Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задержки речевого развития , общее недоразвитие речи
С проблемой алалии тесно связана проблема задержек психического развития (ЗПР), задержек речевого развития (ЗРР), общего недоразвития речи (ОНР). Термины задержки психического и речевого развития — «ЗПР» и «ЗРР» — в качестве речевых диагнозов получили достаточно широкое практическое распространение. При этом диагнозы задержек психического и речевого развития считаются более уместными по отношению к детям раннего возраста (до 5 лет), когда имеется надежда на до-развитие систем, замедляющих созревание психики и речевой функции естественным путем. Подразумевается, что дети с ЗПР и ЗРР будут осваивать необходимые когнитивные (познавательные) и речевые навыки так же, как и нормальные, только в более поздние и в более сжатые сроки. Таким детям для развития предлагается, как правило, больший объем стимулов, чем нормальным детям. Подаются они в утрированно выразительной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка (Визель Т.Г., 2005). В педагогике дети с ЗПР в основном выявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В школе они составляют группы неуспевающих учеников, 82 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИч ГЛАВА 1 83
которые имеют «специфические трудности обучения», «медленно обучаются» и т. п. Причиной отставания этого контингента детей наиболее часто бывают: ■ педагогическая запущенность; ■ функциональная незрелость ЦНС; ■ органическое поражение ЦНС. В литературе встречаются различные обозначения детей с ЗПР: «смягченные формы умственной отсталости», «пограничные дебилы», «спорные дебилы», «пограничная умственная отсталость». Таким образом, имеется тенденция приблизить задержки психического развития к умственной отсталости, что свидетельствует о размытости границ между ними. Многие исследователи обнаруживают у детей с ЗПР недоразвитие слуховых, зрительных, моторных функций, оптико-пространственные нарушения, недостаточность тактильного восприятия и пр. Особенно часто указывается на замедленность приема и переработки сенсорной информации, снижение показателей памяти, внимания. Практически во всех работах указывается на отставание таких детей (с ЗПР) в речевом развитии (по всем его параметрам, хотя акценты у разных детей падают на разные стороны речи), а также на их недостаточную любознательность.
Сказанное выше объясняет большую сложность разграничения ЗПР и умственной отсталости. Однако прак- тически все исследователи сходятся во мнении, что дети с ЗПР, в отличие от олигофренов, способны к определенным видам отвлеченного (абстрактного) мышления. Кроме того, у них имеется тенденция к решению разных задач с помощью смысловых опор. Особенности мозговой деятельности у детей с ЗПР сводятся к тому, что при разных формах нарушения речевого развития могут страдать:
■ глубинные структуры мозга, оказывающие тормозное ■ вторичные поля коры, препятствующие своевремен- ■ проводящие пути между отдельными участками коры Основной особенностью таких повреждений является их парциальность {неполнота, избирательность), в отличие от олигофрении, при которой патологический процесс охватывает практически весь мозг. Наличие «здоровых» участков мозга у детей с «задержками» позволяет усвоить объем знаний, достаточный для включения в работу (хотя бы частичное) третичных полей коры мозга. Это объясняет то, что детям с ЗПР доступны определенные мыслительные операции символического характера. При некоторых формах ЗПР и ЗРР повреждение мозга может вовсе отсутствовать, уступая место неблагоприятным социальным факторам (педагогическая запущенность). В отличие от терминов «ЗПР» и «ЗРР», термин «ОНР* признается далеко не всеми исследователями патологии детской речи и практическими специалистами. Они предпочитают употреблять традиционный термин «алалия», который тоже подразумевает общее (системное) неразвитие или недоразвитие речи. Термин «ОНР» понимается ими как подменяющий традиционный термин «алалия». Причина этого состоит в том, что возросло внимание к безречевым детям со стороны педагогов и детских психологов. Он введен Р.Е. Левиной в рамках психолого-педагогической концепции нарушений речи у детей и имеет, соответственно, иное, а именно психолого-педагогическое значение. Термин «ОНР» более приемлем и понятен
84 основы логопсихолойЩ! ГЛАВА 1 85
лицам педагогического круга, удобен при комплектовании групп детских садов. В настоящее время в практической дефектологии и, в частности, в логопедии, по поводу традиционных терминов «алалия», «дизартрия», «логоневроз», «дислалия» сложилась достаточно сложная ситуация. В связи с делением специализированной логопедической службы на относящуюся к департаменту здравоохранения и образования, выпускаются методические рекомендации и постановления, запрещающие логопедам, работающим в области образования, употреблять их, мотивируя это тем, что они имеют медицинское происхождение. Такое положение представляется недопустимым. Имеется настоятельная необходимость в унификации терминологии, относящейся к патологии речи, которая употреблялась бы специалистами независимо от места их работы. Это не означает, однако, что в психолого-педагогической аудитории не могут быть использованы более понятные педагогам термины. Но в таком случае психолого-педагогическая терминология будет носить частный характер, не претендуя на отмену традиционных.названий распространенных нарушений речи у детей (Визель Т.Г., 2005). Таким образом, термин «ОНР» — педагогическое обозначение клинического термина «алалия», против которого некоторые авторы возражают, указывая на приставку «а», как обозначающую полное отсутствие речи, и считают, что диагноз «алалия» может быть поставлен только в том случае, если у ребенка речь отсутствует вообще. Вместе с тем приставка «а» в термине «алалия» так же Ц условна, как и приставка «а» в термине «афазия», при которой, как известно, речь у больных далеко не всегда отсутствует полностью. Более того, афазией называют как грубые речевые расстройства, вплоть до полной неспособности говорить, так и легкие, если они имеют ту же этио- логию и патогенез. Таким образом, приставка «а» не должна быть препятствием к постановке диагноза «алалия». Основным условием должно являться здесь наличие в структуре дефекта трудностей использования средств язы ка. Иначе говоря, с позиции нейропсихологии и нейро-лингвистики, при алалии должна иметь место недостаточность в функционировании третичных полей коры, так же, как основным условием для диагноза «дизартрия» должна быть недостаточность в иннервации (нервном обеспечении) артикуляционных мышц со стороны стволовых и подкорковых структур мозга (Визель Т.Г., 2005). НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребенка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания. Названные виды речевых нарушений могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени расстройства мало беспокоят ребенка. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.
Патогенез, клиника и методы коррекции этих расстройств речи различны. Брадилалия — патологически замедленный темп речи (от греч. bradys — медленный, lalia — речь). Синонимы: Bradyphrasia (брадифразия), Bradyarthria (брадиартрия), Bradylogia (брадилогия). Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в клинике некото- ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИЙ) 'i ГЛАВА 1 87
рых форм психических заболеваний: при олигофрении, в, неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травмах опухолях головного мозга и т. д. В этих случаях она со- четается с брадикинезией (замедленностью всех движений), астенизацией, общей заторможенностью, вялостью, слабостью и пр. Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной формой речи. Речевая характеристика (симптоматика) брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней (экспрессив- ной) и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальное замедление (удлинение пауз между словами или за- медленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова). Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях, хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими паузами, то речь становится скандированной. Может нарушаться артикулирование звуков, но не расстраивается координация слогов или слов. При брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну и ту же высоту, иногда появ- ляется носовой оттенок. Музыкальный акцент меняется и при произношении отдельных слогов, высота голоса колеблется кверху или книзу. Дети с брадилалией произносят фразы с паузами меж- ду словами, растягивая слоги на гласных звуках, смазы- вая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с окружающими, так как вызывает у них напряжение и истощение внимания, неприятные ощущения и утомление. Указанные выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста, рассказе на заданную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не способствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более фразы.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи (от греч. tachis — быстрый, lalia — речь). Синоним: Tachiphrasia (тахифразия). Тахилалия рассматривалась в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других сторон речи, помимо просодии. Психологический аспект механизма тахилалии предполагает учет нарушений восприятия, дискоординацию процессов мышления и речи, особенности поведения, эмоционально-волевой сферы. Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками: ненормально быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т. д. Однако при привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью и, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с Речью окружающих, запинки исчезают. 88 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ;; ГЛАВА 1 89
Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию. При тахилалии затрагивается операция построения речи в целом. В речи сохраняется ряд отдельных целеустано-вок, не объединенных ясной целеустремленностью. ЗАИКАНИЕ Заикание — нарушение темпо-ритмической организа-ции речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, сущность еговидит в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Изучение сотрудниками сектора логопедии НИИД АПН СССР общего речевого развития ребенка, состоянии его фонетического и лек- сико-грамматического развития, соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усилива- ется или ослабевает, подтверждает наблюдения P.M. Бос- кис, Е. Пишон, Б. Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой — от разговорной среды, от общего и речевого режимов. Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные изме- нения. Например, М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. По мнению Szondi,f из 100 заикающихся 20% имеют повышенное внутриче репное давление и экстрапирамидные нарушения. Он тает, что заикающиеся рождаются вазоневротиками.
Gerdner объективно показал изменение нейровегетатив-ной реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков (мидри-оз), в то время как у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз). В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, преобладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потливости, покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна: вздрагивание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубокие сны, ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все эти неприятные переживания с нарушением речи. Мысль о ее расстройстве приобретает устойчивый характер в соответствии с постоянно нарушенным самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и постоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучшению лишь на короткое время. На занятиях у заикающихся часто отсутствуют целеустремленность и настойчивость. Собственные результаты ими недооцениваются, так как улучшение в речи мало облегчает их общее самочувствие. В 70-е гг. в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и невро-зоподобных расстройств и наметилась тенденция к разграничению заикания на невротическую и неврозоподоб-ную формы (Н.М. Асатиани, Б.З. Драпкин, В.Г. Казаков, Л.И. Белякова и др.). До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций. 90 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГЙИ-: ГЛАВА 1 91
Представляют интерес нейрофизиологические иссле-. дования заикания при организации речевой деятельности (Данилов И.В., Черепанвв И.М., 1970). Данные иссле- дования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стой- ко выполнять свою ведущую роль по отношению к пра- вому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В.М. Шкловского. Актуальна разработка проблемы заикания в психоло- гическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуника- ции, для выявления их индивидуально-психологических.;; особенностей. Заслуживает внимания рассмотрение механизмов за- икания с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы рече- вой коммуникации: 1) наличие потребности в речи, или коммуникатив- 2) рождение замысла высказывания во внутренней 3) звуковая реализация высказывания. В разных структурах речевой деятельности эти фаз различны по своей полноте и длительности протекания: не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но пстоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного. И.Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и прин- ципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломаются» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе. Анализ литературы по проблеме заикания показал, что механизмы возникновения заикания неоднородны: 1. Заикание — сложное невротическое расстройство, 2. Заикание — сложное невротическое расстройство, 3. Заикание — сложное, преимущественно функцио- 4. Заикание как результат органических изменений Возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания. Но в любом случае надо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство. Один подход — только физиологический, нейрофизиологический, психологический, психолингвистический — недостаточен для объяснения механизма заикания. Возможно, что единого механизма заикания нет, есть разное заикание у каждого 92 основы логопсихолоплш 93
заикающегося в разных ситуациях общения и деятельности. В этом случае целесообразно разрабатывать дифференцированные методики коррекционного воздействия на заикающихся. Один из важных вопросов, требующих решения, — преемственность в работе логопедов дошкольных и школьных учреждений. Заикающийся ребенок, посещавший речевой детский сад, поступая в школу, теряет связь с прежним логопедом и не всегда устанавливает контакт со школьным логопедом. Документов, регламентирующих эту связь как обязательную, не существует. Продолжение коррекционного воздействия на заикающегося зависит от настойчивости родителей ребенка или от желания школьного логопеда сформировать группу заикающихся школьников. Таким образом, результаты устранения заикания, полученные в дошкольном возрасте, с приходом ребенка в школу не только не закрепляются, но в новой среде заикающийся школьник теряет приобретенное, наступает рецидив заикания, ухудшаются условия социальной адаптации ребенка. На современном уровне развития логопедической помощи в стране можно наметить следующие пути решения проблемы преемственности. Один из путей — ката- мнестическое изучение заикающихся, проведенное через 1-3 года после посещения речевого дошкольного учреждения, оно может послужить созданию органичной связи между детским садом и школой. Второй путь решения вопроса о преемственности —- повышение психологической грамотности логопедов.Че- рез изучение тех психологических характеристик, торые должны отражать в своем заключении о ребенке логопеды дошкольных учреждений, школьный логопед получит необходимый материал. Имея данные, касаю- щиеся личности заикающегося ребенка в раннем дет- стве, школьный логопед продолжает изучение личности ребенка, его поведения, микросреды в новых условиях деятельности и в соответствии с этим определяет логопедический и обязательно психотерапевтический путь воздействия. На логопедических занятиях с заикающимися младшими школьниками следует создавать щадящий переход к новой деятельности, планируя и проводя игры-занятия. Чтобы не повышать психологическую нагрузку заикающемуся ребенку, в игровое занятие следует постепенно вводить элементы учебной деятельности. Требует решения проблема логопедического воздействия на заикающихся детей преддошкольного возраста и связи в работе логопедов, оказывающих логопедическую помощь заикающимся детям разноге возраста. Наиболее эффективно устранение заикания в возрасте от 2 до 4 лет, поэтому необходимо решить вопрос преемственности в работе логопедов в системе народного образования и здравоохранения, увеличивая количество ясельных групп для заикающихся с соответствующими медицинскими, воспитательными и логопедическими кадрами. Перспективно в плане решения проблемы заикания создание в стране групп риска. Наблюдение ребенка от рождения до возраста, в котором возникает заикание, способствовало бы и оказанию ранней помощи только что начавшему заикаться, и изучению особенностей заикания в столь раннем возрасте. С этой проблемой тесно связана проблема разработки психологически обоснованных методик логопедической работы как с детьми раннего возраста, так и на протяжении всего дошкольного периода. Требуют дальнейшей разработки весьма перспективные психологический и психолингвистический аспекты заикания. 94 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛС СТАВА 1 95
НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. В настоящее время нет единой классификации расстройств голоса, но наиболее часто фрниатры и логопеды группируют нарушения в зависимости от степени выраженности: афония, дисфония, фонастения. По характеру нарушения голосовые расстройства де- лятся на функциональные и органические. Классификация нарушений голоса у детей и под ростков: 1. Функциональные нарушения голоса: 1) психогенная афония; 2) гипотонусная дисфония; 3) гипертонусная дисфония; 4) гипо-гипертонусная (смешанная) дисфония; , 5) мутация;
— преждевременная; — неполная (незавершенная); — пролонгирующая; — вторичная; — извращенная; — мутационный фистульный голос; — фальцетный голос;
6) при ринолалии и дизартрии; 7) у тугоухих детей. 2. Органические нарушения голоса: — острый и хронический ларингит; — краевой и односторонний хордит; — узелки и полипы голосовых связок; — папилломатоз гортани; — парезы и параличи гортани. Под функциональными понимаются расстройства, сящие временный преходящий характер. Органические связаны с изменениями структуры органа или тканей. Это деление условно, так как функциональные нарушения переходят в органические, и наоборот. Основным симптомом при заболеваниях гортани у детей является функциональное нарушение голоса — афония или дисфония различной степени выраженности (от легкой охриплости до резкого изменения тембра голоса). Под афонией понимается полное отсутствие голоса, дисфония — расстройство голоса, связанное с наличием различных добавочных призвуков. Дисфония может характеризоваться наличием одного или нескольких признаков: 1) различная степень охриплости, обусловленная на 2) гипер- или гипоназальность; 3) изменение интенсивности звучания (слишком ти- 4) расстройство высоты звучания; 5) изменение просодики, связанное с нарушениями Чаще всего приходится сталкиваться с сочетанием или комбинацией нескольких признаков, которые выявляются при дизартрии, ринолалии, заикании. При тяжелых заболеваниях гортани у детей запаздывает развитие основных компонентов речи: фонетики, лексики и грамматики. Задержка формирования фонетической стороны речи У данной группы детей объясняется рядом причин, среди которых основное значение имеют: 1) наступление заболевания гортани в раннем возрас- 2) трахеотомия и поздняя деканюляция, в связи с чем 96 основы логопсихол&фи-1 ГЛАВА 1 97
При астеническом синдроме нарушается нейродина-мика основных нервных процессов — возбуждения и торможения, запаздывает развитие дифференцированного торможения, которое лежит в основе формирования зву-копроизношения у детей. Выделяются две группы детей с нарушенным звуко-произношением. I группа— дети с так называемой «квакающей» речью. «Квакающая» речь образуется при ношении трахеотомической трубки, когда на длительное время выключаются естественные пути дыхания. Вдох и выдох осуществляются через трубку, при этом вдох неглубокий, выдох короткий и слабый. Выдыхаемая струя воздуха не попадает в ротоглоточную полость, поэтому подсвязоч-ное и внутриротовое воздушное давление, необходимое, для образования голоса и звуков речи, не образуется. В связи с этим разрушается четкость движений артикуляционного аппарата, где неартикулйрованный звук голоса, рожденный на голосовых складках гортани, оформ-ляется в гласный или согласный звук под влиянием движений языка, губ, мягкого нёба, челюстей. По мне- нию гигиениста-физиолога П.Ф. Лесгафта, все, что yn- ражняется— развивается, все, что не упражняется, --атрофируется от бездействия. Именно этим физиологическим законом можно объяснить функциональные из- менения в деятельности органов артикуляции у детей с заболеванием гортани. Эти изменения проявляются в вялости, неловкости движений языка, губ, щек, челюс- тей, мягкого нёба. Шепот, образующийся в условиях неправильной, неточной артикуляции, слаб, невнятен, не понятен окружающим, а при длительном канюленоше- нии имеет «квакающий» призвук. В этих антифизиоло- гических условиях дыхания и фонации наиболее простые с артикуляционной точки зрения звуки п, т, к являются единственно доступными для ребенка. Они образуются мгновенным сокращением мышц языка с таким же мгновенным последующим их расслаблением. Но артикуляция этих детей при произнесениизвуков «п» и «т» отличается недостаточно четким участием губ и кончика языка и незначительной выдыхаемой струей воздуха, поэтому звучание их вялое, слабое, тихое. Отрывистый, «квакающий» характер речи обусловлен отсутствием вокализации и напряжением корня языка при артикуляции к, при этом преграда в ротовой полости образуется выгибанием к нёбу не задней части спинки языка, а корня языка. Акустические признаки «квакающей» речи — речь монотонная, отрывистая, с примесью шумов, малопонятная для окружающих, неприятная на слух. Нет консонизации (вместо всех согласных в речи звучат лишь взрывные глухие переднеязычные п и п', т и т' и заднеязычные к и к'), нет назализации (не звучат носовые согласные), нет вокализации (не звучат гласные). Таким образом, механизм «квакающей» речи объясняется нарушением координации и взаимодействия артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата в специфических условиях — при выключении естественного дыхания, точной и четкой артикуляции и отсутствии звучного голоса. «Квакающая» речь возникает обычно у детей младшего возраста в периоде формирования речи, поэтому задерживает развитие фонетической стороны речи и подчас остается единственным средством общения ребенка и в школьные годы, после дека-нюляции. В этом случае коррекционная работа особенно сложна, т. е. уже прочно сложился патологический рефлекс голосообразования. II группа — дети со сложной дислалией. Отмечается задержка формирования фонетической стороны речи на Зас. 129 98 основы логопсихологии* ГЛАВА 1 99
фоне астенического синдрома. Чаще всего у этих детей. наблюдаются отсутствие озвончения, сигматизм свистя- щих и шипящих, ротацизм, ламбдацизм. Таким образом, хронические заболевания гортани подчас приводят к стойкому нарушению артикуляции и зву-копроизношения, задержке общего речевого развития у этих детей. Дыхание в покое и при речи у детей с заболеваниями гортани характеризуется рядом особенностей, связанных со спецификой заболевания, — нарушением режима дыхания в верхнем отделе дыхательного тракта и явлениями кислородной недостаточности (гипоксии). Причина нарушения внешнего дыхания у трахеото-мированных больных — выключение верхних дыхательных путей из акта дыхания, которое вызывает выключение зоны, где возникает начальный рефлекс. Этот рефлекс поддерживает деятельность дыхательного центра на определенной высоте. Выключение зоны в свою очередь вызывает дальнейшее нарушение нервной регуляции акта дыхания. На изменение частоты дыхательного ритма (уча- щение в первые дни после операции и снижение частоты дыхания в последующие) влияют также импульсы, исхо- дящие из коры мозга. При выключении естественных путей дыхания (при трахеотомии) нарушается нервная регуляция дыхатель- ного процесса. А отсюда — изменение частоты дыхательного ритма, скачкообразность амплитуды дыхательных движений, поверхностный характер вдоха и ослаблен силы выдоха, недостаточное сокращение диафрагмы с одновременным усилением при фонации деятельности верхнего плечевого пояса и ключиц. У трахеотомирован- ных больных дыхание чаще смешанное — через трахео- томическую или Т-образную резиновую трубку и через естественные пути— нос и рот. Дыхание у них обычно шумное, поверхностное — ключичное, с втяжением уступчивых мест грудной клетки. Выдох резко укорочен, речевое реберно-диафрагмальное дыхание отсутствует за счет преобладания ключичного дыхания. Дыхание нетрахеотомированных больных поверхностное, ключичное, диафрагмальное дыхание развито слабо.- Вдох короткий, выдох слабый, непродолжительный. Часто при речи напрягаются мышцы шеи, иногда лица и брюшного пресса. Это напряжение связано с неорганизованным речевым дыханием и фонацией за счет ложных голосовых складок. Иногда наблюдается речь на высоте задержанного вдоха. Таким образом, речевое дыхание нарушено как у тра-хеотомированных, так и у нетрахеотомированных больных. Трахеотомия связана, естественно, с большей глубиной и тяжестью расстройства фонационного дыхания. Нарушение полноценности функции голосовых складок, речевого дыхания, артикуляции и их координированной деятельности отрицательно сказывается на процессе голосообразования, а в дальнейшем и на качестве восстановленного голоса. Наблюдается два вида нарушения голосовой функции при органических заболеваниях гортани — афония и дис-фония. При афонии больные говорят лишь шепотом различной степени внятности, разборчивости, силы и четкости. Эти качества шепота зависят от точности движений артикуляционного аппарата и силы выдыхаемой воздушной струи. При попытках фонации звучный голос не появляется (ни на кашле, ни на стоне, ни при плаче). Дисфония характеризуется нарушением высоты, силы и тембра голоса различной степени. Степень нарушения голоса зависит прежде всего от полноценности функции истинных голосовых складок, а также от деятельности ротоносоглоточного резонатора и его координации с ды- 100 основы логалсихологии ГЛАВА 1 101
хательным аппаратом. Работа периферической части ре-чедвигательного анализатора подчинена регулирующему влиянию центральной нервной системы, которая по возвратному нерву посылает импульсы определенной частоты к голосовому аппарату. Поэтому тембр голоса за* висит также от эмоционального и физического состоя*-ния ребенка. Особую группу составляют больные с ложносвязоч-ным голосом. Последний образуется при деформации или отсутствии истинных голосовых складок. В этом случае ложные голосовые складки компенсаторно берут на себя роль истинных складок, сближаются, прикрывают истинные складки и издают хриплый, низкий, монотонный звук. При органических заболеваниях гортани в наибольшей степени страдает качество голоса, т. е. его высота, сила и тембр. Нарушение высоты голоса проявляется в его монотонности, дрожании (тремоле), невыразительности, бедности модуляционной окраски. При нарушении силы голоса может быть афония, т. е. полное отсутствие силы голоса, а также слабый, иссякающий голос. Наиболее важная характеристика голоса — его тембр. При нарушении тембра голос хриплый, грубый, низкий, глухой, гортанно резкий, с металлическим оттенком, сдавленный, зажатый, писклявый, «квакающий», диплофоничный (при раздвоении тона в звучащем голосе). При органических заболеваниях гортани качество нарушенного или уже восстановленного голоса значительно отличается от нормально звучащего, что связано с нарушением полноценности в строении и функции истинных голосовых складок, а также с фонацией ложными складками. Вопросы и задания для самостоятельной работы Заполните таблицу «Особенности речевого развития при нарушениях речи», используя дополнительную литературу:
Нарушения речи |
||||||||||||||||||
Дислалия | Ринолалия | Дизартрия
| Алалия | Заикание | Брадилалия
| Тахилалия | Нарушение голоса | ||||||||||||
звукопроизношение |
|
| |||||||||||||||||
Лексико-грамматический компонент |
|
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.122 с.) |