Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 3.2. Происхождение и устройство мира.

Поиск

Лекция 14. Онтология - философское учение о бытии.

Вопросы лекции

 

1. Категория бытия и ее специфика.

2. Основные виды и формы бытия.

3. Материя.

4. Движение и развитие. Концепция развития.

5. Пространство и время.

6. Категории человеческого бытия.

 

Вопрос 1. Категория бытия и ее специфика.

 

Бытие – одна из важнейших категорий (научное понятие) философии.

Она указывает только на факт существования чего-либо. Слово «бытие» происходит от слова «быть», т.е. существовать. Но категория «бытие» появилась тогда, когда стала анализироваться сама проблема существования. Понятие

«бытие» ввел и стал исследовать древнегреческий философ Парменид (VI-V вв. до н.э.). Это предельно широкое понятие, объединяющее основные идеи о существовании мира:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

 

2) природное и духовное, индивиды и общество существуют равно, хотя в различных формах;

3) их существование есть предпосылка единства мира;

4) в     силу объективности     существования    и     развития,  мир образует совокупную реальность, действительность;

5) Данная реальность существует до и независимо от воли и желания людей, т.е. объективно.

Следовательно, бытие – это реально существующая, стабильная, самодостаточная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее, т.е. все, что существует в любой форме.

 

Вопрос 2. Основные виды и формы бытия.

 

Все существующее можно подразделить на два вида:

а) материальное бытие, материя; б) духовное бытие, дух, идея.

Их объединяет то, что они существуют во времени.

Разъединяет то, что материальное бытие существует в пространстве, а духовное – вне пространства.

Основные формы материального бытия.

1. Бытие вещей, процессов:

а) природы как целого, ее частей, состоянии;

б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком (вторая

природа).

Отличительные особенности второй природы:

во-первых, она создается из первой природы;

во-вторых, она всегда социально ориентированна (создается человеком для удовлетворения потребностей человека);

в-третьих, в ней всегда есть духовная составляющая (замысел, идея создателя).

 

2. Бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие (единство материального и духовного).

3. Бытие социальное (общества):

а) бытие отдельного человека (элемента социума);

б) бытие самого общества (существование, развитие);

Осмысление бытия является предпосылкой для понимания единства мира.

 

Основные формы духовного бытия

 

а) индивидуализированное – неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивида (его духовный мир);

б) объективированное – может существовать и часто существует вне индивида.

Вопрос 3. Материя.

 

Из понятия «бытие», как совокупной реальности, следует, что существует

два вида реальности:

а) объективная реальность, т.е. то, что не зависит в своем существовании от воли, желания, сознания индивидов и общества, т.е. материя;

б) субъективная реальность, т.е. то, что зависит от воли и желания индивидов - сознание.

Такое разделение условно, так как объективная и субъективная реальность являют собой единый многообразный и пространственный мир, но оно необходимо в целях познания.

Материя (ввел в философский оборот данное понятие Лукреций Тит Кар (99- 55 гг. до н.э.) от латинского слова mater – «мать») как объективная реальность включает в себя бесконечное множество всех существующих в мире предметов, систем и процессов, их свойств, связей отношений, а также форм движения.

 

Материя есть абстракция, как скажем, плод вообще. Ее нельзя видеть, осязать. Весь окружающий нас мир и мы сами представляем собой движущуюся материю.

В философии существует несколько подходов к пониманию материи.

1. Материалистический подход – материя есть основа бытия, объективная реальность, существующая независимо от человека. Материя первична и представляет собой наличное бытие. Дух, сознание – порождение материи.

2. Объективно-идеалистический подход – материя существует объективно, но есть порождение первичного идеального (абсолютного) духа.

3. Субъективно-идеалистический подход – материи, как самостоятельной реальности, не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа.

4. Позитивистский – понятие «материя» ложно, так как ее существование нельзя полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи.

Материя рассматривается, как основа единства мира. В этом смысле она есть субстанция (лот. substantia – сущность) – первооснова; то, что не зависит от другого, первопричина сущего, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Понятие «материя» употребляется в двух значениях:

во-первых, материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, и, отображаемая им.

во-вторых, материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания, и отображаемой им.

Материя всегда структурирована (лат. structura – расположения, строение). Все материальные объекты имеют структуру и их существование возможно, только благодаря взаимодействию образующих ее элементов. Элементами структуры материи являются:

 

а) неживая природа; б) живая природа; в) общество.

Каждый элемент материи имеет свои уровни.

 

Уровнями неживой природы являются (по восходящей):

- субмикроэлементарный (мельчайшие единицы материи, меньше, чем атомы);

- микроэлементарный (электроны, кварки);

- ядерный (ядро атома);

- атомарный (атомы);

- молекулярный (молекулы);

- единичные вещи;

- макротела;

- планеты;

- системы планет;

- галактики;

- системы галактик;

- метагалактики;

- Вселенная, мир в целом.

 

К уровням живой природы относятся (по восходящей):

- доклеточный (ДНК, РНК, белки);

- клеточный (клетки);

- многоклеточные организмы;

- популяции;

- виды;

- биоценозы (сообщество живых       организмов, населяющее однородный участок природы и имеющие определенный видовой состав);

- биосфера в целом.

 

К уровням общества относится (по восходящей):

- отдельный индивид;

- семья;

- группа;

- коллективы разных уровней;

- социальные группы (классы, страты);

- этносы;

- нации;

- расы;

- государства;

- союзы государств;

- человечество в целом.

 

 

Характерными свойствами (атрибутами) материи являются:

1) движение;

2) размещенность в пространстве (пространство);

3) существование во времени (время);

4) способность к отражению (отражение);

5) самоорганизация и др..

 

 

Вопрос 4. Движение и развитие. Концепция развития.

 

Под движением в философии понимаются любые (все) изменения, которые происходят в мире, природе, телах, явлениях. Движение рассматривается в самом общем смысле слова, т.е. как способ существования материи. Другими словами, под движением понимается все изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Это внутренне присущий материи атрибут -

 

неотъемлемый признак предмета, без которого предмет не может ни быть, ни мыслиться.Движение несотворимо и неуничтожимо. Поэтому движение абсолютно, покой относителен и является моментом движения.

Существует два основных типа движения:

 

а) движение, связанное с сохранением устойчивости предмета,

его качества. Любая вещь есть ни что иное, как процесс;

б) движение, связанное с переходом от одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета.

Движение существует в различных формах, которые связаны с уровнем организации и развития материи. Более простому уровню организации материи соответствуют более простые формы движения и наоборот. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. в высших формах присутствуют все более низшие формы движения. Высшие формы движения не есть сумма более низших, они не сводимы к ним, т.к. это качественно специфичны формы движения. Генетическая связь всех форм движения между собой и с уровнями развития материи также свидетельствует о материальном единстве мира.

Можно выделить три основных группы форм движения:

1) в неорганической природе;

2) в живой природе;

3) в обществе.

В каждой из групп имеется множество форм движения, что связано с неисчерпаемостью материи.

 

Основными формами являются:

а) механическая; б) физическая; в) химическая;

г) биологическая; д) социальная и др.

 

Движение материи не привносится извне, а возникает из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы. Поэтому оно

характеризуется:

 

а) всеобщностью; б) постоянством.

Движение, связанное с переходом из одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета принято называть

развитием. Развитие всегда показывает наличие преемственности между качественными изменениями.

Основные признаки развития:

1) качественный характер изменений;

2) их необратимость;

3) четкая направленность (прогресс, регресс).

Таким образом, развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение системы.

Движение и развитие материи представляет собой процессы, проходящие по определенным этапам. Одни стадии сменяют другие, но какие-то моменты могут повторяться. Все это имеет свою длительность, скорость, ритм и темп, т.е. время.

 

Вопрос 5. Пространство и время.

 

Материя расположена во времени и в пространстве. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Принципиально важным во всех спорах стоял вопрос: в каком отношении находятся пространство и время к материи?

По этому вопросу в истории философии сформировалось два подхода:

а) субстанциальный; б) реляционный.

Сторонники субстанциального (от субстанция) подхода считали, что время и пространство являются отдельной реальностью, наряду с материей.

 

Пространство – здесь чистая протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительностью. Оно одинаково во всей Вселенной, и его течение ни от чего не зависит.

Сторонники реляционного (лат. relatio – отношения) подхода утверждают наоборот, что пространство и время образуются в результате взаимодействия материальных объектов, т.е. это система отношений.

В настоящее время, исходя из достижений науки, более достоверно выглядит реляционная теория.

Согласно ей, пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее:

во-первых, протяженность;

во-вторых, структурность;

в-третьих, сосуществование;

в-четвертых, взаимодействие элементов во всех материальных системах.

 

Пространство характеризуется такими свойствами:

а) протяженность;

б) однородность (отсутствие в нем каких-либо выделенных точек); в) изотропность (равноправность всех возможных направлений); г) трехмерность.

Понятие пространства (протяженность) имеет смысл потому, что сама материя дифференцирована и структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

Но материальный мир не просто состоит из структурно-произвольных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы. В них можно выделить особо качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных изменений дает нам представление о времени.

Время – форма бытия материи, выражающая:

во-первых, длительность существования материальных систем, тел, процессов;

во-вторых, последовательность смены состояний и изменений этих систем.

 

Оно также характеризуется:

а) одномерностью; б) необратимостью.

Из такого понимания следует, что пространство и время являются объективными свойствами материи. Они тесно переплетены. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, сформулированная Альбертом Эйнштейном в 1916 г., подтвердила правильность реляционной теории – т.е. понимание времени и пространства, как отношений внутри материи, а также перевернула прежние взгляды на пространство и время, как вечные и неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейн доказал, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменится – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлит свой бег. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Следовательно, пространство и время – это формы существования материи. В мире нет ничего, кроме движущейся в пространстве и во времени материи. Неразрывность материи, движения, пространства и времени находит свое подтверждение в науке и практике.

Вопрос 6. Категории человеческого бытия.

1.Творчество

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее

не бывшее.

Творчество – это самореализация человека. В творчестве присутствует сознательное и бессознательное. Виды творчества определяются характером деятельности человечества: художественное, научное, техническое и др. Творчество и человек неотделимы.

Гений – высшая ступень творческой одарённости. В основе творчества лежат потребности

 общества. Творческие способности могут быть востребованы обществом, а могут и не понадобится ему.

 

2. Любовь

Любовь – глубокое истинное чувство, устремлённое на другую личность, человечество или идею. Это чувство присуще только людям, хотя и в животном мире существа объединяются в пары, но это происходит на инстинктивном уровне.

Человек наделён разумом, поэтому любовь имеет духовное начало. Любовь к другому человеку включает в себя такие моменты, как забота, ответственность, доверие и уважение. Наряду с индивидуальной, избирательной любовью человеческая культура предполагает существование любви, распространяющейся на всех людей. Это любовь – милосердие. Она основана на признании достоинства любого человека и его права на счастье. Любовь – высшее из человеческих чувств. Любить – это давать, а не брать. Человек даёт другому то, что представляется ему наиболее ценным: чувства, знания, переживания.

Человеческие отношения, основанные на любви друг к другу, творят прекрасное в этом мире. Ненависть уничтожает всё прекрасное и доброе. Противоположность любви – эгоизм. Влюблённый человек обострённо воспринимает мир, ощущает смысл жизни. Любовь, как всякое общественное отношение, несёт на себе отпечаток своей эпохи.

3. Счастье

Счастье – это такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье – это разновидность удовольствия. Наиболее глубокое, полное и всестороннее удовольствие, достигаемое усилиями разума и воли. Для человека не существует других причин для действия, иных целей, кроме счастья. Есть люди, которые обретают счастье через ограничение, отказываясь от

многого: странники, отшельники, монахи. Такие люди обретают счастье в духовном усовершенствовании. Им чужд материальный мир с его страстями. Есть люди, которые обретают счастье в работе, творчестве, семье. Многие считают, что счастье-это подарок судьбы, а некоторые, что счастье-это результат настойчивых усилий: «Чтобы быть вполне счастливым недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслужить его» - Виктор Гюго. Человеческая жизнь всегда устремлена к счастью. Именно поэтому так болезненно воспринимаются обстоятельства, препятствующие ощущению полноты счастья.

4. Смысл жизни, смерть и бессмертие

Смысл жизни человека, смерть и бессмертие – этот вопрос интересовал людей с момента появления человека. Экзистенциализм рассматривает человека как одинокого, неспособного реализовать свою человеческую сущность. Оказавшись один на один с враждебным ему миром, он не может реализовать истинный смысл своей жизни. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха и составляют смысл жизни. Приверженцы гедонизма утверждают, что высшая цель человека – достижение удовольствия и наслаждения, сторонники эвдемонизма – достижение счастья и блаженства.

Смысл жизни христианина – движение к вечной жизни и бессмертию души, как спасению  от смерти в исполнении нравственных предписаний религии. В материалистической философии смысл жизни – в саморазвитии человека, в совершенствовании его способностей, а также в сотворении добра. Человек должен внести в мир свою долю разумного, совершенного, доброго. Утеряв иногда одни жизненные смыслы, испытав некий ценностный крах, человек ищет другие и находит их, ибо последним и главным смыслом является сама жизнь (жизнь самоценна): возможность видеть небо, вдыхать аромат цветов, радоваться другому человеку и т.д. Тогда каждый прожитый момент жизни воспринимается как подарок.

Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки, философы и т.д. Ж.Ж. Руссо писал «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена её зависит от её употребления». Вряд ли найдётся такой человек, который рано или поздно не задумывался о смысле жизни, предстоящей смерти и достижении бессмертия.

Человек обречён на размышление о смерти, и в этом его отличие от животного, которое

смертно, но не знает об этом. Перед смертью все люди равны. Мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти.

Выделяют несколько видов бессмертия:

1) В генах потомства, он близок большинству людей.

2) Мумификация тела с расчётом на вечное его сохранение (фараоны, Ленин). Глубокое

замораживание с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.

3) «Растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое тело, в вечный кругооборот материи (Япония, восточная цивилизация).

4) Связанный с результатами творчества человека (научные открытия, литературные произведения, военные победы).

5) Изменение состояния сознания – психотренинг, медитация.

Людям, идущим на подвиг, жизнь тоже даётся один раз. Герои-панфиловцы и миллионы, таких как они прекрасно прожили жизнь и прекрасно ушли из неё во имя жизни других людей.

Смысл смерти и бессмертия являются обратной стороной проблемы смысла жизни.

Эта проблема решается по-разному в зависимости от господствующей в обществе духовной установки.

В последнее время всё чаще появляются сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает жить в иных измерениях. Особое внимание в последнее время привлекает эвтаназия – лёгкая смерть, с целью прекращения страданий, но это спорный вопрос.

5. Свобода, ответственность и необходимость

Свобода – это одна из основных философских категорий, характеризующая сущность человека. Проблема свободы человека обсуждалась многими философами. Свобода рассматривается в соотношении с необходимостью. В русской философии понятие свобода отождествлялось с понятием воли и вольницы. В настоящее время существуют две крайние теории свободы человека:

1) Фатализм (вера в судьбу) рассматривает человека как существо, целиком зависящее от

внешних обстоятельств и сил. Здесь не остаётся места для свободного выбора.

2) Волюнтаризм видит в человеке существо, абсолютно не зависящее от внешних обстоятельств и сил.

Ещё философ Спиноза в XVII в. говорил, что свобода связана с познанием необходимости. Человек, не признающий необходимости, является рабом своих желаний и страстей. Игнорирование необходимости ведёт к анархии, хаосу, к вседозволенности. Познание необходимости – первое условие свободной деятельности человека. Если раньше свобода воспринималась, как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине 20 века стало ясно; что понятие свобода должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей, но государство должно делать это не методами насилия и принуждения, а при помощи экономических стимулов и соблюдения прав человека.

С точки зрения современной философии, понятие свобода включает в себя:

1) познание законов природы, общества и человеческого мышления;

2) наличие желания, воли, которая необходима для претворения принятых решений в жизнь.

Свобода – это сознательная деятельность людей в соответствии с законами общественного развития, познание необходимости. Высшая ступень свободы человека – это совпадение его желаний и объективной необходимости. Границы свободы определяют уровень развития культуры, поэтому свобода человека исторична. Свобода человека связана с ответственностью, т.е. любое действие человека затрагивает интересы других людей. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.009 с.)