ЛЕКЦИЯ 22. Философия и религия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ 22. Философия и религия.



Вопросы лекции

1. Ценности в человеческой жизни, их природа и принципы классификации.

2. Основные виды и роль ценностей в обществе.

3. Нравственные (этические) ценности.

4. Религия и религиозные ценности.

Вопрос 1. Ценности в человеческой жизни, их природа и принципы

Классификации.

Философское учение о ценностях называется аксиология (от греч. axios – ценности и logos – учение). Это особый раздел философии, где всесторонне исследуется проблема ценностей. Со времен античности и по сей день нет единства во взглядах различных философских школ и течений по основному вопросу аксиологии:

является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности.

Другими словами, или:

а) ценность есть нечто объективное, существующее само по себе;

б) ценность является субъективным оценочным суждением произвольного характера.

В зависимости о т понимания природы ценностей, с формулировалось несколько теорий.

1. Натуралистический психологизмценности понимаются как объективные факторы реальности и зависят от биологических, а также психологических потребностей людей. Следовательно, каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

2. Аксиологический трансцендентализмценность понимается как идеальное бытие. Она не реальность, а идеал, носителем которого является запредельный субъект (Абсолютный дух, мировой разум), т.е. “сознание вообще”. При данном подходе ценности не зависят от человека.

3. Персоналистический онтологизм – в этой теории утверждается объективный характер ценностей, которые образуют сущностную основу личности. Ценности могут существовать и в предметах, и отдельно, независимо от предметов (ведь цвет существует независимо от предметов, точно так же может существовать Добро, Справедливость и т.д.). Познание ценностей основано на чувстве любви или ненависти. Они тем значимее, чем долговечнее и больше приносят удовлетворения. Высшей ценностью является любовь к Богу.

Таким образом, в различных течениях современной философии природа ценностей понимается неоднозначно; Существуют разные точки зрения:

а) ценность понимается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека;

б) ценность понимается как идеал (француз. - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений);

в) ценность - как норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец);

г) ценность – как значимость чего-либо вообще для человека, любой социальной группы или общества.

Различия в понимании не исключают, а дополняют общую концепцию ценностей, которые являются результатом оценки – осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека.

Многообразие потребностей и интересов человека выражаются в сложной системе классификации ценностей.

Все ценности различаются:

во-первых, по времени их существования: конкретно-исторические (те или иные ценности по разному осознавались в то или иное время, эпоху);

во-вторых,  по содержанию   (соответствуют   подсистемам   общества)  и выступают в виде трех основных групп:

а) материальные (экономические); б) социально-политические;

в) духовные.

Материальные – ценности включают в себя:

· производственно-потребительские или утилитарные;

· отношения к собственности;

· обеспечение быта и т.д.

Социально – политические ценности:

· представления о социальной справедливости;

· представления о свободе;

· представления о правах человека;

· представления о роли и функциях государства;

· представления о роли политических партий, движений, объединений и т.д.

Духовные ценности:

· нравственные (этические);

· правовые и политические;

· эстетические;

· религиозные;

· гносеологические.

в третьих, по носителю:

а) общечеловеческие; б) национальные;

в) групповые;

г) индивидуальные или личностные;

в-четвертых, по значимости:

а) абсолютная ценность; б) высшие;

в) специфические и др.

Несмотря на различные подходы к дифференциации ценностей, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи, единстве и образуют целостную систему.

В настоящее время, во всяком случае, в пределах стран, ориентирующихся на принципы западной цивилизации абсолютной ценностью в системе ценностей считается сам человек, его жизнь и здоровье. Все великие мыслители различных времен и народов подчеркивали это. Наиболее кратко и емко в «Афоризмах житейской мудрости» высказался Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ.

«Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают.… Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолётных наслаждениях; вернее всем этим стоит пожертвовать ради здоровья»

Именно человек является самоценностью. Постановка вопроса о ценностях вне человека лишена смысла.

Вопрос 2. Основные виды и роль ценностей в обществе.

Все ценности подразделяются на два больших класса:

 

1) по носителю;

 

2) по форме существования.

 

По субъекту, т.е. носителю, ценности могут быть двух видов:

 

а) надындивидуальные    (групповые,  национальные,   классовые, профессиональные, демографические, специфические и.т.д.);

б) индивидуальные, субьективно-личностные.

Истинным  вопросом    философии  является     выяснение  отношений     между надындивидуальными и индивидуальными ценностями.

Во-первых, что первично - индивидуальные или общественные ценности?

Во-вторых, что из чего выходит - индивидуальные из общественных или общественные из индивидуальных?

Однако, большинство философов полагают, что эти вопросы надуманы.

Общественные ценности предзаданы сознанию индивида:

а) формируются и существуют до его рождения, б) продолжают существовать после его смерти.

В этом смысле они выступают для индивида как объективная реальность, влияющая на личность и образующая её ядро. Поэтому надындивидуальные ценности первичны в формировании личности, они способствуют адаптироваться ей к социальной среде, занять в обществе определённое место. Таким образом, социальные ценности усваиваются личностью в процессе социализации. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков. Но формирование личности происходит в рамках социальных групп, общностей с их специфическим набором ценностей. Поэтому личность вынуждена разделять их идеалы и ценности, или искать компромиссы.

Следовательно, индивидуальные ценности формируются под воздействием надындивидуальных и жизненного опыта индивида. Надындивидуальные ценности всегда оказывают влияние на поведение личности независимо от того, осознаются те или иные явления как ценности или таковыми не являются. Представления о системе ценностей составляют ценностные ориентации личности.

Ценностные ориентации подкрепляются и характеризуются жизненным опытом индивида и всей совокупностью его переживаний.

 

По форме бытия все ценности также могут быть двух видов:

а) материальные (предметные);

б) идеальные (духовные);

Материальные (предметные ценности) - это естественные блага, социальные блага, культурное наследие, предметы религиозного культа и.т.д., которые существуют в виде конкретных вещей, явлений в человеческом обществе. Предметные ценности представляют собой продукты целесообразной деятельности членов общества, которые соответствуют их представлениям о совершенстве. Они всегда выступают как объекты потребностей и интересов человека.

Идеальные (духовные ценности) - это общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т.д..

Духовные ценности всегда выполняют двоякую функцию:

во-первых, они являются самостоятельной сферой ценностей;

во-вторых, они выступают критерием оценки предметных ценностей.

Духовные ценности неоднородны:

а) по содержанию;

б) по выполняемым функциям;

в) по характеру требований к их реализации ценности могут быть:

во-первых,  жёстко программирующие    цели и способы деятельности людей (стандарты, правила, каноны, эталоны и.т.д.).

во-вторых более гибкие, выступающие   в виде алгоритма  культуры, представляющие свободу в реализации ценности (нормы, вкусы, идеалы и др.)

Норма   - есть  представление     об оптимальной    и целесообразной деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями.

Нормы включают в себя:

1) форму единообразия поступков;

2) запрет на другие варианты поведения;

3) оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец);

4) оценку поведения отдельных лиц, предостерегающую от возможных отклонений от нормы.

Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека.

Условием реализации норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждения поступка.

Идеалпредставление о высшей норме совершенства. Он выполняет регулятивную функцию, служа вектором при определении стратегических целей, на реализацию которых человек готов посвятить всю свою жизнь. Идеал формируется в сознании индивида и является концентрированным выражением духовных ценностей.

 

Вопрос 3. Нравственные (этические) ценности.

Нравственность в системе ценностей занимает особое место:

во-первых, нравственные ценности регулируют взаимоотношения в обществе;

во-вторых, они применяются в качестве оценочных критериев во всех областях человеческой деятельности.

Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений – длительный, сложный и противоречивый процесс. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как Добро, Зло, Справедливость, Совесть, Долг, Счастье, Любовь и др.

Специальный раздел философского знания – этикаобобщила формирование нравственности.

Еще в античности, Аристотель, определил место этики, назвав ее практической наукой. Этическая проблематика активно разрабатывалась стоиками. Исследуя категории добра и зла, они утверждали, что добро есть нечто объективно существующее, тогда как зло – это результат субъективной оценки человека.

Назначение зла – укреплять дух и жизнестойкость, потому что, преодолевая зло человек, становится крепче.

Этика средневековья связывает Добро и Зло с моральным выбором, проявлением свободной воли, которая в свою очередь соотносится с разумом и Божественной благодатью.

В эпоху Просвещения Зло ассоциировалось с несправедливостью, социальным неравенством, несовершенством государственного устройства. Особенно всесторонне исследует мораль И. Кант. Он утверждает, что моральное чувство – это врожденное качество, как и совесть. Центральное место в этической системе Канта занимает категория долга. Долг всех людей друг перед другом: люби ближнего своего как самого себя. Каждый человек должен ''благотворить, т.е. по мере возможности помогать людям и содействовать их счастью, не надеясь получить за это какое –либо вознаграждение ''.

Человеческая жизнь постоянно связана с насилием. Практически стал традиционным (особенно в последнее время) способ решения любых проблем с позиции силы. Это подкрепляется и крылатыми выражениями: «у сильного всегда бессильный виноват», «тот прав у кого больше прав», «победителей не судят» и др. В ответ на насилие, которое возведено в принцип и творит беззаконие, возникла концепция ненасилия. Идеалом этики ненасилия выступает принцип человеколюбия. Его суть – обоснование принципов и методов, исключающих применение силы, насилия над личностью при решении любых конфликтов. Эта идея восходит к Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Эту форму действий трудно осознать и принять. Еще труднее ее выполнить. В Нагорной проповеди непротивление Злу рассматривается как проявление морального совершенства над лицом, применившим силу. Принципы этики ненасилия разрабатывал Л.Н. Толстой. Смысл его позиции сводится к тому, что насилие ничего не создает, а только разрушает. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни себя, ни других. Поэтому Л. Толстой делает вывод, что насилие по своей сути бессильно, бесплодно, разрушительно и антигуманно.

А как принять умом заповедь ''любите врагов ваших ''?

Мыслители с мировым именем: М.Л. Кинг, М. Ганди, А. Швейцер утверждают, что только умение прощать, развязывает узел неразрешимых проблем. А. Швейцер настаивал на том, что никого ни за что не следует осуждать, отсюда и не будет и необходимости прощать. Он проповедовал этику благоговения перед жизнью в любой форме. Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей, человеческой точки зрения кажется нижестоящей. Альберт Швейцер прожил девяносто лет (ушел в середине 60-х гг. XX в.) и две трети ее отдал реализации своей этической системы, суть которой кратко выражена его же словами: «Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами».

 

Вопрос 4. Религия и религиозные ценности.

Есть несколько подходов к пониманию феномена религии.

 

1. Гносеологический – рассматривающий религию как одну из форм общественного сознания, опирающуюся на веру, которую нельзя подвергнуть рациональному анализу на истинность.

2. Онтологический – отношение к религии, как к системе миропонимания, в основании которого – уверенность в существование Бога или иных сверхъестественных сил, сотворивших мир, человека и управляющих ими.

3. Понимание религии, как особой формы человеческого опыта, связанного с верой в священное, сакральное. Понимание священного у разных народов – свое.

Вместе с этим, все исследователи согласны в одном – религия выполняет важнейшие функции в общественной жизни:

· мировоззренческую;

· воспитательную;

· интеграционную;

· нравственную;

· эстетическую. Принято различать два вида религий:

1) национально-государственные (языческие);

2) мировые.

1. Основными   национально-государственными         религиями   (по числу приверженцев) являются:

а) иудаизм; б) индуизм;

в) конфуцианство; г) даосизм.

Иудаизм – религия древних (и современных) евреев, возникла в середине II тысячелетия до н. э. и, почти не изменившись, дошла до наших дней. Это монотеистическая религия. Бог Яхве выступает как управитель всего мира. Основа религиозного учения сосредоточена в Библии (Ветхом Завете) - Торе.

В нем повествуется о создании Богом мира, земли, животных и человека, его грехопадении, о всемирном потопе, о патриархах еврейского народа и.т.д. Большое место отведено нравственным нормам поведения, которые Бог Яхве завещает еврейскому народу.

Центральная идея иудаизма – идея спасения богоизбранного народа, как результат следования божьей воле.

Индуизм возникает в Индии в I тыс. н. э., на основе модификации традиционного брахманизма в результате соперничества с буддизмом и джайнизмом. Центральная идея заключена в представлении о том, что человеческая душа вечна и переселяется (реинкарнирует) в другие живые существа, в зависимости от поступков, совершаемых человеком в этой жизни – закон кармы.

Конфуцианство – это и религия, возникшая на основе учения Конфуция который был обожествлен – в его честь император Китая совершал богослужение. Особенность конфуцианства – нет касты жрецов; религиозные обряды совершают правительственные чиновники. Для того чтобы стать государственным служащим, надо в совершенстве знать классические труды конфуцианства, сдать по ним государственный экзамен. Важнейшим культом в этом учении является культ предков, легший в основу системы ценностей, в центре которой – сыновья почтительность (см. лекцию № 2).

Даосизм представляет собой традиционную форму религии китайцев (храмы, жрецы, книги, обряды и др.). Ее основу составляют магические действия и заклинания.

2. Мировые религии представляют собой более высокий этап в развитии религиозного сознания; носят наднациональный характер. Сегодня в мире имеется три мировые религии:

1) буддизм;

2) ислам;

3) христианство.

Буддизм возник в V в. до н. э. в Индии. Основатель – принц Сиддхартха Гаутама, в последствии Будда (просветленный). Основой буддизма является нравственное учение, цель которого – сделать человека совершенным. Следуя учению Будды, человек вырывается из колеса сансары и погружается в нирвану (небытие).

Ислам возник в VII в., основателем является Мухаммед. Основная книга ислама – Коран, в котором содержатся изречения, поучения и требования к организации жизни. Система ценностей содержится в понимании главной силы мироздания – Аллаха, как единственного бога, пророком которого был Мухаммед. Чтобы достичь бессмертия человеку нужно строго соблюдать:

а) обряд ежедневного пятикратного моления; б) омовения перед ним;

в) уплату налогов для бедных;

 г) ежегодный пост;

д) совершить хотя бы раз в жизни паломничество в Мекку – главный центр ислама, город в Саудовской Аравии, где родился Мухаммед;

е) систему нравственных норм в течение всей жизни.

Христианство – одна из самых распространенных религий, ее исповедуют более 20% населения Земли. Основной книгой является Библия – Ветхий Завет и Новый Завет, который не признается иудеями. В Новом Завете содержится описание жизни и вероучения богочеловека Иисуса Христа, Откровения святого Иоанна Богослова с картинами Страшного суда, ожидающего каждого человека.

Христианство, во многом опираясь на учение Ветхого Завета, вышло за рамки иудейского общества и стало привлекательным для других народов, потому что:

во-первых, утверждало равенство всех верующих перед Богом;

во-вторых, богочеловек Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти человечество;

в-третьих, утверждало веру в воздаяние после смерти, пропагандировало новые нравственные ценности;

в-четвертых, формировало идею воскресения.

В 1054 году из-за политических и доктринальных расхождений христианство распалось на католичество и православие, а в XVI в. в результате мощного движения Реформации, происходит раскол католицизма, возникает протестантизм.

Основной символ веры в христианстве – это Троица: Бог един по существу, но троичен в лицах (ипостасях). Это Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой – всем трем лицам приписываются одинаковые божественные свойства: премудрость, вечность, благость, святость и др., но у них есть индивидуальные различия.

Бог-Отец – абсолютное первоначало, не рождается и не исходит ни от кого.

Бог-Сын (Логос, Слово – смысловое начало) предвечно рождается от Бога- Отца.

Бог-Дух – животворящее начало и исходит от Бога-Отца.

Утверждается мысль, что божественная мудрость превышает любые способности человеческого разума. Обязанность человека, смысл человеческой жизнилюбить Иисуса Христа, через него любить Бога-Отца, через всеобщую любовь прийти к Богу и, тем самым, спасти себя. Надо свято следовать Заветам Иисуса Христа, которые он выразил в своей Нагорной проповеди, а также целом ряде притч. Эти заветы носят в основном нравственный характер и существенно усиливают нормы, существовавшие ранее:

· всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;

· всякий,   кто   смотрит    на  женщину    с  вожделением,     уже прелюбодействует с нею в сердце своем;

· не протився злому; кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему другую;

· любите    врагов   ваших,    благословляйте      проклинающих      вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас;

· не творите милостыни перед людьми, чтобы они видели вас;

· прощайте  людям согрешения  их, тогда Бог простит вам ваши согрешения;

· не собирайте себе сокровищ на земле, а собирайте их на небе;

· во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними;

· нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано;

· не то, что входит в уста человека, а то, что выходит из уст, оскверняет человека и целый ряд других.

ЛЕКЦИЯ 23. Философия и идеология.

Вопросы к лекции.

1.Структура общественного сознания.

2.Идеология.

3.Формы общественного сознания.

Вопрос 1. Структура общественного сознания.

Духовное производство – это производство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Оно развивалось исторически. Вначале духовные потребности человека не существовали отдельно от материальных. И только впоследствии, по мере того как производство материальных благ создало для этого необходимые условия (устойчивое воспроизводство прибавочного производства), духовное производство превратилось в самостоятельную отрасль.

 

Виды духовного производства:

а) духовное потребление;

 б) духовное распределение;

в) духовный обмен;

г) духовные отношения.

 

Функции духовного производства:

1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.

2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.

3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.

4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.

5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Духовное потребление направлено на потребление, на удовлетворение духовных потребностей людей, оно может быть двух видов:

а) стихийное – когда никем не направляется и человек на свой вкус выбирает ценности;

б) целенаправленное – когда навязывается рекламой, средствами массовой информации, т.е. происходит манипулирование сознанием людей

Духовные отношения – это прежде всего отношения разума и чувств человека к тем или иным духовным ценностям, а в конечном счете – ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца, проявляясь в отношениях между людьми к тем или иным ценностям.

Цель духовного производства – воспроизводство общественного и индивидуального сознания в его целостности. Общественное и индивидуальное сознание не могут существовать друг без друга, но они не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании, кроме общезначимого, много сугубо личного, неповторимого: особенности характера, темперамента, уровень культуры и многое другое.

Индивидуальное сознание – есть отражение общественного бытия отдельным человеком через восприятие им конкретных условий жизни и его психических особенностей. Процесс формирования сознания осуществляется посредством:

1) контакта с другими людьми и овладения речью;

2) вовлечения в различные виды человеческой деятельности и осмысления ее содержания и значения;

3) усваивания духовной культуры прошлых поколений, современников и использования ее в соответствии с социальным значением;

4) усваивания приемов, умений и навыков работы с предметами материальной культуры и др.

Таким образом, индивидуальное сознание – это индивидуальные особенности восприятия и отражения людьми различных явлений общественной жизни, что порождает определенные особенности в их поведении и действиях.

Общественное сознание – это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны жизни общества. Оно возникает из общественной практики людей как результат ее осознания. Именно в ходе совместной деятельности люди осмысливают социальную действительность. В этом суть социальной природы общественного сознания.

Специфика общественного сознания, как уже говорилось, заключается в том, что оно по отношению к общественному бытию вторично и относительно самостоятельно. Однако вторичность общественного сознания не означает умаления его роли. Оно является необходимой стороной общественно- исторического процесса. Без него невозможно представить себе общественный процесс.

Относительная самостоятельность проявляется в следующем:

во-первых, между общественным бытием и общественным сознанием отсутствует «жесткая связь»:

а) общественное сознание может отстать от общественного бытия; б) общественное сознание способно опережать общественное бытие;

во-вторых, общественному сознанию присуща преемственность (те или иные идеи вырастают на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями);

в-третьих, в рамках общественного сознания происходит активное взаимодействие различных форм (политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное), которые оказывают влияние друг на друга;

в-четвертых,          общественное     сознание   способно   активно   обратно воздействовать на общественное бытие.

При этом необходимо учитывать два обстоятельства:

а) сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через

деятельность  людей;

б) активное воздействие на общественное бытие может быть:

- прогрессивным;

- консервативным;

- регрессивным.

Структура общественного сознания:

Общественное сознание представляет собой сложную систему, в которой принято выделять:

· уровни;

· формы.

 

Уровни общественного сознания:

1. В зависимости от глубины и обоснованности отражения действительности общественное сознание может быть:

а) обыденное сознание;

б) теоретическое сознание.

2. По оценке и эмоциональной окраске социальных процессов (политических событий, партий, политических деятелей) выделяются:

а) общественная психология; б) идеология;

 

Обыденное сознание – присуще всем людям и формируется в процессе их каждодневной практической деятельности.

Отличительные особенности:

а) формируется стихийно;

б) отсутствует систематизация общественных явлений; в) отсутствует достижение сущности;

г) базируется на повседневном житейском опыте.

 

Теоретическое сознаниеглубинное отражение действительности на сущностном уровне с пониманием объективных закономерностей развития.

 

Отличительные особенности:

а) более высокий уровень общественного сознания;

б) выступает как логически связанная научная концепция тех или иных явлений общественной жизни;

в) субъектами теоретического сознания выступают ученые, специалисты, теоретики, которые могут судить о явлениях общественной жизни с научной точки зрения.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют между собой, результатом чего является развитие того и другого.

Общественная (социальная) психологияесть совокупность чувств,

настроений, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология

формируется под влиянием конкретно-исторических условий социальной жизни. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, то неизбежно различаются между собой и их социально-психологические особенности.

Отличительные особенности:

а) формируется стихийно;

 

б) выражает отношение к явлениям общественной жизни, которое

проявляется в чувствах, настроениях, обычаях, традициях, идеалах, проявлениях моды и т. д.;

в) выступает как единство эмоционального и интеллектуального;

 

г) она лежит в основе национального характера, менталитета той или иной социальной группы, народа в целом.

Основные функции:

1) формирует ценностные ориентации людей, а также установки их поведения;

2) обеспечивает мотивационно-побудительную деятельность.

 

Социальные эмоции могут быть непосредственной побудительной силой массовых действий с далеко идущими последствиями.

Вопрос 2. Идеология.

Идеологиясистематизированное, теоретически обоснованное, духовное выражение коренных интересов различных социальных групп или общностей.

Идеология всегда выступает как система взглядов и установок, теоретически отражающих социально-политический строй общества, его социальную

структуру, потребности и интересы различных социальных сил. Поэтому в ней может быть четко выражено отношение тех или иных классов, политических партий и движений к соответствующей политической системе общества,

государственному строю, отдельным политическим институтам. В современной западной философии термин «идеология» трактуется как система ложных

социальных идей, которые искажают действительность и используются той или иной общественной группой в корыстных целях. По выражению американского социолога Д. Белла, идеология существует для «превращения идей в социальные рычаги».

Отличительные особенности идеологии:

а) создается целенаправленно и сознательно;

б) всегда имеет ярко выраженную социально-классовую природу (или национальные интересы);

в) создается идеологами, политиками, теоретиками-мыслителями; г) служит оправданием интересов борющихся общественных сил.

Идеология может быть:

· научной – ненаучной;

· прогрессивной – реакционной;

· радикальной – консервативной.

Идеология включает в себя три составляющих:

1) теоретическую основу (политическую установку);

 

2) механизм распространения идеологических установок в массах;

 

3) программу действий для ее реализации.

 

Как правило, идеологические установки побуждают людей к единым социальным преобразованиям.

 

 

Вопрос 3. Формы общественного сознания.

Общественное сознание включает в себя не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами.

Формы общественного сознания возникли не одновременно, а по мере: а) усложнения общественного бытия;

б) развития и обогащения познавательных способностей человека.

Формы отличаются друг от друга:

1) по предмету (каждой из них отражается та или иная сторона общественной жизни);

2) по способу отражения действительности (наука, к примеру, отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий и т. д., искусство – в форме

художественных образов, моральное сознание – в моральных нормах, принципах поведения, обычаях, традициях);

3) по присущим им социальным функциям, которые выполняет каждая из форм.

 

Основные функции форм общественного сознания:

а) познавательная; б) воспитательная; в) идеологическая; г) эстетическая;

д) морального, правового, политического регулирования поведения людей;

е) прогностическая.

Формы общественного сознания:

1) политическое;

2) правовое;

3) нравственное;

4) эстетическое;

5) религиозное;

6) научное;

7) философское.

Каждая из названных форм является особым видом духовного производства.

 

Политическое сознание – это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций, государств, т. е. потребность общества осмыслить сущность государства, государственной власти и свою роль. Политическое сознание неоднородно, потому что оно охватывает область отношений всех классов, социальных групп к государству и правительству, а также область взаимоотношений между всеми социальными слоями.

Политическая оценка действительности зависит от:

а) положения, которое занимает носитель этой оценки (индивид, социальная группа, социальный слой) в данном общественном устройстве;

б) политических интересов;

 

Центральной проблемой политического сознания (мышления) является



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.204 с.)