Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления философии Николая Кузанского.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во-первых, учение о Боге. Утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Бог у него деперсонализирован – абсолютный максимум, а мир – ограниченный максимум. а) Бог пребывает во всем, т. е. природа погружена в Бога; б) Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного; в) сущность Бога и видимых вещей совпадает, что свидетельствует о единстве мира. Во-вторых, учение о человеке. Отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека. Рассматривает его как микрокосм, соединенный с божественным абсолютом, т. е. он являет собой подобие Бога (очеловечившийся Бог). Таким образом, человек: а) диалектическое единство конечного и бесконечного; б) обладает творческой сущностью и полной свободой воли; в) обладает естественной потребностью к познанию. В-третьих, учение о познании. а) познавательные возможности реализуются посредством ума; б) ум – индивидуален: чувство, рассудок, разум. В- четвертых, проблема истинности знания. а) истина неотделима от своей противоположности - заблуждения, как «свет неотделим от тени, без которой он невидим»; б) истина всегда процесс (а не догма) познания, движения к Богу.
Вопрос 4 .Философия позднего Возрождения. Особенности периода – возник новый тип философского мышления. Для него характерно критическое переосмысление роли и места человека в мироздании. Основная причина – открытия в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превращается в незаметную песчинку мироздания, затерянную в бесконечном мировом пространстве. Поэтому: · усиливаются позиции пантеизма; · преобладают материалистические тенденции; · проявляется интерес к опытному знанию, благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея. Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину мироздания гелиоцентрическую: во-первых, Земля не является центром Вселенной (отвергает геоцентризм); во-вторых, Солнце является центром по отношению к Земле, и она вращается вокруг Солнца (гелиоцентризм); в-третьих, все космические тела движутся по собственной траектории; в-четвёртых, космос бесконечен; в-пятых, процессы, происходящие в космосе закономерны, объяснимы и лишены «священного» смысла.
Джордано Бруно (1548 – 1600), родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда – Ноланец), в семье обедневшего дворянина. В 1566 – 1575 годах обучался в монастырской школе, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно оставил монастырь. Преподавая философию в университетах Франции, Англии, Германии, он резко выступает против схоластики. За свои взгляды более 7 лет провел в застенках инквизиции, а 17 февраля 1600 года – сожжен на костре. Теоретические интересы Д. Бруно сконцентрировал на решении натурфилософских проблем, изложенных в основных произведениях: «О причине, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах», «О монаде, числе и фигуре» и др. Суть учения. Во-первых, цель философии – познание природы. Во-вторых, божественное и природное, материальное и идеальное, телесное и духовное, рациональное и чувственное, космическое и земное находятся в диалектическом единстве. В-третьих, проблема соотношения природы и Бога решается с позиции пантеизма, выраженного в более законченной форме: а) Бог находится везде и повсюду, не «вне» и «над», а во всем; б) природа мыслится в виде некоего самостоятельного начала: «Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, сокрытая в самих вещах»; в) Бог отождествляется не только с природой, но и с материей. В-четвертых, субстанция материальна и выступает как первоматерия. В-пятых, активное начало не в форме, как утверждал Аристотель, а в материи, являющейся божественным бытием в вещах, тем началом, которое все производит, сохраняя свою независимость. В-шестых, вместе с этим Бруно полагает также существование духовного субстрата – мировой души, присущей всем вещам без исключения; они составляют собой единое целое. В области космологии (что и явилось причиной обвинения его в ереси). 1. Природа и Вселенная бесконечна и бесконечно множество ее миров. 2. Бесчисленные миры имеют внутренним движущим источником универсальную мировую душу, а не Божественную всемогущность. 3. Бесчисленным мирам присущи различные формы чувственной и разумной жизни. 4. Утверждается физическая однородность земного и небесного. 5. Верховной субстанцией есть «монада монад» или Бог. Все противоположности совпадают в одной неделимой точке – Боге. Это такое целое, которое существует во всех единичных вещах мира.
Развивая гносеологические идеи Бруно: 1) решительно высказывается против абсолютизации любых авторитетов: «Низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы»; 2) цель познания – получение определенных знаний; 3) процесс постижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума: а) чувства нужны, чтобы «возбуждать разум»; б) рассудок осмысливает чувственную информацию; в) разум или интеллект проникает в высшие тайны природы; 4) решая проблемы соотношения разума и веры, Бруно придерживается концепции двойственности истины.
В учении о человеке отстаивает концепцию единой субстанции. 1. Тело «ниже» души, но ей необходимо в качестве существования. 2. Душа «выше» тела, но необходима для тела в качестве разумного начала. Учение Бруно внесло огромный вклад в преодоление средневекового мировоззрения и явилось существенным шагом к мировоззрению Нового времени. Бескомпромиссная жизнь Джордано Бруно стала легендой.
Во втором и особенно в третьем периодах эпохи Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Одни философы пытались изменить существующее общественное устройство, а другие – сосредоточились на проектах идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Томас Мор (1478-1535) английский ученый, философ, политический деятель (член парламента, председатель палаты общин, с 1529 г. – лорд-канцлер (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. был казнен за отказ присягнуть королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви). Считается основателем утопического социализма. Свои идеи изложил в произведении «Утопия» (греч u –не, нет + topos –место, которого нигде нет), - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Суть учения. Во-первых, в данном государстве отсутствует частная собственность и все граждане участвуют в производительном труде на основе всеобщей трудовой повинности. Во-вторых, все произведенные продукты поступают на общественные склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. В-третьих, поскольку все заняты производительным трудом – рабочий день составляет всего 6 часов. В-четвертых, от трудовой повинности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. В-пятых, самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и преступники). В-шестых, все должностные лица избираются (прямо или косвенно). В-седьмых, мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности). Другой проект идеального общества разработал Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) итальянский политический деятель, философ; за свои взгляды и деятельность проведший в тюрьме 27 лет, где написал знаменитое произведение «Город Солнца». Суть взглядов: во-первых, Кампанелла как и Томас Мор отрицает частную собственность, отстаивает всеобщий производительный труд и равномерное распределение его результатов между членами государства; во-вторых, труд совмещается с одновременным обучением; в-третьих, жизнь граждан регламентирована до мельчайших подробностей и все делается совместно (работа, отдых, прием пищи, развлечения); в-четвертых, большое внимание уделяется воспитанию, которое осуществляется государством с раннего детства в специализированных школах, где дети обучаются наукам, приучаются к коллективной жизни и нравственным нормам; в-пятых, во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый жителями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями и всеми профессиями. Подводя итог, следует отметить, что философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии: а) начиная с признания средневекового мировоззрения, пришла к практически полному его отрицанию; б) начав с возвышения человека до состояния Бога, разочаровалась в его роли, но вместе с тем начала более внимательно всматриваться в его деятельно – познавательную сущность; в) наработала бузу для возникновения рационалистической философии. . Вопрос 4 . Особенности исторической эпохи Философии Нового Времени
Во-первых, XVII век – период становления капитализма и начала буржуазных революций в Нидерландах и Англии (1640-1688гг ). Во-вторых, началось бурное развитие мануфактурного производства (пришедшего на смену ремесленному труду), что повлекло за собой рост производительности труда. В-третьих, научная революция XVI - XVII вв. порождает новое естествознание: а) разработана Николаем Коперником гелиоцентрическая (Гелиос – у греков бог Солнца) картина мира, противопоставленная им геоцентрической (от греч. gê – Земля) картине мира Клавдия Птолемея (II в. н.э.), который утверждал, что в центре мира находится неподвижная Земля; б) немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571- 1630) сформулировал 3 основных закона движения планет, доказав, что оно не равномерно – планета движется тем быстрее, чем ближе к Солнцу – и движение осуществляется не по кругам (как полагал Коперник), а по эллипсам; в) итальянский ученый Галилео Галилей (1564 – 1642) утверждал, что основой познания является опыт, построил телескоп с 32 – кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, пятна на Солнце, активно поддерживал гелиоцентрическую систему, за что был подвергнут суду инквизиции и отрекся от учения Коперника; г) английский ученый Исаак Ньютон (1642 – 1727) создал теорию движения планет и, связанный с этим Закон всемирного тяготения, а также завершил начатые Галилеем, Р. Декартом, Г. Лейбницем и др. создание новой механики. Эти открытия меняют взгляды людей на мир. Господствующей становится новая точка зрения механики, математики и астрономии, хотя: · в 1616г церковь запрещает гелиоцентрическую систему мира и сжигает книгу Коперника «Об обращении небесных сфер»; · в 1619 г обвинен в ереси и сожжен на костре, итальянский философ – пантеист, священник Джулио Ванини,; · в 1621 г сожжен в Париже за атеистические взгляды Ж. Фонтанье. Г. Галилей в письме к другу пишет: «На свете не существует большей ненависти – как ненависть невежества к знанию». В- четвертых, с развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. Это и стремятся решить философы Нового времени.
Вопрос 5. Особенности философии. Во- первых, в центре внимания философов Нового времени – теория познания (гносеология). При исследовании различных путей познания оформились два основных течения – эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. еmpeiria – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считающее источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент («нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте»). Рационализм (от греч. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие: а) сам по себе опыт не переработанный разумом, не может лежать в основе познания; б) разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были обоснованны опытным путем и лишь впоследствии, с развитием техники, им подтверждены. Во – вторых, философы, они же крупные ученые, понимали науку как важнейшее занятие человечества. Именно наука, по их мнению, способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс. В – третьих, полная секуляризация науки. Синтез науки и религии, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета разума. В – четвертых, развитие наук и философии (которая должна изучать мышление человека, его законы и найти такой метод, который будет применим ко всем наукам) направлены на подчинение Природы человеку. Вопрос 6. Великие философы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.124 (0.013 с.) |