Организация введения прикорма



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация введения прикорма



 

Прикорм – любой другой вид пищи, по составу, вкусовым качествам, форме введения отличный от грудного молока и адаптированных детских молочных смесей, дополняющий рацион ребенка пищевыми веществами, необходимыми для роста и развития ребенка.

Прикорм также способствует развитию жевательного аппарата, стимулирует ферментные системы желудочно-кишечного тракта и готовит ребенка к отнятию от груди.

Следует выделять продукты прикорма (соки, творог, яичный желток, сливочное и растительное масла) и блюда прикорма (фруктовые и овощные пюре, каши, мясные, мясо- и рыборастительные, растительно-мясные и растительно-рыбные пюре).

Введение прикорма целесообразно проводить в возрасте 4-6 месяцев. Установлено, что минимальный возраст, при котором возможно введение первых продуктов прикорма – 4 месяца. Ранее этого срока ребенок еще не подготовлен к усвоению иной пищи, чем женское молоко или детская молочная смесь.

Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своем составе достаточно большой набор витаминов и минеральных веществ, нет необходимости проводить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при вскармливании грудным молоком, поэтому схема введения прикорма может быть единой

Правила введения прикорма.

 

1. Прикорм вводится только здоровому ребенку, после удвоения массы тела, не ранее 4 месяцев;

2. Прикорм следует давать перед кормлением грудью, начиная с 5–10 г и постепенно (в течение 2 недель) довести объем плотного прикорма до 150 г. Во втором полугодии жизни ребенка объём блюд прикорма не должен превышать 180 г.;

3. Новый вид прикорма следует вводить после полной адаптации к предыдущему;

4. Не следует давать один и тот же вид прикорма 2 раза в день;

5. Блюда прикорма должны быть гомогенными по консистенции и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом нужно переходить к более густой, затем – плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложки и жеванию;

6. Прикорм дается в теплом виде, ложкой, в положении ребенка сидя;

7. Нецелесообразно давать в одно кормление 2 плотных или 2 жидких блюда;

8. При введении прикорма необходимо следить за состоянием кожных покровов и стулом ребенка: если он остается нормальным, то на следующий день количество прикорма можно увеличить. На введение первого прикорма обычно уходит 2 недели. Затем начинают вводить второй вид прикорма, используя основное правило – постепенность и последовательность введения новых продуктов;

9. Нельзя сочетать введение прикорма с проведением профилактических прививок;

 

При естественном вскармливании не следует рано вводить прикорм, поскольку женское молоко способно обеспечить потребность детей во всех жизненно важных веществах и энергии до 5-6 месяцев жизни. Раннее введение прикорма может снижать частоту и интенсивность сосания, выработку грудного молока. При таких условиях вводимый прикорм будет не столько дополнять грудное молоко, сколько частично замещать его, что является физиологически неоправданным. Замена в столь раннем возрасте хотя бы одного грудного кормления может привести к уменьшению выработки молока. Кишечник ребенка еще не готов к введению какой-либо другой пищи, что увеличивает риск возникновения аллергии и расстройств пищеварения. До 4 месяцев у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить. Еще не развиты управление движениями головы и опора позвоночника, и поэтому грудным детям трудно сохранять положение для успешного поглощения и проглатывания полутвердой пищи.

Слишком позднее введение прикорма (старше 6 месяцев) также нежелательно, потому что грудное молоко уже не в состоянии обеспечить подросшего малыша необходимым количеством энергии и питательных веществ. Однообразное питание (только грудное вскармливание) может привести к дефициту микронутриентов, особенно железа и цинка, задержке роста и развития таких важных навыков, как жевание (жевание готовит десны к прорезыванию зубов), торможению развития мелкой моторики (ребенок обязательно должен повозиться в еде руками) и психо-эмоционального развития.

При искусственном вскармливании возможно более раннее введение прикорма (с 4–4,5 месяцев), если ребенок набирает вес недостаточно, либо у него имеются признаки анемии, мальабсорбции. При этом в качестве первого прикорма рекомендуются каши, в основном, в виде инстантных (растворимых) форм.

При нормальном или избыточном весе ребенка в качестве первого прикорма рекомендуется овощное пюре, так как оно богато витаминами, минеральными солями (калий, железо), пектинами и растительными волокнами. Овощное пюре вводят ребенку постепенно заменяя одно молочное кормление, т.к. ребенок нуждается в минеральных солях (калии, железе), органических кислотах, пектиновых веществах и растительных волокнах.

Начинать введение овощного пюре надо с одного вида овощей, постепенно переходя к многокомпонентной композиции. Необходимо обращать внимание на степень их измельчения.

В качестве первого овощного прикорма можно рекомендовать монопюре из кабачков, тыквы, моркови, цветной капусты, брокколи. Не следует включать в рацион питания пюре из бобовых, добавлять специи, лук и чеснок. Дело в том, что в бобовых слишком высок уровень растительных волокон, которые способны вызвать раздражение слизистой кишечника и усиление газообразования. Лук и чеснок также содержат эфирные масла, раздражающие слизистую желудка, кишечник. Овощные пюре, содержащие их, следует давать не ранее 8-9 месяцев. Что же касается специй (белого перца, лаврового листа) и пряных овощей (сельдерея, укропа), то их следует давать только после 9 месяцев жизни. Картофель рекомендуется вводить в рацион не ранее 7 месяцев в связи с поздним созреванием амилазы в поджелудочной железе. Томаты вводят не ранее 6 месяцев.

Очень важна степень измельчения пищи. Даже с мягчайшим овощным пюре ребёнок 4 месяцев может справиться только в том случае, если оно гомогенизированное, то есть максимально измельченное. К полугоду ребенок сможет прожевать мелкоизмельченное блюдо, а вот крупно измельченное – только к 9 месяцам. В некоторых импортных овощных консервах эта градация оцифрована: 1 – означает гомогенизированное пюре, 2 – мелкоизмельченное, 3 – крупноизмельченное. Вводимые овощные и фруктовые блюда содержат белок растительного происхождения, имеющий более низкую пищевую ценность. Учитывая данную особенность, производители детского питания выпускают достаточно широкий ассортимент плодово-овощных консервов с различными белковыми добавками. Обычно это творог, сухая молочная сыворотка, обезжиренное коровье молоко, сливки, йогурт. Такого рода прикорм можно вводить в детское питание ребенка с 6-месячного возраста. Перед кормлением ребёнка следует нагреть пюре на водяной бане. Иногда в целях компенсации недостатка жиров в детское питание можно добавить растительное или сливочное масло.

Если в качестве первого прикорма использовалось овощное пюре, то через 2-3 недели после введения первого, можно вводить второй вид прикорма – кашу. Предпочтительны каши промышленного производства. Такие каши, в отличие от приготовленных в домашних условиях, являются гарантированным дополнительным источником витаминов и микроэлементов, прежде всего железа. Одна порция современной каши промышленного производства обеспечивает 20–40% ежедневной потребности грудного ребенка в железе, 20–30% суточной потребности в энергии.

При введении в качестве прикорма каш, первыми следует использовать безглютеновые злаки – рис, гречневую и кукурузную каши, чтобы не индуцировать у детей первых месяцев жизни развитие глютеновой энтеропатии (не начинать прикорм с манной каши!).

Абсолютным преимуществом по питательным свойствам обладает каша из гречневой крупы. Кроме высокого содержания растительного белка, она характеризуется значительным содержанием солей фосфора, магния и калия, а также железа. В гречневой крупе его в 6–7 раз больше, чем в рисовой или, например, в манной.

Второе место по пищевой ценности занимает овсяная каша. В ней также много белка, витаминов группы В, калия, фосфора, магния и железа, растительных жиров.

Рисовая каша считается гипоаллергенной. Тем не менее, в ней меньшее содержание белков, чем в двух описанных выше кашах, а также она относительно бедна витаминами и минеральными веществами. Рисовая каша не рекомендуется к регулярному питанию детям, страдающим склонностью к задержке стула. От применения манной каши в настоящее время рекомендуется отказаться при вскармливании детей первого-второго годов жизни. Это связано с тем, что, несмотря на сравнительно высокое содержание белка, манная каша содержит мало клетчатки и гораздо меньше солей и минеральных веществ, чем, например, гречневая и овсяная каши. Кроме того, высокое содержание фитатов значительно снижает всасывание многих микроэлементов, в первую очередь, железа и кальция. Манная каша обладает выраженным «рахитогенным» эффектом.

Пшенная каша (на основе проса) тяжела для усвоения. Поэтому она может даваться только детям старше полутора-двух лет.

Кашу желательно давать один раз в течение дня. Идеальное время для каши – первая половина дня. Давать ребенку первого года жизни смешанные каши (из различных видов злаков) можно, лишь убедившись, что каждый из них в отдельности хорошо переносится.

В качестве злакового прикорма удобны сухие инстантные молочные каши, для приготовления которых нужно только смешать сухой порошок с теплой кипяченой водой. Добавлять сахар, соль, сливочное масло в такие каши не нужно. В отличие от приготовленных в домашних условиях, являются важным дополнительным источником витаминов и микроэлементов, прежде всего железа. Также они обладают такими неоспоримыми преимуществами, как заданный (стабильный) состав. Одна порция каши промышленного производства обеспечивает 20-40% ежедневной потребности грудного ребёнка в железе.

Каши «Нестле», приготовлены с использованием процесса ферментативной обработки крахмала, содержащегося в злаках, при этом получается смесь из глюкозы и её полимеров – декстринов и мальтозы. Приятный вкус каш «Нестле» обеспечивается естественной сладостью злаковых, что позволяет исключить или уменьшить дополнительное использование сахарозы. Эта технология признана Европейским Кодексом «Алиментариус» и имеет ряд преимуществ перед способами обработки злаковых, и особенно варкой:

- исключение потери ценных пищевых веществ в процессе приготовления,

- уменьшение или полное исключение сахарозы,

- сбалансированное содержание белков, микроэлементов, витаминов и пищевых волокон,

- лёгкость переваривания продукта,

- меньшая вязкость и лучшая растворимость.

Инстантные каши промышленного производства рекомендуются в России для детей до 12–15-месячного возраста. Впоследствии планируется постепенный переход на обычные каши, приготовляемые посредством обычной варки в домашних условиях.

Введение фруктово-ягодных соков и пюре, как продуктов прикорма, сместилось на более поздний возраст. Они назначаются после адаптации ребенка к овощному пюре и кашам и являются дополнительным фактором питания. Такая последовательность снижает аллергическое и раздражающее влияние свежих соков на желудочно-кишечный тракт. Фруктовый сок дают детям с 4–4,5 месяцев. Введение соков обеспечивает ребенка новыми пищевыми веществами, в которых он нуждается, – глюкозой, фруктозой, органическими кислотами (лимонной, яблочной), витамином С, железом, калием.

Первым в рацион ребенка целесообразно вводить яблочный сок, который характеризуется низкой кислотностью и невысокой аллергенностью. Используют свежевыжатый яблочный сок или соки промышленного выпуска, начиная с 1/2 чайной ложки. В течение нескольких дней доводят количество сока до 20-30 мл. В дальнейшем, ежедневный объём сока рассчитывают по формуле: 10 х n, где п – число месяцев жизни ребёнка. Кислые и терпкие соки необходимо разводить кипяченой водой.

Сначала лучше вводить в рацион малыша соки только из одного вида плодов, а при отсутствии аллергических и других неблагоприятных реакций, разнообразить детское питание смешанными соками. Для первоначального прикорма можно также использовать грушевый и тыквенный соки. Позднее (с 6–7 месяцев), можно вводить соки из слив, персиков, абрикосов, моркови.

Соки, полученные из цитрусовых (лимона, мандарина, апельсина), клубники, томатов и других плодов и ягод, вызывающих большой процент аллергических реакций, лучше не вводить в детское питание раньше 10–12 месяцев. То же относится к продуктам из экзотических плодов (манго, винограда, папайи, гуавы и др.).

Фруктовые пюре можно ввести через 2 недели после назначения соков, используя тот же ассортимент фруктов. Введение новых видов пюре проводить постепенно, начиная с 3–5 г, и увеличивая до 80–100 г к 10–12 месяцам.

Соки и фруктовые пюре промышленного выпуска обеспечивают необходимую детям первого года жизни гарантию качества и безопасности. Они изготовлены из высококачественного сырья, имеют высокую пищевую ценность и гигиенический сертификат МЗ РФ, герметически упакованы (вакуумная упаковка без термической обработки и консервантов), экономят время и очень удобны в использовании, помогают разнообразить питание ребенка первого года жизни и старше.

Творог (в дозе 3-5 г/кг массы тела) и желток (1/4 часть) назначать не ранее 6 месяцев жизни, т.к. раннее введение чужеродного белка может приводить к аллергизации, поражению функционально незрелых почек, метаболическому ацидозу и дисметаболической нефропатии. Жирность продукта не должна превышать 8–9%. В детские творожки промышленного производства добавляются фруктовые пюре, молочнокислые и бифидобактерии.

С 6-7 месяцев в рацион ребенка вводится мясо в виде фарша (говядины, кролика, индейки, нежирной свинины) – 3–5 г/кг массы тела. Как и любой новый продукт прикорма, мясо вводят в рацион питания постепенно, начиная с ¼ ложечки, смешав его с привычным блюдом, например с овощным пюре. В 9 месяцев даются фрикадельки в том же объеме, к году – паровые котлеты. Рекомендуется использовать мясные консервы для детского питания отечественного и импортного производства.

Мясные консервы можно разделить на чисто мясные и мясо-растительные. Выпускаются мясные консервы с различной степенью измельчения: гомогенизированные (с 7 месяцев), пюреобразные (с 8–9 месяцев) и крупноизмельченные (с 10–12 месяцев). Два последних вида отличаются от гомогенизированных консервов не только степенью измельчения, но и наличием в них специй, а также возможной замены воды на мясной бульон. Большинство консервов обогащено железом.

Особое место среди мясных консервов детского питания занимают мясо-растительные, представляющие собой продукты прикорма на смешанной основе, в состав которых, помимо мяса, входят овощи и крупы. Содержание мяса в них не более 8-12%, при использовании необходимо дополнительное его введение до рекомендуемых возрастных норм. Для улучшения вкусовых качеств в промышленных консервах используется набор зелени и специй: лук, гвоздика, укроп, базилик, сельдерей, сладкий перец.

Бульоны изъяты из диеты, т.к. содержат много пуриновых оснований, что может приводить к повышению проницаемости кишечного барьера, развитию пищевой сенсибилизации.

Пища должна быть несоленой: почки грудного ребенка незрелы, плохо выводят из организма натриевую соль. В пюре, выпускаемом промышленным способом, содержание натрия не превышает 150 мг/100 г – в овощах и 200 мг/100 г – в смесях мяса и овощей.

С 8 месяцев в качестве третьего блюда прикорма можно назначать кефир, боли йогурт с фруктами и злаками. Необоснованно широкое применение кефира в первые месяцы жизни может вызвать у ребенка нарушение кислотно-щелочного равновесия, ацидоз и создать дополнительную нагрузку на почки. Не рекомендуется разводить творог кефиром, т.к. это резко увеличивает количество употребляемого белка.

С 8-9 месяцев ребенку 1-2 раза в неделю вместо мяса можно дать рыбу, источник белка, фосфора, омега-3 жирных кислот. Рекомендуются нежирные сорта рыбы: треска, камбала, сайра, судак.

Детям необходимы полиненасыщенные жирные кислоты, источником которых являются подсолнечное, кукурузное, соевое, оливковое масло, их нужно добавлять в овощное пюре домашнего приготовления (5 г на 100 г продукта) с 5–6 месяцев. В пюре промышленного производства растительное масло добавлять не следует, т.к. оно включено в его состав.

Воду ребенок пьет только тогда, когда в ней нуждается. Для детского питания рекомендуется использование специальной негазированной бутилированной воды, прошедшей технологию многоступенчатой очистки. Она имеет низкую минерализацию и не требует кипячения. В интервалах между приемами пищи ребенку можно предлагать фруктовые соки, не содержащие сахара.

Необходимо с первых месяцев жизни ограничить потребление ребенком продуктов, избыток которых может привести к нежелательным последствиям (насыщенные жирные кислоты, сахара).

Желательно приучать ребенка к определенному режиму питания, которому в дальнейшем он будет следовать. Завтрак занимает важное место в питании, и каша на завтрак – это хорошая привычка. Овощное пюре и мясо составляют полноценный обед. Такое вскармливание формирует на будущее стереотип здорового питания.

 

 

СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

 

Смешанным называется такое вскармливание, при котором ребенок в первом полугодии жизни получает грудное молоко матери и докорм, т.е. молочную смесь, возмещающую дефицит материнского молока, так как по возрасту ребенку еще нельзя назначать прикорм.

Причинами перевода детей на смешанное вскармливание являются гипогалактия у матери и социально-бытовые факторы, когда мать, в связи с работой и другими причинами должна отлучаться из дома, а количество сцеженного молока не позволяет полностью удовлетворить потребности ребенка.

Гипогалактия – понижение секреторной способности молочных желез.

Различают гипогалактию:

· раннюю, развивающуюся в первые 10–14 дней после родов;

· позднюю – в более поздние сроки;

· первичную (нейро-эндокринного генеза);

· вторичную, обусловленную нерациональным питанием, нарушением режима дня (переутомлением, недостаточным пребыванием на свежем воздухе), а также соматическими и инфекционными заболеваниями матери (маститы и др.).

Нередко уменьшение количества молока возникает без всякой внешней причины. Это так называемые «лактационные кризы», отражающие внутреннюю циклическую организацию регуляции лактации. Чаще всего такие кризы наблюдаются в первые 3 месяца лактации (на 3–6 неделе), но иногда бывают и через 6–8 месяцев; их периодичность около 1,5 месяцев. Длительность транзиторной гипогалактии при кризе чаще бывает около 3-4-х, редко – 6–8 дней.

Очень ответственны периоды лактационных кризов, когда у матери ребенка может быть ошибочно диагностирована гипогалактия, и рекомендации по докорму ребенка станут причиной быстрого угасания лактации. Мать должна быть проинструктирована врачом о возможности возникновения «лактационных кризов» и своевременного увеличения частоты прикладывания ребенка к груди в сочетании с кормлением из обеих грудей.. Частое опорожнение груди является энергичным стимулом секреции молока в результате усиленного рефлекторного освобождения лактогенных гормонов гипофиза. Рекомендуется также полноценный отдых матери. Разнообразное, полноценное, с высокими вкусовыми качествами питание. Тёплое питьё напитков особенно с использованием лактогонных трав или препаратов за 15-20 мин до кормления, а также специальных продуктов лактогонного действия (см. далее).

 

У большинства женщин образование молока и резкое нагрубание молочных желез наступают в интервале от 3 до 5 дней после родов, однако у небольшой части женщин может иметь место отсроченный галактопоэз с медленным становлением лактации в сроки до 15–30 дней после родов. Дифференциальная диагностика между отсроченным галактопоэзом и первичной гипогалактией представляет большую трудность. В практике трудностей нет, т.к. все определяет динамика лактации. Целесообразно все случаи недостаточного образования молока в первые недели жизни ребенка относить к отсроченному галактопоэзу и принимать все меры к его формированию. С этой целью ребенок должен прикладываться к груди регулярно не менее 12 раз в сутки, причем к обеим молочным железам.

Раннему становлению лактации способствует прикладывание ребенка к груди в первые 20-30 минут после рождения, что вызывает рефлекторный выброс пролактина, направленный на стабилизацию и сохранение лактопоэза, накопление секрета в промежутках между кормлениями. Свободный режим вскармливания, т.е. прикладывание ребенка к груди по его требованию, а не по часам, является сильным стимулятором лактации. Ритмичное и полное опорожнение молочных желез - важный фактор в предупреждении гипогалактии.

Особенностью рефлекса выведения молока является участие в нем высших отделов центральной нервной системы и коры головного мозга, отсюда - известные в широкой практике психогенная зависимость и ранимость этого рефлекса. Психологический стресс, волнение, напряжение кормящей матери могут приводить к полному выключению рефлекса молоковыделения и, напротив, радость матери при контакте с ребенком, звуковое общение с ним могут быть сигналом для его реализации. Наиболее прочные психогенные компоненты рефлекса формируются также при условии раннего прикладывания к груди и постоянного общения с ребенком в его первые дни жизни. У матери должна быть твердая уверенность в необходимости кормления ребенка грудью и возможности успешного выполнения своей материнской функции.

Для обеспечения достаточной лактации питание кормящей женщины должно быть сбалансированным, в том числе с использованием специализированных продуктов для кормящих матерей («Фемилак», Энфамил-мама», «Дамил Мамам», «АннаМария») и витаминно-минеральных комплексов (Матерна, Мульти-табс Перинатал, Компливит Мама, Прегнавит, Витрум Пренатал). Дополнительное питание для женщин позволит снизить риск раннего токсикоза беременности, повысить биологическую ценность и количество грудного молока, обеспечит дополнительные потребности в нутриентах (особенно в железе, кальции, фолиевой кислоте), не провоцируя при этом прибавку лишнего веса. Энергетическая ценность рациона кормящей женщины должна быть увеличена по сравнению с обычным рационом примерно на 500 ккал. Рацион должен содержать: белка – 100 г, из них 70–80% – животного происхождения; 88 г жиров, из них 20-25% – растительного происхождения; 450–500 г углеводов.

Среднесуточный набор продуктов беременной женщины должен включать 4 основные группы:

I группа – источники белка: мясо, морепродукты, птица, рыба, бобовые,

яйцо.

II группа – молоко и молочные продукты: кефир, творог, неострые сорта сыра, сливочное масло, йогурт.

III группа – овощи (300–500 г в сутки), зелень, фрукты (200 г в сутки), ягоды, соки – источники пищевых волокон, минералов, витаминов. Из овощей предпочтительнее потреблять кабачки, тыкву, свеклу, морковь, зелёный горошек, огурцы, помидоры, укроп, петрушку. Более ограниченно – цветную, белокочанную и брюссельскую капусту, картофель. Из плодов – яблоки, груши, абрикосы, сливу, бананы, более ограниченно – киви, цитрусовые, манго, вишню. Соки желательно использовать с мякотью, свежевыжатые.

IV группа – продукты на зерновой основе: крупы, макаронные изделия.

В качестве источников жира следует использовать легкоусвояемые жиры (сливочное масло – 20-40 г в сутки, сливки, сметана), эссенциальных жирных кислот – растительные масла (подсолнечное, кукурузное, оливковое). Для повышения в рационе содержания витаминов группы В кормящая мать может употреблять диетические сорта хлеба, выпускаемые с добавлением пшеничных отрубей. В весенне-зимний период можно использовать свежезамороженные овощи, фрукты, компот из сухофруктов, настой шиповника, консервированные соки.

Для возбуждения аппетита желательно в небольшом количестве включать в рацион различные соления (сельдь, квашеная капуста), салаты из свежих овощей, винегрет; избегать очень острых приправ, избыточного употребления пряностей, чеснока, лука, придающих неприятный вкус и запах молоку.

Для профилактики пищевой аллергии у детей на грудном вскармливании, из рациона кормящей мамы следует исключать такие продукты, как цитрусовые, шоколад, какао, мёд, экзотические фрукты, продукты с консервантами и пищевыми красителями.

Целесообразно принимать пищу 5–6 раз в день за 30–40 минут перед кормлением ребенка, что способствует лучшей секреции молока. Количество жидкости в рационе кормящей женщины должно быть не менее 2 литров, включая суп, чай, соки, молоко, кефир. Для увеличения выработки грудного молока можно рекомендовать некоторые напитки, приготовленные с использованием растительных стимуляторов лактации, к которым относятся: одуванчик, крапива, укроп, душица, тмин, салат, морковь, редька, анис и др.

Наряду с правильным питанием, матери необходимо обеспечить полноценный отдых, сон не менее 8 часов ночью и 1-2 часа днем, спокойную обстановку, прогулки с ребенком. Кормящие женщины не должны выполнять тяжелую физическую работу.

При наличии клинических признаков недокорма ребенка (беспокойство, урежение стула, мочеиспускания, уплощение или падение весовой кривой), а также при отсутствии молока в молочных железах после кормления возможно применение специальных напитков, усиливающих лактацию.

Рекомендуется также использование травяных быстрорастворимых чаёв промышленного производства (ХИПП, Тип-Топ, Dania, Млечный путь), содержащих тмин, мелиссу, анис, крапиву, экстракт лактогонной травы галеги.

Если объём молока у женщины уменьшился, оттого что пришлось поволноваться, успокоить нервную систему можно отваром и настоем валерианы и пустырника.

Только исчерпав все возможности по восстановлению лактации, можно назначить ребенку докорм (но не ранее 7-го дня с момента диагностики гипогалактии).

Различают 4 степени гипогалактии – дефицита грудного молока по отношению к суточной потребности ребенка: I степень – 25%, II степень – 50%, III степень – 75%, IV – более 75%.

При гипогалактии III–IV степеней ребенок переводится на смешанное вскармливание с момента ее выявления, и одновременно проводятся все меры по восстановлению лактации. Для выявления степени дефицита молока у матери необходимо в течение суток взвешивать ребенка до и после кормления. Произведя подсчет необходимого количества молока по формулам и зная количество молока, получаемого ребенком от матери, можно рассчитать объем докорма.

Режим питания остается свободным, т.е. не фиксированным по времени. Необходимо только контролировать количество молока у матери (с помощью контрольного взвешивания ребенка) и недостающий объем компенсировать смесями.

Докорм следует давать только после прикладывания ребенка к груди, даже при минимальном количестве молока у матери. Если объем докорма невелик, то его целесообразнее давать с ложечки, при большом объеме докорма – из чашки, так как более легкое поступление молочной смеси через соску способствует отказу ребенка от груди. При большом объеме докорма все-таки можно пользоваться бутылочкой, но с достаточно упругой соской и мелкими отверстиями на конце, чтобы смесь вытекала каплями. Докорм в виде самостоятельных кормлений может быть рекомендован только в исключительных случаях – при отсутствии матери в часы кормления ребенка. Большие интервалы между прикладываниями к груди приводят к резкому угнетению лактации.

В качестве докорма применяют адаптированные молочные смеси (классификацию и химический состав смесей см. в Приложении).

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.02 с.)