Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон перехода количественных изменения в качественныеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ориентирует на понимание мира как сложного, многокачественного, в неразрывной связи количественных и качественных характеристик, в котором мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь на какой-то ступени нарушают меру предмета, явления и вызывают коренные, качественные изменения. Подытоживая необходимо отметить, что: 1. В философии качеством называется то, что характерно для данной вещи, что отличает ее от других вещей, т.е. совокупность существенных, определяющих свойств предметов и явлений.
2. Под количеством понимается величина предметов (размер, объем, вес, форма), а также отношения «больше-меньше» и др.. 3. Количество и качество характеризуют предметы с разных сторон. Но они диалектически связаны. Их единство есть мера. 4. Диалектика утверждает, что развитие совершается путем перехода количественных изменений в качественные. Новое качество появляется не на пустом месте. Сначала в рамках старого качества происходит накопление мелких, незаметных количественных изменений. До определенного момента они не оказывают заметного влияния на старое качество. Однако наступает такой период, когда количественные изменения превращаются в качественные. Этот переход называется скачок. Закон отрицания отрицания (диалектическое отрицание) тесно связан с другими законами диалектики. Однако, он имеет свои особенности. Он отражает закономерный процесс обновления, смены старого качества новым, результат саморазвития объекта, т.е. он отражает наиболее общие черты прогрессивного развития. Категория «отрицания» обозначает разрушение «уничтожение» старого предмета, превращение его в другой. Но это уничтожение открывает простор для нового развития. Отрицание охватывает момент разрушения противоречий и становление нового единства, нового качества. Отрицание отрицания (двойное отрицание) указывает на повтор в процессе развития, но на новой, более высокой основе. Таким образом, переход от старого качества к новому, возникновение нового всегда происходит на основе достигнутого ранее. Новое в своем развитии всегда опирается на то, что было сделано ранее и поднимается выше, являясь более высокой ступенью по сравнению со старым. Это обуславливает поступательный характер развития. Если диалектическое отрицание характерно лишь для процессов прогрессивного развития, то недиалектическое отрицание, т.е. разрушение старого и возникновение нового качества, присуще любому процессу развития и движению вообще. Это отрицание не ведет к возникновению высшего из низшего, а лишь обеспечивает движение системы в пределах одного уровня сложности или ее деградацию (размол зерна, гибель человека в дорожно-транспортном происшествии и т.д.). Итак, закон отрицания отрицания вскрывает диалектику связи нового со старым, которая проявляется в следующем: 1) указывается направленность развития;
2) преемственность (невозможность возникновения нового изолировано от старого); 3) поступательность;
4) повторяемость (но на более высоком уровне);
5) необратимость;
6) неодолимость нового в развитии.
Действие закона отрицания отрицания превращает основную линию отношений меры в спираль, каждый виток которой лежит выше предыдущего, но в тоже время над ним, отражая момент тождество прошлого и будущего. Развитие носит спиралеобразный характер. Для любого развития это обусловлено единством цикличности и необратимости, для прогрессивного развития – действием закона отрицания отрицания.
ЛЕКЦИЯ 13. Философские методы и принципы. Специальные философские дисциплины. Вопросы лекции 1.Специфика философского знания. 2 Предмет и методы философии. 3.Методы философии
Вопрос 1 .Специфика философского знания. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
-имеет очень много общего с научным знанием, включающим в себя – предмет, методы, логико-понятийный аппарат; -однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями: -исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру; -философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого; -основным средством познания является человеческий разум – Логос; -эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика; -философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным ----подходом (где и как находит свою практическую реализацию подученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества).
Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.
Вопрос 2. Предмет и методы философии Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: -онтология (учение о бытии). -гносеология (учение о познании) -человек -общество. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: -сущность бытия; -происхождение бытия; -материя (субстанция), ее формы; -сознание, его происхождение и природа; -взаимоотношение материи и сознания; -бессознательное; -человек, его сущность и существование; -духовный мир человека; -общество; -общество и человек; -природа; -природа и общество; -духовная сфера жизни общества; -материально-экономическая сфера жизни общества; -социальная сфера общества; -общественно-экономические формации, цивилизации; -перспективы человека, общества; -экология, проблемы выживания; -особенности познания; -влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; -ограниченность и безграничность познания; -движение; -философские категории; -диалектика и ее законы; иные вопросы.
Вопрос 3. Методы философии Философские методы - это система принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер. Философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика,
Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: -обособленно, сами по себе, а не с точки зрения их взанмосвязанаости; -статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); -однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, пе имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинных, посылок (суждений). Либо новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для человека, принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Г реции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы, например, в Германии.
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)
Рационализм — философский метод и направление в философии в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то ость, выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению. а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.008 с.) |