Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Философия Древней Индии.↑ Стр 1 из 34Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы лекции 1. Исторические типы философии. 2. Философия Древней Индии. Вопрос 1. Исторические типы философии. Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в 3-х очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия. Ее рождение – длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося, в основном, на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум. Почему именно VII – VI в до н. э. время взрыва интеллектуальной энергии? Ученые предполагают, что это обусловлено: 1) развитием производительных сил (переход от бронзы к железу); 2) появлением товарно-денежных отношений; 3) возникновением первых государств; 4) ростом научных знаний; 5) ростом оппозиции традиционной религии.
Философия с момента своего зарождения носит конкретно – исторический характер, потому что является духовной составляющей общества. Изменения в общественной жизни меняли ее предмет, расставляли другие акценты. Этим обусловлен тот факт, что философия, как и любая форма общественного сознания (политика, право, мораль, религия, искусство, наука) имеет свою историю. Принято различать следующие исторические типы философии: (тип – гр. typos – отпечаток, т.е. основная форма, объединяющая в себе признаки всей группы предметов). 1. Философия Древнего Востока (Индия, Китай) – (возникла вVII,VI в. до н.э.; просуществовала в различных модифекациях вплоть до Нового времени). 2. Философия Древней Греции и Древнего Рима (Античная) – (VII в. до н. э. - VI в. н. э.) 3. Философия Средневековья – (II, III вв. - ХIV в.) 4. Философия эпохи Возрождения – (ХV – ХVI вв.) 5. Философия Нового времени – (ХVII – начало ХVIII вв.) 6. Философия эпохи Просвещения – (ХVIII в.) 7. Классическая немецкая философия – (конец ХVIII –ХIХ вв.) 8. Философия марксизма – (ХIХ – ХХ вв.) 9. Западноевропейская философия конца ХIХ – ХХ вв. 10. Русская философия – (ХI –ХVII вв.; ХVIII - XIX вв; конец ХIХ – ХХ вв). Вопрос 2. Философия Древней Индии. Вторая половина II-го тысячелетия до н.э. Племена ариев с северо-востока двинулись в долину Инда и Ганга. Они не смешались с коренным населением, а сохранили свою духовную культуру. Суть ее (обычаи, нравы, история и т. д.) зафиксирована в «Ведах» («веда» – знание) XI –IX вв. до н. э., которые включают:
· священные тексты гимнов; · описание ритуальных действий; · откровения, пророчества и т. д.. Каждая веда позднее «обросла» брахманами т.е. жреческими комментариями, а затем упанишадами – толкованиями наиболее известных мудрецов, включавшими в себя значительные мировоззренческие фрагменты. Таким образом, в последствии ведическая литература представляла из себя: 1. Ригведы – (знание гимнов); 2. Брахманы (руководство ведическим ритуалом); 3. Упанишады (ведическая идеология мировоззрения) – своеобразное толкование мироустройства. Согласно мировоззрению упанишад, первоосновой всего существующего выступает безличное сущее – Брахман. Брахман – субстанция мира, это то из чего все возникает и куда все возвращается. Наряду с Брахманом существует Атман – духовная сущность каждого человека. Мироустройство рассматривается как взаимосвязь Брахмана и Атмана, что создает круговорот жизни (сансару) и закон воздаяния (карму). Круговорот жизни вечен, все в мире ему подчинено. Человек не может избавиться от перевоплощения. Причем, душа (Атман) входит в такую телесную оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни. Его ждет карма (воздаяние). Чтобы избежать кармы, надо вознестись над радостью и скорбью, жизнью и смертью. В середине 1-го тысячелетия до н. э. углубляется имущественное различие, приходит в упадок институт племенной власти, ведические знания ставятся под сомнение. Возникают новые доктрины, которые пересматривают отношение человека к миру, его место в обществе, выражают сомнение в идеологии «Упанишады». Среди множества мировоззренческих школ получили распространение Джайнизм и буддизм. Джайнизм – религиозные течение (3 мил. последователей), основанное Вардхаменом (именуемый Джиной) в 6 в. до н.э.. Он отвергает авторитет Вед и открывает доступ в общину мужчин и женщинам. Сохранил ведическое учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью человека является освобождение от перерождений, достижение нирваны (угасание), путем соблюдения строгих правил – непричинения вреда живым существам.
Джайнизм уделяет большое внимание этике, опираясь на 3 принципа: 1) правильное понимание мира, и своего места в мире; 2) правильная вера; 3) правильная жизнь во имя личного спасения. Отсюда – индивидуалистический характер этики джайнизма. Буддизм – одна из 3 мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в VI – V вв. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама. Буддизм распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Ср. Азии и Сибири. Гаутама родился в семье царя маленькой страны племени шакьев на северо – востоке Индии, поэтому его называют еще шакьямуни (мудрец из племени шакья). На 7-й день мать умерла. Его воспитывала ее сестра, в последствии ставшая мачехой. Отец намеренно оберегал сына, изолировав от мира роскошью и благодушием. Однако, юный принц встретился с жизнью: увидел больного, старика, покойника, аскета. Узнал, что жизнь бренна и его впереди ждут: болезнь, старость, смерть. Он стал искать путь спасения. В двадцать девять лет убежал из искусственного рая, ушел из родины в безродность. Стал на путь аскетического отрешения от удовольствий. Толчком к бегству – послужило осознание эфемерности, обманчивости и недолговечности красоты и сладости жизни. 6 – 7 лет провел в суровой аскезе. Он познакомился с философскими традициями, овладел йогой, техникой созерцания (медитацией), управления собственным телом. Понял, что через самоистязание не дойти до высшей истины. Одна из ночных медитаций под смоковницей – открыла ему истину.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.011 с.) |