Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психическое развитие детей с тахилалиейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Неречевая симптоматика при тахилалии проявляется в нарушениях общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения. У человека с тахила- лией нарушается темп общих движений: движения быс- трые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики). Моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели). Внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недостойный объем зрительной, слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции: покраснение лица, ушей, явление пота на лице, похолодание и потливость рук. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности. В старшем возрасте проявляется разное отношение к дефекту: ■ одни оценивают неудержимую стремительность в речи как естественную и единственно приемлемую для них форму, гармонирующую со всем психомоторным складом их личности; ■другие переживают стремительность речи как заика- ■третьи столь отрицательно переживают ускоренный В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики при тахилалии. Наибольшие затруднения люди с тахилалией испытывают в жизненно значимых для них ситуациях, в общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора. Имеет значение также манера речи собеседника, построение им фраз. Страдающие 132 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИЙ тахилалией стараются избегать длинных фраз и длинного связного текста. Короткие фразы они произносят почти хорошо, а длинные — в ускоренном темпе, подбирая подходящие выражения, повторяя одни и те же слоги. Неречевая симптоматика выражается в расстройствах общей моторики, внимания, мышления, поведения. В общей моторике у людей с баттаризмом и полтерн отмечаются стремительность, разбросанность движений, быстрая ходьба, резкие повороты. Речь сопровождается быстрыми, часто беспорядочными движениями лица (гримасами), рук и всего тела. Внимание неустойчивое. Они не умеют слушать других. Плохое слуховое внимание. В силу этого они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие. Мышление страдает разбросанностью, недостаточной логичностью, своего дефекта не замечают, достаточно контактны и способны к самоутверждению. Эти качества, скорее всего, служат причиной того, что такие люди только в отдельных случаях обращаются за помощью. Но, хотя сами они недостаточно осознают свой дефект, их словесная коммуникация ограничена в силу неразборчивости речи и беспокойного поведения. Необходимо дифференцировать нарушения темпа речи от заикания (а также от дизартрии, от нарушений речи у психических больных). Тахилалию от заикания сложно отличить: внешне речь при тахилалии напоминает заикание, но она отличается своим темпом, страх речи сутствует. Если человек с тахилалией обращает внимание на свою речь, то она улучшается, тогда как у заикающегося речь в таких случаях ухудшается (таблица 7) Прогноз тахилалии зависит от умственного развития и поведения человека. В детском возрасте, чем ребенок спокойнее, тем легче формируется темп его внешней и внутренней речи. Эффективность преодоления тахилалии зависит также от окружающих: более сложно добиться
нормализация темпа речи, если кто-либо из родных страдает недостатками речи или невротическими расстройствами. Результат преодоления тахилалии зависит и от сотрудничества родных с лечащим врачом и логопедом. Прогноз баттаризма и полтерн определить довольно сложно. Он зависит от структуры дефекта: чистая форма или проявление-синдром. Кроме того, имеет значение Умственное развитие и поведение больного, микросоциальная среда, своевременное и комплексное воздействие. Профилактика брадилалии и тахилалии включает лечение и предупреждение наследственных заболеваний, 134 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИЙ ГПАВА2
нервно-психических нарушений, травм, опухолей мозга, нейроинфекции и т.п., заботу о соматическом нервно-психическом здоровье матери и ребенка, о правильном развитии его речи и поведения. ДЕТИ С ЗАИКАНИЕМ Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее само- регуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную дачу, требующую произвольного контроля. Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы. Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобические состояния; не- уверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект. Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркивали, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Шток-керт, Ю.А. Флоренская, М.И. Пайкин, М.Е. Хватцев, А.М. Смирнова, Н.А. Власова, Н.И. Жинкин и другие также отмечали усугубляющую роль зафиксированного внимания заикающихся на своем дефекте. Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется больным внимание на своем' болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется тот порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще более приковывает к себе внимание больного. Н.И. Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе. Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление основы лог опсихологии ГЛАВА 2 137
о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх). Опираясь на опыт работы с заикающимися разного возраста и общие принципы системного подхода в психологии (Л.С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, П. Я. Гальперин, В. Д. Небылицын, Д. Б. Эльконин и др.), можно представить психологическую модель возникновения и развития феномена фиксированное™ с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) в самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием. Понятие феномена фиксированное™ в данном случае можно определить так: это есть отражение объективно s существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информа- ции о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психичес- ких процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой. Важно найти критерии, которые характеризуют нара- стающую сложность разных уровней (степеней) фикси- рованности на дефекте. В качестве такого критерия могут быть использованы три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное) и три варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для выделения соответственно трех групп заикающихся: 1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не 2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие 3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заи- Изучение феномена фиксированное™ заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее. 1. Фиксированность является одним из основных фак- 2. Имеется прямая зависимость его от возраста детей основы логопс ихологии ГЛАВА 2 139
зи с формированием личности детей, появлением сдвигов в нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом. 3. Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением ребенка к дефекту. 4. Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в зависимости от разной степени их фиксированное™ на дефекте: чем больше фик-сированность, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот. Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности, как-то: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и др. В настоящее время делаются попытки не только глубже изучать индивидуальные психологические особенности заикающихся, но и комплектовать по этому признаку группы для обоснованной психотерапевтической направленности логопедической работы с ними. В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся. Попытки замаскировать речевые трудности порожда- ют у заикающихся различные неречевые и речевые улов- ки, которые наблюдаются:
■ в общей моторике (движения руками, ногами, корпу- ■ в речевой моторике (покусывания кончика языка, Различают три степени заикания: ■ легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии ■ средняя — в спокойном состоянии и в привычной об- ■ тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоян- ■ постоянный— заикание, возникнув, проявляется от- ■ волнообразный — заикание то усиливается, то ослабе- ■ рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ГОЛОСА Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множе- 140 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 2
ственными папилломами и Рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи. Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность и могут явиться причиной задержкой психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизноше-нием, словарь их беден, что влияет на успешность обуче ния в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Не которые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются рав нодушны к искаженному голосу. Взрослые независимо от степени дефекта тяжело пе реживают нарушения голоса. Можно выделить несколь ко причин, определяющих остроту этих переживаний. 1. Особенности личности (у лиц с лабильной нервной 2. Неправильная оценка своего состояния (многие счи- 3. Длительность расстройства голоса и многократность 4. Роль голоса в трудовой деятельности (длительное публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.01 с.) |