Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ продуктов деятельности
В педагогической практике в качестве продуктов учеб- ной деятельности могут рассматриваться сочинения, днев- ники, альбомы по рисованию, журналы и т. п. Для реализации указанного метода исследования определяется категория анализа, например, оценка, тема сочинения, пропуски занятий и т.п. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента, соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности (игровой, учебной, трудовой) испытуемого. После этого производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа. Моделирование Моделирование — метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию интересующего иссле- дователя объекта или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа. Тестирование Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т. е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест — краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения. Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает: ■ точные указания относительно используемых матери- ■ временные ограничения; ■ устные инструкции испытуемому; ■ предварительный показ задания; ■ учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны Объективная оценка психологических тестов (методов исследования) означает прежде всего определение их ва-лидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования (Н.И. Шевандрин, 1998).
6. Зак. 129 Ц | Ц 162 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 3
Психологическая диагностика в области дефектологии решает несколько основных задач (В.И. Лубовский, 1989). 1. При обследовании детей с отклонениями в разви- 2. Выявление индивидуально-психологических особен- 3. Оценка хода (динамики) психического развития. В процессе диагностики уровня умственного и особен- ностей психического развития ребенка при обследовании детей на медико-педагогической комиссии специалистам приходится сталкиваться с некоторыми трудностями В.И. Лубовский отмечает, что нарушения развития имеющие разные причины, могут иметь сходные, а иногда и почти совпадающие психологические проявления. Основываясь на концепции Л.С. Выготского о первичных, вторичных, третичных и т. д. дефектах, соотноше- ние причин и следствий, возникающих в ходе аномаль- лого развития, можно трактовать следующим образом: одни и те же (или, па крайней мере, очень сходные, близкие) вторичные и третичные отклонения в развитии могут наблюдаться при разных первичных дефектах. И, наоборот, при одном и том же первичном нарушении отсутствует полное однообразие третичных (а возможно, и вторичных) проявлений (дефектов), поскольку не только первичный дефект, но и условия развития имеют существенное значение в возникновении вторичных и третичных нарушений, а условия развития не могут быть идентичными.
Это соотношение легко проследить на примере трудностей в решении интеллектуальных задач. Такие трудности могут быть связаны как с первичным недоразвитием познавательной деятельности, с дефектами мышления (ври умственной отсталости или задержке психического развития), так и с непониманием задания вследствие недостатков речи или снижения слуха. При неверном понимании соотношения причин и следствий в нарушениях развития вторичные нарушения могут быть приняты за первичные и наоборот. Вопрос о смешении первичных и вторичных дефектов при снижении слуха и о практических последствиях этого смешения, выражающихся в ошибочном направлении слабослышащих детей во вспомогательные школы, подробно рассматривался в исследовании Т.А. Власовой (1956). Аналогичным образом дефекты речи могут быть следствием как органической (или функциональной) недостаточности речевых областей мозга, т. е. носить первичный характер, так и умственной отсталости или снижения слуха, т. е. быть вторичными. Особенно большие трудности возникают при дифференциальной диагностике тех дефектов развития, причины которых близки, а основные психологические прояв-6* 164 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА. З
ления сходны. Например, дифференциальная диагности- 1) установление первичного или вторичного (третич- 2) выявление причин дефектов речи. Помимо речевых достаточно сложным оказывается также выявление других локальных поражений мозга, недоразвитие определенных его отделов, функциональных нарушений, прежде всего связанных с дефектами двигательного и зрительного анализаторов, а также с недостатками взаимодействия различных отделов мозга, в частности анализаторных систем. Следствиями таких поражений могут быть недостатки зрительного восприя-
тия, пространственной ориентировки, психомоторики (психической организации двигательных действий). Наиболее объективным средством установления природы и специфических особенностей интеллектуальной недостаточности и нарушений развития речи, а также специфических особенностей внимания, восприятия, ориентировки в пространстве и является психологическое исследование. Отставание в умственном развитии прежде всего характеризуется особенностями таких психических процессов, как мышление, память, восприятие и др., т. е. проявлениями, которые наиболее однозначно могут быть установлены и оценены психологическими методиками. Да и само отставание, степень его выраженности и своеобразие наиболее объективно диагностируются именно этими методиками (патопсихологическими, нейропсихо-логическими и др.). То же относится и к нарушениям речевого развития. Хотя грубые проявления речевой недостаточности (дефекты произношения, выраженные недостатки лексической и грамматической стороны речи) очевидны даже для неспециалистов, причины этих дефектов, их своеобразие, глубина и широта проявлений (включая влияние дефектов речи на другие стороны психической деятельности) могут быть определены только с помощью различных экспериментально-психологических методик: нейропсихологичес-ких, психолингвистических и др. Логопеды, обследуя состояние речи ребенка, помимо специфических приемов, в большей или меньшей мере должны использовать психологические методики. Особенности проведения психологического обследования представлены в Приложении. Важным этапом обследования детей является дифференциальная диагностика сходных состояний. В практике наиболее актуальна дифференциальная диагностика безречевых детей (Е.В. Кириллова, 2006) 166 основы логопсихологйи ГПАВАЗ 167
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной ал алией, анартрией (тяжелой степенью дизартрии), ранним детским аутизмом, нтел-лектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Для детей перечисленных категорий характерно: ■ отсутствие мотивации к общению;
■ неумение ориентироваться в ситуации; ■ разлаженность поведения; ■ негибкость в контактах; ■ повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. Но при наличии общности проявлений, основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности. Дифференциальная диагностика безречевых детей, особенно до пятилетнего возраста, представляет значительные трудности. Это обусловлено сходством внешних проявлений и вероятной общностью других патогенетических механизмов. Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика: • сенсорной алалии и интеллектуальной недостаточности; ■ моторной алалии; ■ разнообразных задержек речевого развития и интел- ■ анартрии и интеллектуальной недостаточности при ■ сенсорной алалии нарушений слуха; • сенсорной алалии, интеллектуальной недостаточнос- Кроме того, у безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика — минимальная мозговая дисфункция, синдромы гипо- и гипервозбудимости, ги- пертензионно-гидроцефальный и церебрастенический син- дром. При всем разнообразии неврологической симптоматики, для безречевых детей характерно снижение психической активности, внимания, памяти, отмечается недостаточность целенаправленной деятельности. Симптомы поражения нервной системы могут иметь регреди-ентный характер. Отмечаются периодические кризы, которые проявляются в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респираторных приступах. Даже при легком и доброкачественном течении без очаговых неврологических симптомов общий потенциал ребенка снижен. Обследование безречевых детей необходимо строить как совокупность взаимосвязанных приемов, заданий, использование которых позволит выявлять и индивидуальные особенности. При определении содержания и направлений обследования важно учитывать данные о полиморфной группе безречевых детей и о работе с ними (М.В. Богданов-Березовский, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина О.Н. Усанова, С.Н. Шаховская, Э. Хейссерман, М.Е. Хватцев и др.). Кроме того, для изучения неречевых психических функций целесообразно учитывать нейропсихологические исследования взрослых и детей с тяжелыми нарушениями речи (Т.В. Ахутина Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова). Анализ речевого дефекта и прогнозирование его последствий осуществляется с позиций развития, с учетом зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Обследование безречевых детей проводится с учетом следующих принципов: ■ принцип комплексного подхода, что важно для про- ■ принцип системного структурно-динамического изу- 168 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 3
эффективность психолого-педагогического изучения в целом; ■ принцип качественного анализа структуры дефекта, ■ принцип целостного анализа психического развития так, чтобы каждый безречевой ребенок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Формы общения между специалистом, проводящим обследование, и ребенком должны предполагать учет его минимальной реакции (улыбка, жест, знак отрицания, фиксация взгляда на предмете и т. д.). При знакомстве с медико-педагогической документацией и в беседах с родителями специалистов должны интересовать следующие вопросы: ■ каковы индивидуально-типологические особенности ■ когда появилась реакция на близких и чужих лиц; ■ насколько ребенок проявляет инициативу и стремит- ■ какие отмечаются особенности поведения; ■ какие именно ситуации влияют на изменение поведе- Алалия принципиально отличается от других видов ■Отличие алалии от дизартрии состоит в том, что у детей-алаликов нет параличей или парезов речевых ■ Отличие алаликов от глухих или тугоухих детей определяется отсутствием у них нарушений физического слуха и в то же время неполноценностью специфического речевого. При нормальном речевом развитии дети обучаются говорить, слушая речь взрослых. Это обеспечивается наличием физического слуха и формирующейся на его базе способностью воспринимать и понимать то, что говорят другие, т. е. за счет речевого слухового гно-зиса и фонематического слуха. Если же эти каналы не активированы, то ребенку не на что опереться, неоткуда взять образец того, как и что надо говорить. Дети-алалики слышат речь, но не различают, не распознают ее единицы, не понимают их значения. Аналогично этому мы слышим, но не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке. Правильный дифференциальный диагноз между глухотой и сенсорной алалией имеет большое значение, так как лечение и обучение глухого ребенка принципиально отличаются от лечения и обучения алалика. ■ Алалию нельзя рассматривать как детскую афазию, обусловленную очагами поражения в речевых областях мозга, как это делалось долгое время в традиционной логопедии. Мозговая организация речи у детей, т. е. в период ее развития, принципиально отличается от той, которая имеет место в стадии речевой зрелости. В детском мозгу еще не сформированы те речевые зоны, которые имеются у взрослых, и могут быть разрушены очагами поражения. У детей старше 2,5 лет определенные участки мозга уже получают речевую специализацию, поэтому их поражение приводит к афазии, называемой «детской». Она отличается от «взрослой» афазии нестойкостью, так как пластичность детского мозга обеспечивает достаточно быструю компенсацию речевого дефекта. 170 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВАЗ
• Алалики не являются умственно отсталыми, поскольку доречевой период отногенеза проходит у них без существенных отклонений в развитии. Алалики активно гулят и лепечут, усваивают элементарные неречевые понятия, в частности, приобретают начальные, представления о количестве, пространстве и времени. Кроме того, ребенка-алалика отличает от умственно неполноценного живость эмоций. Имеется в виду заинтересованность в событиях жизни, привлекающих обычно внимание детей: приобретение новой игрушки, общение с животными, рассматривание картинок в книжках, радость по поводу прихода в дом родных, друзей и т. д. Несмотря на отсутствие первичной умственной отсталости, не принятые своевременно меры по лечению и обучению ребенка с алалией могут действительно привести к непоправимому отставанию в умственном развитии. Именно речь — важный показатель развития интеллекта. Детей-алаликов нельзя отождествлять и с детьми- аутистами, поскольку при алалии присутствует речевая инициатива, имеется потребность в общении с окружающими. Не имея достаточно объема речевых средств, они часто используют для этого коммуникативные жестово-мимические средства. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Какие проблемы решает диагностика в специальном об- 2. Раскройте принципы построения психологического об- 3. Подберите методики для обследования психического раз
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.029 с.) |