Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 3.2. Происхождение и устройство мира.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция 14. Онтология - философское учение о бытии. Вопросы лекции
1. Категория бытия и ее специфика. 2. Основные виды и формы бытия. 3. Материя. 4. Движение и развитие. Концепция развития. 5. Пространство и время. 6. Категории человеческого бытия.
Вопрос 1. Категория бытия и ее специфика.
Бытие – одна из важнейших категорий (научное понятие) философии. Она указывает только на факт существования чего-либо. Слово «бытие» происходит от слова «быть», т.е. существовать. Но категория «бытие» появилась тогда, когда стала анализироваться сама проблема существования. Понятие «бытие» ввел и стал исследовать древнегреческий философ Парменид (VI-V вв. до н.э.). Это предельно широкое понятие, объединяющее основные идеи о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;
2) природное и духовное, индивиды и общество существуют равно, хотя в различных формах; 3) их существование есть предпосылка единства мира; 4) в силу объективности существования и развития, мир образует совокупную реальность, действительность; 5) Данная реальность существует до и независимо от воли и желания людей, т.е. объективно. Следовательно, бытие – это реально существующая, стабильная, самодостаточная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее, т.е. все, что существует в любой форме.
Вопрос 2. Основные виды и формы бытия.
Все существующее можно подразделить на два вида: а) материальное бытие, материя; б) духовное бытие, дух, идея. Их объединяет то, что они существуют во времени. Разъединяет то, что материальное бытие существует в пространстве, а духовное – вне пространства. Основные формы материального бытия. 1. Бытие вещей, процессов: а) природы как целого, ее частей, состоянии; б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком (вторая природа). Отличительные особенности второй природы: во-первых, она создается из первой природы; во-вторых, она всегда социально ориентированна (создается человеком для удовлетворения потребностей человека); в-третьих, в ней всегда есть духовная составляющая (замысел, идея создателя).
2. Бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие (единство материального и духовного). 3. Бытие социальное (общества): а) бытие отдельного человека (элемента социума); б) бытие самого общества (существование, развитие); Осмысление бытия является предпосылкой для понимания единства мира.
Основные формы духовного бытия
а) индивидуализированное – неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивида (его духовный мир); б) объективированное – может существовать и часто существует вне индивида. Вопрос 3. Материя.
Из понятия «бытие», как совокупной реальности, следует, что существует два вида реальности: а) объективная реальность, т.е. то, что не зависит в своем существовании от воли, желания, сознания индивидов и общества, т.е. материя; б) субъективная реальность, т.е. то, что зависит от воли и желания индивидов - сознание. Такое разделение условно, так как объективная и субъективная реальность являют собой единый многообразный и пространственный мир, но оно необходимо в целях познания. Материя (ввел в философский оборот данное понятие Лукреций Тит Кар (99- 55 гг. до н.э.) от латинского слова mater – «мать») как объективная реальность включает в себя бесконечное множество всех существующих в мире предметов, систем и процессов, их свойств, связей отношений, а также форм движения.
Материя есть абстракция, как скажем, плод вообще. Ее нельзя видеть, осязать. Весь окружающий нас мир и мы сами представляем собой движущуюся материю. В философии существует несколько подходов к пониманию материи. 1. Материалистический подход – материя есть основа бытия, объективная реальность, существующая независимо от человека. Материя первична и представляет собой наличное бытие. Дух, сознание – порождение материи. 2. Объективно-идеалистический подход – материя существует объективно, но есть порождение первичного идеального (абсолютного) духа. 3. Субъективно-идеалистический подход – материи, как самостоятельной реальности, не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа. 4. Позитивистский – понятие «материя» ложно, так как ее существование нельзя полностью изучить при помощи опытного научного исследования. В современной российской науке, философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи. Материя рассматривается, как основа единства мира. В этом смысле она есть субстанция (лот. substantia – сущность) – первооснова; то, что не зависит от другого, первопричина сущего, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Понятие «материя» употребляется в двух значениях: во-первых, материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, и, отображаемая им. во-вторых, материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания, и отображаемой им. Материя всегда структурирована (лат. structura – расположения, строение). Все материальные объекты имеют структуру и их существование возможно, только благодаря взаимодействию образующих ее элементов. Элементами структуры материи являются:
а) неживая природа; б) живая природа; в) общество. Каждый элемент материи имеет свои уровни.
Уровнями неживой природы являются (по восходящей): - субмикроэлементарный (мельчайшие единицы материи, меньше, чем атомы); - микроэлементарный (электроны, кварки); - ядерный (ядро атома); - атомарный (атомы); - молекулярный (молекулы); - единичные вещи; - макротела; - планеты; - системы планет; - галактики; - системы галактик; - метагалактики; - Вселенная, мир в целом.
К уровням живой природы относятся (по восходящей): - доклеточный (ДНК, РНК, белки); - клеточный (клетки); - многоклеточные организмы; - популяции; - виды; - биоценозы (сообщество живых организмов, населяющее однородный участок природы и имеющие определенный видовой состав); - биосфера в целом.
К уровням общества относится (по восходящей): - отдельный индивид; - семья; - группа; - коллективы разных уровней; - социальные группы (классы, страты); - этносы; - нации; - расы; - государства; - союзы государств; - человечество в целом.
Характерными свойствами (атрибутами) материи являются: 1) движение; 2) размещенность в пространстве (пространство); 3) существование во времени (время); 4) способность к отражению (отражение); 5) самоорганизация и др..
Вопрос 4. Движение и развитие. Концепция развития.
Под движением в философии понимаются любые (все) изменения, которые происходят в мире, природе, телах, явлениях. Движение рассматривается в самом общем смысле слова, т.е. как способ существования материи. Другими словами, под движением понимается все изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Это внутренне присущий материи атрибут -
неотъемлемый признак предмета, без которого предмет не может ни быть, ни мыслиться.Движение несотворимо и неуничтожимо. Поэтому движение абсолютно, покой относителен и является моментом движения. Существует два основных типа движения:
а) движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. Любая вещь есть ни что иное, как процесс; б) движение, связанное с переходом от одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета. Движение существует в различных формах, которые связаны с уровнем организации и развития материи. Более простому уровню организации материи соответствуют более простые формы движения и наоборот. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. в высших формах присутствуют все более низшие формы движения. Высшие формы движения не есть сумма более низших, они не сводимы к ним, т.к. это качественно специфичны формы движения. Генетическая связь всех форм движения между собой и с уровнями развития материи также свидетельствует о материальном единстве мира. Можно выделить три основных группы форм движения: 1) в неорганической природе; 2) в живой природе; 3) в обществе. В каждой из групп имеется множество форм движения, что связано с неисчерпаемостью материи.
Основными формами являются: а) механическая; б) физическая; в) химическая; г) биологическая; д) социальная и др.
Движение материи не привносится извне, а возникает из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы. Поэтому оно характеризуется:
а) всеобщностью; б) постоянством. Движение, связанное с переходом из одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета принято называть развитием. Развитие всегда показывает наличие преемственности между качественными изменениями. Основные признаки развития: 1) качественный характер изменений; 2) их необратимость; 3) четкая направленность (прогресс, регресс). Таким образом, развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение системы. Движение и развитие материи представляет собой процессы, проходящие по определенным этапам. Одни стадии сменяют другие, но какие-то моменты могут повторяться. Все это имеет свою длительность, скорость, ритм и темп, т.е. время.
Вопрос 5. Пространство и время.
Материя расположена во времени и в пространстве. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Принципиально важным во всех спорах стоял вопрос: в каком отношении находятся пространство и время к материи? По этому вопросу в истории философии сформировалось два подхода: а) субстанциальный; б) реляционный. Сторонники субстанциального (от субстанция) подхода считали, что время и пространство являются отдельной реальностью, наряду с материей.
Пространство – здесь чистая протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительностью. Оно одинаково во всей Вселенной, и его течение ни от чего не зависит. Сторонники реляционного (лат. relatio – отношения) подхода утверждают наоборот, что пространство и время образуются в результате взаимодействия материальных объектов, т.е. это система отношений. В настоящее время, исходя из достижений науки, более достоверно выглядит реляционная теория. Согласно ей, пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее: во-первых, протяженность; во-вторых, структурность; в-третьих, сосуществование; в-четвертых, взаимодействие элементов во всех материальных системах.
Пространство характеризуется такими свойствами: а) протяженность; б) однородность (отсутствие в нем каких-либо выделенных точек); в) изотропность (равноправность всех возможных направлений); г) трехмерность. Понятие пространства (протяженность) имеет смысл потому, что сама материя дифференцирована и структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Но материальный мир не просто состоит из структурно-произвольных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы. В них можно выделить особо качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных изменений дает нам представление о времени. Время – форма бытия материи, выражающая: во-первых, длительность существования материальных систем, тел, процессов; во-вторых, последовательность смены состояний и изменений этих систем.
Оно также характеризуется: а) одномерностью; б) необратимостью. Из такого понимания следует, что пространство и время являются объективными свойствами материи. Они тесно переплетены. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Теория относительности, сформулированная Альбертом Эйнштейном в 1916 г., подтвердила правильность реляционной теории – т.е. понимание времени и пространства, как отношений внутри материи, а также перевернула прежние взгляды на пространство и время, как вечные и неизменные величины. С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейн доказал, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменится – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлит свой бег. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. Следовательно, пространство и время – это формы существования материи. В мире нет ничего, кроме движущейся в пространстве и во времени материи. Неразрывность материи, движения, пространства и времени находит свое подтверждение в науке и практике. Вопрос 6. Категории человеческого бытия. 1.Творчество Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество – это самореализация человека. В творчестве присутствует сознательное и бессознательное. Виды творчества определяются характером деятельности человечества: художественное, научное, техническое и др. Творчество и человек неотделимы. Гений – высшая ступень творческой одарённости. В основе творчества лежат потребности общества. Творческие способности могут быть востребованы обществом, а могут и не понадобится ему.
2. Любовь Любовь – глубокое истинное чувство, устремлённое на другую личность, человечество или идею. Это чувство присуще только людям, хотя и в животном мире существа объединяются в пары, но это происходит на инстинктивном уровне. Человек наделён разумом, поэтому любовь имеет духовное начало. Любовь к другому человеку включает в себя такие моменты, как забота, ответственность, доверие и уважение. Наряду с индивидуальной, избирательной любовью человеческая культура предполагает существование любви, распространяющейся на всех людей. Это любовь – милосердие. Она основана на признании достоинства любого человека и его права на счастье. Любовь – высшее из человеческих чувств. Любить – это давать, а не брать. Человек даёт другому то, что представляется ему наиболее ценным: чувства, знания, переживания. Человеческие отношения, основанные на любви друг к другу, творят прекрасное в этом мире. Ненависть уничтожает всё прекрасное и доброе. Противоположность любви – эгоизм. Влюблённый человек обострённо воспринимает мир, ощущает смысл жизни. Любовь, как всякое общественное отношение, несёт на себе отпечаток своей эпохи. 3. Счастье Счастье – это такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье – это разновидность удовольствия. Наиболее глубокое, полное и всестороннее удовольствие, достигаемое усилиями разума и воли. Для человека не существует других причин для действия, иных целей, кроме счастья. Есть люди, которые обретают счастье через ограничение, отказываясь от многого: странники, отшельники, монахи. Такие люди обретают счастье в духовном усовершенствовании. Им чужд материальный мир с его страстями. Есть люди, которые обретают счастье в работе, творчестве, семье. Многие считают, что счастье-это подарок судьбы, а некоторые, что счастье-это результат настойчивых усилий: «Чтобы быть вполне счастливым недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслужить его» - Виктор Гюго. Человеческая жизнь всегда устремлена к счастью. Именно поэтому так болезненно воспринимаются обстоятельства, препятствующие ощущению полноты счастья. 4. Смысл жизни, смерть и бессмертие Смысл жизни человека, смерть и бессмертие – этот вопрос интересовал людей с момента появления человека. Экзистенциализм рассматривает человека как одинокого, неспособного реализовать свою человеческую сущность. Оказавшись один на один с враждебным ему миром, он не может реализовать истинный смысл своей жизни. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха и составляют смысл жизни. Приверженцы гедонизма утверждают, что высшая цель человека – достижение удовольствия и наслаждения, сторонники эвдемонизма – достижение счастья и блаженства. Смысл жизни христианина – движение к вечной жизни и бессмертию души, как спасению от смерти в исполнении нравственных предписаний религии. В материалистической философии смысл жизни – в саморазвитии человека, в совершенствовании его способностей, а также в сотворении добра. Человек должен внести в мир свою долю разумного, совершенного, доброго. Утеряв иногда одни жизненные смыслы, испытав некий ценностный крах, человек ищет другие и находит их, ибо последним и главным смыслом является сама жизнь (жизнь самоценна): возможность видеть небо, вдыхать аромат цветов, радоваться другому человеку и т.д. Тогда каждый прожитый момент жизни воспринимается как подарок. Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки, философы и т.д. Ж.Ж. Руссо писал «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена её зависит от её употребления». Вряд ли найдётся такой человек, который рано или поздно не задумывался о смысле жизни, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Человек обречён на размышление о смерти, и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Перед смертью все люди равны. Мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Выделяют несколько видов бессмертия: 1) В генах потомства, он близок большинству людей. 2) Мумификация тела с расчётом на вечное его сохранение (фараоны, Ленин). Глубокое замораживание с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни. 3) «Растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое тело, в вечный кругооборот материи (Япония, восточная цивилизация). 4) Связанный с результатами творчества человека (научные открытия, литературные произведения, военные победы). 5) Изменение состояния сознания – психотренинг, медитация. Людям, идущим на подвиг, жизнь тоже даётся один раз. Герои-панфиловцы и миллионы, таких как они прекрасно прожили жизнь и прекрасно ушли из неё во имя жизни других людей. Смысл смерти и бессмертия являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Эта проблема решается по-разному в зависимости от господствующей в обществе духовной установки. В последнее время всё чаще появляются сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает жить в иных измерениях. Особое внимание в последнее время привлекает эвтаназия – лёгкая смерть, с целью прекращения страданий, но это спорный вопрос. 5. Свобода, ответственность и необходимость Свобода – это одна из основных философских категорий, характеризующая сущность человека. Проблема свободы человека обсуждалась многими философами. Свобода рассматривается в соотношении с необходимостью. В русской философии понятие свобода отождествлялось с понятием воли и вольницы. В настоящее время существуют две крайние теории свободы человека: 1) Фатализм (вера в судьбу) рассматривает человека как существо, целиком зависящее от внешних обстоятельств и сил. Здесь не остаётся места для свободного выбора. 2) Волюнтаризм видит в человеке существо, абсолютно не зависящее от внешних обстоятельств и сил. Ещё философ Спиноза в XVII в. говорил, что свобода связана с познанием необходимости. Человек, не признающий необходимости, является рабом своих желаний и страстей. Игнорирование необходимости ведёт к анархии, хаосу, к вседозволенности. Познание необходимости – первое условие свободной деятельности человека. Если раньше свобода воспринималась, как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине 20 века стало ясно; что понятие свобода должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей, но государство должно делать это не методами насилия и принуждения, а при помощи экономических стимулов и соблюдения прав человека. С точки зрения современной философии, понятие свобода включает в себя: 1) познание законов природы, общества и человеческого мышления; 2) наличие желания, воли, которая необходима для претворения принятых решений в жизнь. Свобода – это сознательная деятельность людей в соответствии с законами общественного развития, познание необходимости. Высшая ступень свободы человека – это совпадение его желаний и объективной необходимости. Границы свободы определяют уровень развития культуры, поэтому свобода человека исторична. Свобода человека связана с ответственностью, т.е. любое действие человека затрагивает интересы других людей. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.009 с.) |