Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 5. Философия Древнего Рима
Вопросы лекции 1. Философия Древнего Рима
Вопрос 1. Древнеримская философия
Философия в Древнем Риме начала развиваться в середине I в. до н. э.. Она в содержательном плане не выработала принципиально новых направлений и либо развивала идеи греческой философии, либо пыталась соединить разные философские системы в одно целое. Древнеримская философия, особенно в произведениях Цицерона, Марка Аврелия, Лукреция, Сенеки, в большой степени была ориентирована на человеческую личность. Требования к личности отличались разнообразием, широтой и глубиной. Все названные выше философы так или иначе сочетали свои философские взгляды с идеями эпикурейцев. Цицерон (106—43 гг. до н. э.), ставивший своей главной целью философское просвещение римлян, уделял основное внимание вопросам этики и политической теории, разработал учение о нравственных и гражданских обязанностям. Марк Аврелий (121-180 гг.) считал, что счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, разумом всеобщей природы. Тит Лукреций (1 в. до н.э.), автор философской поэмы «О природе вещей», дал полное и систематическое изложение античной атомистики, высказал догадку о сохранении материи: «Ничто не может из ничего. Ничто не обращается в ничего». Сенека (ок. 4 до н. э.— 65 гг. н. э.) рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала и счастья в жизни. Наиболее известны в истории философии представители римского стоицизма: Сенека‚ Эпиктет и Марк Аврелий. Сенека Луций Анней (ок. 4 г. до н.э. – 65 гг. н.э.) учился у пифагорейцев и стоиков, был воспитателем будущего императора Нерона получившего известность своей необузданной жестокостью. Сенека пытался оказать влияние на деятельность этого императора, однако был обвинен в заговоре и по приказу Нерона был вынужден покончить с собой. Философия Сенеки имеет нравственную направленность – размышления о нравственном идеале и путях обретения счастья. Сенека одним из первых высказал мысль о безграничной возможности человеческого знания. Людей он разделял на мудрецов и безумцев. Причем полагал, что‚ всякая нравственная деятельность обычных людей способствует их нравственному росту‚ а направленная на удовлетворение материальных потребностей приводит к их нравственной деградации. Сенека писал: «Если философы и не поступают всегда так, как говорят, то все-таки они приносят большую пользу тем, что они намечают нравственные идеалы». По мнению стоиков, мудрец должен следовать бесстрастию природы и любить свой «рок». Все люди, считали стоики, – граждане космоса как мирового государства. Стоический космополитизм теоретически уравнивал перед лицом мирового закона всех людей – свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин.
Эпиктет («прикупленный», вероятно кличка раба) (ок. 50–138 гг.), римский философ, представитель стоицизма. Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма. Философствование начинается с сознания собственного бессилия. Задача философии – врачевать больную душу и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего – «правильное пользование представлениями». Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает». А все остальное пусть будет, как будет – мне безразлично». Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему, – излюбленная тема Эпиктета. Аврелий Марк (121–180), римский император с 161 из династии Антонинов. Представитель позднего стоицизма. Философское сочинение «Размышления» («К самому себе»), написанные Марком Аврелием по-гречески и найденные после его смерти в походном шатре. В кратких, подчас афористических высказываниях формулируют стоические воззрения этого философа на троне: «Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно; душа неустойчива, судьба загадочна; слава – недостоверна. Жизнь – борьба и странствие на чужбине. Но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же – значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться, чтобы он стоял выше наслаждения и страданий...».
Скептицизм (от греч. разглядывающий, расследующий) сложился на основе идей наивной диалектики о текучести всех вещей и явлений, об относительности качеств и противоречивости утверждений о существовании какого-либо надежного критерия истины. Наиболее известные скептики – Анаксарх, Пиррон, Секст-Эмпирик и другие. Опираясь на учение Демокрита о недостоверности знания, полученного посредством органов чувств, скептики не допускали возможности достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования норм поведения. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных, восточных культур, которые вобрали в себя и мировые религии и философию средневековья.
Вопрос 2. Вывод по античной философии. Подводя итог рассмотрения античной философии, следует отметить, что античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем, которые не потеряли значения по сей день. 1. Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; о тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его проти- воречивости и т.д. Главные проблемы: как возник Космос? Какова его структура? 2. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное с иррациональным в человеческом познании? Есть ли абсолютная истина, и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались различные, часто противоположные ответы. 3. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, могущества и силы его духа в стремлении к свободе, к благородной жизни, к познанию, в котором философы прежде всего и видели счастье свободного человека. 4. Проблема отношений, человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обуславливающие друг друга.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.005 с.) |