Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактика нарушений голоса
Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важны охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие-голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные,голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосо-подачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атакой голосоподачи. Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение!, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражаемся слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывает, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые про- Зак.129 194 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 3 195
студы», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить. Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения. Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало коррекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления. Профилактические мероприятия следует проводить и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.
Все закончившие курс восстановления получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте понятие «психокоррекция». 2. Как проводится психокоррекционная работа с детьми с 3. Какие виды и методы психокоррекции используются в 4. Подготовьте игры и упражнения на коррекцию и развитие:
— познавательной сферы; — эмоционально-волевой сферы; — личностного развития детей с речевыми нарушениями. ТЕМЫ ДЛЯЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. Предметная деятельность у детей с речевыми наруше- 2. Игровая деятельность детей с различными формами ре- 3. Конструктивная и изобразительная деятельность и ее
6. Характеристика коммуникативных свойств личности при 7. Нарушение речи как высшей психической функции (по 8. Характеристика умственного развития детей с речевой 9. Особенности учебной деятельности учащихся с речевы-
10. Обоснование содержания психолого-педагогического изу- 11. Обоснование содержания (подбор экспериментальных 12. Обоснование содержания (подбор экспериментальных 13. Обоснование содержания (подбор экспериментальных 14. Диагностика игровой деятельности детей с речевыми 15. Диагностика конструктивной деятельности детей с ре- 16. Диагностика изобразительной деятельности детей с ре-
17. Диагностика учебной деятельности детей с речевыми 18. Психолого-педагогическая диагностика речевого раз- 196 ОСНОВ Ы ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВАЗ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 1. Диагностика познавательной деятельности детей дошкольного возраста. 2. Содержание психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. 3. Методы исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии. 4. Характеристика наглядно-образного мышления детей с отклонениями в развитии. 5. Характеристика изобразительной деятельности детей с отклонениями в развитии. 6. Характеристика речевой деятельности детей с отклонениями в развитии. 7. Характеристика вербального поведения детей с речевыми нарушениями в процессе проведения диагностического исследования. 8. Характеристика продуктов деятельности ребенка с отклонениями в развитии в системе методов диагностического исследования. 9. Характеристика обучаемости детей с нарушениями речи. 10. Характеристика нарушений вербально-логического мышления у школьников. 11. Характеристика графической деятельности детей с нарушениями речи. 12. Характеристика игровой деятельности в дошкольном возрасте. 13. Характеристика коммуникативной деятельности в системе психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. 14. Психолого-педагогическая характеристика детей с дислалией. 15. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией. 16. Психолого-педагогическая характеристика детей с алалией. 17. Психолого-педагогическая характеристика детей с дислексией, дисграфией. 18. Психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием.
19. Психолого-педагогическая характеристика детей с нару- 20. Психолого-педагогическая характеристика детей с ри- ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Психология языковых нарушений у детей с дизартри-ческой патологией. 2. Развитие коммуникативно-познавательной способности ребенка. 3. Дифференциация речевых и языковых нарушений у детей. 4. Смысловая организация речевого высказывания у детей. 5. Характеристика памяти у детей с нарушениями речи.
6. Особенности воспитания личности ребенка с нарушениями речи. 7. Особенности социальной адаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при: дизартрии, ринолалии, алалии,заикании. 8. Особенности словесно-логической памяти у детей с речевыми нарушениями. 9. Исследование вербально-логической формы мышления у детей дошкольного возраста сречевыми нарушениями. 10. Диагностика внимания и особенности его характеристик (объем, распределенность, переключаемость, концентрация) у детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. 11. Психологические параметры дизонтогенеза. 12. Уровни развития коммуникативно-познавательной способности ребенка с речевыми нарушениями. 13. Характеристика наглядно-образного мышления детей с речевыми расстройствами. 14. Характеристика, пространственных представлений дошкольников с речевыми нарушениями. 15. Диагностика психического развития учащихся с речевой патологией.
16. Диагностика психического развития учащихся с речевой патологией. 17. Наблюдение за ребенком с нарушением речи в процессе его свободной (направляемой педагогом) деятельности. СЛОВАРЬ 199
СЛОВАРЬ Агнозия — нарушения различных видов восприятия, возникающие при определенных поражениях мозга. Различают: 1) зрительные А., проявляющиеся в том, что человек при сохранной остроте зрения не может узнавать предметы и их изображения (при поражении теменно-затылочных отделов мозга, в основном правого полушария); 2) слуховые А., проявляющиеся как в нарушении фонематического слуха, так и в узнавании знакомых мелодий, звуков, шумов, голосов; 3) тактильные А. — неузнавание предметов на ощупь. Аграмматизм — нарушения грамматической стороны устной и письменной речи (экспрессивный А.), нарушение понимания значений грамматических оборотов (импрессивный А.)> Форма А. зависит от локализации поражения мозга. Аграфия (от греч. а — отрицательная частица, grapho — пишу) — нарушения письма. Форма А. зависит от локализации поражения мозга. Акалысулня (от греч. а — отрицательная частица я лат. calculatio — счет, вычисление) — нарушение счета и счетных операций. Форта А. зависит от локализации поражения мозга. Алексия (от греч. а — отрицательная частица, lego — читаю) — нарушение чтения, возникающее при поражении различных отделов коры головного мозга. Амимия (гипомимия) — нарушение движений лицевой мускулатуры (мимики), приводящее к полному отсутствию или ослаблению (гипо-) выразительности лица. Амнезия — нарушение памяти при различных локальных поражениях мозга. Анализатор (от греч. analysis — разложение, расчленение) — термин, введенный И.П. Павловым для обозначения нервных аппаратов мозга, обеспечивающих восприятие, анализ и синтез раздражителей разных модальностей. Выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, кожный, двигательный и др. А. Апраксин (от греч. а — отрицание, praxis — действие) — нарушение произвольных, целенаправленных движений и действий, относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Выделяют следующие формы апраксии: 1) кинестетическая — распад нужного набора движений (в том числе оральная и артикуляторная); 2) конструктивно-пространственная — нарушение зрительно-пространственных координат; 3) кинетическая (динамическая) — затруднение серии последовательных актов, персеверации; 4) «лобная» регуляторная — нарушение подчинения движений заданной программе (системные персеверации, эхолалии,эхопраксии).
Асимметрия функциональная головного мозга — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями. Аспонтанность (речевая) — отсутствие речевой активности, безынициативность. Астереогноз (тактильная агнозия) — нарушение узнавания предметов на ощупь как следствие нарушения синтетических симультанных процессов в тактильном восприятии, наступающего из-за нарушения сложных форм глубокой чувствительности при сохранности зрительного узнавания предметов. Афазия (от греч. а — отрицательная частица и hoses — речь, высказывание) — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях, мозга различной этиологии (черепно-мозговая травма, опухоли, нарушения мозгового кровообращения). Существует несколько форм А. (по классификации А.Р. Лурии), разные механизмы и структура которых зависят от локализации поражения мозга. Афферентный импульс — идущий от периферии к центру, например кинестетический, тактильный. Глобальное чтение — неаналитическое чтение, узнавание слова как единого графического целого. Гнозис (от греч. gnosis — знание) — узнавание (акустическое, оптическое, тактильное, вкусовое и т. п.). Дизартрия (от греч. dys — приставка, означающая расстройство, arthroo — членораздельно произношу) — нарушение четкого артикулирования звуков; симптомы — смазан-ность, носовой оттенок произношения, монотонность. Отличается от афазии сохранностью структуры речи, письма и чтения. Возникает из-за нарушения иннервации артикуля-торного аппарата (мягкого нёба, языка, губ). Дисграфия (от греч. dys — расстройство, grapho — пишу) — см. аграфия. 200 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ СЛОВАРЬ 201
Дислексия (от греч. dys — расстройство, lego — читаю) — см. алексия. Импрессивный аграмматизм — нарушение понимания грамматических средств языка. Интеллект (от лат. intellectus) — ум, рассудок, разум, мыслительные способности человека, совокупность всех познавательных функций человека — от ощущения и восприятия до мышления и воображения. В более узком смысле:— мышление. Интеллектуальная деятельность — деятельность, в основе которой лежат познавательные мотивы, исследовательский импульс, теоретический интерес; служит для практического и теоретического познания действительности и для организации, планирования и руководства деятельностью человека. Интериоризация — процесс формирования внутреннего плана деятельности, преобразования внешних практических действий во внутренние умственные действия. Локализация высших психических функций: мозг — субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Мыслительные процессы — процессы, реализующие особый вид целенаправленных действий и операций, адекватных познавательным целям.
Нарушение высших психических функций — первичным в каждом конкретном случае выступает нарушение «собственной функции» пораженного участка, которая обеспечивает нормальное протекание процесса определенного звена функциональной системы (например, нарушение акустического анализа и синтеза при поражении 22 поля Вернике, т. е. Задней трети верхней височной извилины коры левого полушария и др.). Вторичное (или системное) нарушение — это нарушение всей функциональной системы в целом, возникающее вследствие и на основе первичного нарушения, нарушения фактора (например, на основе нарушения акустического анализа и синтеза (фактора) возникает нарушение понимания речи, письма, чтения и др.). Нейропсихологический синдром — симптомокомплекс, состоящий из внешне разнородных симптомов, но внутренне связанных между собой на основе общего фактора (механизма) их возникновения при локальных поражениях мозга. Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, неврологии и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций. Парагнозии (от греч. para — возле, около, gnosis — знание, узнавание, восприятие) — неточное или неправильное понимание значения слов при слуховом восприятии речи. Параграфии и паралексии — замены букв, звуков и слов во время письма и чтения. Парадигматические связи — симультанно, пространственно организованная единица, в которой смысл изменяется в связи с заменой какого-либо признака единицы. Организованы по признаку «или — или»; например, фонема может быть либо звонкой, либо глухой, либо ротовой, либо носовой. Паралич, парез — нарушение движений в руке и ноге в результате поражения головного мозга. Парафазия (от греч. para — возле, около, hases — речь) — замена одного слова другим, близким по смыслу (например, хлеб — булка, ложка — вилка и др.) — вербальные П.; замена одного звука в слове при его произнесении другим по фонематической близости или близким по месту и способу происхождения звука (например, пылинка — былинка, класс — глаз, баба — папа — мама, вар — фар и др.)— литеральные П. Персеверация (от лат. perseveratio — упорство) — навязчивое, упорное повторение одних и тех же предыдущих движений, звуков, слов, фраз, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П. Предикат — сказуемое, психологический П. — замысел высказывания. Просодия— интонационный, мелодический компонент речи. Речь — использование средств языка индивидом сообразно с задачами, которые перед ним стоят, и условиями, в которых эти задачи возникают. Этот процесс совершается4* виде речевой деятельности и выражается в речевых образованиях, посредством которых совершается общение; язык же — та совокупность средств, которые речь при этом использует (С.Л. Рубинштейн), и, различая язык и речь, надо и слово рассматривать в двойном качестве — как единицу языка и: единицу речи. 202 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ СЛОВАРЬ 203
Речь внутренняя — различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации, типа внутреннего проговаривания («речь про себя»): а) сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственная Р. в., когда она выступает как средство мышления; в) структурное программирование (замысел, программа речевого высказывания). Симптом (нейропсихологический) — нарушение той или другой психической функция, возникающее при локальных поражениях мозга (например, нарушение функции понимания речи, памяти, восприятия и др.)- Симптом не совпадает с локализацией данной функции. (Например, симптом нарушения функции письма может возникать при поражении височных отделов левого полушария мозга, однако локализация функции письма совсем иная.) Симультанные синтезы — объединение отдельных раздражителей в определенные группы, отражающие одновременные пространственные воздействия. Симультанное восприятие — одновременное, мгновенное восприятие. Симультанный — единый, пространственно организованный, например фонема — речевая единица, симультанно организованная из ряда признаков. Синтагматические отношения — сукцессивно. Линейно организованная единица, в которой смысл связан по принципу «и — и»; например, предлог может стоять только перед существительным, наречие, связанное с глаголом; другим примером может служить жесткая последовательность звуков в слове, слов в песне. Сукцесснвное восприятие — последовательное восприятие раздражителей, характеризующихся порядком следования. Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на внешние средства, включая и внешнюю (слышимую) речь. Фонема (от греч. phonema — голос, звук, речь) — различительная единица звукового строя языка; обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков или выделение и обобщение дифференциальных признаков звуков, несущих на себе значения, в отличие от других звуков, которые называются «варианты» и не несут смыслоразличительнои функции. Ф.— самое существенное свойство звука (Л.В. Щерба). Фонематический слух — смыслоразличительный систематизированный слух, обеспечивающий анализ и синтез звукового потока и восприятие фонем данного языка. Экспрессивный аграмматизм — нарушение употребления грамматических средств языка в устной речи. Эфферентный импульс — идущий от центра к периферии, например планирующий движение. Эхолалия (от греч. echo — отражение, laleo — говорю) — автоматическое (бессмысленное) повторение слышимых звуков, слов, фраз, возникающее при заболеваниях мозга различной этиологии. Характерна для речи нормально развивающихся детей раннего возраста. Язык — социально-психологическое явление. Одним из проявлений языка является устная речь как словесное общение: язык является средством осуществления речи и вербального мышления. Язык — это средство, с помощью которого обобщается и передается людям опыт общественно-исторической практики, а следовательно, язык также и средство общения. Речь и язык связаны между собой (А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Ф. Де Соссюр). ПРИЛОЖЕНИЕ 205
ПРИЛОЖЕНИЕ Логопедическое обследование Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка. Логопедическое обследование предполагает определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий либо сочетание этих нарушений. Губительное нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени: единичные дефекты звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но сгойкие звуковые искажения (стертая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твердого и мягкого нёба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятия близких по акустико-артику-ляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза). Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования и словоизменения, в несформирован-ности связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматичес-кие расстройства могут быть относительно самостоятельными либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи. Нарушением устной речи является и заикание как осо- Дизорфография (патологическое усвоение орфографического навыка) выделилась в последние годы как самостоя- тельное расстройство, которое может сочетаться с дисгра-фией, а может проявиться и самостоятельно. Одной из задач является диагностирование сложных пограничных нарушений, когда имеет место снижение интеллектуальной деятельности в разной степени (умственная отсталость, задержка психического развития, нижняя граница нормы). Интеллектуальное снижение может сочетаться и с сенсорной недостаточностью (нарушения слуха или зрения). В таких случаях речевые нарушения входят в синдром основного нервно-психического заболевания. Задача логопеда — определить степень речевых расстройств и характер их в каждом из таких синдромов. Так, характерным для школьников является достаточно равномерное нарушение и фонетико-фонематического, и лексико-грамматического строя речи, обусловленное основным заболеванием (умственная отсталость). Речь детей школьного возраста с задержкой психического развития или с социально-педагогической запущенностью сопровождается характерными особенностями лексико-грамматического строя (трудностями словообразования и подбора антонимов и синонимов, затруднениями в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформиро-ванностью связной речи). Особенности речевой функции у каждого ребенка сопоставляются с показателями обследования других специалистов: психиатров, невропатологов, психологов, педагогов-де-фектологов (олигофренопедагогов, тифло- и сурдопедагогов). Заключительный диагноз на каждого ребенка включает: уровень интеллектуального развития (или познавательной деятельности), нервно-психические отклонения и развернутый речевой диагноз. Схема обследования /. Цель посещения, жалобы родителей и ребенка. II. Ознакомление с педагогической документацией. III. Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза раз Особое внимание обращают на: • предречевые вокализации (гуканье, гуление); ■ появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; 206 основы логопсихологии ЛРИЛОЖЕНИЕ 207
■ качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопро-изношение). IV. Объективное исследование ребенка. 1. Установление эмоционального контакта с ребенком, 2. Исследование невербальных функций: изучение пси- 3. Сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в 4. Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пун- 5. Исследование буквенного гнозиса и праксиса (по кон- 6. Исследование мышления (расклад серий сюжетных, 7. Исследование импрессивной речи: ■ понимание связной речи; ■ понимание предложений; ■ понимание различных грамматических форм (предлож- ■ понимание слов (противоположных по значению, близ- 8. Исследование фонематических процессов, ■ выделение звука на фоне слова; ■ выделение звука* из слова; ■ определение места звука в слове по отношению к другим • определение количества звуков в слове; ■ дифференциация звуков по противопоставлениям (звон б) Фонематический синтез: ■ составление слов из последовательно данных звуков; ■ составление слов из звуков, данных в нарушенной после в) Фонематические представления: придумать слово на 9. Исследование экспрессивной речи. а) Строение и подвижность артикуляционного аппарата, ■ тонус; ■ активность; ■ объем движения; ■ точность выполнения; ■ длительность; ■ замена одного движения другим; ■ добавочные и лишние движения (синкенезии). б) Состояние звукопроизношения: ■ изолированный вариант; ■ в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных; ■ в словах; ■ в речи; ■ произношение слов различной слоговой структуры. уподобление слогрв, перестановка слогов. в) Исследование словарного состава языка: ■ самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда; ■ подбор синонимов, антонимов, родственных слов; ■ выявление общих категориальных названий. ■ соответствие словаря возрастной норме; ■ наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, ■ точность употребления слов. При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем. 208 ОСНОВЫ ЛОГШСИХОЛОГЙЙ ПРИЛОЖЕНИЕ 209
г) Обследование грамматического строя речи. Отметить! в характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более); • характер употребления предложно-падежных конструкций; ■ состояние функции словоизменения: ■ преобразование единственного числа существительных во ■ образование формы родительного падежа существитель- ■ согласование с числительными; ■ состояние функции словообразования: ■ образование существительных с помощью уменьшитель- ■ образование прилагательных (относительных, качествен- ных, притяжательных); ■ образование названий детенышей животных; ■ образование глаголов с помощью приставок. 10. Состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказ- Отметить: ■ логическую последовательность в изложении событий; ■ характер аграмматизма; ■ особенности словаря.
11. Исследование динамических характеристик речи 12. Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сип-
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.116 с.) |