Основные направления философии Николая Кузанского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления философии Николая Кузанского.



Во-первых, учение о Боге.

Утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Бог у него деперсонализирован – абсолютный максимум, а мир – ограниченный максимум.

а) Бог пребывает во всем, т. е. природа погружена в Бога;

б) Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного;

в) сущность Бога и видимых вещей совпадает, что свидетельствует о единстве мира.

Во-вторых, учение о человеке.

Отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека. Рассматривает его как микрокосм, соединенный с божественным абсолютом, т. е. он являет собой подобие Бога (очеловечившийся Бог).

Таким образом, человек:

а) диалектическое единство конечного и бесконечного;

б) обладает творческой сущностью и полной свободой воли;

в) обладает естественной потребностью к познанию.

В-третьих, учение о познании.

а) познавательные возможности реализуются посредством ума; б) ум – индивидуален: чувство, рассудок, разум.

В- четвертых, проблема истинности знания.

а) истина неотделима от своей противоположности - заблуждения, как «свет неотделим от тени, без которой он невидим»;

б) истина всегда процесс (а не догма) познания, движения к Богу.

 

Вопрос 4 .Философия позднего Возрождения.

Особенности периода – возник новый тип философского мышления. Для него характерно критическое переосмысление роли и места человека в мироздании.

Основная причина – открытия в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превращается в незаметную песчинку мироздания, затерянную в бесконечном мировом пространстве.

Поэтому:

· усиливаются позиции пантеизма;

· преобладают материалистические тенденции;

· проявляется интерес к опытному знанию, благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея.

Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину мироздания гелиоцентрическую:

во-первых, Земля не является центром Вселенной (отвергает геоцентризм);

во-вторых, Солнце является центром по отношению к Земле, и она вращается вокруг Солнца (гелиоцентризм);

в-третьих, все космические тела движутся по собственной траектории;

в-четвёртых, космос бесконечен;

в-пятых, процессы, происходящие в космосе закономерны, объяснимы и лишены «священного» смысла.

 

Джордано Бруно (1548 – 1600), родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда – Ноланец), в семье обедневшего дворянина. В 1566 – 1575 годах обучался в монастырской школе, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно оставил монастырь. Преподавая философию в университетах Франции, Англии, Германии, он резко выступает против схоластики. За свои взгляды более 7 лет провел в застенках инквизиции, а 17 февраля 1600 года – сожжен на костре.

Теоретические интересы Д. Бруно сконцентрировал на решении натурфилософских проблем, изложенных в основных произведениях: «О причине, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах», «О монаде, числе и фигуре» и др.

Суть учения.

Во-первых, цель философии – познание природы.

Во-вторых, божественное и природное, материальное и идеальное, телесное и духовное, рациональное и чувственное, космическое и земное находятся в диалектическом единстве.

В-третьих, проблема соотношения природы и Бога решается с позиции пантеизма, выраженного в более законченной форме:

а) Бог находится везде и повсюду, не «вне» и «над», а во всем;

б) природа мыслится в виде некоего самостоятельного начала:

«Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, сокрытая в самих вещах»; в) Бог отождествляется не только с природой, но и с материей.

В-четвертых, субстанция материальна и выступает как первоматерия.

В-пятых, активное начало не в форме, как утверждал Аристотель, а в материи, являющейся божественным бытием в вещах, тем началом, которое все производит, сохраняя свою независимость.

В-шестых, вместе с этим Бруно полагает также существование духовного субстрата – мировой души, присущей всем вещам без исключения; они составляют собой единое целое.

В области космологии (что и явилось причиной обвинения его в ереси).

1. Природа и Вселенная бесконечна и бесконечно множество ее миров.

2. Бесчисленные миры имеют внутренним движущим источником универсальную мировую душу, а не Божественную всемогущность.

3. Бесчисленным мирам присущи различные формы чувственной и разумной жизни.

4. Утверждается физическая однородность земного и небесного.

5. Верховной субстанцией есть «монада монад» или Бог. Все противоположности совпадают в одной неделимой точке – Боге. Это такое целое, которое существует во всех единичных вещах мира.

 

Развивая гносеологические идеи Бруно:

1) решительно высказывается против абсолютизации любых авторитетов:

«Низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы»;

2) цель познания – получение определенных знаний;

3) процесс  постижения   истины складывается   постепенно,   на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума:

а) чувства нужны, чтобы «возбуждать разум»;

б) рассудок осмысливает чувственную информацию;

в) разум или интеллект проникает в высшие тайны природы;

4) решая проблемы соотношения разума и веры, Бруно придерживается концепции двойственности истины.

 

В учении о человеке отстаивает концепцию единой субстанции.

1. Тело «ниже» души, но ей необходимо в качестве существования.

2. Душа «выше» тела, но необходима для тела в качестве разумного начала.

Учение Бруно внесло огромный вклад в преодоление средневекового мировоззрения и явилось существенным шагом к мировоззрению Нового времени. Бескомпромиссная жизнь Джордано Бруно стала легендой.

 

Во втором и особенно в третьем периодах эпохи Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Одни философы пытались изменить существующее общественное устройство, а другие – сосредоточились на проектах идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Томас Мор (1478-1535) английский ученый, философ, политический деятель (член парламента, председатель палаты общин, с 1529 г. – лорд-канцлер (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. был казнен за отказ присягнуть королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви). Считается основателем утопического социализма. Свои идеи изложил в произведении «Утопия» (греч u –не, нет + topos –место, которого нигде нет), - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Суть учения.

Во-первых, в данном государстве отсутствует частная собственность и все граждане участвуют в производительном труде на основе всеобщей трудовой повинности.

Во-вторых, все произведенные продукты поступают на общественные

склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии.

В-третьих, поскольку все заняты производительным трудом – рабочий день составляет всего 6 часов.

В-четвертых, от трудовой повинности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам.

В-пятых, самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и преступники).

В-шестых, все должностные лица избираются (прямо или косвенно).

В-седьмых, мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности).

Другой проект идеального общества разработал Томмазо Кампанелла (1568

- 1639) итальянский политический деятель, философ; за свои взгляды и

деятельность проведший в тюрьме 27 лет, где написал знаменитое произведение

«Город Солнца».

Суть взглядов:

во-первых, Кампанелла как и Томас Мор отрицает частную собственность, отстаивает всеобщий производительный труд и равномерное распределение его результатов между членами государства;

во-вторых, труд совмещается с одновременным обучением;

в-третьих, жизнь граждан регламентирована до мельчайших подробностей и все делается совместно (работа, отдых, прием пищи, развлечения);

в-четвертых, большое внимание уделяется воспитанию, которое

осуществляется государством с раннего детства в специализированных школах, где дети обучаются наукам, приучаются к коллективной жизни и нравственным нормам;

в-пятых, во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый жителями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями и всеми профессиями.

Подводя итог, следует отметить, что философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии:

а) начиная с признания средневекового мировоззрения, пришла к практически полному его отрицанию;

б) начав с возвышения человека до состояния Бога, разочаровалась в его роли, но вместе с тем начала более внимательно всматриваться в его деятельно – познавательную сущность;

в) наработала бузу для возникновения рационалистической философии.

.

Вопрос 4 .    Особенности исторической эпохи  Философии Нового Времени

 

Во-первых, XVII век – период становления капитализма и начала буржуазных революций в Нидерландах и Англии (1640-1688гг ).

Во-вторых, началось бурное развитие мануфактурного производства (пришедшего на смену ремесленному труду), что повлекло за собой рост производительности труда.

В-третьих, научная революция XVI - XVII вв. порождает новое естествознание:

а) разработана Николаем Коперником гелиоцентрическая (Гелиос – у греков бог Солнца) картина мира, противопоставленная им геоцентрической (от греч. – Земля) картине мира Клавдия Птолемея (II в. н.э.), который утверждал, что в центре мира находится неподвижная Земля;

б) немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571- 1630) сформулировал 3 основных закона движения планет, доказав, что оно не равномерно – планета

движется тем быстрее, чем ближе к Солнцу – и движение осуществляется не по кругам (как полагал Коперник), а по эллипсам;

в) итальянский ученый Галилео Галилей (1564 – 1642) утверждал, что основой познания является опыт, построил телескоп с 32 – кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, пятна на Солнце, активно поддерживал гелиоцентрическую систему, за что был подвергнут суду инквизиции и отрекся от учения Коперника;

г) английский ученый Исаак Ньютон (1642 – 1727) создал теорию движения планет и, связанный с этим Закон всемирного тяготения, а также завершил начатые Галилеем, Р. Декартом, Г. Лейбницем и др. создание новой механики.

Эти открытия меняют взгляды людей на мир. Господствующей становится новая точка зрения механики, математики и астрономии, хотя:

· в 1616г церковь запрещает гелиоцентрическую систему мира и сжигает книгу Коперника «Об обращении небесных сфер»;

· в 1619 г обвинен в ереси и сожжен на костре, итальянский философ

– пантеист, священник Джулио Ванини,;

· в 1621 г сожжен в Париже за атеистические взгляды Ж. Фонтанье.

Г. Галилей в письме к другу пишет: «На свете не существует большей ненависти – как ненависть невежества к знанию».

В- четвертых, с развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. Это и стремятся решить философы Нового времени.

 

 

Вопрос 5. Особенности философии.

Во- первых, в центре внимания философов Нового времени – теория познания (гносеология). При исследовании различных путей познания оформились два основных течения – эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. еmpeiria – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считающее источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент («нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте»).

Рационализм (от греч. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

а) сам по себе опыт не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

б) разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были обоснованны опытным путем и лишь впоследствии, с развитием техники, им подтверждены.

Во – вторых, философы, они же крупные ученые, понимали науку как важнейшее занятие человечества. Именно наука, по их мнению, способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс.

В – третьих, полная секуляризация науки. Синтез науки и религии, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета разума.

В – четвертых, развитие наук и философии (которая должна изучать мышление человека, его законы и найти такой метод, который будет применим ко всем наукам) направлены на подчинение Природы человеку.

Вопрос 6. Великие философы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.039 с.)