Тема 2. 5. Философия нового времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 5. Философия нового времени.



ЛЕКЦИЯ 7. Эпоха Возрождения. Теория познания.

Вопросы лекции

1. Особенности эпохи Возрождения.

2. Основные идеи раннего Возрождения.

3. Философия Высокого Возрождения.

4. Философия позднего Возрождения.

5. Особенности исторической эпохи Философии нового времени.

6. Особенности философии

7. Великие философы.

Вопрос 1. Особенности эпохи Возрождения.

Возрождение (франц. renaissance - возрождение) называется переходный период от средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий (XIV – XVI вв.), когда феодальное общество в его экономических, социальных,

политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Ренессанс – это, прежде всего, новый взгляд на мир, противопоставивший себя средневековому схоластическому мышлению. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем, происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция.

Видными мыслителями этого периода являются: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вало, Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мишель де Монтень и др.

Для этой эпохи характерно.

1. Становление простого товарно-денежного хозяйства.

2. Возрастание   социальной и политической роли городов, где процветает труд ремесленников.

3. Развитие торговли и банковского дела.

4. Появление мануфактуры.

5. Появление первых парламентов.

6. Возникновение светской культуры:

а) пересмотр взглядов средневековья, но не разрыв; б) возврат к ценностям античной культуры;

в) формирование на этой основе нового мировоззрения;

г) новая культура устремлена к человеку (средневековая – к Богу).

Этому способствовали технические открытия: изобретение самопрялки, усовершенствование ткацкого станка, возникновение доменного металлургического производства, изобретение пороха, огнестрельного оружия, микроскопа, книгопечатания, а также ряд географических открытий конца XV –

начала XVI в., прежде всего, открытие Америки Колумбом (1492) и морского пути в Индию (1497), приведшие к возникновению ранее неизвестных торговых путей. Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522) доказало, что Земля имеет форму шара.

Для философской мысли этого периода характерны:

во-первых, гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечность). Сам термин употреблялся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106 – 43 до н. э.). Мыслители эпохи Возрождения акцентировали своё внимание на ценности человека как личности, воспевали его величие и могущество, отстаивали его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей;

во-вторых, антропоцентризм (греч. ahtropos – человек и centrum – центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания;

в-третьих, антиклерикализм (греч. anti - против и лат. clericalis – церковный), движение против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии;

в  –  четвёртых,   п а н т еизм   (гр.  Pan  –  всё  +  theos  -  Бог)  –  течение,  где  Бог рассматривается как сверхличность, растворённая в природе;

в – пятых, большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству.

 

В философии Возрождения выделяют 3 периода:

I - раннее Возрождение (XIV – XV вв.);

II - период расцвета или Высокое Возрождение (XV – начало XVI вв.);

III - позднее Возрождение (XVI в.)

 

Вопрос 2. Основные идеи раннего Возрождения.

Особенности периода.

1. Христианское вероучение дополняется философскими идеями античности.

2. Сформирован основной принцип антропоцентризмачеловек всесторонне развитый, деятельный, в определённом смысле равновеликий Богу, становится центром мира и нравственным идеалом.

3. Мыслители сосредоточены на решении моральных и социальных проблем.

4. Набирает силу антиклерикализм.

 

Данте Алигьери (1265 – 1320) – поэт, вдохновитель гуманистического движения, автор «Божественной комедии»:

во-первых, пытается по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека: человека;

а) божественное и человеческое существуют в единстве;

б) Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям

в) существование человека обусловлено с одной стороны Богом, а с

другой – природой;

во-вторых, человек есть продукт реализации возможностей собственного разума;

в-третьих, человеческое существование подчинено его разуму.

 

Франческо Петрарка      (1304 – 1374), родоначальник        гуманистического движения, поэт и мыслитель.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.008 с.)