Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи логопсихологииСтр 1 из 19Следующая ⇒
Психология детей с нарушениями речи является одной из отраслей специальной психологии. Нередко эту область научных знаний называют логопсихологией. Термин «логопсихология» в специальной психологии используется по аналогии с терминами «тйфлопсихоло-гия» (психология слепых и слабовидящих), «сурдопси-хология» (психология глухих слабослышащих), «олиго-френопсихология» (психология умственно отсталых), т. е. психология лиц с речевой патологией. Однако, учитывая дословный перевод термина «лого-психология» (от греч. корня logos — слово, речь), некоторые специалисты под логопсихологией понимают психологию речи. Мы полагаем, что такое отождествление неправомерно, поскольку психология речи рассматривает речь и механизмы речи как психический процесс, т. е. «концентрирует свое внимание на особенностях психических функций сознания в ходе порождения, понимания и формирования речи» (Горелов И.Н., Седов К.Ф., 2001). В нашем понимании логопсихология — это психология лиц с нарушениями речи (логопатов), и в данном пособии термины «логопсихология» и «психология лиц с нарушениями речи» выступают в одинаковом контексте. Следует разграничивать понятие «логопсихология» от понятий «психолингвистика», «нейропсихология», «ней- основы логопсихологии ГЛАВА 1
ролингвистика», «логопедия», «логопедагогика». Специалисты этих областей рассматривают лиц с нарушениями речи под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Психолингвистика — наука, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятие структурой соответствующего языка (или языка вообще). Нейропсихология (от греч. neuron — нерв, psyche — психика) — это наука о мозговой организации высших психических функций (ВПФ) человека, которая изучает: 1) психологическую структуру и мозговую организа- 2) нарушения речевой и других ВПФ в зависимости 3) нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику Нейролингвистика (от греч. neuron — нерв, лат. lin gua — язык) — отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.
Логопедия — педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания. Логопедагогика — раздел специальной педагогики о воспитании и обучении детей с первичными речевыми нарушениями. Вышеперечисленные научные дисциплины напрямую или косвенно изучают речь (речевое развитие), но не рассматривают особенности психического развития, обусловленные нарушениями речи. Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает закономерности психического развития человека, имеющего речевую патологию первичного характера. Логопсихология является одной из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Начало изучения детей с речевой патологией относится к концу XIX — началу XX в. Г.Д. Неткачев (1909, 1913), рассматривая только одно речевое расстройство — заикание, подчеркивал функциональный характер этого нарушения, отсутствие «заметных органических, патолого-анатомических изменений». Исходя из сформулированной позиции о психогенном характере расстройства, он раскрыл механизм его развития и закрепления; подробно изложил новую систему отношений, складывающуюся у заикающегося с самим собой и с окружающим миром. В.А. Калягин (2006) выделяет два ведущих направления в логопсихологии — нейропсихологическую, восходящую к работам Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, и личностную, основы которой закладывались Г.Д. Неткаче-вым, А.Р. Лурии. Вопросам взаимодействия речи и других психических функций, а именно, речи и мышления посвящены фундаментальные работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, А.Н. Соколова, исследованиями связей речи и личности занимались Г.А. Волкова, Ж.М. Глозман, и др. Менее всего изучены отношения речи и деятельности (Калягин В.А., 2006). В настоящее время наибольшее количество исследований посвящено двум расстройствам — афазии, которая преимущественно изучается с позиций нейропсихологии (Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Ж.М. Глозман и др.), и заиканию (В.М. Шкловский, Г.А. Волкова, А.Б. Хавин, В.А. Калягин, Е.Ю. Pay, Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова, Б.К. Осокин и др.).
8 основы логопсихологии ГЛАВА 1
В психолингвистике изучением говорящего человека, в том числе склонного к различного рода нарушениям, отклонениям от нормы, занимались X. Штейнталь, А.А. Потебня, К. Бюлер, Р. Якобсон и др. (Калягин В.А., 2006). Выделяются три этапа развития логопсихологии: I этап (конец XIX — до 70-80-х гг. XX в.) — накопле- II этап (последняя четверть XX в.) — формулирование III этап (конец XX — начало XXI в.) — развитие разно В качестве объекта изучения логопсихологии выступают лица с нарушениями речи. Под нарушениями речи понимаются расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология, отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в нарушениях речевого развития и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др. Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия.
Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций — внимания, памяти, воображения, вербально-логи-ческого мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка. Качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка связана с 10 основы логопсихоложи ГПАВА 1 11
формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора. Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития (познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных свойств) людей с различными формами речевой патологии. Потребности обучения и воспитания детей с нарушениями речи определили круг задач логопсихологии. На современном этапе развития отечественной специальной психологии можно выделить следующие задачи лого психологии: 1. Раскрытие общих закономерностей психического 2. Раскрытие общих закономерностей психического 3. Раскрытие специфических закономерностей психи- 4. Установление зависимости психического развития 5. Изучение развития конкретных психических про- 6. Определение перспектив развития детей с нарушени- 7. Разработка методов дифференциальной диагности-
8. Систематизация речевых расстройств. 9. Разработка методов психологической коррекции и Поскольку логопсихология не является самостоятельной наукой, то собственных методов исследования не имеет, однако, являясь, в первую очередь, психологической дисциплиной, использует методы современной психологии:
■ организационные (сравнительный и лонгитюдный); • эмпирические: — наблюдение (объективное и самонаблюдение); — эксперимент (лабораторный, естественный; кон- — методы обработки данных (качественный и ко- — методы интерпретации (структурный и генети- Теоретическим аспектом логопсихологии является изучение психического развития детей-логопатов и разработка научных методов профилактики, выявления и преодоления отклонений в психическом развитии. Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Р. Лу-рией, Р.Е. Левиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредовании психических процессов. Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях Л.С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального развития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводить к целому ряду отклонений». Первичный дефект, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии 12 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 1 13
специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений: ■ недоразвитие всех сторон речи; ■ ограниченность сенсорных, временных и простран- ■ недостатки памяти; ■ недостаточную целенаправленность и концентрацию ■ снижение уровня обобщений; ■ недостаточное умение строить умозаключения, уста- Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка-логопата могут приводить к трудностям общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружающим миром. Практический аспект логопсихологии — профилактика, выявление и устранение отклонений в психическом развитии у детей с нарушениями речи. В процессе коррекционно-развивающей работы предусматривается: ■ развитие сенсорных функций; ■ развитие моторики (речевой); ■ развитие познавательной деятельности (внимания, ■ формирование личности ребенка с одновременной ре- ■ коррекция социальных отношений (в том числе воз
■ использование компенсаторных возможностей ребенка. ■ закономерности психического развития ребенка; ■ владеть методами психолого-педагогического обследо- для дифференциации различных форм речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью (умственная отсталость, задержка психического развития), эмоциональными и поведенческими расстройствами. Логопсихология помогает логопеду:
■ видеть не только речевое расстройство, а, прежде все ■ устанавливать контакт с детьми разного возраста; ■ выбрать адекватные методы обследования их речи, ■ проводить психокоррекционно-развивающую работу с Логопсихология опирается на ряд смежных дисциплин и использует их при разработке теории и в повседневной практике. Для получения целостной картины структуры нарушения логопсихологии необходимо опираться на патопсихологию, на знание закономерностей развития высших психических функций при патологии развития, на общую и специальную психологию, возрастную психологию, нейропсихологию, психодиагностику. Следует иметь тесную связь с логопедией и знаниями о речевых нарушениях, их механизмах, тяжести, структуре, а также с нейролингвистикой. Большое значение для логопсихологии имеют знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии, оториноларингологии. Задачами курса «Логопсихология» являются изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с различной речевой патологией, а разработка мероприятий, направленных на коррекцию познавательной
14 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОПФ 1 ПЗАВА 1 15
деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности и межличностных отношений, а также мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в познавательном и личностном развитии детей с нарушениями речи. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Дайте определение и задачи логопсихологии. 2. Раскройте определение следующих понятий: «пси
3. Охарактеризуйте методы научного исследования, 4. С какими науками связана логопсихология? Дайте Тематика рефератов; 1. Становление логопсихологии как научной области. 2. Этапы научного исследования. 3. Взаимодействие логопсихологии со смежными на ВИДЫ И ФУНКЦИИ РЕЧИ Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Она свойственна только человеку, являясь дифференциаль-но-видовым признаком биовида Homo sapiens («человек разумный»). Недаром обозначение «логос» применимо и в логической мысли, и к слову. В соответствии с этим в
способности мыслить и говорить играет одна и та же область мозга — лобные доли. В рамках созданной А.Р. Лурией нейропсихологии речевая функция рассматривается как с точки зрения ее психологических особенностей, так и мозговой организации. Подчеркивается сложность структуры речи, я составе которой выделяются два основных уровня:. 1) гностический и практический; 2) смысловой. Гностические и практические функции в структуре речевой функции А.Р. Лурия расценил как базисные, над которыми системно надстраивается в течение жизни смысловой уровень речевой деятельности, связанный с пользованием средствами языка — словами, фразами, построенными по правилам грамматики. Важную роль А.Р. Лурия придавал опосредованному характеру речевой функции. Он указывал, что речевая деятельность требует различных невербальных опор, таких как оптические образы и символы предметов, представления о количестве, времени, пространстве и пр., и в то же время она сама служит посредником. Без речи невозможно освоить ни одну область знания, даже математику, физику, химию и т. д. Это означает, что: 1) приобретение речи требует огромных и при этом 2) овладение любой высшей психической деятельнос- Речь — форма коммуникации людей посредством языка. Речь включает процессы порождения и восприятия 16 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИЙ Ш 1 АВА 1 17
сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Структура речевой деятельности включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. В зависимости от вида речевой деятельности выделяют речь внутреннюю и внешнюю (устную и письменную). Внутренняя речь — различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: 1) внутреннее проговаривание — «речь про себя», со- 2) собственно внутренняя речь, когда она выступает 3) внутреннее программирование, т. е. формирова- В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи (Психологический, словарь, 1985). Л.С. Выготский рассматривал внутреннюю речь как свернутую программу связного высказывания. Разверты- вание внутренней смысловой схемы во внешнее высказывание обеспечивается предикативностью, которая выражается в словах, обозначающих действия, ритмико-интонационном строе речи и других неформализуемых компонентах вербального поведения. Механизм порож- дения высказывания состоит из четырех звеньев: первое звено начинается с формирования мотива, который во втором звене объективизируется в замысле; в третьем звене замысел реализуется на уровне внутренней речи в виде внутренней психологической программы высказывания, для которой главным является семантика и предикативность; в четвертом звене эта программа реализуется во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка (Цветкова Л.С, 1988). И.Н. Горелов (2001) в процессе порождения высказывания выделяет следующие стадии. 1. Мотив (установка на общение). 2. Стадия коммуникативного намерения. 3. Момент формирования смыслового содержания бу- 4. Код. 5. Разворачивание ядерного смысла (темы). 6. Синтаксическая схема. 7. Грамматическое структурирование и морфемный После семи стадий порождения-речи происходит реализация послоговой моторной программы внешней речи. Все этапы порождения речи реализуются быстротечно, кроме того, параллельно осуществляется этап контроля речепроизводства. Помимо внешней и внутренней выделяют импрессив- ную (восприятие и понимание) и экспрессивную (воспроизведение) речь. Дифференциация речевой деятельности на экспрессивную и импрессивную, также получившая широкое рас- 18 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛООМ ГИАВА 1 19
пространение, привлекает внимание и к другим ее важным свойствам. Импрессивную устную речь принято рассматривать как включающую способность различать звуковые речевые сигналы, и в первую очередь, звуки речи, а на этой основе понимать слова, фразы, логико-грамматические конструкции. Каждый из этих видов импрес-сивной речи включает задачи различной сложности, определяемые особенностями воспринимаемых текстов. В экспрессивной речи особое место занимает артикуляционная деятельность. Она невозможна без необходимого тонуса мышц и объема движений артикуляционного аппарата, которые иннервируются со стороны черепно-мозговых нервов. Необходимо также участие более высокого по иерархии артикуляционного праксиса, управляющего речевыми мышцами (Визель Т.Г., 2005) Внешняя речь включает в себя устную и письменную формы речевой деятельности. Устная речь — сложный, многогранный процесс, включающий в себя: фонетическую сторону речи (смыслораз-личительные звуки речи); лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения); мелодико-интонационную (интонация, сила и тембр голоса); темпо-ритмическую (темп и ритм речи). На основе устной речи строится и развивается письменная речь: письмо (которое может быть самостоятельным или под диктовку) и чтение. Письменная речь является наиболее поздним (молодым) видом, как в истории развития человечества (филогенезе), так и отдельного человека (онтогенезе). Помимо владения фонематическим: строем языка, а также способности членораздельно артикулировать, письменная речь требует соотносить фонему с соответствующей графемой (буквой). Буква является дополнительным звеном в структуре речевой деятельности, в значительной мере усложняющей ее. Чтение отличается меньшей сложностью, чем письмо, в том числе и по особенностям мозговой организации, так как в нем (чтении) уже присутствует буква (графический эквивалент фонемы). Оно строится по алгоритму «графема-фонема». Это облегчает усвоение ассоциативной связи «фонема-графема», необходимой для письма. Большую роль в выработке связи «фонема—графема» играет артикулема. Внешне это выражается в феномене, известном как проговаривание. Известно, что всякий обучающийся писать ребенок проговаривает все, что пишет. Взрослый тоже прибегает к проговариванию — в случае затруднения. Зрелая письменная речь — результат целого ряда изменений в структуре письменной деятельности. Наиболее ярко это изложено в работе А.Р. Лурии «Очерки устной психофизиологии письма» (1959). Вначале письмо предельно развернуто по структуре, но по мере овладения им сворачивается. Целый ряд составляющих его звеньев, и прежде всего проговаривание, становится ненужным. Грамотный человек пишет на основе упроченных типовых моделей. Значительную роль играет в них двигательный автоматизм. Речевая функция занимает ключевую позицию в развитии психики. Она является основным способом коммуникации между людьми и главным инструментом познания мира. Речевая деятельность была бы невозможна без владения средствами языка, которые организованы в особые системы (коды). Каждый говорящий может черпать из этих систем необходимые ему слова и правила для построения высказывания. Фонематическая система языка (фонематический код) — это набор основных средств передачи мысли словами. Центральной единицей этого кода является фонема. 20 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГЙИ ] ГЛАВА 1 21
Лексическая система языка (лексический код) — это совокупность содержащихся в нем слов. Слова, усваиваемые людьми, не хранятся в памяти в виде суммы, а организованы в группы в соответствии с выработанными человечеством представлениями о классификации предметов и явлений окружающего мира. Морфологическая система языка (морфологический код) — это совокупность средств словообразования и словоизменения. Основной единицей этой системы является морфема. Морфемы (суффиксы, префиксы, флексии) вносят в слово добавочные грамматические значения и определяют его отнесенностью к тому или иному грамматическому классу— части речи. Морфологическая система базируется на представлениях о простых пространственных и количественно-временных ситуациях, приобретаемых еще в доречевой период. Синтаксическая система языка (синтаксический код) — это совокупность грамматических правил соединения слов во фразу. Она является наиболее поздно формируемой в речевом онтогенезе и более сложной, чем другие языковые системы. По функциям речь делят прежде всего на коммуни кативную и номинативную. Единицей номинативной речи является отдельное слово; коммуникативной — предложение (фраза). Коммуникативная речь характеризуется большей прагматичностью (практичностью). Она необходима всем людям и постоянно, в основном, для обмена мыслями. Диапазон номинативной речи иной. Она служит не только для общения, но и для своеобразного дублирования мира. Каждый предмет и явление а получают в слове-номинации «вторую жизнь», имеющую-значительную степень абстрактности. В этом смысле можно говорить о «магии слова», превращающего все сущее в образы. Существует еще один вид речи — индикативная. Она служит для индивидуального обозначения (индикации) каких-либо предметов. Наиболее важную часть индикативной речи составляет топонимика — слова, обозначающие имена, фамилии людей, географические названия и т. д. Многие из них, кочуя из языка в язык, утеряли свое первоначальное значение и сейчас делаются многочисленные попытки их расшифровки. Более всего привлекают людей «загадки» имени, так как существует мнение, что имя накладывает определенный отпечаток на судьбу человека. Коммуникативная речь делится на диалогическую (ситуативную и неситуативную) и монологическую. Диалогическая речь, особенно ситуативная, оценивается как более простая, поскольку в ней гораздо большее место, чем в монологической, занимают паралингвис-тические средства выражения мысли (жесты, мимика, интонация). Обычно к речевым автоматизмам относят порядковую и аффективно окрашенную речь (возгласы, брань и пр.). В зависимости от назначения речь имеет разные сти ли. Наиболее важны разговорно-бытовой и профессионально-деловой стили речи. Выделяют также научный, художественный, сленговый (жаргонный) и другие стили речи (Визель Т.Г., 2005). Мозговая организация речи В настоящее время благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Только совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, однако в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные отделы мозга. 22 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГПА8А1 23
Внутренняя речь. Мозговые механизмы внутренней речи относятся к числу проблем, не изученных к настоящему времени. Не вызывает сомнений, что она осуществляется за счет интегративной работы мозга, однако доминантную роль в ее организации играют лобные доли. Это обусловлено тем, что внутренняя речь содержит программу любого высказывания, а функция программирования вообще принадлежит лобному отделу мозга. Очевидно и то, что в возникновении внутриречевого замысла принципиально важное значение имеет «глубина* мозга, обеспечивающая интенцию и мотивацию внешней речи. Роль височных, теменных и затылочных долей в мозговых механизмах внутренней речи не вполне ясна. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что внутренняя речь предельно свернута акустически (внутреннее звучание слов), можно думать, что левая височная доля (слуховая, речевая кора) задействована незначительно. Относительно теменно-премоторной коры (внутренних артикуляционных опор будущего высказывания) также не имеется каких-либо определенных данных. То же самое относится к затылочным отделам коры мозга, ответственным за зрительные образы и символы, «стоящие за словом». Внешняя речь. Мозговые механизмы внешней речи следует рассматривать дифференцированно, так как они относятся к разным уровням (одни — к гностико-праксичес-кому, другие — к языковому) и разным модальностям. Импрессивная речь (восприятие речи) осуществляется преимущественно за счет левой височной коры. При этом первичные поля этой области, являясь корковым концом слухового анализатора, обеспечивают (совместно с первичными полями правой височной доли) физический слух. За счет вторичных полей приобретается и используется в дальнейшем функция речевого слухово- го гнозиса, т. е. способность узнавать (различать) речевые сигналы. Благодаря деятельности коры на уровне третичных полей обеспечивается формирование и дальнейшее пользование фонематической системой языка. Это осуществляется зоной перекрытия височной, теменной и затылочной долей (ТРО). Она ответственна также за понимание сложных логико-грамматических оборотов речи. Экспрессивная речь, так же, как и импрессивная, реализуется за счет разных уровней мозга. На гностико-прак-сическом уровне осуществляется артикуляционный праксис: афферентный (кинестетический) связан с функционированием нижнетеменной (постцентральной) зоной, эфферентный (кинетический) артикуляционный праксис обеспечивается премоторной корой мозга: На символическом (языковом) уровне мозговые механизмы речи актуальны для фонологической (фонематической) системы языка, а также для лексической и синтаксической системы, В рамках лексической системы языка основным видом речевой деятельности является называние — функция, которая осуществляется преимущественно третичной (височно-затылочной) зоной слева (по Е.П. Кок). Мозговая организация синтаксической системы языка (фразовой речи) имеет наиболее сложную разноуровневую структуру. На уровне глубинного («ядерного») синтаксиса основную роль играют лобные доли мозга. Ядерная синтаксическая структура фразы — это, по «существу», ее предельно свернутая программа. Она отличается высокой степенью логичности и, следовательно, близка к мыслительной деятельности в целом. Поверхностная синтаксическая структура фразы представляет собой «разворот» ее ядерной части. Она осуществляется преимущественно за счет задне-лобных отде- 24 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ СЛАВА 1 25
лов левого полушария, где «хранятся» типовые модели фраз, а также за счет теменных долей мозга, ответственных за морфологические языковые операции. Овладение и дальнейшее пользование функциями чтения и письма зависит, в основном, от взаимодействия височной и затылочной областей мозга, так как они требуют выработки ассоциативной связи «фонема—графема». Как отмечалось ранее, реализация фонемы — функция височной (слуховой) коры, а графемы — зрительной (затылочной) коры (Визель Т.Г., 2005). Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте понятие речи с позиций психологии и психо- 2. Охарактеризуйте виды речи и ее свойства. 3. Каковы механизмы речи? 4. Охарактеризуйте функции речи. Тематика рефератов: 1. Л.С. Выготский о соотношении мышлении и речи в фи- 2. Л.С. Выготский о соотношении мышлении и речи в он- 3. Н.И. Жинкин о механизмах речи.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.115 с.) |