Лекция 5. Философия Древнего Рима 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Философия Древнего Рима



Вопросы лекции

1. Философия Древнего Рима

 

Вопрос 1. Древнеримская философия

 

Философия в Древнем Риме начала развиваться в середине I в. до н. э.. Она в содержательном плане не выработала принципиально новых направлений и либо развивала идеи греческой философии, либо пыталась соединить разные философские системы в одно целое. Древнеримская философия, особенно в произведениях Цицерона, Марка Аврелия, Лукреция, Сенеки, в большой степени была ориентирована на человеческую личность. Требования к личности отличались разнообразием, широтой и глубиной. Все названные выше философы так или иначе сочетали свои философские взгляды с идеями эпикурейцев. Цицерон (106—43 гг. до н. э.), ставивший своей главной целью философское просвещение римлян, уделял основное внимание вопросам этики и политической теории, разработал учение о нравственных и гражданских обязанностям. Марк Аврелий (121-180 гг.) считал, что счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, разумом всеобщей природы. Тит Лукреций (1 в. до н.э.), автор философской поэмы «О природе вещей», дал полное и систематическое изложение античной атомистики, высказал догадку о сохранении материи: «Ничто не может из ничего. Ничто не обращается в ничего». Сенека (ок. 4 до н. э.— 65 гг. н. э.) рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала и счастья в жизни.

Наиболее известны в истории философии представители римского стоицизма: Сенека‚ Эпиктет и Марк Аврелий.

Сенека Луций Анней (ок. 4 г. до н.э. – 65 гг. н.э.) учился у пифагорейцев и стоиков, был воспитателем будущего императора Нерона получившего известность своей необузданной жестокостью. Сенека пытался оказать влияние на деятельность этого императора, однако был обвинен в заговоре и по приказу Нерона был вынужден покончить с собой. Философия Сенеки имеет нравственную направленность – размышления о нравственном идеале и путях обретения счастья. Сенека одним из первых высказал мысль о безграничной возможности человеческого знания. Людей он разделял на мудрецов и безумцев. Причем полагал, что‚ всякая нравственная деятельность обычных людей способствует их нравственному росту‚ а направленная на удовлетворение материальных потребностей приводит к их нравственной деградации. Сенека писал: «Если философы и не поступают всегда так, как говорят, то все-таки они приносят большую пользу тем, что они намечают нравственные идеалы». По мнению стоиков, мудрец должен следовать бесстрастию природы и любить свой «рок». Все люди, считали стоики, – граждане космоса как мирового государства. Стоический космополитизм теоретически уравнивал перед лицом мирового закона всех людей – свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин.

Эпиктет («прикупленный», вероятно кличка раба) (ок. 50–138 гг.), римский философ, представитель стоицизма. Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма. Философствование начинается с сознания собственного бессилия. Задача философии – врачевать больную душу и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего – «правильное пользование представлениями». Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает». А все остальное пусть будет, как будет – мне безразлично». Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему, – излюбленная тема Эпиктета.

Аврелий Марк (121–180), римский император с 161 из династии Антонинов. Представитель позднего стоицизма. Философское сочинение «Размышления» («К самому себе»), написанные Марком Аврелием по-гречески и найденные после его смерти в походном шатре. В кратких, подчас афористических высказываниях формулируют стоические воззрения этого философа на троне: «Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно; душа неустойчива, судьба загадочна; слава – недостоверна. Жизнь – борьба и странствие на чужбине. Но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же – значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться, чтобы он стоял выше наслаждения и страданий...».

Скептицизм (от греч. разглядывающий, расследующий) сложился на основе идей наивной диалектики о текучести всех вещей и явлений, об относительности качеств и противоречивости утверждений о существовании какого-либо надежного критерия истины. Наиболее известные скептики – Анаксарх, Пиррон, Секст-Эмпирик и другие. Опираясь на учение Демокрита о недостоверности знания, полученного посредством органов чувств, скептики не допускали возможности достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования норм поведения.

Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных, восточных культур, которые вобрали в себя и мировые религии и философию средневековья.

 

Вопрос 2. Вывод по античной философии.

Подводя итог рассмотрения античной философии, следует отметить, что античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем, которые не потеряли значения по сей день.

1.    Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; о тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его проти- воречивости и т.д. Главные проблемы: как возник Космос? Какова его структура?

2.    Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное с иррациональным в человеческом познании? Есть ли абсолютная истина, и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались различные, часто противоположные ответы.

3.    Проблема воли и свободы человека, достижения счастья. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, могущества и силы его духа в стремлении к свободе, к благородной жизни, к познанию, в котором философы прежде всего и видели счастье свободного человека.

4.    Проблема отношений, человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обуславливающие друг друга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.005 с.)