Задержки речевого развития , общее недоразвитие речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задержки речевого развития , общее недоразвитие речи



С проблемой алалии тесно связана проблема задержек психического развития (ЗПР), задержек речевого разви­тия (ЗРР), общего недоразвития речи (ОНР).

Термины задержки психического и речевого развития — «ЗПР» и «ЗРР» — в качестве речевых диагнозов получи­ли достаточно широкое практическое распространение. При этом диагнозы задержек психического и речевого разви­тия считаются более уместными по отношению к детям раннего возраста (до 5 лет), когда имеется надежда на до-развитие систем, замедляющих созревание психики и речевой функции естественным путем. Подразумевается, что дети с ЗПР и ЗРР будут осваивать необходимые ког­нитивные (познавательные) и речевые навыки так же, как и нормальные, только в более поздние и в более сжатые сроки. Таким детям для развития предлагается, как пра­вило, больший объем стимулов, чем нормальным детям. Подаются они в утрированно выразительной форме. Рас­чет при этом делается на спонтанные компенсаторные ме­ханизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают разви­тие здорового ребенка (Визель Т.Г., 2005).

В педагогике дети с ЗПР в основном выявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В школе они составляют группы неуспевающих учеников,


82


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИч


ГЛАВА 1


83


 


которые имеют «специфические трудности обучения», «медленно обучаются» и т. п.

Причиной отставания этого контингента детей наибо­лее часто бывают:

■ педагогическая запущенность;

■ функциональная незрелость ЦНС;

■ органическое поражение ЦНС.

В литературе встречаются различные обозначения де­тей с ЗПР: «смягченные формы умственной отсталости», «пограничные дебилы», «спорные дебилы», «погранич­ная умственная отсталость». Таким образом, имеется тен­денция приблизить задержки психического развития к умственной отсталости, что свидетельствует о размытос­ти границ между ними.

Многие исследователи обнаруживают у детей с ЗПР не­доразвитие слуховых, зрительных, моторных функций, оптико-пространственные нарушения, недостаточность так­тильного восприятия и пр. Особенно часто указывается на замедленность приема и переработки сенсорной инфор­мации, снижение показателей памяти, внимания. Прак­тически во всех работах указывается на отставание таких детей (с ЗПР) в речевом развитии (по всем его параметрам, хотя акценты у разных детей падают на разные стороны речи), а также на их недостаточную любознательность.

Сказанное выше объясняет большую сложность раз­граничения ЗПР и умственной отсталости. Однако прак-  тически все исследователи сходятся во мнении, что дети с ЗПР, в отличие от олигофренов, способны к определенным видам отвлеченного (абстрактного) мышления. Кро­ме того, у них имеется тенденция к решению разных задач с помощью смысловых опор.

Особенности мозговой деятельности у детей с ЗПР сво­дятся к тому, что при разных формах нарушения речевого развития могут страдать:


 

■ глубинные структуры мозга, оказывающие тормозное
восходящее влияние на его кору и замедляющие ее
развитие;

■ вторичные поля коры, препятствующие своевремен-­
ному становлению функций речевого слухового гнози-
са и артикуляционного праксиса;

■ проводящие пути между отдельными участками коры
мозга, обеспечивающие образование необходимых ас-­
социативных связей.

Основной особенностью таких повреждений является их парциальность {неполнота, избирательность), в отли­чие от олигофрении, при которой патологический про­цесс охватывает практически весь мозг. Наличие «здоро­вых» участков мозга у детей с «задержками» позволяет усвоить объем знаний, достаточный для включения в работу (хотя бы частичное) третичных полей коры мозга. Это объясняет то, что детям с ЗПР доступны определен­ные мыслительные операции символического характера.

При некоторых формах ЗПР и ЗРР повреждение мозга может вовсе отсутствовать, уступая место неблагоприят­ным социальным факторам (педагогическая запущенность).

В отличие от терминов «ЗПР» и «ЗРР», термин «ОНР* признается далеко не всеми исследователями патологии детской речи и практическими специалистами. Они пред­почитают употреблять традиционный термин «алалия», который тоже подразумевает общее (системное) неразви­тие или недоразвитие речи. Термин «ОНР» понимается ими как подменяющий традиционный термин «алалия».

Причина этого состоит в том, что возросло внимание к безречевым детям со стороны педагогов и детских психо­логов. Он введен Р.Е. Левиной в рамках психолого-педа­гогической концепции нарушений речи у детей и имеет, соответственно, иное, а именно психолого-педагогичес­кое значение. Термин «ОНР» более приемлем и понятен


84


основы логопсихолойЩ!


ГЛАВА 1


85


 


лицам педагогического круга, удобен при комплектовании групп детских садов.

В настоящее время в практической дефектологии и, в частности, в логопедии, по поводу традиционных терми­нов «алалия», «дизартрия», «логоневроз», «дислалия» сложилась достаточно сложная ситуация. В связи с деле­нием специализированной логопедической службы на относящуюся к департаменту здравоохранения и образо­вания, выпускаются методические рекомендации и по­становления, запрещающие логопедам, работающим в области образования, употреблять их, мотивируя это тем, что они имеют медицинское происхождение. Такое поло­жение представляется недопустимым. Имеется настоя­тельная необходимость в унификации терминологии, от­носящейся к патологии речи, которая употреблялась бы специалистами независимо от места их работы. Это не означает, однако, что в психолого-педагогической ауди­тории не могут быть использованы более понятные педа­гогам термины. Но в таком случае психолого-педагоги­ческая терминология будет носить частный характер, не претендуя на отмену традиционных.названий распрост­раненных нарушений речи у детей (Визель Т.Г., 2005).

Таким образом, термин «ОНР» — педагогическое обо­значение клинического термина «алалия», против кото­рого некоторые авторы возражают, указывая на приставку «а», как обозначающую полное отсутствие речи, и счи­тают, что диагноз «алалия» может быть поставлен только в том случае, если у ребенка речь отсутствует вообще. Вместе с тем приставка «а» в термине «алалия» так же Ц условна, как и приставка «а» в термине «афазия», при которой, как известно, речь у больных далеко не всегда  отсутствует полностью. Более того, афазией называют как  грубые речевые расстройства, вплоть до полной неспособ­ности говорить, так и легкие, если они имеют ту же этио-


логию и патогенез. Таким образом, приставка «а» не дол­жна быть препятствием к постановке диагноза «алалия». Основным условием должно являться здесь наличие в структуре дефекта трудностей использования средств язы­ ка. Иначе говоря, с позиции нейропсихологии и нейро-лингвистики, при алалии должна иметь место недостаточ­ность в функционировании третичных полей коры, так же, как основным условием для диагноза «дизартрия» должна быть недостаточность в иннервации (нервном обес­печении) артикуляционных мышц со стороны стволовых и подкорковых структур мозга (Визель Т.Г., 2005).

НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ

К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь ма­лопонятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрица­тельное их влияние на формирование речи и личности ребенка в дальнейшем, а также способствует профилак­тике заикания.

Названные виды речевых нарушений могут выражать­ся в разной степени. Легкая и средняя степени расстрой­ства мало беспокоят ребенка. При тяжелой степени нару­шается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.

Патогенез, клиника и методы коррекции этих рас­стройств речи различны.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи (от греч. bradys — медленный, lalia — речь). Синонимы: Bradyphrasia (брадифразия), Bradyarthria (брадиартрия), Bradylogia (брадилогия).

Брадилалия может быть самостоятельным нарушени­ем темпа речи, а также наблюдаться в клинике некото-


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИЙ) 'i


ГЛАВА 1


87


 


рых форм психических заболеваний: при олигофрении, в, неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травмах опухолях головного мозга и т. д. В этих случаях она со- четается с брадикинезией (замедленностью всех движений), астенизацией, общей заторможенностью, вялостью,   слабостью и пр.

Как самостоятельное нарушение брадилалия встреча­ется чаще всего у лиц флегматичных, медлительных,  вялых. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обыч­ной формой речи.

Речевая характеристика (симптоматика) брадилалии  многообразна: замедленность темпа внешней (экспрессив-  ной) и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальное замедление (удлинение пауз между словами или за- медленное, растянутое произношение звуков речи и уд­линение пауз между звуками слова).

Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях, хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими паузами, то речь становится скандированной. Может нарушаться артикулирование звуков, но не расстраивается координация слогов или слов.

При брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну и ту же высоту, иногда появ- ляется носовой оттенок. Музыкальный акцент меняется и при произношении отдельных слогов, высота голоса колеблется кверху или книзу.

Дети с брадилалией произносят фразы с паузами меж- ду словами, растягивая слоги на гласных звуках, смазы- вая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает


общению с окружающими, так как вызывает у них напря­жение и истощение внимания, неприятные ощущения и утомление.

Указанные выше симптомы наблюдаются в различ­ных формах самостоятельной речи: в диалоге, переска­зе по картинке и по серии картин, пересказе текста, рассказе на заданную тему, чтении. Зрительное воспри­ятие текста не способствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова правильно, но мед­ленно. Также медленно они записывают слова и тем бо­лее фразы.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи (от греч. tachis — быстрый, lalia — речь). Синоним: Tachiphrasia (тахифразия).

Тахилалия рассматривалась в синдроме сложных ре­чевых расстройств, характеризующихся нарушением дру­гих сторон речи, помимо просодии.

Психологический аспект механизма тахилалии пред­полагает учет нарушений восприятия, дискоординацию процессов мышления и речи, особенности поведения, эмоционально-волевой сферы.

Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками: ненормально быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь от­личается неудержимой стремительностью. При торопли­вости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки сло­гов, слов, искажения предложений, неясность произно­шения фраз и т. д. Однако при привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией происходит быстрое вос­становление равновесия между внутренней и внешней речью и, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с Речью окружающих, запинки исчезают.


88


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ;;


ГЛАВА 1


89


 


Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сход­ные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется дру­гим. На письме и в чтении наблюдаются замены, пере­становки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию. При тахилалии затрагивается операция построения речи в целом. В речи сохраняется ряд отдельных целеустано-вок, не объединенных ясной целеустремленностью.

ЗАИКАНИЕ

Заикание — нарушение темпо-ритмической организа-ции речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недо­развитие, сущность еговидит в преимущественном нару­шении коммуникативной функции речи. Изучение сотруд­никами сектора логопедии НИИД АПН СССР общего рече­вого развития ребенка, состоянии его фонетического и лек-  сико-грамматического развития, соотношения активной и

пассивной речи, условий, при которых заикание усилива-

  ется или ослабевает, подтверждает наблюдения P.M. Бос-

кис, Е. Пишон, Б. Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой — от разговорной среды, от общего и речевого режимов.

Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные изме- нения. Например, М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. По мнению Szondi,f из 100 заикающихся 20% имеют повышенное внутриче репное давление и экстрапирамидные нарушения. Он тает, что заикающиеся рождаются вазоневротиками.


Gerdner объективно показал изменение нейровегетатив-ной реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков (мидри-оз), в то время как у нормально говорящих людей шири­на зрачков во время речи не меняется или наступает не­которое их сужение (миоз).

В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, преобладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потли­вости, покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна: вздрагивание перед засы­панием, утомительные, беспокойные неглубокие сны, ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все эти неприятные переживания с нарушением речи. Мысль о ее расстройстве приобретает устойчивый характер в соответствии с постоянно нару­шенным самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и постоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучшению лишь на корот­кое время. На занятиях у заикающихся часто отсутству­ют целеустремленность и настойчивость. Собственные ре­зультаты ими недооцениваются, так как улучшение в речи мало облегчает их общее самочувствие.

В 70-е гг. в психиатрии были предложены клиничес­кие критерии для разграничения невротических и невро-зоподобных расстройств и наметилась тенденция к раз­граничению заикания на невротическую и неврозоподоб-ную формы (Н.М. Асатиани, Б.З. Драпкин, В.Г. Казаков, Л.И. Белякова и др.).

До настоящего времени механизм заикания исследо­ватели пытаются рассматривать не только с клиничес­ких и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.


90


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГЙИ-:


ГЛАВА 1


91


 


Представляют интерес нейрофизиологические иссле-. дования заикания при организации речевой деятельности (Данилов И.В., Черепанвв И.М., 1970). Данные иссле- дования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стой- ко выполнять свою ведущую роль по отношению к пра-  вому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтвержда­ют данные В.М. Шкловского.

Актуальна разработка проблемы заикания в психоло-  гическом аспекте для раскрытия его генезиса, для пони­мания поведения заикающихся в процессе коммуника- ции, для выявления их индивидуально-психологических.;; особенностей.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов за-  икания с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы рече- вой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникатив-
ное намерение;

2) рождение замысла высказывания во внутренней
речи;

3) звуковая реализация высказывания.

В разных структурах речевой деятельности эти фаз различны по своей полноте и длительности протекания: не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но пстоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного. И.Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и прин- ципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу


готовности к речи, на которой у заикающегося «ломают­ся» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возника­ют судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.

Анализ литературы по проблеме заикания показал, что механизмы возникновения заикания неоднородны:

1. Заикание — сложное невротическое расстройство,
которое является результатом ошибки нервных процесс-­
сов в коре головного мозга, нарушения корково-подкор-
кового взаимодействия, расстройства единого авторегу-
лируемого темпа речевых движений (голоса дыхания, ар-­
тикуляции).

2. Заикание — сложное невротическое расстройство,
явившееся результатом зафиксированного рефлекса не­
правильной речи, первоначально возникшей вследствие
речевых затруднений разного генеза.

3. Заикание — сложное, преимущественно функцио­-
нальное расстройство речи, появившееся вследствие об-­
щего и речевого дизонтогенеза и дисгармонического раз­-
вития личности.

4. Заикание как результат органических изменений
центральной нервной системы. Возможны и другие объяс­-
нения, но в любом случае необходимо учитывать нару­-
шения физиологического и психологического характера,
составляющие единство.

Возможны и другие варианты объяснения механиз­мов заикания. Но в любом случае надо учитывать нару­шения физиологического и психологического характе­ра, составляющие единство. Один подход — только фи­зиологический, нейрофизиологический, психологичес­кий, психолингвистический — недостаточен для объяс­нения механизма заикания. Возможно, что единого ме­ханизма заикания нет, есть разное заикание у каждого


92


основы логопсихолоплш


93


 


заикающегося в разных ситуациях общения и деятель­ности. В этом случае целесообразно разрабатывать диф­ференцированные методики коррекционного воздействия на заикающихся.

Один из важных вопросов, требующих решения, — преемственность в работе логопедов дошкольных и школь­ных учреждений. Заикающийся ребенок, посещавший речевой детский сад, поступая в школу, теряет связь с прежним логопедом и не всегда устанавливает контакт со школьным логопедом. Документов, регламентирующих эту связь как обязательную, не существует. Продолже­ние коррекционного воздействия на заикающегося зави­сит от настойчивости родителей ребенка или от желания школьного логопеда сформировать группу заикающихся школьников. Таким образом, результаты устранения за­икания, полученные в дошкольном возрасте, с приходом ребенка в школу не только не закрепляются, но в новой среде заикающийся школьник теряет приобретенное, наступает рецидив заикания, ухудшаются условия соци­альной адаптации ребенка.

На современном уровне развития логопедической по­мощи в стране можно наметить следующие пути реше­ния проблемы преемственности. Один из путей — ката- мнестическое изучение заикающихся, проведенное через 1-3 года после посещения речевого дошкольного учреж­дения, оно может послужить созданию органичной связи между детским садом и школой.

Второй путь решения вопроса о преемственности —- повышение психологической грамотности логопедов.Че- рез изучение тех психологических характеристик, торые должны отражать в своем заключении о ребенке логопеды дошкольных учреждений, школьный логопед получит необходимый материал. Имея данные, касаю- щиеся личности заикающегося ребенка в раннем дет-


стве, школьный логопед продолжает изучение личности ребенка, его поведения, микросреды в новых условиях деятельности и в соответствии с этим определяет лого­педический и обязательно психотерапевтический путь воздействия.

На логопедических занятиях с заикающимися млад­шими школьниками следует создавать щадящий переход к новой деятельности, планируя и проводя игры-заня­тия. Чтобы не повышать психологическую нагрузку заи­кающемуся ребенку, в игровое занятие следует постепен­но вводить элементы учебной деятельности.

Требует решения проблема логопедического воздей­ствия на заикающихся детей преддошкольного возраста и связи в работе логопедов, оказывающих логопедичес­кую помощь заикающимся детям разноге возраста. Наи­более эффективно устранение заикания в возрасте от 2 до 4 лет, поэтому необходимо решить вопрос преемственно­сти в работе логопедов в системе народного образования и здравоохранения, увеличивая количество ясельных групп для заикающихся с соответствующими медицинс­кими, воспитательными и логопедическими кадрами. Перспективно в плане решения проблемы заикания со­здание в стране групп риска. Наблюдение ребенка от рож­дения до возраста, в котором возникает заикание, спо­собствовало бы и оказанию ранней помощи только что начавшему заикаться, и изучению особенностей заика­ния в столь раннем возрасте. С этой проблемой тесно свя­зана проблема разработки психологически обоснованных методик логопедической работы как с детьми раннего возраста, так и на протяжении всего дошкольного пери­ода. Требуют дальнейшей разработки весьма перспектив­ные психологический и психолингвистический аспекты заикания.


94


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛС


СТАВА 1


95


 


НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосо­вого аппарата.

В настоящее время нет единой классификации рас­стройств голоса, но наиболее часто фрниатры и логопеды группируют нарушения в зависимости от степени выра­женности: афония, дисфония, фонастения.

По характеру нарушения голосовые расстройства де- лятся на функциональные и органические.

Классификация нарушений голоса у детей и под­ ростков:

1. Функциональные нарушения голоса:

1) психогенная афония;

2) гипотонусная дисфония;

3) гипертонусная дисфония;

4) гипо-гипертонусная (смешанная) дисфония; ,

5) мутация;

 

— преждевременная;

— неполная (незавершенная);

— пролонгирующая;

— вторичная;

— извращенная;

— мутационный фистульный голос;

— фальцетный голос;

 

6) при ринолалии и дизартрии;

7) у тугоухих детей.

2. Органические нарушения голоса:

— острый и хронический ларингит;

— краевой и односторонний хордит;

— узелки и полипы голосовых связок;

— папилломатоз гортани;

— парезы и параличи гортани.

Под функциональными понимаются расстройства, сящие временный преходящий характер.


Органические связаны с изменениями структуры органа или тканей. Это деление условно, так как функциональные нарушения переходят в органические, и наоборот.

Основным симптомом при заболеваниях гортани у де­тей является функциональное нарушение голоса — афо­ния или дисфония различной степени выраженности (от легкой охриплости до резкого изменения тембра голоса).

Под афонией понимается полное отсутствие голоса, дисфония — расстройство голоса, связанное с наличием различных добавочных призвуков.

Дисфония может характеризоваться наличием одного или нескольких признаков:

1) различная степень охриплости, обусловленная на­
рушением дыхания;

2) гипер- или гипоназальность;

3) изменение интенсивности звучания (слишком ти­-
хий или громкий голос);

4) расстройство высоты звучания;

5) изменение просодики, связанное с нарушениями
ударения, темпа, мелодики.

Чаще всего приходится сталкиваться с сочетанием или комбинацией нескольких признаков, которые выявляются при дизартрии, ринолалии, заикании.

При тяжелых заболеваниях гортани у детей запазды­вает развитие основных компонентов речи: фонетики, лексики и грамматики.

Задержка формирования фонетической стороны речи У данной группы детей объясняется рядом причин, среди которых основное значение имеют:

1) наступление заболевания гортани в раннем возрас­-
те (чаще всего до 3 лет);

2) трахеотомия и поздняя деканюляция, в связи с чем
нарушаются функция артикуляционного аппарата и ды­-
хание.


96


основы логопсихол&фи-1


ГЛАВА 1


97


 


При астеническом синдроме нарушается нейродина-мика основных нервных процессов — возбуждения и тор­можения, запаздывает развитие дифференцированного торможения, которое лежит в основе формирования зву-копроизношения у детей.

Выделяются две группы детей с нарушенным звуко-произношением.

I группа— дети с так называемой «квакающей» ре­чью. «Квакающая» речь образуется при ношении трахео­томической трубки, когда на длительное время выклю­чаются естественные пути дыхания. Вдох и выдох осу­ществляются через трубку, при этом вдох неглубокий, выдох короткий и слабый. Выдыхаемая струя воздуха не попадает в ротоглоточную полость, поэтому подсвязоч-ное и внутриротовое воздушное давление, необходимое, для образования голоса и звуков речи, не образуется. В связи с этим разрушается четкость движений артикуля­ционного аппарата, где неартикулйрованный звук голо­са, рожденный на голосовых складках гортани, оформ-ляется в гласный или согласный звук под влиянием   движений языка, губ, мягкого нёба, челюстей. По мне- нию гигиениста-физиолога П.Ф. Лесгафта, все, что yn- ражняется— развивается, все, что не упражняется, --атрофируется от бездействия. Именно этим физиологи­ческим законом можно объяснить функциональные из- менения в деятельности органов артикуляции у детей с заболеванием гортани. Эти изменения проявляются в вялости, неловкости движений языка, губ, щек, челюс- тей, мягкого нёба. Шепот, образующийся в условиях неправильной, неточной артикуляции, слаб, невнятен, не понятен окружающим, а при длительном канюленоше- нии имеет «квакающий» призвук. В этих антифизиоло- гических условиях дыхания и фонации наиболее простые с артикуляционной точки зрения звуки п, т, к являются


единственно доступными для ребенка. Они образуются мгновенным сокращением мышц языка с таким же мгно­венным последующим их расслаблением. Но артикуля­ция этих детей при произнесениизвуков «п» и «т» отли­чается недостаточно четким участием губ и кончика язы­ка и незначительной выдыхаемой струей воздуха, поэто­му звучание их вялое, слабое, тихое.

Отрывистый, «квакающий» характер речи обуслов­лен отсутствием вокализации и напряжением корня язы­ка при артикуляции к, при этом преграда в ротовой по­лости образуется выгибанием к нёбу не задней части спинки языка, а корня языка. Акустические признаки «квакающей» речи — речь монотонная, отрывистая, с примесью шумов, малопонятная для окружающих, не­приятная на слух. Нет консонизации (вместо всех со­гласных в речи звучат лишь взрывные глухие передне­язычные п и п', т и т' и заднеязычные к и к'), нет назализации (не звучат носовые согласные), нет вокали­зации (не звучат гласные).

Таким образом, механизм «квакающей» речи объяс­няется нарушением координации и взаимодействия ар­тикуляционного, дыхательного и голосового аппарата в специфических условиях — при выключении естествен­ного дыхания, точной и четкой артикуляции и отсут­ствии звучного голоса. «Квакающая» речь возникает обычно у детей младшего возраста в периоде формиро­вания речи, поэтому задерживает развитие фонетичес­кой стороны речи и подчас остается единственным сред­ством общения ребенка и в школьные годы, после дека-нюляции. В этом случае коррекционная работа особен­но сложна, т. е. уже прочно сложился патологический рефлекс голосообразования.

II группа — дети со сложной дислалией. Отмечается задержка формирования фонетической стороны речи на

Зас. 129


98


основы логопсихологии*


ГЛАВА 1


99


 


фоне астенического синдрома. Чаще всего у этих детей. наблюдаются отсутствие озвончения, сигматизм свистя- щих и шипящих, ротацизм, ламбдацизм.

Таким образом, хронические заболевания гортани под­час приводят к стойкому нарушению артикуляции и зву-копроизношения, задержке общего речевого развития у этих детей.

Дыхание в покое и при речи у детей с заболеваниями гортани характеризуется рядом особенностей, связанных со спецификой заболевания, — нарушением режима ды­хания в верхнем отделе дыхательного тракта и явления­ми кислородной недостаточности (гипоксии).

Причина нарушения внешнего дыхания у трахеото-мированных больных — выключение верхних дыхатель­ных путей из акта дыхания, которое вызывает выключе­ние зоны, где возникает начальный рефлекс. Этот реф­лекс поддерживает деятельность дыхательного центра на  определенной высоте. Выключение зоны в свою очередь вызывает дальнейшее нарушение нервной регуляции акта дыхания. На изменение частоты дыхательного ритма (уча-   щение в первые дни после операции и снижение частоты дыхания в последующие) влияют также импульсы, исхо- дящие из коры мозга.

При выключении естественных путей дыхания (при трахеотомии) нарушается нервная регуляция дыхатель- ного процесса. А отсюда — изменение частоты дыхатель­ного ритма, скачкообразность амплитуды дыхательных движений, поверхностный характер вдоха и ослаблен силы выдоха, недостаточное сокращение диафрагмы с одновременным усилением при фонации деятельности верхнего плечевого пояса и ключиц. У трахеотомирован- ных больных дыхание чаще смешанное — через трахео- томическую или Т-образную резиновую трубку и через естественные пути— нос и рот. Дыхание у них обычно


шумное, поверхностное — ключичное, с втяжением ус­тупчивых мест грудной клетки. Выдох резко укорочен, речевое реберно-диафрагмальное дыхание отсутствует за счет преобладания ключичного дыхания.

Дыхание нетрахеотомированных больных поверхнос­тное, ключичное, диафрагмальное дыхание развито сла­бо.- Вдох короткий, выдох слабый, непродолжительный. Часто при речи напрягаются мышцы шеи, иногда лица и брюшного пресса. Это напряжение связано с неорганизо­ванным речевым дыханием и фонацией за счет ложных голосовых складок. Иногда наблюдается речь на высоте задержанного вдоха.

Таким образом, речевое дыхание нарушено как у тра-хеотомированных, так и у нетрахеотомированных боль­ных. Трахеотомия связана, естественно, с большей глу­биной и тяжестью расстройства фонационного дыхания.

Нарушение полноценности функции голосовых скла­док, речевого дыхания, артикуляции и их координиро­ванной деятельности отрицательно сказывается на про­цессе голосообразования, а в дальнейшем и на качестве восстановленного голоса.

Наблюдается два вида нарушения голосовой функции при органических заболеваниях гортани — афония и дис-фония. При афонии больные говорят лишь шепотом раз­личной степени внятности, разборчивости, силы и четко­сти. Эти качества шепота зависят от точности движений артикуляционного аппарата и силы выдыхаемой воздуш­ной струи. При попытках фонации звучный голос не по­является (ни на кашле, ни на стоне, ни при плаче).

Дисфония характеризуется нарушением высоты, силы и тембра голоса различной степени. Степень нарушения голоса зависит прежде всего от полноценности функции истинных голосовых складок, а также от деятельности ротоносоглоточного резонатора и его координации с ды-


100


основы логалсихологии


ГЛАВА 1


101


 


хательным аппаратом. Работа периферической части ре-чедвигательного анализатора подчинена регулирующе­му влиянию центральной нервной системы, которая по возвратному нерву посылает импульсы определенной ча­стоты к голосовому аппарату. Поэтому тембр голоса за* висит также от эмоционального и физического состоя*-ния ребенка.

Особую группу составляют больные с ложносвязоч-ным голосом. Последний образуется при деформации или отсутствии истинных голосовых складок. В этом случае ложные голосовые складки компенсаторно берут на себя роль истинных складок, сближаются, прикрывают ис­тинные складки и издают хриплый, низкий, монотон­ный звук.

При органических заболеваниях гортани в наиболь­шей степени страдает качество голоса, т. е. его высота, сила и тембр. Нарушение высоты голоса проявляется в его монотонности, дрожании (тремоле), невыразительно­сти, бедности модуляционной окраски. При нарушении силы голоса может быть афония, т. е. полное отсутствие силы голоса, а также слабый, иссякающий голос.

Наиболее важная характеристика голоса — его тембр. При нарушении тембра голос хриплый, грубый, низкий, глухой, гортанно резкий, с металлическим оттенком, сдав­ленный, зажатый, писклявый, «квакающий», диплофоничный (при раздвоении тона в звучащем голосе).

При органических заболеваниях гортани качество на­рушенного или уже восстановленного голоса значитель­но отличается от нормально звучащего, что связано с нарушением полноценности в строении и функции ис­тинных голосовых складок, а также с фонацией ложны­ми складками.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

Заполните таблицу «Особенности речевого развития при нарушениях речи», используя дополнительную ли­тературу:

 

                                                                                                                  

 

 

 

Характеристика

развития речи

 

 

Нарушения речи

Дислалия     Ринолалия    

Дизартрия

 

 

Алалия     Заикание    

Брадилалия

 

 

Тахилалия     Нарушение голоса    
звукопроизношение      

 

   

 

 
Лексико-грамматический компонент      

 

   

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.122 с.)