Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В отличие от систем союзов прошлого, союзы, созданные СССР и США, были не просто порождением борьбы этих двух крупнейших держав за мировое лидерство. Каждая из них отстаивала определенную модель миропорядка, образа жизни народов. Союзниками СССР или США становились, в первую очередь, те государства, которые признавали более перспективной и прогрессивной советскую или американскую модель общественного развития. Стремления СССР и США к расширению орбиты своего влияния подействовали на характер развития многих народов мира, особенно стран, освобождавшихся от колониальной зависимости. Крушение колониальных империй.После второй мировой войны развернулся процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Это объяснялось следующими причинами. Во-первых, в годы войны территория многих колоний, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала ареной боевых действий. Индокитай, Бирма, Малайя, Филиппины, Индонезия были захвачены Японией, создавшей новые, местные администрации. Вера во всесилие европейских колонизаторов была подорвана, укрепились национальное самосознание, стремление к независимому развитию. Во-вторых, европейские колониальные державы были ослаблены в военном отношении. Их экономическое положение затрудняло им ведение крупномасштабных войн за возвращение колоний. Подсчет стоимости колониальных войн, содержания оккупационных войск, опасения массовых протестов общественности побудили правительства метрополий к проявлению гибкости. В-третьих, с созданием ООН, формальным признанием в мировом сообществе права народов на самостоятельный выбор своей судьбы (самоопределение) колониальные и зависимые страны с полным основанием могли рассматривать свою борьбу за освобождение как законную. В условиях, когда они могли опереться на поддержку СССР, а затем и Китая, сохранение колониальных империй стало невозможным. Многие из бывших колоний приобрели независимость относительно мирным путем. Так, Великобритания, столкнувшись с подъемом освободительного движения в Индии, не решилась начать колониальную войну в этой одной из самых населенных стран мира. Другие колонии, в силу важности их стратегического положения, изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Голландии в Индонезии, Великобритании — в Малайе, Франции — в Индокитае и Алжире, Португалии — в Анголе и Мозамбике. Они стоили народам этих стран больших жертв, привели к разрушениям и материальным потерям. Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии (Вьетнама, Лаоса, Камбоджи). 1960—1961 гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя, португальская, рухнула в 1975 г., когда независимыми государствами стали Ангола и Мозамбик. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало дальнейшее беспрепятственное развитие. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими и религиозными, что стало причиной многих конфликтов. Так, после предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек превратились в беженцев. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий эти страны неоднократно воевали друг с другом. Постоянный очаг напряженности возник на Ближнем Востоке. По решению ООН на территории Палестины предстояло создать арабское и еврейское государства. Однако не успели эти государства сложиться и получить международное признание, как между ними разразился вооруженный конфликт. Захват в 1948 г. Израилем всей территории Палестины привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, которая была причиной нескольких арабо-израильских войн (1956, 1967, 1973). Крайне сложные взаимоотношения сложились на так называемом Африканском роге, где проблема территориального размежевания между входившими в состав бывшей итальянской Восточной Африки Эфиопией, Сомали и Эритреей стала причиной ряда военных столкновений. Другим источником конфликтов во многих освободившихся странах стала сложность этнического состава их населения. Она вела к тому, что нередко после завершения борьбы за независимость начиналась междоусобная война между крупнейшими племенами или кланами за контроль над столицей. Проигравшие начинали добиваться самоопределения, создания собственных государств. Ареной наиболее острых внутренних конфликтов стали в 1960—1970-е гг. Заир (бывшее Бельгийское Конго), Нигерия, Ангола, Сомали, Йемен. Проблема выбора пути развития.С завоеванием независимости перед новыми государствами вставала проблема выбора пути развития. Политические лидеры, возглавлявшие борьбу за освобождение, стремились найти пути скорейшего осуществления модернизации, преодоления отсталости. Однако освободившиеся страны, составлявшие третий эшелон модерни-зационного развития, сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Их экономика развивалась крайне односторонне, ориентировалась на бывшие метрополии. Немногочисленные центры индустрии зависели от технического обслуживания специалистами из европейских стран. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения. Большинство освободившихся государств, за исключением небольшой группы нефтедобывающих стран, находящихся в особо благоприятных условиях, не могло рассчитывать на успех модернизации без привлечения ресурсов, капиталов, технологий из-за рубежа. Это определяло их готовность следовать рекомендациям зарубежных «доноров», в том числе и в выборе пути развития. Так, режимы, рассчитывавшие на получение поддержки СССР или Китая, провозглашали социалистическую ориентацию, использовали марксистскую риторику для обоснования проводимой ими политики. Режимы, получающие помощь от США и их союзников, в том числе и далекие от демократии, декларировали свою приверженность демократическим идеалам. Родившаяся в СССР идея ускоренного развития по пути социализма (социалистической ориентации) выглядела для многих лидеров освободившихся стран привлекательной. Она предполагала, что с помощью СССР создаются основы тяжелой индустрии, готовятся кадры квалифицированных специалистов, за счет коллективизации (обобществления) сельского хозяйства повышается его производительность. Интересам этих лидеров особенно импонировала идея создания партии — инструмента абсолютной власти, правящей от имени рабочего класса, который в развивающихся странах еще не сложился. Однако ограниченность масштабов помощи, необходимость выполнять рекомендации советников из СССР, как правило, не знающих местных условий, сопротивление значительной части населения попыткам разрушения традиционного образа жизни определяли нестабильность социалистической ориентации. Локальные конфликты и международная безопасность. Ни экономический, ни военный потенциал стран, стремящихся опереться на поддержку СССР в решении проблем модернизации, не мог оказать решающего влияния на соотношение сил между двумя блоками. Тем не менее, внутренние конфликты в освободившихся странах по выбору ориентации развития в послевоенный период приобретали международное измерение, были причиной постоянной напряженности в отношениях СССР и США. Наиболее крупный конфликт произошел в Корее. В южной части этой страны, занятой в ходе войны с Японией войсками США, в мае 1948 г. были проведены выборы в парламент, провозглашено создание Республики Корея со столицей в Сеуле. В северной части Кореи, освобожденной советским войсками, в августе 1948 г. была создана Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. И правительство Северной Кореи, сформированное коммунистами, и правительство Южной Кореи претендовали на то, что они являются единственно законным представителем корейского народа. Попытка объединения страны силой оружия, предпринятая КНДР в 1950 г., едва не увенчалась успехом. Однако США, воспользовавшись тем, что представитель СССР временно не участвовал в работе Совета Безопасности ООН, провели через ООН резолюцию, провозглашавшую Северную Корею агрессором. Вооруженные силы США и ряда союзных им стран под флагом войск ООН высадились в Корее и заняли почти всю ее территорию. В начавшейся войне 1950—1953 гг. экспедиционные силы США и их союзников впервые вступили в прямое столкновение с войсками Китая, пришедшими на помощь корейским коммунистам; в воздушных боях состоялась проба сил советской и американской авиации. Командование США всерьез рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. Линия фронта рассекла территорию Кореи по 38-й параллели. Боевые действия, до заключения перемирия, приобрели позиционный характер. Аналогичная ситуация сложилась в Индокитае. После поражения Японии Камбоджа, Лаос и Вьетнам провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против народов Индокитая. В 1950 г. на занятой бывшими колонизаторами территории юга Вьетнама было провозглашено формально независимое государства Вьетнам. Несмотря на помощь принявшим коммунистическую ориентацию патриотическим силам Вьетнама со стороны Китая и СССР, а Франции — США, к 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться решающего военного успеха. После нескольких поражений французских войск, наиболее серьезным из которых была капитуляция крепости Дьенбьенфу, было заключено перемирие. Вьетнам был разделен по 17 параллели на два государства — Северный и Южный Вьетнам. Борьба между СССР и странами Запада за союзников, за влияние на выбор пути развития странами третьего эшелона модернизации в 1950—1960-е гг. стала принимать все более острый характер. При этом не раз возникала угроза прямого военного конфликта с участием ядерных держав. Так, в 1956 г. Англия и Франция совместно с Израилем осуществили агрессию против Египта, лево-националистический режим которого национализировал принадлежавшую странам Запада компанию Суэцкого канала. В этой ситуации СССР не только выразил солидарность с Египтом, но и выступил с угрозой применения против агрессоров ракетно-ядерного оружия, что вынудило Англию и Францию отступить. Наиболее острым конфликтом «холодной войны» был Карибский кризис 1962 г. Победа на Кубе революционного движения, возглавляемого Ф. Кастро в 1959 г., выбор им курса на сотрудничество с СССР вызвали недовольство в Вашингтоне. В Москве, напротив, появление первого союзника в Западном полушарии было встречено как знамение грядущих перемен в пользу СССР в Латинской Америке. Стремления советских лидеров помешать США свергнуть режим Ф. Кастро и изменить соотношение военных сил СССР и США в свою пользу подтолкнули их к решению разместить на Кубе ракеты средней дальности с ядерными боеголовками, способные достичь большинство американских городов. Этот шаг, предпринятый втайне не только от мировой общественности, но и от собственных дипломатов, стал известен правительству США благодаря данным воздушной разведки. Он был расценен как создающий смертельную угрозу безопасности Америки. Ответные меры — введение морской блокады Кубы и подготовка к упреждающим ударам по советским базам на острове — поставили мир на грань ядерной войны. Урегулирование конфликта стало возможным благодаря выдержке и здравомыслию, проявленным президентом США Дж. Кеннеди и советским лидером Н.С. Хрущевым. Ракеты были вывезены с Кубы, США отменили ее морскую блокаду, дали заверения в уважении ее суверенитета, обещали ликвидировать ряд американских баз вблизи границ СССР. % Карибский кризис наглядно показал политическим элитам СССР и США, что неконтролируемое соперничество может привести к опасным для обеих стран последствиям. Тем не менее, 1960—1970-е гг. ознаменовались новым конфликтом с участием СССР и США в Юго-Восточной Азии. Попытки союзного СССР Северного Вьетнама объединить страну методами поддержки революционного, партизанского движения побудили диктаторский южновьетнамский режим обратиться за помощью к США. Опасаясь, что переход Южного Вьетнама под контроль коммунистов подорвет влияние США в Юго-Восточной Азии, Вашингтон перешел от поставок оружия в Южный Вьетнам к прямому военному вмешательству. Для участия во вьетнамской войне была направлена 500-тысячная армия США, полями сражений стали соседние страны — Лаос и Камбоджа. Авиация США подвергала бомбардировке города Северного Вьетнама, прикрываемые созданными в СССР средствами противовоздушной обороны. Потери США составили около четырех тысяч самолетов, свыше 55 тыс. человек убитыми и 300 тыс. ранеными, Вьетнама — более 1 млн. человек. Война во Вьетнаме серьезно ухудшила советско-американские отношения. Однако руководство обеих держав, учитывая уроки Карибского кризиса, воздерживалось от взаимных угроз. Это облегчило заключение*мира, ставшее возможным, когда правящие круги США убедились в недостижимости военной победы и пошли на подписание в 1973 г. соглашения о прекращении войны во Вьетнаме. После вывода войск США из Южного Вьетнама диктаторский режим в этой стране в 1975 г. пал, Вьетнам был объединен под властью коммунистов Севера и Юга страны. Крупные конфликты, непосредственно вовлекавшие в свою орбиту СССР и США, дополнялись десятками конфликтов малой интенсивности, где участие великих ядерных держав ограничивалось поставками оружия, посылкой военных советников, оказанием экономической помощи, выражением солидарности с теми или иными политическими силами. Европейская безопасность и германский вопрос. После войны в Корее возрастающую тревогу в Европе стало вызывать отсутствие прогресса в урегулировании германского вопроса. В условиях существования «двух Германий», Западной (ФРГ) и Восточной (ГДР), не признающих друг друга, входящих в противостоящие друг другу военные блоки, любой конфликт, тем более попытка воссоединения Германии силой, означал бы европейскую и мировую войну с использованием ядерного оружия. Лишь в 1955 г. между СССР и ФРГ установились дипломатические отношения. В этом же году был подписан мирный договор с Австрией, с территории которой выводились как советские, так и американские войска. Австрия приняла на себя обязательство нейтралитета в блоковом противостоянии. Особую сложность вопросу о «двух Германиях» придавала нерешенность проблемы Берлина. В то время как Восточный Берлин был провозглашен столицей ГДР, положение Западного Берлина оставалось неопределенным. ФРГ рассматривала его как часть собственной территории, СССР и ГДР воспринимали его как особое государственное образование. Острота этой проблемы усугублялась тем, что те жители Восточной Германии, которые не хотели жить при опиравшемся на советские штыки режиме, установленном германскими коммунистами, переходили на территорию Западного Берлина и оттуда свободно уезжали в ФРГ. Так, с 1950 по 1958 г. около 1 млн. немцев покинули ГДР. Чтобы пресечь отток беженцев, восточногерманские власти с помощью советских войск в 1961 г. возвели в Берлине стену, разделившую город на две части. Эта мера обострила отношения между властями Западной и Восточной Германии, а берлинская стена стала для всех европейцев символом ограничения свободы. Лишь в 1971 г. было подписано компромиссное соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину. В нем учитывалось, что СССР не признает этот город частью ФРГ. Следующим шагом в предотвращении конфликта в германском вопросе стало установление в 1972 г. отношений между ФРГ и ГДР, которые были приняты в ООН. Это соглашение понизило риск возникновения конфликта в Европе, создало предпосылки для дальнейшего улучшения отношений между странами Востока и Запада.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Заполните таблицу «Крушение колониальных империй» по следующей схеме:
2. Поясните, как связаны между собой понятия «вторая мировая война» и «крушение колониальных империй». 3. Выберите наиболее точный ответ — продолжение фразы: приобретение независимости для большинства стран... а) привело к их беспрепятственному развитию, б) создало много трудностей на их пути, в) ничего не изменило в их положении. Свой выбор обоснуйте. 4. Охарактеризуйте факторы, которые определяли выбор пути развития освободившихся стран. 5. Какое влияние на соотношение сил между блоками оказали внутренние конфликты в освободившихся странах? Приведите примеры. (Можно подготовить краткие сообщения о противостоянии СССР и стран Запада в связи с наиболее крупными конфликтами в Корее, Вьетнаме, Египте, на Кубе.) 6. Раскройте значение берлинского вопроса для обеспечения европейской безопасности в 1950—1970-е гг.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 924; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.91.173 (0.013 с.) |