Формы чувственного познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы чувственного познания.



а) ощущения; б) восприятия;

в) представления.

Ощущение – простейший элемент чувственного познания; отражение свойств объективной реальности, возникающие в результате воздействия ее на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Следовательно, различается пять видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные.

Это идеальные образы сознания, в которых зафиксированы отдельные внешние характеристики объекта познания. Ощущения, как первичное знание у человека – самая богатая, динамичная и многообразная совокупность образов сознания. Это исходный пункт познания мира. Общепризнанно, что наиболее важными для человека являются зрительные ощущения (до 80% всей информации), слуховые (до 12%).

Различные чувственные ощущения в нашем сознании моментально и совершенно незаметно для нас объединяются в целостный образ предмета. Это есть восприятие.

Восприятие (мыслящее созерцание) – сложный процесс приема и преобразования информации, где включается разум и создается чувственно- конкретный образ. Восприятие – первый шаг деятельности сознания по группировке и некоторому обобщению информации, содержащейся в ощущениях. Благодаря восприятиям, человек разграничивает объекты познания как целостные единицы – явления, находит в них внешне общее – форму, отдельные признаки.

Основными свойствами восприятия являются: а)предметный характер;

б) константность

; в) осмысленность.

Мы воспринимаем не отдельные фрагменты, а предмет как нечто целое и устойчивое, независимо от зрительной проекции, удаления или приближения к глазу.

Мы всегда воспринимаем предметы как имеющие значения. Процесс восприятия обязательно включает в себя рациональность. Человек видит и слышит не только глазами и ушами, но и разумом.

Представленияэто чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предметов, явлений, действительности на органы чувств.

Особенности представления:

а) отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом;

б) обобщенность и усредненность образа восприятия;

в) «смазанность» подробностей образа;

г) обобщение частностей, особенностей ранее воспринятого;

д) «включение» памяти позволяет комбинировать образы и их элементы.

Представления осуществляется в двух формах:

а) в виде воспоминания;

 б) в виде воображения.

Роль чувственного познания (отражения).

1. Органы чувств – единственный канал, непосредственной связи человека с предметным миром.

2. Они – основа познания и мышления.

3. Рациональное базируется на информации, которую дают органы чувств.

4. Предметная деятельность без органов чувств невозможна.

5. Без первичной информации органов чувств невозможно развитие научного знания.

Абстрактное мышление

(рациональное или абстрактно-логическое познание).

Оно представляет собой более высокий уровень и позволяет проникнуть в сущность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Это, как правило, опосредованное познание, не предполагающее прямого воздействия с объектом познания. Только с помощью мышления можно понять закономерности, «увидеть» причинно-следственные связи.

Формы абстрактного мышления:

а) понятия;

 б) суждения;

в) умозаключения.

Понятие- исходная и ведущая форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. Понятия могут выражать качественную определенность, уникальность объекта познания, а также характеристики, которые являются общими для сходных объектов. Оперирование понятиями позволяет находить общие, особенные, частные, существенные признаки и на основе их осуществлять классификацию объекта познания. Формирование понятий осуществляется вне непосредственного взаимодействия с объектом познания, когда субъект познания как бы «со стороны» осмысливает информацию о познаваемом объекте. При этом активно используются такие приемы мышления, как абстрагирование, идеализация, сравнение, обобщение, определение.

Суждение - представляет всякую завершенную мысль об объекте познания. Суждение выражается обычно предложением, хотя вопросительные, большинство побудительных предложений, не считаются суждениями. Нельзя относить к суждениям мысли и предложения как грамматическую их форму, если они выглядят неопределенными по смыслу, когда отсутствует логическая связь между основными понятиями. В суждении всегда должны быть понятия – такие слова, которые имеют объем и содержание, несут важную информацию об объекте познания.

Умозаключение – представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое знание. Суждения в умозаключении могут нести новые знания о существенных признаках и связях изучаемого объекта.

Абстрактно-логическое или рациональное познание сегодня является основным способом глубокого и всестороннего познания бытия. Но оно с необходимостью опирается на чувственное познание и через него реализует теоретические знания.

Особенность абстрактно-логического познания:

а) способность к отражению общего в предметах;

б) способность к отражению существенного в предметах; в) способность к конструированию;

г) способность к опосредованному познанию действительности.

Следовательно, абстрактно-логическое познание характеризуется способностью создания абстракций.

3. Интуиция (от лат.intuition – рассматривание) – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью доказательств.

Интересно характеризует эту способность Луи де Бройль (1892-1972) французский физик, создатель квантовой механики, академик, лауреат Нобелевской премии. Воображение, пишет он, позволяет нам представить себе сразу часть физической картины мира в виде наглядной картины, выявляющей некоторые ее детали. Интуиция же, неожиданно раскрывает нам в каком-то внутреннем прозрении, не имеющем ничего общего с тяжеловесным силлогизмом, глубины реальности, является возможностями органически присущими человеческому уму; они играли и повседневно играют существенную роль в создании науки. Человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжких оков строгого рассуждения.

Условия проявления интуиции.

1. Основательная профессиональная подготовка, глубокое знание изучаемой проблемы.

2. Наличие поисковой ситуации, состояние проблемности.

3. Наличие у субъекта поисковой доминанты – стойкого очага возбуждения в коре головного мозга.

4.Наличие «подсказки», как «пускового механизма» для интуиции.

 

 

Свойства интуиции.

1. Неожиданность решения проблемы.

2. Неосознанность путей, средств решения проблемы.

3. Непосредственность постижения истины на сущностном уровне.

4. Вероятностный характер

Виды интуиции.

Соответствуют видам предметно-практической деятельности людей:

- техническая;

- научная;

- врачебная;

- художественная;

- обыденная и др.

Природа интуитивного знания (озарения) скрыта в процессах перехода от чувственных образов к понятиям и от понятий к чувственным образам, а также в быстрых мыслительных процессах, развертываемых в подсознании.

Вопрос 3. Состав и структура знания.

Термин « знание » обычно употребляется в трех смыслах:

1) способности,      умения,    навыки,    которые     базируются      на осведомленности, как что-либо сделать;

2) любая познавательно значимая информация;

3) особая познавательная    единица,  существующая    наряду и во взаимосвязи с практикой.

Гносеология исследует знание употребляемое в двух последних смыслах.

Знание – идеальный образ бытия; проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Другими словами, знание формируется как результат познания и одновременно является предпосылкой его дальнейшего развития, производства новых знаний, превосходящих исходные. Классификацию знаний можно осуществлять по различным основаниям:

1) по характеру познавательных способностей;

2) по степени адекватности объекту (истинности);

3) по степени научности и т.д.

 

1. По характеру познавательных способностей человека, участвующих в познании знания могут быть:

а) перцептивные;

б) рациональные;

в) предметно-практические.

Перцептивные знания (лат. perceptio – восприятие органами чувств)- знания человека основанные на информации, полученной от органов чувств человека при их непосредственном контакте с предметами природы, знаковыми системами различных языков (науки, искусства, музыки и т.д.)

Перцептивное знание является результатом избирательного восприятия субъектом объективной действительности, на которое влияет ранее накопленный опыт, потребности и установки субъекта. Оно характеризуется:

а) целостностью;

б) осмысленностью; в) константностью;

г) предметным характером.

Перцептивное знание формируется в непосредственной связи с рациональным.

 

 

Рациональные знанияопосредованные, отвлеченные, обобщенные знания. Они опираются на перцептивное и практическое знание, отвлекаясь от конкретного многообразия явлений выражаются в понятиях, суждениях и умозаключениях. Рационально объясняются любые явления, как на обыденном уровне, так и в религии. Однако, наиболее адекватное рациональное знание продуцирует наука, опирающаяся на логику

Предметно - практические знания связаны с жизнеобеспечением человека. Они содержат информацию о приемах трудовой деятельности, решении бытовых вопросов, знании обрядов, ориентация в пространстве и во времени и т.д. Следовательно, это жизненный опыт, традиции, здравый смысл, а также знания – умения, которые невозможно выразить словами. Например, сказав, что я умею кататься на велосипеде, это вовсе не означает, что я могу сказать, как мне удается сохранить равновесие.

2. По истинности знания бывают:

а) достоверные (истинные); б) вероятные;

в) ошибочные.

3. По степени научности знания могут быть: а) обыденные;

б) донаучные;

 в) вненаучные; г) научные.

Обыденные (житейские), или «здравый смысл» - это представления людей о природе, обществе, самих себе, складывающиеся в результате повседневного жизненного опыта и общения. В здравом смысле фиксируется лишь такое знание, которое адекватно отражает всю жизнедеятельность человека. Он формируется стихийно и не требует какого либо предварительного знания. О значении здравого смысла в жизни человека очень точно выразился А. Эйнштейн: «Вся наука является ничем иным, как усовершенствованием повседневного мышления». Однако, здравый смысл, которому присущ наивный реализм не в состоянии проникнуть в тайны бытия (микро и макро мира), дает «сбой». Скажем, наука доказала, что звуки и цвета, воспринимаемые нами представляют из себя волновые процессы и композиции огромного числа беззвучных и бесцветных микрочастиц, а запахи, - диффузия молекул, определенных веществ в воздухе.

Донаучные – представляют из себя знания, сформировавшиеся до развития науки (сложные системы счета, солнечный и лунный календари, медицинские, астрономические и др. знания, которые передавались традициями, ритуалами, практическими действиями). В отличие от обыденных, донаучные знания были достоянием избранных (жрецов, знахарей, философов). В некоторых случаях они передавались в качестве семейной традиции.

Вненаучные (паранаучные) – существуют на гране науки. В них используется научная терминология, но с наукой они не совместимы (алхимия, магия, астрология, уфология, парапсихология и т.п.). Указывая на ограниченность традиционной науки сторонники псевдонауки, используя тягу людей к

информации, выдают за сенсационные открытия непроверенные факты, почерпнутые из сомнительных источников; используют «свидетелей» для подтверждения якобы имевшего место события.

Особенность вненаучного знания:

а) отсутствует система;

б) отсутствует обоснованность; в) отсутствует доказательность; г) отсутствует достоверность.

Научные – представляют логически связанные системы истинных знаний о мире, которые объясняются посредством научных теорий. Только научные знания отражают сущность бытия. Однако, научные теории являются продуктом

человеческой изобретательности, поэтому они также могут быть ошибочными. Агностицизм – отрицает возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др.

Сторонники скептицизма сомневаются в возможности или результативности каких- либо конкретных познавательных процессов, но не отрицают способности человека к познанию.

Релятивисты отстаивают относительный характер соответствия знаний объекту познания, считают, что, истинного знания, которому можно было бы доверять, не существует.

Иррационализм присущ религиозной философии, мистицизму, экзистенциализму и ряду других философских учений. В них он рассматривается как ведущий,

надрациональный уровень и способ постижения бытия; или как способ постижения только божественного, тайного, идеального; или как необходимое дополнение к чувственному и рациональному познанию.

Важно отметить, что ограничение познавательных возможностей человека имеет и некоторую реально-фактическую основу. Агностицизм «живуч», потому что это обусловлено сложностью проблем

процесса познания, таких как:

а) неисчерпаемость границ познания;

б) невозможность полностью познать вечно изменяющееся бытие;

в) существование субъективных особенностей восприятия бытия; г) ограниченность познавательных возможностей человека.

Агностицизм, как уже говорилось, проявляется в различных формах, но их объединяет ответ на вопросы:

1) о возможности получения достоверного знания о сущности предметов.

Агностики отвечают отрицательно;

2) о закономерностях развития природы и общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.037 с.)