Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имени В.И. Разумовского Минздравсоцразвития↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный медицинский университет Имени В.И. Разумовского Минздравсоцразвития
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ, ДЕТСКОЙ ЭНДОКРИНОЛОГИИ
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Учебное пособие
САРАТОВ 2011
УДК 613.22:613.953.11/.13 ББК 57.32я75 П. 352 В пособии изложены современные принципы естественного, смешанного, искусственного вскармливания, введения прикорма детям первого года жизни в соответствии с «Национальной программой оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации»2010г, даны характеристики заменителей женского молока, лечебных смесей; освещены вопросы питания детей раннего возраста. Пособие содержит обучающие задания и тестовые задания. Пособие предназначено для системы послевузовского и дополнительного профессионального образования врачей, а также педиатров и диетологов.
Рецензенты: · А.А. Вялкова – д.м.н., профессор, зав. кафедрой факультетской педиатрии ГОУ ВПО Оренбургской ГМА Минздравсоцразвития России; · А.А. Афонин – д.м.н., профессор, заместитель директора по научной работе ФГУ «Ростовский НИИ акушерства и педиатрии Росмедтехнологий»; · А.С. Эйберман – д.м.н., профессор, зав. кафедрой госпитальной, поликлинической педиатрии и неонатологии ГОУ ВПО Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России
Составители: проф. Н.В. Болотова; доценты Е.Г. Дронова, А.П. Аверьянов, В.К. Поляков ассистенты С.В. Лазебникова, Е.П. Новикова, Н.Ю. Филина, Н.Ю. Райгородская, О.В. Компаниец
© Саратовский государственный медицинский университетим. В.И. Разумовского, 2011
Оглавление
Введение Рациональное вскармливание грудных детей и детей раннего возраста относится к числу самых важных факторов, определяющих здоровье, физическое и психическое развитие ребенка. Пища является единственным источником, поставляющим детскому организму энергию и пластический материал. Недостаточность питательных веществ и микроэлементов обусловливает задержку физического и психомоторного развития,нарушает формирование иммунитета. Поэтому правильная организация питания с первых дней жизни ребенка обеспечивает его гармоничное развитие, хорошую сопротивляемость любым заболеваниям, повышает устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что питание грудных детей имеет долговременные последствия для здоровья и играет определенную роль в предупреждении развития «болезней цивилизации» у взрослых. Рациональное вскармливание позволяет предупредить развитие алиментарно-зависимых заболеваний. Начиная с 90-х г.г. педиатры особое внимание уделяют естественному вскармливанию - уникальному, созданному в процессе эволюции самой природой, незаменимому и вместе с тем доступному для большинства матерей способу кормления ребенка. В то же время продолжают совершенствоваться технологии создания адаптированных смесей, предназначенных для детей, находящихся на искусственном вскармливании. Значительно расширился ассортимент лечебных, профилактических, функциональных адаптированных смесей и продуктов для детей раннего возраста. На протяжении последних десятилетий взгляды на питание здорового и больного ребенка многократно пересматривались, и, возможно поэтому, в практической работе педиатров и врачей других специальностей недостаточно используются достижения современной нутрициологии, а многие положения, в том числе нашедшие отражение в «Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации», последних документах международных организаций, не известны широкому кругу практических врачей и не находят достаточного применения в их повседневной работе. Не все педиатры достаточно хорошо знакомы с современными методами вскармливания, последними достижениями нутрициологии, возможностями применения адаптированных смесей, понимают значение рационального питания в обеспечении здоровья и развития детей раннего возраста. Все это обусловило необходимость создания данного учебного пособия.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ Значение грудного вскармливания
В настоящее время убедительно доказано, что идеальной пищей для младенца, особенно в первые месяцы жизни, является молоко его матери, которое имеет родственную связь с тканями ребенка. Вскармливание ребенка женским молоком называется естественным. Содержащиеся в материнском молоке биологически активные вещества, гормоны, ферменты обеспечивают правильное развитие детского организма. Грудное вскармливание, осуществляемое достаточно длительное время, надежно защищает ребенка от ранней сенсибилизации, снижая тем самым риск развития аллергических заболеваний. В процессе сосания развиваются челюстной аппарат, мышцы рта и языка, формируется правильный прикус. Подтверждено защитное действие естественного вскармливания по отношению к риску развития в последующие годы таких заболеваний, как атеросклероз, сахарный диабет, лейкозы, хронические заболевания органов пищеварения. Вскармливание грудью матери оказывает самое благоприятное влияние на развитие центральной нервной системы ребенка и его психическую деятельность. Отмечено, что у людей, вскормленных грудью матери, интеллект находится на более высоком уровне по сравнению с теми, которые получали искусственное вскармливание. Имеются наблюдения: асоциальное поведение, жестокость по отношению к животным, детям, трудности в налаживании контактов, в том числе с лицами противоположного пола, снижение или отсутствие родительских чувств более свойственны людям, не получавшим материнского молока. Эволюция развития привела к особенностям молочного вскармливания, специфическим для каждого вида млекопитающих. Попытка вскармливания новорожденного ребенка молоком другого биологического вида является экологической катастрофой. Декларация ВОЗ и ЮНИСЕФ.
В 1989 г. ВОЗ и ЮНИСЕФ приняли декларацию, в которой говорится: «Грудное вскармливание является уникальным процессом, обеспечивающим идеальное питание для детей раннего возраста, их нормальный рост и развитие; уменьшает частоту и тяжесть инфекционных заболеваний, снижая тем самым детскую заболеваемость и смертность; уменьшает заболеваемость женщин раком грудной железы и яичников и способствует сохранению здоровья женщин путем увеличения интервала между беременностями; содействует социальному и экономическому благополучию как семьи, так и страны в целом; обеспечивает чувство удовлетворения для женщин при его успешности. В качестве глобальной цели достижения оптимального здоровья и питания матери и ребенка, все женщины должны получить возможность практиковать исключительно грудное вскармливание всех детей от рождения до 4-х месяцев жизни, а старше этого возраста грудное вскармливание с адекватным прикормом до 2-х лет и старше. Такой идеал кормления достижим при создании обстановки информированности и поддержки для женщин, восстановлении культуры грудного вскармливания и мощной защиты от вторжения культуры бутылочного питания». Квинтэссенцией этой Декларации (опубликованной как бюллетень «Защита, поощрение и поддержка грудного вскармливания. Особая роль родовспомогательных служб») являются «Десять шагов успешного грудного вскармливания». Они служат рекомендацией родильным домам и больницам по уходу за новорожденными, по созданию наиболее благоприятных условий для успешного начала грудного вскармливания, а также ряд рекомендаций по его продолжению в домашних условиях и профилактике возможных трудностей. 1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить их до сведения медперсонала и рожениц;
2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания. Врачи и медсестры должны владеть навыками оценки правильности прикладывания ребенка к груди, техникой сцеживания, техникой кормления из чашечки; 3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания. Очень важно, чтобы у женщины сформировалась «доминанта» на грудное вскармливание; 4. Помогать матери начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов. Первое прикладывание к груди должно проходить в родильном зале через 20-30 минут после родов (к этому времени ребенок, как правило, отдохнул и готов сосать). При проведении первого прикладывания очень важен контакт «кожа к коже». Длительность первого контакта ребенка с матерью должна составлять не менее часа. При соблюдении этих условий происходит заселение кожи ребенка микрофлорой матери, становление лактации, ребенок получает первые капли молозива (богатого энергетическим материалом и антителами). Раннее прикладывание к груди способствует также хорошему сокращению матки в послеродовой период; 5. Показывать матерям, как кормить грудью или сохранять лактацию, даже если они временно отделены от своих детей. В случае, если мать временно не может кормить ребенка грудью, ей необходимо рекомендовать сцеживать молоко так часто, как хотел бы есть ребенок; 6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями. Особенно опасно так называемое предлактационное питание (дается новорожденному до первого прикладывания к груди), т.к.: · оно заменяет молозиво, при этом повышается риск инфекционных осложнений, желтухи; · мешает налаживанию сосания, утоляя голод ребенка, а, следовательно, он более вяло берет грудь; · даже однократное кормление смесью может вызвать у ребенка непереносимость белков коровьего молока и аллергические реакции. Необходимости в дополнительном введении ребенку воды также нет, поскольку все его потребности в жидкости удовлетворяет молоко матери, а излишняя жидкость увеличивает нагрузку на функционально незрелые почки ребенка. Даваемая ребенку глюкоза также увеличивает нагрузку на почки, способствует аллергизации организма. Показания к введению дополнительного питания, жидкости или глюкозы: а) гипогликемия у ребенка; б) если кормление грудью не обеспечивает потребности в жидкости; в) больной ребенок или ребенок с низкой массой, если материнского молока временно недостаточно для обеспечения его потребности.
7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом, в одной палате. Организовывать палаты совместного пребывания следует не только в физиологическом, но и в обсервационном отделении. Женщины после кесарева сечения тоже могут находиться в палате вместе с ребенком при условии выделения для ухода медсестры. Кормление ребенка следует начинать после того, как женщина придет в себя после наркоза.
8. Поощрять кормление ребенка по его требованию, а не по расписанию. Длительность пребывания ребенка у груди матери не более 20 минут. 9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств, имитирующих материнскую грудь (соски, пустышки и др.): эти устройства вызывают формирование неправильного механизма сосания (работают мышцы щек, а при выжимании молока из груди – язык). 10. Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома.
Подготовка женщин к успешному грудному вскармливанию детей.
К выработке грудного молока способны практически все женщины. Неспособность грудного вскармливания ребенка встречается крайне редко и может быть связана только с тяжелым заболеванием матери. Большое значение для нормальной лактации имеет организация рационального питания женщины еще во время беременности. Обычно в 1-ю половину беременности питание не требует особой коррекции, при этом важно достаточное обеспечение витаминами и минеральными веществами, богатыми источниками которых являются овощи и фрукты. Во второй половине беременности, когда масса плода начинает интенсивно нарастать, у женщины увеличивается потребность в основных пищевых веществах, в первую очередь, в белке, как основном пластическом материале, и в минеральных веществах, особенно кальции, идущем на построение скелета плода. Увеличивается потребность и в витаминах, активно участвующих во всех обменных процессах. Учитывая вышесказанное, женщинам во 2-й половине беременности следует рекомендовать увеличить потребление белковых продуктов и продуктов, богатых солями кальция (молоко, творог). Желательно, чтобы в суточный рацион женщины в это время входило около 500 мл молока или кисломолочных продуктов, 100 г творога, 150–200 г мяса или рыбы, 500 г овощей, 300 г фруктов или ягод. При необходимости увеличения белкового компонента рациона хорошо использовать специальную сухую молочную смесь для беременных – «Фемилак», «Энфамил-мама», «Дамил мамам», «АннаМария», которые обогащены витаминами и минеральными веществами. К концу беременности, во избежание слишком большого увеличения массы тела, желательно несколько ограничить в рационе количество углеводов, в основном за счет сокращения потребления хлеба, кондитерских изделий и сахара. Для достаточного обеспечения организма витаминами в течение беременности рекомендуется принимать специализированные препараты витаминов для беременных и кормящих женщин.
Объёмный метод
Например, для ребёнка в возрасте 5 месяцев с массой 6700 г, требуется 950 мл молока в сутки.
Калорийный способ
Учитывая, что в 100 мл женского молока содержится около 70 ккал, легко определить необходимое его количество на сутки и на одно кормление, разделив суточную норму на 5-6-7 кормлений в зависимости от возраста ребёнка. Аналогично можно рассчитать необходимое количество молочной смеси, зная её калорийность, которая всегда указана на упаковке. Например, рассчитаем необходимое количество молока ребёнку 4-х месяцев с массой 5500 г. Энергетическая потребность в возрасте 4-х месяцев составляет 115 ккал/кг/сутки=115 ккал х 5,5 кг=632 ккал. В 100 мл женского молока – 70 ккал Х мл – 632 ккал Х=902 мл молока в сутки (902 мл /6 кормлений=150 мл на одно кормление)
Метод Шкарина
В возрасте 8 недель (2 месяцев) ребёнок должен получать 800 мл молока в сутки. Суточная потребность ребёнка в возрасте до 8 недель – 800-50 х (8-n), где n – количество недель жизни. Суточный объём питания для ребёнка старше 8 недель – 800+50(n-2), где n –число месяцев жизни. При расчёте питания любым способом необходимо помнить, что суточный объём питания у детей первого года жизни не должен превышать 1 л. ПРИКОРМ Правила введения прикорма.
1. Прикорм вводится только здоровому ребенку, после удвоения массы тела, не ранее 4 месяцев; 2. Прикорм следует давать перед кормлением грудью, начиная с 5–10 г и постепенно (в течение 2 недель) довести объем плотного прикорма до 150 г. Во втором полугодии жизни ребенка объём блюд прикорма не должен превышать 180 г.; 3. Новый вид прикорма следует вводить после полной адаптации к предыдущему; 4. Не следует давать один и тот же вид прикорма 2 раза в день; 5. Блюда прикорма должны быть гомогенными по консистенции и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом нужно переходить к более густой, затем – плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложки и жеванию; 6. Прикорм дается в теплом виде, ложкой, в положении ребенка сидя; 7. Нецелесообразно давать в одно кормление 2 плотных или 2 жидких блюда; 8. При введении прикорма необходимо следить за состоянием кожных покровов и стулом ребенка: если он остается нормальным, то на следующий день количество прикорма можно увеличить. На введение первого прикорма обычно уходит 2 недели. Затем начинают вводить второй вид прикорма, используя основное правило – постепенность и последовательность введения новых продуктов; 9. Нельзя сочетать введение прикорма с проведением профилактических прививок;
При естественном вскармливании не следует рано вводить прикорм, поскольку женское молоко способно обеспечить потребность детей во всех жизненно важных веществах и энергии до 5-6 месяцев жизни. Раннее введение прикорма может снижать частоту и интенсивность сосания, выработку грудного молока. При таких условиях вводимый прикорм будет не столько дополнять грудное молоко, сколько частично замещать его, что является физиологически неоправданным. Замена в столь раннем возрасте хотя бы одного грудного кормления может привести к уменьшению выработки молока. Кишечник ребенка еще не готов к введению какой-либо другой пищи, что увеличивает риск возникновения аллергии и расстройств пищеварения. До 4 месяцев у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить. Еще не развиты управление движениями головы и опора позвоночника, и поэтому грудным детям трудно сохранять положение для успешного поглощения и проглатывания полутвердой пищи. Слишком позднее введение прикорма (старше 6 месяцев) также нежелательно, потому что грудное молоко уже не в состоянии обеспечить подросшего малыша необходимым количеством энергии и питательных веществ. Однообразное питание (только грудное вскармливание) может привести к дефициту микронутриентов, особенно железа и цинка, задержке роста и развития таких важных навыков, как жевание (жевание готовит десны к прорезыванию зубов), торможению развития мелкой моторики (ребенок обязательно должен повозиться в еде руками) и психо-эмоционального развития. При искусственном вскармливании возможно более раннее введение прикорма (с 4–4,5 месяцев), если ребенок набирает вес недостаточно, либо у него имеются признаки анемии, мальабсорбции. При этом в качестве первого прикорма рекомендуются каши, в основном, в виде инстантных (растворимых) форм. При нормальном или избыточном весе ребенка в качестве первого прикорма рекомендуется овощное пюре, так как оно богато витаминами, минеральными солями (калий, железо), пектинами и растительными волокнами. Овощное пюре вводят ребенку постепенно заменяя одно молочное кормление, т.к. ребенок нуждается в минеральных солях (калии, железе), органических кислотах, пектиновых веществах и растительных волокнах. Начинать введение овощного пюре надо с одного вида овощей, постепенно переходя к многокомпонентной композиции. Необходимо обращать внимание на степень их измельчения. В качестве первого овощного прикорма можно рекомендовать монопюре из кабачков, тыквы, моркови, цветной капусты, брокколи. Не следует включать в рацион питания пюре из бобовых, добавлять специи, лук и чеснок. Дело в том, что в бобовых слишком высок уровень растительных волокон, которые способны вызвать раздражение слизистой кишечника и усиление газообразования. Лук и чеснок также содержат эфирные масла, раздражающие слизистую желудка, кишечник. Овощные пюре, содержащие их, следует давать не ранее 8-9 месяцев. Что же касается специй (белого перца, лаврового листа) и пряных овощей (сельдерея, укропа), то их следует давать только после 9 месяцев жизни. Картофель рекомендуется вводить в рацион не ранее 7 месяцев в связи с поздним созреванием амилазы в поджелудочной железе. Томаты вводят не ранее 6 месяцев. Очень важна степень измельчения пищи. Даже с мягчайшим овощным пюре ребёнок 4 месяцев может справиться только в том случае, если оно гомогенизированное, то есть максимально измельченное. К полугоду ребенок сможет прожевать мелкоизмельченное блюдо, а вот крупно измельченное – только к 9 месяцам. В некоторых импортных овощных консервах эта градация оцифрована: 1 – означает гомогенизированное пюре, 2 – мелкоизмельченное, 3 – крупноизмельченное. Вводимые овощные и фруктовые блюда содержат белок растительного происхождения, имеющий более низкую пищевую ценность. Учитывая данную особенность, производители детского питания выпускают достаточно широкий ассортимент плодово-овощных консервов с различными белковыми добавками. Обычно это творог, сухая молочная сыворотка, обезжиренное коровье молоко, сливки, йогурт. Такого рода прикорм можно вводить в детское питание ребенка с 6-месячного возраста. Перед кормлением ребёнка следует нагреть пюре на водяной бане. Иногда в целях компенсации недостатка жиров в детское питание можно добавить растительное или сливочное масло. Если в качестве первого прикорма использовалось овощное пюре, то через 2-3 недели после введения первого, можно вводить второй вид прикорма – кашу. Предпочтительны каши промышленного производства. Такие каши, в отличие от приготовленных в домашних условиях, являются гарантированным дополнительным источником витаминов и микроэлементов, прежде всего железа. Одна порция современной каши промышленного производства обеспечивает 20–40% ежедневной потребности грудного ребенка в железе, 20–30% суточной потребности в энергии. При введении в качестве прикорма каш, первыми следует использовать безглютеновые злаки – рис, гречневую и кукурузную каши, чтобы не индуцировать у детей первых месяцев жизни развитие глютеновой энтеропатии (не начинать прикорм с манной каши!). Абсолютным преимуществом по питательным свойствам обладает каша из гречневой крупы. Кроме высокого содержания растительного белка, она характеризуется значительным содержанием солей фосфора, магния и калия, а также железа. В гречневой крупе его в 6–7 раз больше, чем в рисовой или, например, в манной. Второе место по пищевой ценности занимает овсяная каша. В ней также много белка, витаминов группы В, калия, фосфора, магния и железа, растительных жиров. Рисовая каша считается гипоаллергенной. Тем не менее, в ней меньшее содержание белков, чем в двух описанных выше кашах, а также она относительно бедна витаминами и минеральными веществами. Рисовая каша не рекомендуется к регулярному питанию детям, страдающим склонностью к задержке стула. От применения манной каши в настоящее время рекомендуется отказаться при вскармливании детей первого-второго годов жизни. Это связано с тем, что, несмотря на сравнительно высокое содержание белка, манная каша содержит мало клетчатки и гораздо меньше солей и минеральных веществ, чем, например, гречневая и овсяная каши. Кроме того, высокое содержание фитатов значительно снижает всасывание многих микроэлементов, в первую очередь, железа и кальция. Манная каша обладает выраженным «рахитогенным» эффектом. Пшенная каша (на основе проса) тяжела для усвоения. Поэтому она может даваться только детям старше полутора-двух лет. Кашу желательно давать один раз в течение дня. Идеальное время для каши – первая половина дня. Давать ребенку первого года жизни смешанные каши (из различных видов злаков) можно, лишь убедившись, что каждый из них в отдельности хорошо переносится. В качестве злакового прикорма удобны сухие инстантные молочные каши, для приготовления которых нужно только смешать сухой порошок с теплой кипяченой водой. Добавлять сахар, соль, сливочное масло в такие каши не нужно. В отличие от приготовленных в домашних условиях, являются важным дополнительным источником витаминов и микроэлементов, прежде всего железа. Также они обладают такими неоспоримыми преимуществами, как заданный (стабильный) состав. Одна порция каши промышленного производства обеспечивает 20-40% ежедневной потребности грудного ребёнка в железе. Каши «Нестле», приготовлены с использованием процесса ферментативной обработки крахмала, содержащегося в злаках, при этом получается смесь из глюкозы и её полимеров – декстринов и мальтозы. Приятный вкус каш «Нестле» обеспечивается естественной сладостью злаковых, что позволяет исключить или уменьшить дополнительное использование сахарозы. Эта технология признана Европейским Кодексом «Алиментариус» и имеет ряд преимуществ перед способами обработки злаковых, и особенно варкой: - исключение потери ценных пищевых веществ в процессе приготовления, - уменьшение или полное исключение сахарозы, - сбалансированное содержание белков, микроэлементов, витаминов и пищевых волокон, - лёгкость переваривания продукта, - меньшая вязкость и лучшая растворимость. Инстантные каши промышленного производства рекомендуются в России для детей до 12–15-месячного возраста. Впоследствии планируется постепенный переход на обычные каши, приготовляемые посредством обычной варки в домашних условиях. Введение фруктово-ягодных соков и пюре, как продуктов прикорма, сместилось на более поздний возраст. Они назначаются после адаптации ребенка к овощному пюре и кашам и являются дополнительным фактором питания. Такая последовательность снижает аллергическое и раздражающее влияние свежих соков на желудочно-кишечный тракт. Фруктовый сок дают детям с 4–4,5 месяцев. Введение соков обеспечивает ребенка новыми пищевыми веществами, в которых он нуждается, – глюкозой, фруктозой, органическими кислотами (лимонной, яблочной), витамином С, железом, калием. Первым в рацион ребенка целесообразно вводить яблочный сок, который характеризуется низкой кислотностью и невысокой аллергенностью. Используют свежевыжатый яблочный сок или соки промышленного выпуска, начиная с 1/2 чайной ложки. В течение нескольких дней доводят количество сока до 20-30 мл. В дальнейшем, ежедневный объём сока рассчитывают по формуле: 10 х n, где п – число месяцев жизни ребёнка. Кислые и терпкие соки необходимо разводить кипяченой водой. Сначала лучше вводить в рацион малыша соки только из одного вида плодов, а при отсутствии аллергических и других неблагоприятных реакций, разнообразить детское питание смешанными соками. Для первоначального прикорма можно также использовать грушевый и тыквенный соки. Позднее (с 6–7 месяцев), можно вводить соки из слив, персиков, абрикосов, моркови. Соки, полученные из цитрусовых (лимона, мандарина, апельсина), клубники, томатов и других плодов и ягод, вызывающих большой процент аллергических реакций, лучше не вводить в детское питание раньше 10–12 месяцев. То же относится к продуктам из экзотических плодов (манго, винограда, папайи, гуавы и др.). Фруктовые пюре можно ввести через 2 недели после назначения соков, используя тот же ассортимент фруктов. Введение новых видов пюре проводить постепенно, начиная с 3–5 г, и увеличивая до 80–100 г к 10–12 месяцам. Соки и фруктовые пюре промышленного выпуска обеспечивают необходимую детям первого года жизни гарантию качества и безопасности. Они изготовлены из высококачественного сырья, имеют высокую пищевую ценность и гигиенический сертификат МЗ РФ, герметически упакованы (вакуумная упаковка без термической обработки и консервантов), экономят время и очень удобны в использовании, помогают разнообразить питание ребенка первого года жизни и старше. Творог (в дозе 3-5 г/кг массы тела) и желток (1/4 часть) назначать не ранее 6 месяцев жизни, т.к. раннее введение чужеродного белка может приводить к аллергизации, поражению функционально незрелых почек, метаболическому ацидозу и дисметаболической нефропатии. Жирность продукта не должна превышать 8–9%. В детские творожки промышленного производства добавляются фруктовые пюре, молочнокислые и бифидобактерии. С 6-7 месяцев в рацион ребенка вводится мясо в виде фарша (говядины, кролика, индейки, нежирной свинины) – 3–5 г/кг массы тела. Как и любой новый продукт прикорма, мясо вводят в рацион питания постепенно, начиная с ¼ ложечки, смешав его с привычным блюдом, например с овощным пюре. В 9 месяцев даются фрикадельки в том же объеме, к году – паровые котлеты. Рекомендуется использовать мясные консервы для детского питания отечественного и импортного производства. Мясные консервы можно разделить на чисто мясные и мясо-растительные. Выпускаются мясные консервы с различной степенью измельчения: гомогенизированные (с 7 месяцев), пюреобразные (с 8–9 месяцев) и крупноизмельченные (с 10–12 месяцев). Два последних вида отличаются от гомогенизированных консервов не только степенью измельчения, но и наличием в них специй, а также возможной замены воды на мясной бульон. Большинство консервов обогащено железом. Особое место среди мясных консервов детского питания занимают мясо-растительные, представляющие собой продукты прикорма на смешанной основе, в состав которых, помимо мяса, входят овощи и крупы. Содержание мяса в них не более 8-12%, при использовании необходимо дополнительное его введение до рекомендуемых возрастных норм. Для улучшения вкусовых качеств в промышленных консервах используется набор зелени и специй: лук, гвоздика, укроп, базилик, сельдерей, сладкий перец. Бульоны изъяты из диеты, т.к. содержат много пуриновых оснований, что может приводить к повышению проницаемости кишечного барьера, развитию пищевой сенсибилизации. Пища должна быть несоленой: почки грудного ребенка незрелы, плохо выводят из организма натриевую соль. В пюре, выпускаемом промышленным способом, содержание натрия не превышает 150 мг/100 г – в овощах и 200 мг/100 г – в смесях мяса и овощей. С 8 месяцев в качестве третьего блюда прикорма можно назначать кефир, боли йогурт с фруктами и злаками. Необоснованно широкое применение кефира в первые месяцы жизни может вызвать у ребенка нарушение кислотно-щелочного равновесия, ацидоз и создать дополнительную нагрузку на почки. Не рекомендуется разводить творог кефиром, т.к. это резко увеличивает количество употребляемого белка. С 8-9 месяцев ребенку 1-2 раза в неделю вместо мяса можно дать рыбу, источник белка, фосфора, омега-3 жирных кислот. Рекомендуются нежирные сорта рыбы: треска, камбала, сайра, судак. Детям необходимы полиненасыщенные жирные кислоты, источником которых являются подсолнечное, кукурузное, соевое, оливковое масло, их нужно добавлять в овощное пюре домашнего приготовления (5 г на 100 г продукта) с 5–6 месяцев. В пюре промышленного производства растительное масло добавлять не следует, т.к. оно включено в его состав. Воду ребенок пьет только тогда, когда в ней нуждается. Для детского питания рекомендуется использование специальной негазированной бутилированной воды, прошедшей технологию многоступенчатой очистки. Она имеет низкую минерализацию и не требует кипячения. В интервалах между приемами пищи ребенку можно предлагать фруктовые соки, не содержащие сахара. Необходимо с первых месяцев жизни ограничить потребление ребенком продуктов, избыток которых может привести к нежелательным последствиям (насыщенные жирные кислоты, сахара). Желательно приучать ребенка к определенному режиму питания, которому в дальнейшем он будет следовать. Завтрак занимает важное место в питании, и каша на завтрак – это хорошая привычка. Овощное пюре и мясо составляют полноценный обед. Такое вскармливание формирует на будущее стереотип здорового питания.
СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
Смешанным называется такое вскармливание, при котором ребенок в первом полугодии жизни получает грудное молоко матери и докорм, т.е. молочную смесь, возмещающую дефицит материнского молока, так как по возрасту ребенку еще нельзя назначать прикорм. Причинами перевода детей на смешанное вскармливание являются гипогалактия у матери и социально-бытовые факторы, когда мать, в связи с работой и другими причинами должна отлучаться из дома, а количество сцеженного молока не позволяет полностью удовлетворить потребности ребенка. Гипогалактия – понижение секреторной способности молочных желез. Различают гипогалактию: · раннюю, развивающуюся в первые 10–14 дней после родов; · позднюю – в более поздние сроки; · первичную (нейро-эндокринного генеза); · вторичную, обусловленную нерациональным питанием, нарушением режима дня (переутомлением, недостаточным пребыванием на свежем воздухе), а также соматическими и инфекционными заболеваниями матери (маститы и др.). Нередко уменьшение количества молока возникает без всякой внешней причины. Это так называемые «лактационные кризы», отражающие внутреннюю циклическую организацию регуляции лактации. Чаще всего такие кризы наблюдаются в первые 3 месяца лактации (на 3–6 неделе), но иногда бывают и через 6–8 месяцев; их периодичность около 1,5 месяцев. Длительность транзиторной гипогалактии при кризе чаще бывает около 3-4-х, редко – 6–8 дней. Очень ответственны периоды лактационных кризов, когда у матери ребенка может быть ошибочно диагностирована гипогалактия, и рекомендации по докорму ребенка станут причиной быстрого уг
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.014 с.) |