ТЕМА 3.4.Познание мира и истины . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 3.4.Познание мира и истины .



ЛЕКЦИЯ 16. Античная концепция истины. Концепция истины Нового времени. Соотношение абсолютной и относительной истины.

ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ

1. Познание.

2. Особенности познавательных способностей человека.

3. Состав и структура знания.

4. Истина как предмет философского анализа.

5.Диалектика объективного и субъективного, относительного и абсолютного, абстрактного и конкретного в истине.

6.Проблема критерия истины. Практика как критерий истины.

 

 

Вопрос 1. Познание.
Познание –
это активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека; процесс проникновения человека в сущность

действительности (вещей, явлений), в их закономерные связи и отношения, т.е. установление:

а) существенных; б) устойчивых;

в) повторяемых связей и отношений, т.е. законов.

Теория познания (гносеология) – от греч. «gnosis» - познание и «logos» - понятие, учение, т.е. учение о познании.

Подлинная философская проблема – «познаваем ли мир?» включает в себя:

1) можно ли достоверно познать предметы;

2) можно ли познать их сущности;

3) можно ли познать проявление сущности.

В решении проблемы: «познаваем ли мир?» обобщенно выделяют две основных позиции:

1. Гносеологический оптимизм – человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира.

Вопрос 2. Особенности познавательных способностей человека.

Познание и знание характерны для человека и высших животных.

У животных познание не является самостоятельным в психике способом освоения окружающего мира и самих себя. Знания высших животных закрепляются в первой сигнальной системе, как знаки («мимика», движения, позы и т.п.) неосознаваемого рефлекторно-приспособительного характера. Они ситуативны, демонстрируют, как считал И.П. Павлов, «ручное мышление» животных (обезьян). Часть таких неоднократно возникающих и повторяющихся знаний прочно закрепляется в психике, поведении и наследственности животных.

У человека познавательный процесс и его результаты осознаются.

Осознанию, как и всему сознанию человека, характерны:

а) целенаправленность; б) осмысленность;

в) целесообразность; г) творчество;

д) предвидение.

Знания у человека закрепляются не только в первой, но и во второй, знаково-вербальной сигнальной системе, основанной на языке и речи.

В связи с тем, что познание присуще высшим животным и человеку, существуют два его определения.

В широком смысле, познание - любое психическое отражение.

В узком смыслеотражение у человека, опосредованное историческим опытом и речью.

Всякий познавательный процесс включает в себя: а) объект познания;

б) познающего субъекта.

Субъект познания – всегда человек, наделенный сознанием и способный осуществлять познавательную деятельность, а так же коллектив, социальная.

Вопрос 1. Истина как предмет философского анализа.

Посредством органов чувств, мышления и интуиции человек постигает объективную действительность, приобретает знания. Целью познания являются истинные знания. Однако, познания есть сложный и противоречивый процесс взаимодействия объекта познания и субъекта познания, направленный на постижение субъектом объекта познания, проникновения в сущность предметов и явлений. Все формы познания

субъектом мира как-то соотносятся с внешним миром, совпадая с ним или нет. Для выражения этого соотношения в философии используется категория

«истины».

  На вопрос: «Что есть истина?» ответы могут быть самые разные:

а) это соответствие знаний действительности;

б) это опытная подтверждаемость;

в) это свойство самосогласованности знаний; г) это полезность знания, его эффективность;

д) это соглашение ученых и др.

В связи с этим возникает следующий вопрос: «Свойством чего является истина?»:

а) свойством действительности;

 б) свойством мышления;

в) свойством языка, выражающего наши мысли о действительности?»

Это уже философская проблема, которая требует осмысления.

 

1) Приписывание действительности свойств истины может трактоваться только в утверждении: существуют или несуществуют те или иные предметы и явления.

2) Свойством мышления, его творческой активностью, мы можем приписать предметам и явлениям какие-либо свойства, даже отсутствующие. Вместе с этим, именно мышление (мысль) оценивает их

истинность т. е. соответствие действительности. Еще Аристотель считал, что истинное и ложное находятся не в вещах, а в мысли.

3) Свойством языка является возможность мыслить и выражать мысли о действительности. Однако, еще Тютчев отметил, что изреченная мысль есть ложь. Философы издавна подметили, что мышление и язык (выраженная мысль) не совпадают.

 

а) Мышление одно, а языков много. Языки есть более или менее развитые. В неразвитых языках богатство выражений обеспечивается за счет интонаций, а не за счет развитой грамматики. Одно и то же слово, произносимое с разной интонацией, будет иметь разное значение. Это затрудняет, даже искажает мысль.

б) Мышление развивается гораздо быстрее, так как оно отражает, воспроизводит быстро меняющуюся действительность (каждый день случаются новые явления, открытия в науке). А язык изменяется очень медленно, он отстает от развития мышления и для объяснения того или иного нового просто не хватает слов. Отсюда, появляются искусственные языки науки, профессиональные языки, сленги, жаргон, что также затрудняет процесс понимания.

в) В последнее время стала широко применяться ненормативная лексика. Используя ее, наши современники, общаясь между собой, вообще

обходятся тремя – четырьмя нецензурными словами, выражая ими все оттенки своих мыслей и чувств.

г) Между языком и мышлением – сложные противоречивые отношения. Одно дело – думать, а совсем другое – сказать, о чем думаешь.

Слово предназначено для обозначения предметов и явлений, для описания их внутренних характеристик, для утверждения или отрицания определенных свойств, для выражения отношения человека к миру, к тому же в слове невольно отражаются субъективные особенности конкретного человека, его характер, темперамент и прочее. Многие наши чувства, да и мысли, мы не можем понятно высказать – не хватает слов, поэтому вполне правомерно говорить о том, что истина есть свойство и языковых выражений, поскольку язык является средством выражения мысли.

Вопрос 5. Диалектика объективного и субъективного, относительного и абсолютного, абстрактного и конкретного в истине.

Процесс познания есть движение от незнания (заблуждения) к знанию (истине). На всех этапах развития истина неразрывно связана со своей противоположностью – заблуждением, которое является:

а) постоянным,

б) необходимым, ее спутником.

 

Заблуждение – знание не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Таким образом, заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности.

Причины, приводящие к заблуждениям:

1) поспешное обобщение;

 

2) одностороннее восприятие объекта;

 

3) истолкование вероятных знаний как достоверных;

 

4) предубеждения;

 

5) несовершенство познавательных средств и др.

 

Заблуждения неизбежны при познании действительности и многообразны по формам:

а) научные и вненаучные;

 

б) эмпирические и теоретические;

 

в) сенсуативные и интуитивные и др.

 

«Истина» и «заблуждения» - категории гносеологии. Аксиологический, оценочный аспект содержится в другой паре близких им понятий: «правда» и

«ложь».

 

Правда – истина, содержащая нравственную оценку.

Правдивое это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Противоположностью правде является ложь.

Ложь это преднамеренное искажение истины в корыстных целях характеризующееся сообщением заведомо ложной информации –дезинформации, чтобы ввести в заблуждение тех, кому она предназначена.

 

Истина – это такое знание, которое соответствует объекту познания, его свойствам, законам, другим характеристикам, т. е. знание, соответствующее своему предмету; адекватное отражение объективной действительности, познающим субъектом. Истина характеризует не предмет, а знания о предмете, который существует сам по себе и к истине безразличен.

Характеристики истины.

Во-первых, в результате взаимодействия субъекта и объекта познания истина представляет собой единство объективной и субъективной сторон. Объективность знания (объективная истина) это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания (человека и человечества). Признавать объективную реальность – значит признавать объективную истину. Вместе с тем, по способу существования – истинасубъективна.

Субъективность знания (субъективная истина) вне человеческого сознания не существует. Любое суждение содержит объективное знание, но само суждение, как форма мышления, существует только в сознании субъекта.

Субъективная истина включает в себя две характерные особенности:

а) знание существует только в сознании субъекта;

б) оно обусловлено особенностями познающего субъекта.

Таким образом, истина содержит в себе объективное и субъективное знание, представляет их единство.

Во-вторых, всякое знание есть процесс уточнения, понимания, преодоления заблуждений. Для характеристики полноты, глубины и точности отражения объектов исследования применяются категории:

а) относительная истина; б) абсолютная истина.

Относительная истина, или, точнее, относительное в истинном знании – это правильное в своей основе положение, которое является неполным,

 неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания.

Абсолютная истина (абсолютное в истинном знании) – это знание, тождественное своему объекту, и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания.

Следовательно, абсолютная истина – это:

во-первых, полное исчерпывающее знание о действительности;

во-вторых, знание, которое никогда не будет опровергнуто;

При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина (абсолютное и относительное в истине) – это две стороны субъективной истины.

Относительное знание содержит в себе момент знания абсолютного, а

абсолютное – складывается из суммы относительных истин. Но достижима ли абсолютная истина? Может ли человеческое познание дать полные и

исчерпывающие знания?

 

Ограниченность существования человека во времени, неисчерпаемость мира, его бесконечность и изменчивость, то обстоятельство, что на каждом этапе

своего развития, познание осуществляется при ограниченных возможностях данной эпохи, означает постоянную незавершенность процесса познания.

Природа человека и природа мира – объекта и субъекта познания – делают невозможным исчерпывающее познание мира в целом. Вместе с тем, не

существует принципиальной границы, отделяющей познанное от еще непознанного. Расширяя границы познания, углубляя знание о мире,

человечество, пока оно существует, будет приближаться к абсолютной истине, постигая ее в истинах относительных.

Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно

достоверных фактов. Именно наличие абсолютно достоверных и поэтому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет права рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления;

в-третьих,  истина есть единство абстрактного   и конкретного  знания. Абстрактность       истины выражает возможность      самостоятельного

существования знания от объекта познания, когда, когда в нем опускаются многие конкретные признаки, а общие, типовые – сохраняются. Любое общее положение, выраженное в теориях, аксиомах, законах и т. д., представляет собой абстрактную истину. Ее содержанием являются общие существенные признаки, присущие классу объектов и их отношениям. Чем выше степень обобщения, тем «дальше» удаляется знание от объекта познания, тем абстрактнее оно становится. Абстракции всеобщего характера приобретают мировоззренческий смысл. Такие понятия, как «бытие»,  «материальное»,

«идеальное», «изменение», «покой», «движение» и другие являются предельно широкими абстракциями истинного знания. Существует абстрактно-истинное знание и меньшей степени обобщенности: «человек», «общество»,  «политика»,«юрист», и т. д. Абстрактное в истине – необходимый признак. Он позволяет осуществлять классификацию и типизацию объектов познания, временно обращать внимание на одни характеристики, изучая их более подробно и глубоко, отвлекаясь от других характеристик. Вне абстрактного знания невозможна ни одна теория.

Эти истины служат общим методологическим ориентиром в познании реальных объектов. Но отдельный объект имеет особые, только ему присущие свойства. Он существует в определенных конкретных условиях, в определенном месте и в определенное время.

Конкретность в истине указывает на соотношение знания с определенным объектом познания. Г. Гегель с убеждением утверждал, что истина всегда

конкретна, т.е. связана с конкретными условиями места, времени, определенным положением в пространстве.

Таким образом, а) место; б) время; в) определенная система координат, характеризуют известное утверждение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Вопрос 6. Проблема критерия истины. Практика как критерий истины.

Проблема критерия (гр. kriterion – мерило для оценки чего-либо) истинности знания, имела место во все периоды развития философии. За это время оформилось несколько подходов:

1) критерий, в данных ощущений и восприятий человека (если знания соответствуют чувственному опыту – они истинны);

2) все, что можно доказать путем выведения из небольшого числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу их ясности и отчетливости – истинно;

3) критерием является внутренне согласованное и непротиворечивое знание (в когерентной теории истины);

4) критерия истинности знаний нет, т.к.:

 

а) ни чувственное наблюдение, б) ни самоочевидность,

в) ни ясность и отчетливость всеобщих положений не могут служить критерием истинности знания.

Общий недостаток этих и некоторых других концепций состоит в том, что

критерий истинности знания находится в самом знании. Но может ли знание быть собственным критерием? Встала задача найти такой критерий, который:

во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие, и в тоже время сам бы им не являлся;

во-вторых, этот критерий должен был соединять в себе всеобщность с непосредственной действительностью.

Таким критерием стала практика.

Практика (от гр. praktikos - деятельный) – целесообразная, предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем и самого себя в этом процессе. Это деятельность не отдельного индивида, изолированного от общества, а

социального субъекта, который вооружен знаниями, навыками и приемами, соответствующими данному этапу своего развития. Практика имеет социально историческую природу, она опирается на опыт предшествующих поколений.

Особенность практики заключается в том, что она:

а) включает в себя знания;

б) способна порождать новые знания; в) выступает основанием знания;

г) выступает конечной целью знания.

 

Формы практики

1. Материальное производство (труд) – преобразование природы, естестественного бытия людей.

2. Социальное действие преобразование общественного бытия, изменение соответствующих социальных отношений путем революций, реформ, войн, изменения социальных структур.

3. Научный эксперимент активная деятельность человека по созданию искусственных условий, позволяющих исследовать свойства объективного мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.064 с.)