Методы коррекции психического развития детей с речевыми нарушениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы коррекции психического развития детей с речевыми нарушениями



Основными особенностями познавательной сферы де­тей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивацион-ной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространствен­ные трудности. Без направленной коррекционной рабо­ты эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем мо­гут принять большую выраженность и привести к отсут­ствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), диспексии, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой/Для обеспе­чения нормального развития ребенка в целом в програм­му обучения включается комплекс заданий, направлен­ных на развитие когнитивных процессов: памяти, вни­мания, мышления, воображения и предпосылок их нор­мального развития (формирование мелкой моторики, зри­тельно-пространственного и слухового гнозиса, познава­тельной активности, мотивационной сферы).

Указанные особенности в развитии детей требуют спе­циальной работы по их коррекции, учитывающей силь­ные и слабые стороны развития их психики. Особое вни­мание при обучении уделяется развитию произвольной, осознанной деятельности, умению контролировать свои действия и достигать требуемого результата. В 1-м клас­се необходимо также осуществить переход от доминиру-ющей в дошкольном возрасте игровой деятельности к учеб­ной (Чиркина Г.В., 2001).

Если на основании результатов психологического об­следования у ребенка выявлено недоразвитие какой-либо функции, следует организовывать специальное обучение,


172


основы л огопсихолоти


глава з


 


направленное на развитие этой функции или на форми­рование компенсаторных механизмов.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру логопедичес­кого занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоя­тельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.

Так как познавательные процессы существуют и раз­-
виваются в тесной взаимосвязи между собой и представ-­
ляют сложные системные образования, то каждое упраж­-
нение, адресованное к какому-либо определенному позна­-
вательному процессу, одновременно влияет и на другие.
Так, например, упражнения, направленные на развитие
моторики ребенка, одновременно укрепляют его внима-­
ние и моторную память; рисование, помимо развития
моторики, положительно влияет на внимание, простран­-
ственные представления, мышление. Таким образом, де­-
ление методических рекомендаций на разделы несколь­-
ко условно, поскольку задача их едина. В каждом разде­-
ле задания располагаются от простых, направленных на
развитие более низких элементарных уровней познава­-
тельных процессов, к сложным, способствующим разви­-
тию высокоорганизованных, опосредованных речью и дру­-
гими психическими процессами, уровням. Задания в за-­
висимости от ведущей задачи должны отвечать законо­-
мерностям развития любой психической функции: от на­-
глядной деятельности к образной, затем к словесно-логи­-
ческой и абстрактной. Также необходимо учитывать, что
по мере развития психики ребенка речь все больше опос­-
редует все сферы его деятельности.                               
В процессе обучения необходимо сочетать упражнения,
направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Лого-


пед должен отмечать успешность выполнения заданий каж­дым ребенком, выяснять, в какой сфере он более успешен, а в какой — менее, и в зависимости от выявленного «про­филя развития» конкретного ученика строить индивиду­альный план занятий по данной программе. Для того что­бы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в до­стижении результата и в самом процессе деятельности, во­влекающие в процесс познавательной деятельности эмоци­ональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного вни­мания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе (Чиркина Г.В., 2001).

В работе с детьми с речевыми нарушениями применя­ют психокоррекцию.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекция — это система мероприятий, направ­ленных на исправление недостатков психологии или по­ведения человека с помощью специальных средств пси­хологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

В качестве объектов коррекционного воздействия мо­гут выступать личность, семья или группа.

Виды психокоррекции

Исходя из определенных критериев, психокоррекци-онные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

• симптоматическую (симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает


174


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 3


 


кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа);

■ каузальную (каузальная (причинная) коррекция на­-
правлена на источники и причины отклонений. Дан­-
ный вид коррекции более длителен по времени, требу-­
ет значительных усилий, однако более эффективен по
сравнению с симптоматической коррекцией, так как
одни и те же симптомы отклонений могут иметь со­-
вершенно разную природу, причины и психологичес­-
кую структуру нарушений).

2. По содержанию различают коррекцию:

■ познавательной сферы;

■ личности;

■ аффективно-волевой сферы;

■ поведенческих аспектов;

■ межличностных отношений:

 

1) внутригрупповых взаимоотношений (семейных,
супружеских, коллективных);

2) детско-родительских отношений.

3. По форме работы различают коррекцию:

■ индивидуальную;

■ групповую:

 

1) в закрытой естественной группе (семья, класс,
группа, сотрудники и т. д.);

2) в открытой группе для клиентов со сходными
проблемами;

3) смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

■ программированную;

■ импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими
действиями:

■ директивную;

■ недирективную.


6. По продолжительности:

■ сверхкороткую (сверхбыструю) — длится минуты или
часы — направлена на разрешение актуальных изоли­
рованных проблем и конфликтов, ее эффект может
быть нестойким;

■ короткую (быструю) — длится несколько часов и дней,
применяется для решения актуальной проблемы, как
бы «запускает» процесс изменения, который продол­
жается и после завершения встреч;

■ длительную — продолжается месяцы, в центре внима­
ния — личностное содержание проблем, во время кор­
рекции прорабатывается множество деталей, эффект
развивается медленно и носит стойкий характер;

■  сверхдлительную — продолжается годы и затрагивает
сферы сознательного и бессознательного; много вре­
мени уделяется достижению понимания сути пережи­
ваний, развивается постепенно, носит длительный ха­
рактер.

7. По масштабу решаемых задач различают психо­коррекцию:

■ общую (под общей коррекцией подразумеваются ме­роприятия общекоррекционного порядка, нормали­зующие специальную микросреду клиента, регулиру­ющие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными воз­можностями, оптимизирующими процессы созрева­ния психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических на­рушений и гармонизации личности в ходе дальней­шего развития);

■ частную (под частной психокоррекцией понимают на­бор психолого-педагогических воздействий, представ­ляющих собой адаптированные для детского и подро­сткового возраста психокоррекционные приемы и ме-


176


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 3


177


 


тодики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекцион-ных мероприятий, основанных на ведущих для опре­деленного возраста онтогенетических формах деятель­ности, уровнях общения, способах мышления и само-регуляции; каждый прием имеет, как правило, не-сколько направлений психокоррекционного воздей­ствия; частная психокоррекция вооружает специали­ста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или ин­дивидуальной работы);

■ специальную (специальная психокоррекция — это ком­плекс приемов, методик и организационных форм ра­боты с клиентом или группой клиентов одного возра­ста, являющихся наиболее эффективными для дости­жения конкретных задач формирования личности, от­дельных ее свойств или психических функций, прояв­ляющихся в отклоняющемся поведении и затруднен­ной адаптации — застенчивость, агрессивность, неуве­ренность, сверхнормативность или асоциальность, не­умение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т. д., специальная психо­коррекция, таким образом, призвана исправлять по­следствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности; не­гативные аспекты могут быть обусловлены как субъек­тивными, так и объективными факторами). Наиболее часто с детьми применяются следующие ме­тоды психокоррекции: игровая терапия, арттерапия (арт-терпия, музыкотерапия, проективный рисунок, библио­терапия и др.). психогимнастика.


ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Игровая терапия — метод психотерапевтического воз­действия на детей и взрослых с использованием игры. 6 основе различных методик, описываемых этим поняти­ем, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созда­нию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружаю­щими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность со­циально значимых последствий.

Общие показания к проведению игротерапии: со­циальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослу­шание, нарушения поведения и вредные привычки, не­адекватная полоролевая инентификация у мальчиков.

Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полно­го аутизма и неконтактной шизофрении.

Игровая психотерпия эффективна как помощь при выдергивании волос; коррекции селективного мутизма; агрессивности в поведении; как средство улучшении эмо­ционального состояния детей после развода родителей, подвергающихся насилию и заброшенных детей; сниже­нии страхов; стресса и тревожности у госпитализирован­ных детей; при коррекции затруднений в чтении; успева­емости детей с затруднениями в обучении; отставании в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболева­ниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный ко­лит, дискинезии желчевыводящих путей и др); улучше­нии «Я-концепции»; снижении тревоги при расставании с близкими.


178


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 3


179


 


Основные психологические механизмы коррекцион-ного воздействия игры

1. Моделирование системы социальных отношений в
наглядно-действенной форме в особых игровых услови­-
ях, следование им ребенком и ориентировка в этих отно­-
шениях.

2. Изменение позиции ребенка в направлении преодо­-
ления познавательного и личностного эгоцентризма и
последовательной децентрации, благодаря чему происхо­-
дит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера
социальной компетентности и способности к разрешению
проблемных ситуаций.

3. Формирование (наряду с игровыми) реальных от-
ношений как равноправных партнерских отношений со-
трудничества и кооперации между ребенком и сверстни-
ком, обеспечивающих возможность позитивного личнос-
тного развития.

4. Организация поэтапной отработки в игре новых,
более адекватных способов ориентировки ребенка в про-
блемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.

Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспече ние их осознания благодаря вербализации и, соответственно осознание смысла проблемной ситуации, форование ее новых значений.

5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения noведения системе правил, регулирующих выполнение роли и
правил, а также поведение в игровой комнате..

АРТТЕРАПИЯ

Термин «арттерапия» (букв.: терапия искусством) -   специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.


Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовы­ражения и самопознания.

Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытес­ненных переживаний, дисциплинирует группу, способ­ствует повышению самооценки клиента, способности осоз­навать свои ощущения и чувства, развивает художествен­ные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арт­терапия используется как в индивидуальной, так и в груп­повой форме.

Арттерапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидатель­ных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партне­рами и повышению самооценки.

Существует две формы арттерапии: пассивная и ак­тивная.

При пассивной форме клиент «потребляет» художе­ственные произведения, созданные другими людьми: рас­сматривает картины, читает книги, прослушивает музы­кальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д.

Активная деятельность и творчество способствуют рас­слаблению, снятию напряженности. Дополнительные воз­можности самовыражения и новые навыки способствуют ликвидации негативного отношения к арттерапевтичес-ким занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоян­ный интерес и положительная оценка со стороны дру­гих. Вновь приобретенные способы самовыражения, по-


180


основы логопсихологии


ГПАВАЗ


 


ложительные эмоции, возникающие в процессе творче­ства, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная заинтересованность активирует и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

Существуют возрастные ограничения использования арттерапии в форме рисунка и живописи.

Арттерапия рекомендуется детям с б лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще толь­ко формируется, а дети лишь осваивают материал и спо­собы изображения. На этом возрастном этапе изобрази­тельная деятельность остается в рамках игрового экспе­риментирования и не становится эффективной формой коррекции. Подростковый возраст в связи с возрастани­ем в этом возрасте самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной деятельности представляет особо благодатную среду для применения арттерапии.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии

■ рисуночную терапию, основанную на изобразительном
искусстве;

■ библиотерапию, как литературное сочинение и твор-
ческое прочтение литературных произведений;

■ музыкотерапию; хореотерапию и др.

Наиболее полно разработана арттерапия в узком смысле слова, т. е. рисуночная терапия.

Показаниями для проведения арттерапии как рису-ночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных ношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации,


ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармо­ничная, искаженная самооценка, низкая степень само­принятия.

Применение арттерапевтических методов, в первую онередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тя­желых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей обще­ния: замкнутости, низкой заинтересованности в сверст­никах или излишней стеснительности.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия представляет собой метод, использу­ющий музыку в качестве средства коррекции. Многочис­ленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в ка­честве основного и ведущего фактора воздействия (про­слушивание музыкальных произведений, индивидуаль­ное и групповое музицирование), так и дополнение му­зыкальным сопровождением других коррекционных при­емов для усиления их воздействия и повышения эффек­тивности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруд­нениях и др.

Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую при­ятное настроение. В этом случае замедляется пульс, уси­ливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раз­дражающем же характере музыки сердцебиение учаща-


182


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 3


183


 


ется и становится слабее. Под действием музыки изме­-
няются тонус мышц, моторная активность. Слушающий
музыку не только воспроизводит музыкальный ритм
своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропе-
вает музыку (перцептивная вокализация). Причем в
беззвучных сокращениях связок точно отражаются час-
тота, громкость и длительность воспринимаемых зву-­
ков. Музыкальная стимуляция уменьшает время двига­-
тельной реакции, повышает лабильность зрительного
анализатора, улучшает память и чувство времени, ожив-.
ляет условные рефлексы.                                               :

Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих, при ее восприятии, различна в зависимости от индиви- дуальных особенностей музыкального восприятия, сте- пени музыкальной подготовки, интеллектуальных осо- бенностей слушающего. Изучение эмоциональной зна- чимости отдельных элементов музыки — ритма, то- налъности — показало их способность вызывать coсто- яние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быс- трые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успо- каивают, диссонансы — возбуждают, консонансы — ус- покаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по  мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция,нотребует высочайшей деятельности психики. Мучитель- ные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в про-

тивоположное.

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставлен- ных задач музыкотерапия может быть представлена в


форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам пред­лагают только прослушать музыку.

Для использования активного варианта музыкотера-пии нужен набор несложных музыкальных инструмен­тов: колокольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр.

БИБЛИОТЕРАПИЯ

Библиотерапия — специальное коррекционное воздей­ствие на клиента с помощью чтения специально подо­бранной литературы в целях нормализации или оптими­зации его психического состояния.

Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические про­цессы, состояния, свойства личности:

■ измененные — для их нормализации;

■ нормальные — для их уравновешивания.
Достоинствами библиотерапии являются: разнообра­-
зие и богатство средств воздействия, сила впечатления,
длительность, повторяемость, интимность и др.

Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с про­блемами личностного и эмоционального плана, применя­ется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

ЧГСИХОГИМНАСТИКА

Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как по­знавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (Чистякова М.И., 1995)

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбу­ке выражения эмоций — выразительным движениям. Основная цель психогимнастики — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других,


184


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 3


 


снятие психического напряжения, создание возможнос­тей для самовыражения. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционально­го здоровья. Нарушения взаимоотношений могут быть следствием двигательной расторможенности, а также коммуникативными затруднениями детей с проблемами в peчевом развитии.

М.И. Чистякова выделила 4 фазы занятия психогим­настикой: I фаза — обучение элементам техники выразительных движений; П-Ш фазы — использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств; IV фаза — приобретение навыков в саморасслаблении.

К вспомогательным средствам общения на психогим- настике относят музыку и рисование.

Детям, прошедшим курс психогимнастики, становят- ся проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и др.), изживаются  невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

V



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.068 с.)