Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суть исторического материализма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, распределение произведенного продукта и др.) 2. Производственные отношения, уровень развития производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений. 3. Государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису. 4. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга. 5. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки складывается особое образование, которое Маркс назвал общественно- экономической формацией. Она есть живой социальный организм, имеющий определенную социальную структуру, многообразие функций. 6. Анализируя общественно-экономические формации, Маркс научно обосновал периодизацию истории, выделив в ней периоды, исторические эпохи. Их пять: а) первобытнообщинный строй; б) рабовладельческий строй; в) феодализм; г) капитализм; д) социализм (коммунизм) 7. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных общественных отношений и смене общественно- экономических формаций, и общественно-политического строя; 8. Уровень развития материального производства, производственных отношений определяет ход истории; 9. Маркс и Энгельс сформировали новый взгляд на проблему человека, который есть совокупность всех общественных отношений. Каждый человек есть явление, в котором выражается сущность. «Люди – не винтики…Каждый из них неповторим в своей индивидуальности.» 10. Главный признак понятия «Человек»: а) способность осмысленно и целесообразно трудиться, создавать орудия труда; б) активное существо, способное творчески преобразовывать действительность. 11. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. 12. Общество развивается закономерно. Законы общественного развития: а) носят объективный характер: - действуют независимо от сознания конкретного индивида; - действуют с принудительной необходимостью, их нельзя отменить; б) они естественно – исторические, т.е. воплощаются в жизнь только через деятельность людей. Поэтому люди сами творят свою историю, выступая как режиссеры и актеры собственной драмы. Таким образом, познав сущность социальных законов, люди могут влиять на развитие общества. Сформулировав свое учение, Маркс и Энгельс неоднократно предупреждали об опасности догматизма. По их мнению, никакое учение нельзя использовать как шаблон, нужно обязательно считаться с конкретно – историческими условиями, анализировать и всесторонне исследовать исторические факты. Сформировавшаяся под большим влиянием Фейербаха марксистская философия вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно в конце XIX – первой половины XX вв. В странах, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки) материалистическая философия (выросшая на основе марксизма) стала официальной и общеобязательной. Суть взглядов. 1. Учение Маркса не застывшая истина, а только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если не хотят отстать от жизни. 2. Материя есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. 3. Движение – существенное свойства материи. Не может быть материи без движения и движения без своего материального носителя. 4. Конкретизирует в гносеологии вопрос об истинности наших знаний, соотношении абсолютной к относительной истины, подчеркивая ее объективность и субъективность. Субъективная истина всегда объективна, не в смысле ее существования где-то вне человеческого сознания, а в том, что содержания ее объективно, т.е. правильно отражает объективный мир в сознании людей. Свойства (характеристики)каждой конкретной истины: а) объективность; б) относительность; в) абсолютность. 5. Развил учение о практике. Практика, как критерий истины, характеризуется диалектическим единством относительного и абсолютного. 6. Краеугольным камнем материалистической теории познания является принцип отражение внешнего мира в человеческом сознании. Гносеология должна строиться на принципах диалектики. 7. Разрабатывая теорию исторического материализма, применяя ее на практике реализовал заветную мечту – создание государства диктатуры пролетариата.
З. Бжезинский, политолог США, апологет капитализма в книге «Великий провал. Рождение и смерть коммунизма в XX столетии» так отзывается о марксизме: «Марксизм представляет собой новый, исключительно важный и творческий этап в становлении человеческого мировоззрения. Марксизм ставит на первое место систематическое и строгое научное изучение материальной действительности, также как и руководство действием, вытекающим из этого учения». ТЕМА2.7 Философия XX века ЛЕКЦИЯ 10.Экзистенциализм. Психоанализ. Прагматизм. Вопросы лекции 1. Основные факторы, определившие развитие философии в этот период. 2. Особенности развития философской мысли. 3. Неопозитивизм. 4. Неотомизм. 5. Психоанализ. 6. Экзистенциализм. 7. Герменевтика. Вопрос 1. Основные факторы, определившие развитие философии в этот период. Небывалый прогресс науки и техники во многом определил неповторимое своеобразие конца XIX – XX вв. Наука, из формы познания законов мироздания, превратилась в главное средство преобразования мира. Классическая наука XVII в., с позиции сегодняшнего дня, создала упрощённую карту мира. Во-первых, утверждалось, что в природе господствуют динамические законы и практически не уделялось внимания статическим. Во-вторых, мир изучался с позиции возможности полного исключения человека из объекта познания, так как будто бы человека не было. В-третьих, человек понимался как рациональное существо. Роль иррационального, тёмного начала в человеке в полной мере не была известна и не учитывалась. Таким образом, картина мира классической науки создавала почву для веры в абсолютное торжество научного разума, с помощью которого будет развита наука, способная решить общественные и человеческие проблемы. Однако, открытия второй половины XIX в., и особенно XX в., значительно усложнили научную картину мира. К важнейшим открытиям относятся: 1. Создание Джеймсон Максвеллом (1831-1897), английским физиком, теории электромагнитного поля. 2. Обнаружение радиоактивности (А. Беккерель, М. Складовская – Кюри и др.), приведшее в дальнейшем к созданию немецким физиком Максом Планком (1858 – 1947) квантовой теории. 3. Создание Альбертом Эйнштейном (1879 – 1955) теории относительности, в соответствии с которой в зависимости от скорости, возникает возможность ускорения и замедления течения времени. 4. Создание в 40-е годы первой ЭВМ; в связи с этим стало возможным применение радиолокации, телемеханики. Создание ядерного оружия, разработка проектов мирного использования энергии атома, реактивных самолётов, в т. числе со сверхзвуковой скоростью. Наметились первые шаги телевидения и многое другое. 5. Технологическая революция проявилась в автоматизации, а затем в информатизации. Мировое внедрение получили компьютеры, были созданы компьютерные сети, которые в целом привели к осознанию роли информации как мощнейшего средства воздействия на общественные процессы и человека. Внедрение спутниковой связи и др. способов распространения информации не даёт возможности отгородиться от процессов, происходящих за пределами страны. Всё это усложнило духовную ситуацию, которая в настоящее время становится значительно более многообразной и запутанной. Вопрос 2. Особенности развития философской мысли. Философия конца XIX – XX вв. – сложное духовное образование. На её становление оказали существенное влияние особенности развития: а) политических систем; б) науки и техники; в) искусства и культуры; г) взаимопереплетение культурных традиций и взаимообогащение духовного опыта народов и т.д. Философия XX. в. предстаёт в различных направлениях: · идеализм и материализм; · антропологизм и натурализм; · рационализм и иррационализм; · сциентизм и антисциентизм и др. Иррационализм (от лат. – неразумный, бессознательный) противопоставляет рациональному познанию созерцание, интуицию, инстинкт, веру. Он обращается к иррациональным силам, таящимся якобы в самом человеке. Иррационализм пытается доказать, что в человеческом сознании под тонким слоем логического мышления дремлют иррациональные, тёмные силы, определяющие это мышление. Сциентизм (от лат. scientia – наука) – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Антисциентизм – течение, которое не отрицая силы воздействия науки на общественную жизнь и человека, но это влияние истолковывает, как негативное, разрушительное.
Основные направления современных философских течений: 1. Неопозитивизм 6. Философия жизни 2. Неотомизм 7. Философия воли 3. Экзистенционизм 8. Неокантианство 4. Герменевтика 9. Неомарксизм 5. Феноменология 10. Психоаналитическая философия и др. Почему философские течения, возникшие ещё в XIX в. оказались столь жизнестойкими? Во-первых, дело в том, что они исследуют (изучают) проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность: а) роль философского и научного познания; б) человека и его жизнедеятельность; в) взаимодействие духовного и материального; г) взаимодействие объективного и субъективного и т.д. Во-вторых, философские течения (практически все) выступают как некие матрицы, из которых произрастают философские теории, идеи, концепции, образуются школы, которые в той или иной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня.
Вопрос 3. Неопозитивизм. Неопозитивизм является третьим этапом в развитии позитивизма – течения, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу. Оно зародилось в 30 – 40-е годы XIX столетия. Основателем является французский философ Огюст Конт – (1798 – 1857), ученик Сен-Симона. Большой вклад в развитие позитивизма внесли также английские учёные Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).
Суть позитивизма. 1. Позитивисты утверждают, что спор между материализмом и идеализмом бессмысленный. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. 2. Истинные знания о мире могут дать исключительно физика, химия, и др. позитивные науки, причём всякая наука сама себе философия. Таким образом, традиционная философия, как мировоззренческая наука, отрицается. 3. Философское (научное) знание должно быть абсолютно точным, достоверным и основываться на научном методе – эмпирическом наблюдении. 4. Философия должна исследовать лишь факты, а не их причины. 5. Философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании. Она отвечать на вопрос «как», а не «почему». 6. Конт сформулировал закон двойственно эволюции человечества – интеллектуальной и технической. Интеллектуальная эволюция (развитие) прошла через три последовательных стадии: а) теологическая (мировоззрение основано на религии); б) метафизическая (мировоззрение основано на несистематическом, вероятностном знании); в) позитивная (мировоззрение основано на науке). Техническая - отражает стадии технического развития общества: а) традиционное общество; б) доиндустриальное общество; в) индустриальное общество. Стадии интеллектуального и технического развития общества в целом соответствуют друг другу и налицо тесная взаимосвязь. Философия Конта заложила основы позитивизма. Второй этап в развитии позитивизма – эмпириокритицизм (критика опыта) или махизм, возник в конце XIX – начале XX вв. Его создателями являются австрийский физик и философ Эрнст Мах (1836 – 1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843– 1896). Причиной появления эмпириокритицизма явился прогресс естественнонаучного знания, связанный с развитием квантовой физики. Это поставило под сомнение эмпирическую методологию научного познания, поскольку была вскрыта зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. А поскольку все предметы и явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений», то, следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. В связи с этим, философия должна стать: во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой; во-вторых, наукой об ощущениях человека, т.е. перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса не существует сама по себе, а существует то, что человек ощущает массой). Таким образом, принципиальное различие между позитивизмом и махизмом заключается в том, что: во-первых, махизм поставил в центр своего исследования вопросы, которые Конт считал совершенно абсурдными: · о природе познания; · об отношении субъекта к объекту; · о взаимоотношении психического и физического; · о характере и истоках «опыта» и др.; во-вторых, в этой философии преобладают субъективно-идеалистические идеи, переходящие в субъективный идеализм. В силу этого эмпириокритицизм не получил широкого распространения.
Третий этап – неопозитивизм. Его представляют учёные, входившие в так называемый “Венский кружок”, возникший в Венском университете (1922) австрийский физик М. Шлик (1882 – 1936), немецкий философ Р. Карнап (1891-1970), английский философ К. Поппер (1902) и др. Неопозитивизм неоднороден, он состоит из 2-ух направлений: а) логического анализа философии; б) лингвистической философии. 1. Философия – это не теория, а деятельность. 2. Эта деятельность состоит в исследовании логического анализа языка науки, поскольку язык – главное средство через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир. 3. Поскольку все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний, то центральной задачей философии является разработка принципов проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека – принципы верификации (от лат. verus – истинный и facio – делаю) - можно перевести как подтверждение. 4. Положение, понятие имеет смысл и представляет интерес для науки лишь тогда, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверки фактами. 5. Поскольку большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, материя и др.) верифицировать невозможно, следовательно, они не имеют достоверного научного разрешения и поэтому из философии должны быть исключены. В конце XX века оформился новейший вариант позитивизма – постпозитивизм. Его представителями являются К. Поппер (1902 - 1994) и Т. Кун (род. 1922). Постпозитивизм отходит от проблем логического исследования научного знания (языка, понятий), а сосредотачивается на исследовании развития научного знания. Основными вопросами постпозитивизма являются: а) как возникает новая теория? б) как она добивается признания? в) каковы критерии сравнения научных теорий (родственных и конкурирующих)? г) возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий
Американский философ Томас Кун сформулировал представление о науке, как едином стиле мышления, назвав его парадигмой т.е. единая модель постановки проблем и их решения. 1. Парадигмы носят исторический характер, а их смена происходит в ходе научных революций. Таким образом, формирование и развитие знаний осуществляется в определённом пространстве предпосылок, характерных для данного общества на данном этапе его развития. 2. Развитие науки – это смена парадигм, периодические скачкообразные изменения в стиле мышления, методологии и методике научного исследования. Подводя итог следует сказать, что неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Но суть в том, что философский анализ с точки зрения неопозитивистов не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь непосредственным опытом или языком.
Вопрос 4. Неотомизм. Неотомизм – официальная философия Римско-католической церкви, которая обосновывает существование и всемогущество христианского триединого Бога. Его возникновение датируется 70-ми гг. ХIX в., когда в связи с энцикликой (обращением) папы Льва XIII, принятой в 1879 г., томистское видение мира получило второе рождение. Теоретическим источником неотомизма является учение Фомы Аквинского (латинское написание имени – Thomas – отсюда томизм; приставка нео – новейший томизм, неотомизм). Его представители – Ж. Маритен (1882 – 1973), Э. Жильсон (1884 – 1978), Тейяр де Шарден (1881 – 1955), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. Стенберг (р. 1904), К. Войтика (р. 1920-2005). Цель неотомистов: во-первых, доказать истинность католицизма и католической философии; во-вторых, приспособить католицизм к современным условиям. Основные положения неотомизма. 1. Мир един. Однако, единство мира состоит не в его материальности, а в бытии, т.е. существовании. 2. Под “бытием вообще” они понимают бытие Бога, который является первичной и универсальной реальностью. Бытие Бога доказывается путём аналогии с бытием мира, причём, бытие Бога - бесконечное. 3. Отрицая свою принадлежность к лагерю идеализма, неотомисты уверяют, что разрабатывают “реализм”, утверждая наличие объективной реальности, независимой от нашего сознания, подразумевают под этой объективной реальностью Бога и Душу человека, которая бессмертна. 4. Защищая принцип “гармонии” веры и разума, религии и науки, неотомизм на деле исходит из вторичности науки. Утверждает, что наука способна познать только заранее заложенное Богом в природу. Отсюда любое достижения науки доказывает силу и помощь божественного духа, подтверждает абсолютную истинность догматов веры, которые сами по себе недоступны человеческому разуму. 5. Неотомисты различают три ступени знания, образующие иерархию. Её основу составляют частные науки, центр – философия, а ее вершину – религия. 6. Ступеням знания соответствуют три этапа познания: а) чувственное; б) разумное; в) божественное откровение, доступное вере, а не разуму. 7. Центральной проблемой является не теоцентризм, а проблема человека, отстаивание общечеловеческих ценностей, исследование смысла человеческого бытия и миссии человека в истории, смысл скорби. Стремление показать человеку и понять вечные ценности и ценности сегодняшние: а) утверждается, что человек всегда личность – персона, сутью которой является Душа; б) Душа фокусирует в себе космическую энергию, отличается самосознательностью и самонаправленностью; в) история и общество развиваются через личность человека. Отсюда, основная проблема – это вопросы свободы и нравственного воспитания человека. Неотомизм создал новый образ человека, который творит свой культурно- исторический мир, побуждаемый к этому Творцом. Поскольку человек есть основной элемент бытия и через него проходит история, ведущая к “Граду Божьему”, то история имеет гуманный смысл и назначение построение общества на высших религиозно – нравственных ценностях. Вопрос 5. Психоанализ. Психоанализ -направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и других психических процессов в жизни человека и общества. Основателем является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В ходе практической деятельности, анализируя психику, Фрейд сделал два главных открытия: во-первых, бессознательного - особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и, в значительной степени, контролирует его; во-вторых, реакции вытеснения (из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций и всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики. Отрицательные эмоции, нереализованные желания вытесненные в бессознательное рано или поздно проявляют себя в виде «случайных» спонтанных действий, поступков, оговорок, ошибок и иных «странностей». Фрейд утверждает, что сны являются проявлением жизни бессознательного. В снах реализуются скрытые стремления человека (то, что не реализовалось в реальной действительности, и тем самым, наступает психическое равновесие. Он схематично представляет психику как совокупность трех слоев: Оно; Я; сверх-Я. 1. «Оно» - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. 2. «Я» - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. 3. «Сверх-Я» - давящая и влияющая на человека внешняя реальность (цензура общества): законы, запреты, мораль, культурные традиции и др. «Я» пытается подчинить себе «Оно». Это ему практически никогда не удается, а как правило, случается наоборот. Фрейд образно иллюстрирует это, сравнивая всадника и лошадь, где всадник это «Я», а лошадь-«Оно». С первого взгляда кажется, что всадник «Я» контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь «Оно» в действительности сильнее всадника, так как несет его на себе. В некоторых случаях она вообще не подчиняется всаднику и везет его куда заблагорассудится. «Сверх-Я» (нормы и запреты действующие в обществе) так же подчиняют себе «Я». Таким образом, утверждает Фрейд, «несчастное человеческое «Я»» испытывает мощное давление с трех сторон: во-первых, бессознательного «Оно»; во-вторых, внешнего мира; в-третьих, норм и запретов «сверх-Я». Быть здоровым в этой ситуации «Я» просто не может. Главными факторами, которые управляют психикой являются: а) удовольствие (психика всегда стремиться к удовольствию); б) вытеснение (психика всегда вытесняет в бессознательное те желания и идеи, которые невозможно реализовать). Вытесненные в бессознательное мысли и желания сублимируются - преобразуются в разрешенные виды деятельности (искусство, творчество и т.п.). Отвечая на вопрос, что является «ядром», двигательной силой бессознательного Фрейд сформулировал две точки знания: первая - господствовала до 1920г.; вторая - после 1920г.. Согласно первой - в основе бессознательного находится «либидо»- сексуальный инстинкт, который ищет выхода в трех возможных проявлениях: во-первых, он может реализоваться в сексуальных действиях любого проявления; во-вторых, он может быть вытеснен из бессознательного через сублимацию, т.е. преобразован в несексуальную энергию; в-третьих, он может быть подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль). Следовательно, психическая деятельность человека есть процесс превращения его сексуального инстинкта. Согласно второй - в основе бессознательного находятся Эрос и Танатос. Эрос (инстинкт жизни) обеспечивает конструктивное поведение человека, направленное на созидание. Благодаря ему человек удовлетворяет свои потребности и продолжает род. Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушении всего того, что кажется ему чужим и опасным. Жизнь человека есть постоянная борьба Эроса и Танатоса. На основе учения Фрейда возникло философское течение- неофрейдизм. Видными представителями являются Альфред Адлер, Густав Юнг, Эрих Фромм, Герберт Маркузе.
Альфред Адлер (1870-1937) австрийский врач психиатр и психолог, ученик Фрейда считал, что главным источником мотивации человеческой деятельности является стремление к самоутверждению. Оно же выступает как компенсация возникающая в раннем детстве чувство неполноценности. Именно вытесненный комплекс неполноценности вызывает к жизни гиперактивность человека, сверхстремление, которые позволяют добиться успеха в бизнесе, политики, науках, искусстве, личной жизни. Карл Густав Юнг (1875-196) швейцарский психолог и философ, развил учение о коллективном бессознательном, которое выступает в виде архетипов. Юнг утверждает, что у человека жизненная энергия (включая и сексуальную) наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей среды, сублимируется не в индивидуальное бессознательное, а в коллективное (всеобщее) бессознательное в виде архетипов. Архетипы - универсальные образы «код» вытесненной общечеловеческой жизненной энергии. Ими могут быть мифы, грезы, галлюцинации, парапсихологические эффекты, содержание снов. Архетипы являются как бы зашифрованной историей человечества (Родина-мать, богатырь, змей-Горыныч и т.д.). Цель философии, по мнению Юнга, помочь человеку расшифровать архетипы, понять их мысли, а через них - себя и окружающую действительность. Эрих Фромм (1900-1980) немецкий-американский (с1933 г. в США) психолог и социолог, поставил проблему противоречивости человеческого существования. Он выделил следующие основные противоречия: а) патриархат и матриархат; б) гуманистическое и авторитарное сознание; в) власть и подчинение; г) стремление к обладанию и просто жизнь; д) личное открытие и историческое бытие (история); е) «свобода от» и «свобода для». Цель философии - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», т.е. разрушительные инстинкты. Герберт Маркузе (1898-1979) немецко-американский философ и социолог, в своем главным произведении «Одномерный человек» утверждает, что современное «одномерное общество» формирует нормального, но «одномерного человека». Его основные желания, интересы, увлечения направлены на потребление. Человек-потребитель постепенно становиться «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, подавляет самого себя. Выход из данного положения - «прорыв» одномерного общества, который возможен, как утверждает Маркузе, в полной сексуальной свободе и раскрепощенности.
Вопрос 6. Экзистенциализм. Экзистенциализм (лат. еxsistentia – существование) – философия существования. Он представляет собой одну из современных разновидностей иррационализма. Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами, как ответная реакция на хрупкость человеческого существования в критических и кризисных ситуациях. Родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1888 – 1976) и Карл Ясперс (1883 – 1969); французские философы и писатели Жан Поль Сартр (1905 – 1980), Гобриэль Марсель (1889 – 1973), Альберт Камю (1913 – 1960). Главными темами исследований, размышлений являются: а) человеческое существование; б) судьба личности в современном мире; в) проблема веры и неверия; г) утраты и поиска смысла жизни. Эти вопросы всегда привлекали писателей, поэтов, художников, поэтому экзистенциализм приобрел популярность в среде творческой интеллигенции. Мыслители стремятся “вглядеться” в человеческую жизнь, дать предельно искренний “самоотчёт” мыслящего индивида, оказавшегося в эпицентре кризисных процессов. Экзистенциалисты обращают внимание на то, что: 1) катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия; 2) чтобы выстоять, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности; 3) важную роль в проблеме выживаемости играет духовная выдержка человека; 4) человека нельзя превращать в инструмент, которым можно манипулировать (инструмент познания или производства). Человек это не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие. Отсюда призыв: “Человек, пробудись!”, т.е. займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире и научись противостоять ему всеми своими силами; 5) человек не только полномочный представитель человеческого рода и суверенная личность, но это качественная специфичность и индивидуальная неповторимость. Отсюда объектом философского осмысления выступает бытие индивидуальности, его смысл, знания, ценности, которые образуют “жизненный мир” личности, т.е. мир духовности, субъективности, а не материальный; 6) важной проблемой является соотношение социального и индивидуального бытия. Подчёркивая разорванность этих двух сфер человеческого бытия, экзистенциалисты исследуют вопросы: сущности и существования, бытия и обладания, познания и понимания и др. Они утверждают, что главное не сущность, а существование, т.к. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нём, а уж потом определяется как личность, т.е. сущность; 7) человек – это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Зная это, он должен высоко ценить всё то, что напоминает ему о сущности. Понять это можно, находясь в “пограничных ситуациях” т.е. перед лицом смерти; 8) пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора той или иной формы поведения, ориентируясь на те или иные ценности и идеалы; 9) выбирая идеалы и действуя сообразуясь с ними, индивид формирует себя как личность; 10) способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира – это есть фундаментальная характеристика человеческого существования – его свобода. Она сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности делать свой выбор любой формы поведения, духовно-нравственной позиции. Подытоживая, можно сказать: в экзистенциализме подчеркивается что деятельность людей направляется прежде всего не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в одинаковых обстоятельствах реагирует не одинаково. В экзистенциализме содержится трагизм современной эпохи, её противоречия, опасность угрозы сохранения жизни на Земле, а также ярко выраженный нравственно-этический компонент, который мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.
Вопрос 7. Герменевтика. Герменевтика (от греч. germeneutikos – разъясняю, истолковываю) – искусство и теория истолкования текста. К сути, заложенной в этом понятии, обращались уже философы древности: истолковывали мифы, философские тексты, афоризмы, символы и иносказания. (Эзоп, разъяснение произведений Гомера и др.) С возникновением христианства, интерпретация текста Библии рассматривалась как искусство, инструмент правильного её понимания. Ещё Отцы церкви обнаружили в Cвященном тексте несколько смысловых уровней: за первым, буквальным смыслом был обнаружен более глубокий, духовный смысл Евангелия. Как философская проблема, герменевтика была поставлена и разработана немецким протестантским теологом Фридрихом Шлейермахером (1768 – 1834). Для него герменевтика стала способом понимания характера и психологии автора текста. Следующий этап в развитии герменевтики связан с именем немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833 – 1911). Он утверждает, что для правильного толкования текста обязательно необходимо понять психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не в состоянии адекватно воспроизвести прошлые события, факты, если не сможет принять во внимание психологию создателя документа. Необходимо отыскать и понять индивидуальные особенности, главные жизненные моменты автора. Следующий шаг в развитии герменевтики был сделан в XX веке. Видными представителями являются немецкий философ Х.– Г. Гадамер (1900), французский философ Поль Рикер (1913), американский философ Томас Кун (1922) и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.86 (0.021 с.) |