутствие голоса послужит препятствием к этому. Девочка сторонится окружающих, у нее нет подруг. За 5 месяцев пребывания в больнице подругу не приобрела. С логопедами, врачами, сестрами в контакт вступила быстро, но этот контакт внешний, поверхностный, официальный.
Изменение характера и эмоционально-волевой сферы у девочки вызвано длительностью и тяжестью течения папилломатоза гортани и отсутствием голоса в течение 11 лет. Марин Г., 6 лет. Диагноз: хронический рубцовый стеноз гортани, ния с рождения (причина — врожденная мембрана голос вых складок). В возрасте 3 месяцев был трахеотомирован В течение 6 лет ребенка не удавалось деканюлировать. Неоднократно производились операции по иссечению рубцов гортани. В течение б лет голоса нет, речь «квакающая», неприятная на слух, непонятная для окружающих. Физически ребенок отстает от сверстников. Мал ростом, бледен, анемичен, неопрятен. Часто болеет простудными заболеваниями, пневмонией. Умственное развитие ниже возрастной нормы. Представление об окружающем — временах года, явлениях природы, растениях, животных — весьма примитивное, поверхностное. Процессы отвлечения и обобщения характеризуются конкретностью мышления. При описании сюжетной картинки охватывает лишь отдельные факты. С трудом раскладывает по порядку последовательные картинки: временные и причинные связи оказываются недоступными. Лишнюю, неподходящую картинку определяет. На занятиях быстро устает: жалуется на головную боль. Внимание неустойчивое, быстро истощающееся. Память слабая, плохо запоминает задания, стихотворения, быстро их забывает. Понимание обиходной речи соответствует возрастной норме. Собственная речь бедная, элементарная. Фразы стереотипные, двух- или трехсловные. Эмоционально-волевая сфера: в контакт вступает легко. Занижается охотно. Но его больше интересует процесс занятий, чем получаемые результаты. К своему положению, болезни, отсутствию голоса относится безразлично. Потребности выздороветь, говорить громко и правильно не испытывает. Таким образом, наблюдается нарушение умственного, речевого и психического развития у астенического ребенка. ГЛАВА 3 151
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИХОКОРРЕКЦИОННОЙ
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.03 с.) |