Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация введения прикормаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прикорм – любой другой вид пищи, по составу, вкусовым качествам, форме введения отличный от грудного молока и адаптированных детских молочных смесей, дополняющий рацион ребенка пищевыми веществами, необходимыми для роста и развития ребенка. Прикорм также способствует развитию жевательного аппарата, стимулирует ферментные системы желудочно-кишечного тракта и готовит ребенка к отнятию от груди. Следует выделять продукты прикорма (соки, творог, яичный желток, сливочное и растительное масла) и блюда прикорма (фруктовые и овощные пюре, каши, мясные, мясо- и рыборастительные, растительно-мясные и растительно-рыбные пюре). Введение прикорма целесообразно проводить в возрасте 4-6 месяцев. Установлено, что минимальный возраст, при котором возможно введение первых продуктов прикорма – 4 месяца. Ранее этого срока ребенок еще не подготовлен к усвоению иной пищи, чем женское молоко или детская молочная смесь. Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своем составе достаточно большой набор витаминов и минеральных веществ, нет необходимости проводить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при вскармливании грудным молоком, поэтому схема введения прикорма может быть единой Правила введения прикорма.
1. Прикорм вводится только здоровому ребенку, после удвоения массы тела, не ранее 4 месяцев; 2. Прикорм следует давать перед кормлением грудью, начиная с 5–10 г и постепенно (в течение 2 недель) довести объем плотного прикорма до 150 г. Во втором полугодии жизни ребенка объём блюд прикорма не должен превышать 180 г.; 3. Новый вид прикорма следует вводить после полной адаптации к предыдущему; 4. Не следует давать один и тот же вид прикорма 2 раза в день; 5. Блюда прикорма должны быть гомогенными по консистенции и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом нужно переходить к более густой, затем – плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложки и жеванию; 6. Прикорм дается в теплом виде, ложкой, в положении ребенка сидя; 7. Нецелесообразно давать в одно кормление 2 плотных или 2 жидких блюда; 8. При введении прикорма необходимо следить за состоянием кожных покровов и стулом ребенка: если он остается нормальным, то на следующий день количество прикорма можно увеличить. На введение первого прикорма обычно уходит 2 недели. Затем начинают вводить второй вид прикорма, используя основное правило – постепенность и последовательность введения новых продуктов;
9. Нельзя сочетать введение прикорма с проведением профилактических прививок;
При естественном вскармливании не следует рано вводить прикорм, поскольку женское молоко способно обеспечить потребность детей во всех жизненно важных веществах и энергии до 5-6 месяцев жизни. Раннее введение прикорма может снижать частоту и интенсивность сосания, выработку грудного молока. При таких условиях вводимый прикорм будет не столько дополнять грудное молоко, сколько частично замещать его, что является физиологически неоправданным. Замена в столь раннем возрасте хотя бы одного грудного кормления может привести к уменьшению выработки молока. Кишечник ребенка еще не готов к введению какой-либо другой пищи, что увеличивает риск возникновения аллергии и расстройств пищеварения. До 4 месяцев у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить. Еще не развиты управление движениями головы и опора позвоночника, и поэтому грудным детям трудно сохранять положение для успешного поглощения и проглатывания полутвердой пищи. Слишком позднее введение прикорма (старше 6 месяцев) также нежелательно, потому что грудное молоко уже не в состоянии обеспечить подросшего малыша необходимым количеством энергии и питательных веществ. Однообразное питание (только грудное вскармливание) может привести к дефициту микронутриентов, особенно железа и цинка, задержке роста и развития таких важных навыков, как жевание (жевание готовит десны к прорезыванию зубов), торможению развития мелкой моторики (ребенок обязательно должен повозиться в еде руками) и психо-эмоционального развития. При искусственном вскармливании возможно более раннее введение прикорма (с 4–4,5 месяцев), если ребенок набирает вес недостаточно, либо у него имеются признаки анемии, мальабсорбции. При этом в качестве первого прикорма рекомендуются каши, в основном, в виде инстантных (растворимых) форм.
При нормальном или избыточном весе ребенка в качестве первого прикорма рекомендуется овощное пюре, так как оно богато витаминами, минеральными солями (калий, железо), пектинами и растительными волокнами. Овощное пюре вводят ребенку постепенно заменяя одно молочное кормление, т.к. ребенок нуждается в минеральных солях (калии, железе), органических кислотах, пектиновых веществах и растительных волокнах. Начинать введение овощного пюре надо с одного вида овощей, постепенно переходя к многокомпонентной композиции. Необходимо обращать внимание на степень их измельчения. В качестве первого овощного прикорма можно рекомендовать монопюре из кабачков, тыквы, моркови, цветной капусты, брокколи. Не следует включать в рацион питания пюре из бобовых, добавлять специи, лук и чеснок. Дело в том, что в бобовых слишком высок уровень растительных волокон, которые способны вызвать раздражение слизистой кишечника и усиление газообразования. Лук и чеснок также содержат эфирные масла, раздражающие слизистую желудка, кишечник. Овощные пюре, содержащие их, следует давать не ранее 8-9 месяцев. Что же касается специй (белого перца, лаврового листа) и пряных овощей (сельдерея, укропа), то их следует давать только после 9 месяцев жизни. Картофель рекомендуется вводить в рацион не ранее 7 месяцев в связи с поздним созреванием амилазы в поджелудочной железе. Томаты вводят не ранее 6 месяцев. Очень важна степень измельчения пищи. Даже с мягчайшим овощным пюре ребёнок 4 месяцев может справиться только в том случае, если оно гомогенизированное, то есть максимально измельченное. К полугоду ребенок сможет прожевать мелкоизмельченное блюдо, а вот крупно измельченное – только к 9 месяцам. В некоторых импортных овощных консервах эта градация оцифрована: 1 – означает гомогенизированное пюре, 2 – мелкоизмельченное, 3 – крупноизмельченное. Вводимые овощные и фруктовые блюда содержат белок растительного происхождения, имеющий более низкую пищевую ценность. Учитывая данную особенность, производители детского питания выпускают достаточно широкий ассортимент плодово-овощных консервов с различными белковыми добавками. Обычно это творог, сухая молочная сыворотка, обезжиренное коровье молоко, сливки, йогурт. Такого рода прикорм можно вводить в детское питание ребенка с 6-месячного возраста. Перед кормлением ребёнка следует нагреть пюре на водяной бане. Иногда в целях компенсации недостатка жиров в детское питание можно добавить растительное или сливочное масло. Если в качестве первого прикорма использовалось овощное пюре, то через 2-3 недели после введения первого, можно вводить второй вид прикорма – кашу. Предпочтительны каши промышленного производства. Такие каши, в отличие от приготовленных в домашних условиях, являются гарантированным дополнительным источником витаминов и микроэлементов, прежде всего железа. Одна порция современной каши промышленного производства обеспечивает 20–40% ежедневной потребности грудного ребенка в железе, 20–30% суточной потребности в энергии. При введении в качестве прикорма каш, первыми следует использовать безглютеновые злаки – рис, гречневую и кукурузную каши, чтобы не индуцировать у детей первых месяцев жизни развитие глютеновой энтеропатии (не начинать прикорм с манной каши!).
Абсолютным преимуществом по питательным свойствам обладает каша из гречневой крупы. Кроме высокого содержания растительного белка, она характеризуется значительным содержанием солей фосфора, магния и калия, а также железа. В гречневой крупе его в 6–7 раз больше, чем в рисовой или, например, в манной. Второе место по пищевой ценности занимает овсяная каша. В ней также много белка, витаминов группы В, калия, фосфора, магния и железа, растительных жиров. Рисовая каша считается гипоаллергенной. Тем не менее, в ней меньшее содержание белков, чем в двух описанных выше кашах, а также она относительно бедна витаминами и минеральными веществами. Рисовая каша не рекомендуется к регулярному питанию детям, страдающим склонностью к задержке стула. От применения манной каши в настоящее время рекомендуется отказаться при вскармливании детей первого-второго годов жизни. Это связано с тем, что, несмотря на сравнительно высокое содержание белка, манная каша содержит мало клетчатки и гораздо меньше солей и минеральных веществ, чем, например, гречневая и овсяная каши. Кроме того, высокое содержание фитатов значительно снижает всасывание многих микроэлементов, в первую очередь, железа и кальция. Манная каша обладает выраженным «рахитогенным» эффектом. Пшенная каша (на основе проса) тяжела для усвоения. Поэтому она может даваться только детям старше полутора-двух лет. Кашу желательно давать один раз в течение дня. Идеальное время для каши – первая половина дня. Давать ребенку первого года жизни смешанные каши (из различных видов злаков) можно, лишь убедившись, что каждый из них в отдельности хорошо переносится. В качестве злакового прикорма удобны сухие инстантные молочные каши, для приготовления которых нужно только смешать сухой порошок с теплой кипяченой водой. Добавлять сахар, соль, сливочное масло в такие каши не нужно. В отличие от приготовленных в домашних условиях, являются важным дополнительным источником витаминов и микроэлементов, прежде всего железа. Также они обладают такими неоспоримыми преимуществами, как заданный (стабильный) состав. Одна порция каши промышленного производства обеспечивает 20-40% ежедневной потребности грудного ребёнка в железе. Каши «Нестле», приготовлены с использованием процесса ферментативной обработки крахмала, содержащегося в злаках, при этом получается смесь из глюкозы и её полимеров – декстринов и мальтозы. Приятный вкус каш «Нестле» обеспечивается естественной сладостью злаковых, что позволяет исключить или уменьшить дополнительное использование сахарозы. Эта технология признана Европейским Кодексом «Алиментариус» и имеет ряд преимуществ перед способами обработки злаковых, и особенно варкой:
- исключение потери ценных пищевых веществ в процессе приготовления, - уменьшение или полное исключение сахарозы, - сбалансированное содержание белков, микроэлементов, витаминов и пищевых волокон, - лёгкость переваривания продукта, - меньшая вязкость и лучшая растворимость. Инстантные каши промышленного производства рекомендуются в России для детей до 12–15-месячного возраста. Впоследствии планируется постепенный переход на обычные каши, приготовляемые посредством обычной варки в домашних условиях. Введение фруктово-ягодных соков и пюре, как продуктов прикорма, сместилось на более поздний возраст. Они назначаются после адаптации ребенка к овощному пюре и кашам и являются дополнительным фактором питания. Такая последовательность снижает аллергическое и раздражающее влияние свежих соков на желудочно-кишечный тракт. Фруктовый сок дают детям с 4–4,5 месяцев. Введение соков обеспечивает ребенка новыми пищевыми веществами, в которых он нуждается, – глюкозой, фруктозой, органическими кислотами (лимонной, яблочной), витамином С, железом, калием. Первым в рацион ребенка целесообразно вводить яблочный сок, который характеризуется низкой кислотностью и невысокой аллергенностью. Используют свежевыжатый яблочный сок или соки промышленного выпуска, начиная с 1/2 чайной ложки. В течение нескольких дней доводят количество сока до 20-30 мл. В дальнейшем, ежедневный объём сока рассчитывают по формуле: 10 х n, где п – число месяцев жизни ребёнка. Кислые и терпкие соки необходимо разводить кипяченой водой. Сначала лучше вводить в рацион малыша соки только из одного вида плодов, а при отсутствии аллергических и других неблагоприятных реакций, разнообразить детское питание смешанными соками. Для первоначального прикорма можно также использовать грушевый и тыквенный соки. Позднее (с 6–7 месяцев), можно вводить соки из слив, персиков, абрикосов, моркови. Соки, полученные из цитрусовых (лимона, мандарина, апельсина), клубники, томатов и других плодов и ягод, вызывающих большой процент аллергических реакций, лучше не вводить в детское питание раньше 10–12 месяцев. То же относится к продуктам из экзотических плодов (манго, винограда, папайи, гуавы и др.). Фруктовые пюре можно ввести через 2 недели после назначения соков, используя тот же ассортимент фруктов. Введение новых видов пюре проводить постепенно, начиная с 3–5 г, и увеличивая до 80–100 г к 10–12 месяцам. Соки и фруктовые пюре промышленного выпуска обеспечивают необходимую детям первого года жизни гарантию качества и безопасности. Они изготовлены из высококачественного сырья, имеют высокую пищевую ценность и гигиенический сертификат МЗ РФ, герметически упакованы (вакуумная упаковка без термической обработки и консервантов), экономят время и очень удобны в использовании, помогают разнообразить питание ребенка первого года жизни и старше.
Творог (в дозе 3-5 г/кг массы тела) и желток (1/4 часть) назначать не ранее 6 месяцев жизни, т.к. раннее введение чужеродного белка может приводить к аллергизации, поражению функционально незрелых почек, метаболическому ацидозу и дисметаболической нефропатии. Жирность продукта не должна превышать 8–9%. В детские творожки промышленного производства добавляются фруктовые пюре, молочнокислые и бифидобактерии. С 6-7 месяцев в рацион ребенка вводится мясо в виде фарша (говядины, кролика, индейки, нежирной свинины) – 3–5 г/кг массы тела. Как и любой новый продукт прикорма, мясо вводят в рацион питания постепенно, начиная с ¼ ложечки, смешав его с привычным блюдом, например с овощным пюре. В 9 месяцев даются фрикадельки в том же объеме, к году – паровые котлеты. Рекомендуется использовать мясные консервы для детского питания отечественного и импортного производства. Мясные консервы можно разделить на чисто мясные и мясо-растительные. Выпускаются мясные консервы с различной степенью измельчения: гомогенизированные (с 7 месяцев), пюреобразные (с 8–9 месяцев) и крупноизмельченные (с 10–12 месяцев). Два последних вида отличаются от гомогенизированных консервов не только степенью измельчения, но и наличием в них специй, а также возможной замены воды на мясной бульон. Большинство консервов обогащено железом. Особое место среди мясных консервов детского питания занимают мясо-растительные, представляющие собой продукты прикорма на смешанной основе, в состав которых, помимо мяса, входят овощи и крупы. Содержание мяса в них не более 8-12%, при использовании необходимо дополнительное его введение до рекомендуемых возрастных норм. Для улучшения вкусовых качеств в промышленных консервах используется набор зелени и специй: лук, гвоздика, укроп, базилик, сельдерей, сладкий перец. Бульоны изъяты из диеты, т.к. содержат много пуриновых оснований, что может приводить к повышению проницаемости кишечного барьера, развитию пищевой сенсибилизации. Пища должна быть несоленой: почки грудного ребенка незрелы, плохо выводят из организма натриевую соль. В пюре, выпускаемом промышленным способом, содержание натрия не превышает 150 мг/100 г – в овощах и 200 мг/100 г – в смесях мяса и овощей. С 8 месяцев в качестве третьего блюда прикорма можно назначать кефир, боли йогурт с фруктами и злаками. Необоснованно широкое применение кефира в первые месяцы жизни может вызвать у ребенка нарушение кислотно-щелочного равновесия, ацидоз и создать дополнительную нагрузку на почки. Не рекомендуется разводить творог кефиром, т.к. это резко увеличивает количество употребляемого белка. С 8-9 месяцев ребенку 1-2 раза в неделю вместо мяса можно дать рыбу, источник белка, фосфора, омега-3 жирных кислот. Рекомендуются нежирные сорта рыбы: треска, камбала, сайра, судак. Детям необходимы полиненасыщенные жирные кислоты, источником которых являются подсолнечное, кукурузное, соевое, оливковое масло, их нужно добавлять в овощное пюре домашнего приготовления (5 г на 100 г продукта) с 5–6 месяцев. В пюре промышленного производства растительное масло добавлять не следует, т.к. оно включено в его состав. Воду ребенок пьет только тогда, когда в ней нуждается. Для детского питания рекомендуется использование специальной негазированной бутилированной воды, прошедшей технологию многоступенчатой очистки. Она имеет низкую минерализацию и не требует кипячения. В интервалах между приемами пищи ребенку можно предлагать фруктовые соки, не содержащие сахара. Необходимо с первых месяцев жизни ограничить потребление ребенком продуктов, избыток которых может привести к нежелательным последствиям (насыщенные жирные кислоты, сахара). Желательно приучать ребенка к определенному режиму питания, которому в дальнейшем он будет следовать. Завтрак занимает важное место в питании, и каша на завтрак – это хорошая привычка. Овощное пюре и мясо составляют полноценный обед. Такое вскармливание формирует на будущее стереотип здорового питания.
СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
Смешанным называется такое вскармливание, при котором ребенок в первом полугодии жизни получает грудное молоко матери и докорм, т.е. молочную смесь, возмещающую дефицит материнского молока, так как по возрасту ребенку еще нельзя назначать прикорм. Причинами перевода детей на смешанное вскармливание являются гипогалактия у матери и социально-бытовые факторы, когда мать, в связи с работой и другими причинами должна отлучаться из дома, а количество сцеженного молока не позволяет полностью удовлетворить потребности ребенка. Гипогалактия – понижение секреторной способности молочных желез. Различают гипогалактию: · раннюю, развивающуюся в первые 10–14 дней после родов; · позднюю – в более поздние сроки; · первичную (нейро-эндокринного генеза); · вторичную, обусловленную нерациональным питанием, нарушением режима дня (переутомлением, недостаточным пребыванием на свежем воздухе), а также соматическими и инфекционными заболеваниями матери (маститы и др.). Нередко уменьшение количества молока возникает без всякой внешней причины. Это так называемые «лактационные кризы», отражающие внутреннюю циклическую организацию регуляции лактации. Чаще всего такие кризы наблюдаются в первые 3 месяца лактации (на 3–6 неделе), но иногда бывают и через 6–8 месяцев; их периодичность около 1,5 месяцев. Длительность транзиторной гипогалактии при кризе чаще бывает около 3-4-х, редко – 6–8 дней. Очень ответственны периоды лактационных кризов, когда у матери ребенка может быть ошибочно диагностирована гипогалактия, и рекомендации по докорму ребенка станут причиной быстрого угасания лактации. Мать должна быть проинструктирована врачом о возможности возникновения «лактационных кризов» и своевременного увеличения частоты прикладывания ребенка к груди в сочетании с кормлением из обеих грудей.. Частое опорожнение груди является энергичным стимулом секреции молока в результате усиленного рефлекторного освобождения лактогенных гормонов гипофиза. Рекомендуется также полноценный отдых матери. Разнообразное, полноценное, с высокими вкусовыми качествами питание. Тёплое питьё напитков особенно с использованием лактогонных трав или препаратов за 15-20 мин до кормления, а также специальных продуктов лактогонного действия (см. далее).
У большинства женщин образование молока и резкое нагрубание молочных желез наступают в интервале от 3 до 5 дней после родов, однако у небольшой части женщин может иметь место отсроченный галактопоэз с медленным становлением лактации в сроки до 15–30 дней после родов. Дифференциальная диагностика между отсроченным галактопоэзом и первичной гипогалактией представляет большую трудность. В практике трудностей нет, т.к. все определяет динамика лактации. Целесообразно все случаи недостаточного образования молока в первые недели жизни ребенка относить к отсроченному галактопоэзу и принимать все меры к его формированию. С этой целью ребенок должен прикладываться к груди регулярно не менее 12 раз в сутки, причем к обеим молочным железам. Раннему становлению лактации способствует прикладывание ребенка к груди в первые 20-30 минут после рождения, что вызывает рефлекторный выброс пролактина, направленный на стабилизацию и сохранение лактопоэза, накопление секрета в промежутках между кормлениями. Свободный режим вскармливания, т.е. прикладывание ребенка к груди по его требованию, а не по часам, является сильным стимулятором лактации. Ритмичное и полное опорожнение молочных желез - важный фактор в предупреждении гипогалактии. Особенностью рефлекса выведения молока является участие в нем высших отделов центральной нервной системы и коры головного мозга, отсюда - известные в широкой практике психогенная зависимость и ранимость этого рефлекса. Психологический стресс, волнение, напряжение кормящей матери могут приводить к полному выключению рефлекса молоковыделения и, напротив, радость матери при контакте с ребенком, звуковое общение с ним могут быть сигналом для его реализации. Наиболее прочные психогенные компоненты рефлекса формируются также при условии раннего прикладывания к груди и постоянного общения с ребенком в его первые дни жизни. У матери должна быть твердая уверенность в необходимости кормления ребенка грудью и возможности успешного выполнения своей материнской функции. Для обеспечения достаточной лактации питание кормящей женщины должно быть сбалансированным, в том числе с использованием специализированных продуктов для кормящих матерей («Фемилак», Энфамил-мама», «Дамил Мамам», «АннаМария») и витаминно-минеральных комплексов (Матерна, Мульти-табс Перинатал, Компливит Мама, Прегнавит, Витрум Пренатал). Дополнительное питание для женщин позволит снизить риск раннего токсикоза беременности, повысить биологическую ценность и количество грудного молока, обеспечит дополнительные потребности в нутриентах (особенно в железе, кальции, фолиевой кислоте), не провоцируя при этом прибавку лишнего веса. Энергетическая ценность рациона кормящей женщины должна быть увеличена по сравнению с обычным рационом примерно на 500 ккал. Рацион должен содержать: белка – 100 г, из них 70–80% – животного происхождения; 88 г жиров, из них 20-25% – растительного происхождения; 450–500 г углеводов. Среднесуточный набор продуктов беременной женщины должен включать 4 основные группы: I группа – источники белка: мясо, морепродукты, птица, рыба, бобовые, яйцо. II группа – молоко и молочные продукты: кефир, творог, неострые сорта сыра, сливочное масло, йогурт. III группа – овощи (300–500 г в сутки), зелень, фрукты (200 г в сутки), ягоды, соки – источники пищевых волокон, минералов, витаминов. Из овощей предпочтительнее потреблять кабачки, тыкву, свеклу, морковь, зелёный горошек, огурцы, помидоры, укроп, петрушку. Более ограниченно – цветную, белокочанную и брюссельскую капусту, картофель. Из плодов – яблоки, груши, абрикосы, сливу, бананы, более ограниченно – киви, цитрусовые, манго, вишню. Соки желательно использовать с мякотью, свежевыжатые. IV группа – продукты на зерновой основе: крупы, макаронные изделия. В качестве источников жира следует использовать легкоусвояемые жиры (сливочное масло – 20-40 г в сутки, сливки, сметана), эссенциальных жирных кислот – растительные масла (подсолнечное, кукурузное, оливковое). Для повышения в рационе содержания витаминов группы В кормящая мать может употреблять диетические сорта хлеба, выпускаемые с добавлением пшеничных отрубей. В весенне-зимний период можно использовать свежезамороженные овощи, фрукты, компот из сухофруктов, настой шиповника, консервированные соки. Для возбуждения аппетита желательно в небольшом количестве включать в рацион различные соления (сельдь, квашеная капуста), салаты из свежих овощей, винегрет; избегать очень острых приправ, избыточного употребления пряностей, чеснока, лука, придающих неприятный вкус и запах молоку. Для профилактики пищевой аллергии у детей на грудном вскармливании, из рациона кормящей мамы следует исключать такие продукты, как цитрусовые, шоколад, какао, мёд, экзотические фрукты, продукты с консервантами и пищевыми красителями. Целесообразно принимать пищу 5–6 раз в день за 30–40 минут перед кормлением ребенка, что способствует лучшей секреции молока. Количество жидкости в рационе кормящей женщины должно быть не менее 2 литров, включая суп, чай, соки, молоко, кефир. Для увеличения выработки грудного молока можно рекомендовать некоторые напитки, приготовленные с использованием растительных стимуляторов лактации, к которым относятся: одуванчик, крапива, укроп, душица, тмин, салат, морковь, редька, анис и др. Наряду с правильным питанием, матери необходимо обеспечить полноценный отдых, сон не менее 8 часов ночью и 1-2 часа днем, спокойную обстановку, прогулки с ребенком. Кормящие женщины не должны выполнять тяжелую физическую работу. При наличии клинических признаков недокорма ребенка (беспокойство, урежение стула, мочеиспускания, уплощение или падение весовой кривой), а также при отсутствии молока в молочных железах после кормления возможно применение специальных напитков, усиливающих лактацию. Рекомендуется также использование травяных быстрорастворимых чаёв промышленного производства (ХИПП, Тип-Топ, Dania, Млечный путь), содержащих тмин, мелиссу, анис, крапиву, экстракт лактогонной травы галеги. Если объём молока у женщины уменьшился, оттого что пришлось поволноваться, успокоить нервную систему можно отваром и настоем валерианы и пустырника. Только исчерпав все возможности по восстановлению лактации, можно назначить ребенку докорм (но не ранее 7-го дня с момента диагностики гипогалактии). Различают 4 степени гипогалактии – дефицита грудного молока по отношению к суточной потребности ребенка: I степень – 25%, II степень – 50%, III степень – 75%, IV – более 75%. При гипогалактии III–IV степеней ребенок переводится на смешанное вскармливание с момента ее выявления, и одновременно проводятся все меры по восстановлению лактации. Для выявления степени дефицита молока у матери необходимо в течение суток взвешивать ребенка до и после кормления. Произведя подсчет необходимого количества молока по формулам и зная количество молока, получаемого ребенком от матери, можно рассчитать объем докорма. Режим питания остается свободным, т.е. не фиксированным по времени. Необходимо только контролировать количество молока у матери (с помощью контрольного взвешивания ребенка) и недостающий объем компенсировать смесями. Докорм следует давать только после прикладывания ребенка к груди, даже при минимальном количестве молока у матери. Если объем докорма невелик, то его целесообразнее давать с ложечки, при большом объеме докорма – из чашки, так как более легкое поступление молочной смеси через соску способствует отказу ребенка от груди. При большом объеме докорма все-таки можно пользоваться бутылочкой, но с достаточно упругой соской и мелкими отверстиями на конце, чтобы смесь вытекала каплями. Докорм в виде самостоятельных кормлений может быть рекомендован только в исключительных случаях – при отсутствии матери в часы кормления ребенка. Большие интервалы между прикладываниями к груди приводят к резкому угнетению лактации. В качестве докорма применяют адаптированные молочные смеси (классификацию и химический состав смесей см. в Приложении).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.122.223 (0.016 с.) |