Нейропсихологическая классификация нарушений речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейропсихологическая классификация нарушений речи



Речевые нарушения у детей и подростков можно рас­сматривать в аспекте локализации поражения и психо­физической организации речевой деятельности (сенсомо- торный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов. Такой подход близок к нейропсихологическо-му направлению в изучении речевых нарушений и при-


меняется наиболее широко в комплексных исследовани­ях детей школьного возраста и подростков.

Нейропсихологический аспект рассмотрения наруше­ний речевого развития позволяет дифференцированно по­дойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают.

В речевом развитии, помимо коры мозга, важную роль играют и более элементарные структуры мозга, в частно­сти, глубинные структуры мозга: подкорка, ствол, кото­рый включает: ножки мозга и четверохолмие, мост моз­га, мозжечок и продолговатый мозг.

При недостаточности функционирования коры мозга могут наблюдаться афатические расстройства или алали-ческий синдром.

Очаговые поражения вторичных полей лобной, задне-лобной, премоторной, постцентральной (нижнетеменной), височной, затылочной коры приводят к различным фор­мам афазии.

Нарушения проводящих путей между полушариями (преимущественно мозолистого тела) приводят к сенсор­ной алалии.

Нарушение проводящих путей между сенсорной (ви­ сочной) и моторной (премоторной и постцентральной) областями мозга и недостаточное развитие лобных до­лей приводят к моторной алалии.

Поражение подкорковых базальных ядер приводит к нарушениям движений, преимущественно по типу дис-координаций, имеющих место при отсутствии параличей или парезов двигательной мускулатуры. В речевой сфере они проявляются в виде подкорковой дизартрии.

При поражении мозжечка возникает мозжечковая дизартрия, которая проявляется в нарушении тактики («равновесии») речевых движений.

ГЛАВА 1


31


 



Таблица 1

Характеристика минимальных мозговых дисфункций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зоны функ­циональной недостаточно­сти в мозгу Патологическая симптоматика Возраст, с которого диагности­ руется на­ рушение
1 2 3
Височная доля правого полу­шария Неречевая слуховая агнозия: неспособность или затруднения в распознавании неречевых шумов (скрипы, стуки, шуршания, гудки и тл.) 6-9 мес.

Височная доля левого полу­шария

Речевая слуховая агнозия: неспособность или затруднения в распознавании на слух слов при неспособности узнавать неречевые шумы С 1-1,5 лет
Нарушения фонематического слуха - неспо­собность дифференцировать по заданию звуки речи, слоги и простые слова с неоппозицион­ными фонемами (каша - Маша; рак - лак) С 2,5 лет
Трудности дифференциации знакомых слов с оппозиционными фонемами С 4-4,5 лет
Неспособность выделять первую букву в слове С 5-5,5 лег

Теменная доля левого полу­шария

Мануальная (кистевая и пальцевая) апраксия: ошибки в воспроизведении поз, перебор, по­иски поз, неточность, диффузность действий С4-5лет
Кинетический праксис: воспроизведение се­рий поз («кулак - ладонь - ребро») С 7 лет
Оральная апраксия (неспособность подуть, пощелкать, поцокать по заданию) С 3-3,5 лег
Артикуляционная апраксия: нарушения зву-копроизношения при сформированном фоне­матическом слухе («моторная» дислалия по Б.М. Гриншпуну) С 4-4,5 лет

Затылочная доля правого полушария

Трудности и ошибки в узнавании реалистиче­ских предметных изображений С 2,5-3 лет
Трудности узнавания стилизованных изобра­жений (по типу «мультиков») СЗлет
Трудности узнавания перечеркнутых и за-шумленных изображений С 5 лет
Трудности запоминания букв при отсутствии буквенной агнозии С 5 лет

Теменно-затылочная область право­го полушария

Зрительно-образная апрактагнозия: отсутствие попыток рисовать простые предметы (домик, машинку, человечка) С 4,5 лет
Оптико-пространственная и конструктивная деятельность С 8-9 лет
Восприятие сюжетных картин С 6-7 лет

Окончание табл. 1

 

 

 

 

1 2 3

Теменно-затылочная область левого полушария

Коструктивно-пространственная апрактагно­зия: неспособность построить башенку из 4 кубиков, собрать пирамидку С 3,5 лет
Неспособность освоить доску Сегена, выкла­дывать простой рисунок (мозаика, лето я пр.) С 4,5 лет-

Лобные доли

Неспособность классифицировать знакомые предметы (люди, вещи, животные, растения) по группам С 4,5 лет
Непонимание слов с пространственным и количественным значением (далеко - близко, много - мало и пр.) С 3,5-4 лет
Выкладывание по порядку серии сюжетных картин С 7-8 лет '

  При поражении черепных нервов, иннервирующих речевую мускулатуру, возникает бульварная дизартрия.

Поражение проводящих путей, соединяющих ядра че­ репных нервов и кору мозга, обусловливает возникнове­ние псевдобульной дизартрии.

Недостаточное развитие вторичных (гностико-прак- сических) и третичных (языковых) полей коры голов­ного мозга приводит к фонетико-фонематической недо­статочности.

В табл. 1 приведена характеристика минимальных мозговых дисфункций (ММД), приводящих к нарушени­ям речи (использованы данные Т.Г. Визель, 2005).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.005 с.)