Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обусловленность всех явлений природы и общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Причинные связи бывают: а) простые и сложные; б) прямые и опосредованные;
в) главные и второстепенные и т.д.
Историзм подразумевает два аспекта характеризующих окружающий мир:
1) вечность, неуничтожимость мира, истории;
2) его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
Вопрос 4. Категории диалектики. Все, что человек знает об окружающем мире, он знает в форме понятий, категорий (от грч. kategoria – доказательство). Таким образом категории – это научные понятия, выражающие наиболее общие и основные отношения, формы и связи объективной действительности. Каждая область знаний имеет свои научные понятия (категории) физика – «атом», «масса»» и т.д. Категории философии носят универсальный характер, т.к. они используются во всех отраслях человеческого знания. Категории, законы - есть предмет, изучение диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов (часть-целое, общее-индивидуальное, единичное-множественное, возможность- действительность и т.д.). Категорий диалектики бесчисленное множество. Выделим самые основные: а) единичное-общее; б) явления-сущность; в) форма-содержание; г) необходимость-случайность; д) возможность – действительность; ж) причина-следствие. Единичное и общее. Категории «единичное» и «общее» служат ступеньками познания действительности. Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность вещей, явлений, процессов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимость. Общее - это единичное во многом, объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях.
Общее - (дом, дерево и т. д.) представлено всегда не конкретными предметами, явлениями, а чертами их сходства, подобия. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе, в «чистом» виде. Оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты. Получается, что отдельный предмет - не просто «сгусток» индивидуального, в нем так или иначе всегда есть общее. Диалектика единичного и общего выражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения. Явление и сущность. Явление и сущность это различные уровни познания объективной реальности. Они выражают соотношение внешнего и внутреннего в явлениях. Явление – это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики предметов и явлений. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу. Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Гегель подчеркивал, что непосредственное бытие вещей - это кора, завеса, за которой скрывается сущность, а Маркс уточнял: если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишняя. Вместе с тем если бы явление и сущность не были бы связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно. Cущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Например, болезни человека (сущности) проявляются через болезненные симптомы (явления). Но вся сложность диагноза болезни в том, что одинаковые явления (температура, головная боль и т.д.) могут быть присущи разным по сущности болезням. Явление может, таким образом, маскировать сущность, вводить в заблуждение. Познание сущности достигается через познание явления. Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности: тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность - по отношению к его собственным проявлениям. Таким образом, явление и сущность есть понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. А процесс познания - есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, ко все более глубокому, скрытому - к сущности! Форма и содержание. Понятие "форма" обобщенно выражает способы существования различных видов бытия (строение, воплощение, преобразование). Под содержанием понимают совокупность различных составляющих ее элементов и их взаимодействие, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Содержание и форма понятия диалектические. Они выражают разные, но неразрывно связанные аспекты одного и того же предмета. Гегель подметил, что содержание всегда оформлено, а форма содержательна. Недооценивать форму нельзя. Она организует то или иное содержание, закрепляет определенную ступень развития, нормализует ее. Форма более консервативна, чем содержание. Реально форма неотделима от предмета. Она есть более или менее устойчивая его организация. В то же время, она имеет относительную самостоятельность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.36 (0.008 с.) |