Общий обзор речевых нарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий обзор речевых нарушений



Под речевыми нарушениями мы понимаем расстрой­ства, речевую патологию, отклонения от принятой в дан­ной языковой среде речевой нормы в процессе функци­онирования механизмов всех видов и компонентов речи (внутренней и внешней: устной (фонетический, лекси- ко-грамматический, темпо-ритмический, мелодико-ин-тонационный компоненты) и письменной), полностью или частично препятствующие речевому общению, ог­раничивающие возможности социальной адаптации че­ловека. Нарушения, как правило, обусловлены откло-


нениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрасту, самостоятельно не преодолева­ются и могут оказывать влияние на психическое разви­тие человека. Специфика нарушений речи зависит от времени их проявления (в процессе речевого развития или после его завершения), от уровня психического и интеллектуального развития, от влияния окружающих и других факторов.

Причины речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению ре­чевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факто­ры, а также условия окружающей среды.

Основными причинами патологии детской речи яв­ляются:

1) различная внутриутробная патология, которая при­
водит к нарушению развития плода (наиболее грубые де-­
фекты речи возникают при нарушении развития плода в
период от 4 недель до 4 месяцев, возникновению речевой
патологии способствуют токсикоз при беременности, ви­-
русные и эндокринные заболевания, травмы, несовмес-­
тимость крови по резус-фактору и др.);

2) родовая травма и асфиксия во время родов, кото­-
рые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;

3) различные заболевания в первые годы жизни ре­-
бенка (в зависимости от времени воздействия и локали­-
зации повреждения мозга возникают речевые дефекты
различного типа. Особенно пагубными для развития речи
являются частые инфекционно-вирусные заболевания,
менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные рас-­
стройства);

4) травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением
мозга;


26


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 1


27


 


5) наследственные факторы (в этих случаях наруше-­
ния речи могут являться лишь частичными проявления­
ми общего нарушения нервной системы и сочетаться с
интеллектуальной и двигательной недостаточностью);

6) неблагоприятные социально-бытовые условия, при­
водящие к микросоциальной педагогической запущенно­
сти, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоциональ­-
но-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочета­ние могут обусловить нарушения различных сторон речи.

При анализе причин возникновения нарушений сле­дует учитывать соотношение речевого дефекта и сохран­ных анализаторов и функций, которые могут служить источником компенсации в процессе коррекционного воз­действия.

Большое значение имеет ранняя диагностика различ­ных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на обучении и адаптации. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педа­гогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.004 с.)