Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы коррекции психического развития детей с речевыми нарушениями
Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивацион-ной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), диспексии, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой/Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития (формирование мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы). Указанные особенности в развитии детей требуют специальной работы по их коррекции, учитывающей сильные и слабые стороны развития их психики. Особое внимание при обучении уделяется развитию произвольной, осознанной деятельности, умению контролировать свои действия и достигать требуемого результата. В 1-м классе необходимо также осуществить переход от доминиру-ющей в дошкольном возрасте игровой деятельности к учебной (Чиркина Г.В., 2001). Если на основании результатов психологического обследования у ребенка выявлено недоразвитие какой-либо функции, следует организовывать специальное обучение, 172 основы л огопсихолоти глава з
направленное на развитие этой функции или на формирование компенсаторных механизмов. Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру логопедического занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки. Так как познавательные процессы существуют и раз-
пед должен отмечать успешность выполнения заданий каждым ребенком, выяснять, в какой сфере он более успешен, а в какой — менее, и в зависимости от выявленного «профиля развития» конкретного ученика строить индивидуальный план занятий по данной программе. Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе (Чиркина Г.В., 2001). В работе с детьми с речевыми нарушениями применяют психокоррекцию.
Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа. Виды психокоррекции Исходя из определенных критериев, психокоррекци-онные мероприятия можно классифицировать. 1. По характеру направленности выделяют коррекцию: • симптоматическую (симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает 174 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 3
кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа); ■ каузальную (каузальная (причинная) коррекция на- 2. По содержанию различают коррекцию: ■ познавательной сферы; ■ личности; ■ аффективно-волевой сферы; ■ поведенческих аспектов; ■ межличностных отношений:
1) внутригрупповых взаимоотношений (семейных, 2) детско-родительских отношений. 3. По форме работы различают коррекцию: ■ индивидуальную; ■ групповую:
1) в закрытой естественной группе (семья, класс, 2) в открытой группе для клиентов со сходными 3) смешанную форму (индивидуально-групповую). 4. По наличию программ: ■ программированную; ■ импровизированную. 5. По характеру управления корригирующими ■ директивную; ■ недирективную. 6. По продолжительности: ■ сверхкороткую (сверхбыструю) — длится минуты или ■ короткую (быструю) — длится несколько часов и дней, ■ длительную — продолжается месяцы, в центре внима ■ сверхдлительную — продолжается годы и затрагивает 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: ■ общую (под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития);
■ частную (под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и ме- 176 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 3 177
тодики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекцион-ных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и само-регуляции; каждый прием имеет, как правило, не-сколько направлений психокоррекционного воздействия; частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы); ■ специальную (специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации — застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т. д., специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности; негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами). Наиболее часто с детьми применяются следующие методы психокоррекции: игровая терапия, арттерапия (арт-терпия, музыкотерапия, проективный рисунок, библиотерапия и др.). психогимнастика. ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. 6 основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая инентификация у мальчиков. Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении. Игровая психотерпия эффективна как помощь при выдергивании волос; коррекции селективного мутизма; агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей, подвергающихся насилию и заброшенных детей; снижении страхов; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; успеваемости детей с затруднениями в обучении; отставании в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др); улучшении «Я-концепции»; снижении тревоги при расставании с близкими. 178 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 3 179
Основные психологические механизмы коррекцион-ного воздействия игры 1. Моделирование системы социальных отношений в 2. Изменение позиции ребенка в направлении преодо- 3. Формирование (наряду с игровыми) реальных от- 4. Организация поэтапной отработки в игре новых, Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспече ние их осознания благодаря вербализации и, соответственно осознание смысла проблемной ситуации, форование ее новых значений. 5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения noведения системе правил, регулирующих выполнение роли и АРТТЕРАПИЯ
Термин «арттерапия» (букв.: терапия искусством) - специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арттерапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнерами и повышению самооценки. Существует две формы арттерапии: пассивная и активная. При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д. Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности. Дополнительные возможности самовыражения и новые навыки способствуют ликвидации негативного отношения к арттерапевтичес-ким занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и положительная оценка со стороны других. Вновь приобретенные способы самовыражения, по- 180 основы логопсихологии ГПАВАЗ
ложительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная заинтересованность активирует и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия. Существуют возрастные ограничения использования арттерапии в форме рисунка и живописи. Арттерапия рекомендуется детям с б лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции. Подростковый возраст в связи с возрастанием в этом возрасте самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной деятельности представляет особо благодатную среду для применения арттерапии. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии ■ рисуночную терапию, основанную на изобразительном ■ библиотерапию, как литературное сочинение и твор- ■ музыкотерапию; хореотерапию и др. Наиболее полно разработана арттерапия в узком смысле слова, т. е. рисуночная терапия. Показаниями для проведения арттерапии как рису-ночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных ношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия. Применение арттерапевтических методов, в первую онередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности. МУЗЫКОТЕРАПИЯ Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учаща- 182 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 3 183
ется и становится слабее. Под действием музыки изме- Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих, при ее восприятии, различна в зависимости от индиви- дуальных особенностей музыкального восприятия, сте- пени музыкальной подготовки, интеллектуальных осо- бенностей слушающего. Изучение эмоциональной зна- чимости отдельных элементов музыки — ритма, то- налъности — показало их способность вызывать coсто- яние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быс- трые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успо- каивают, диссонансы — возбуждают, консонансы — ус- покаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция,нотребует высочайшей деятельности психики. Мучитель- ные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в про- тивоположное. В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставлен- ных задач музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают только прослушать музыку. Для использования активного варианта музыкотера-пии нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр. БИБЛИОТЕРАПИЯ Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности: ■ измененные — для их нормализации; ■ нормальные — для их уравновешивания. Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. ЧГСИХОГИМНАСТИКА Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (Чистякова М.И., 1995) На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. Основная цель психогимнастики — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, 184 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 3
снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья. Нарушения взаимоотношений могут быть следствием двигательной расторможенности, а также коммуникативными затруднениями детей с проблемами в peчевом развитии. М.И. Чистякова выделила 4 фазы занятия психогимнастикой: I фаза — обучение элементам техники выразительных движений; П-Ш фазы — использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств; IV фаза — приобретение навыков в саморасслаблении. К вспомогательным средствам общения на психогим- настике относят музыку и рисование. Детям, прошедшим курс психогимнастики, становят- ся проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и др.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
|