Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебник для учащихся 9 класса

Поиск

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по истории для 9 класса общеобразовательных учреждений

 

Москва

«Русское слово»

 

Загладин Н.В.

Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса. — М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 1999. — 352 с: ил.

ISBN 5-8253-0015-5

Книга доктора исторических наук, профессора Н.В. Загладина представляет собой учебник нового поколения, носит оригинальный, новаторский, ориентированный на школьника XXI века характер. Теоретические положения учебника удачно сочетаются с конкретным историческим материалом.

ББК 63.3(0)

ISBN 5-8253-0015-5

© Загладин Н.В., 1999

© Ларина Л.И., 1999

©Якубовский С.Н., 1999

© ООО *ТИД «Русское слово—РС», 1999

Глава I. МИР НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭПОХИ.. 8

§ 1. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ: ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ.. 8

Страны первого эшелона индустриального развития. 8

Страны второго эшелона модернизации. 8

Обострение противоречий мирового развития. 9

§ 2. НАРОДЫ КОЛОНИАЛЬНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТРАН НА ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ... 12

Традиционное общество и колониализм. 12

Стремления к модернизации в колониальных странах. 14

Особенности развития Латинской Америки. 16

§ 3. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ. 1900—1914 гг. 16

Особенности политики ведущих стран мира. 17

Мирные и военные средства решения конфликтов. 19

Создание системы военно-политических блоков. 19

Глава II. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ ИТОГИ.. 20

§ 4. ПРИЧИНЫ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ.. 21

Дипломатическая подготовка войны. 21

Начальный период войны. 22

§ 5. НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.. 23

Кампания 1915 г. 23

Кампания 1916 г. и рост противоречий в воюющих странах. 24

Война и революция в России. 26

Вступление в войну США и кампания 1918 г. 26

§ 6. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К МИРУ. ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА.. 29

Противоречия между державами-победительницами. 29

Условия Версальского мира. 30

Противоречия Версальской системы. 30

«Русский вопрос» на Парижской мирной конференции. 31

Вашингтонская конференция. 31

Глава III. ПУТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1920—1930-х гг. 33

§ 7. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ И АЗИИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 33

Революция 1918 г. в Германии. 34

Революция 1919 г. в Венгрии. 34

Спад революционной волны в Европе и внешняя политика СССР. 35

Национально-освободительные движения 1920-х гг. в Азии. 36

§ 8. «ЛЕВЫЕ» И «ПРАВЫЕ» В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН В 1920-е гг. 38

Социал-демократическое движение: идеология и политика. 38

Коммунисты и социал-демократы. 39

Фашистские движения в Италии и Германии. 39

§ 9. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929—1932 гг. И «НОВЫЙ КУРС» Ф.Д. РУЗВЕЛЬТА 42

Кризис в США: причины и последствия. 43

«Новый курс»: основные черты. 43

Теоретические основы и итоги «нового курса». 44

§ 10. ТОТАЛИТАРИЗМ В ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ. МИЛИТАРИСТСКИЙ РЕЖИМ В ЯПОНИИ 46

Фашизм в Германии: путь к власти. 46

Фашистская диктатура в Германии. 46

Фашистская диктатура в Италии. 48

Национализм и милитаризм в Японии. 49

§ 11. АЛЬТЕРНАТИВА ФАШИЗМУ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ.. 50

Великобритания в 1920-е гг. 51

Кризис в Великобритании и национальное правительство. 51

Особенности кризиса во Франции. 52

Угроза фашизма и Народный фронт во Франции. 53

§ 12. МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. 55

Агрессия Японии в Китае. 55

Подготовка Германии к войне и политика умиротворения. 55

Гражданская война и германо-итальянская интервенция в Испании. 56

Рост угрозы миру и международной безопасности. 57

Мюнхенское соглашение. 58

Крах идеи коллективной безопасности. 58

Глава IV. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.. 60

§ 13. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД МИРОВОЙ ВОЙНЫ И «НОВЫЙ ПОРЯДОК» В ЕВРОПЕ И АЗИИ. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ.. 60

Поражение Польши и «странная война» в Европе. 61

Разгром Франции. 62

«Битва за Англию». 62

«Новый порядок» и Сопротивление в Европе. 63

§ 14. АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ.. 65

СССР и Германия накануне войны. 65

Нападение Германии на СССР. 66

Формирование антигитлеровской коалиции. 67

Агрессия Японии на Тихом океане и вступление в войну США. 68

§ 15. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ. 70

Проблема второго фронта. 70

Значение советско-германского фронта. 71

Годы решающих битв: 1943—1944. 71

Разгром Германии и Японии. 73

Проблема роли СССР в антигитлеровской коалиции. 74

§ 16. ИТОГИ И УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОЗДАНИЕ ООН.. 76

Конференции в Тегеране, Ялте и Потсдаме об основах послевоенного миропорядка. 76

Итоги второй мировой войны. 77

Значение создания ООН. 78

Глава V. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.. 79

§ 17. ИСТОКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СОЗДАНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ 79

Послевоенный мир и причины «холодной войны». 79

«План Маршалла» и раскол Европы. 81

Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе. 81

«Холодная война» в Азии. 82

§ 18. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. 85

Крушение колониальных империй. 85

Проблема выбора пути развития. 86

Локальные конфликты и международная безопасность. 86

Европейская безопасность и германский вопрос. 88

§ 19. ПАРТНЕРСТВО И СОПЕРНИЧЕСТВО СВЕРХДЕРЖАВ. КРИЗИС ПОЛИТИКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ. 89

Гонка вооружений и советско-американские отношения. 89

Разрядка 1970-х гг. и ее кризис. 90

Проблемы нового миропорядка. 93

Глава VI. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ, 1945—1999 гг. 94

§ 20. США: «ВЕЛИКОЕ ОБЩЕСТВО» ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ.. 95

США на начальном этапе «холодной войны». 95

Президентство Д. Эйзенхауэра (1952—1960). 95

«Новые рубежи», «Великое общество» и война во Вьетнаме. 96

Кризис доверия в США. 97

«Неоконсервативная революция». 97

§ 21. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 99

«Экономическое чудо» в Западной Германии. 99

Социал-демократия и социально ориентированная рыночная экономика. 100

Кризис 1970-х гг. и «новые левые» в Западной Европе. 101

§ 22. НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1980-х гг. В СТРАНАХ ЗАПАДА.. 103

Неолиберализм и неоконсерватизм. 103

Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе. 104

Информационное общество в развитых странах. 105

Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг. 105

§ 23. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ 107

Этапы интеграции в Западной Европе. 107

Итоги развития Евросоюза. 108

Проблемы Североатлантической интеграции. 109

§ 24. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ОТ ТОТАЛИТАРИЗМА К ДЕМОКРАТИИ.. 110

Утверждение тоталитаризма в Восточной Европе. 110

Кризис тоталитарного социализма и «доктрина Брежнева». 111

Демократические революции в Восточной Европе. 112

Опыт демократического развития. 112

Глава VII. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В АЗИИ, АФРИКЕ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 114

§ 25. ЯПОНИЯ И НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ.. 114

Япония после второй мировой войны. 114

Новые индустриальные страны. 116

Второй эшелон новых индустриальных стран. 117

§ 26. КИТАЙ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ.. 118

Строительство основ социализма в Китае. 118

Социально-политические эксперименты в КНР. 118

Курс прагматических реформ. 119

§ 27. ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.. 121

Предоставление независимости и раздел страны. 121

Особенности политики модернизации. 121

Внешняя политика Индии. 123

§ 28. ИСЛАМСКИЙ МИР: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ. 123

Национально-патриотическая модель развития. 124

Традиционализм в исламском мире. 125

Факторы единства исламских стран. 126

§ 29. АФРИКА К ЮГУ ОТ САХАРЫ: ОПЫТ НЕЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ.. 127

Крушение колониализма и апартеида. 127

Проблемы развития в Африке. 128

§ 30. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА МЕЖДУ АВТОРИТАРИЗМОМ И ДЕМОКРАТИЕЙ.. 130

Проблемы модели развития в Латинской Америке. 130

Кубинская революция и ее последствия. 131

Модернизация и диктаторские режимы. 132

Демократизация 1990-х гг. 133

Глава VIII. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ МИРА В XX ВЕКЕ.. 134

§ 31. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА.. 134

§ 32. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА.. 137

§ 33. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.. 140

Глава IX. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 142

§ 34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.. 143

Военная угроза человечеству. 143

Проблема ресурсов и экологии. 143

§ 35. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. 146

Формирование транснациональных корпораций. 146

ТНК и национальное государство. 147

ТНК и международная интеграция. 147

Проблемы модернизации в новых условиях. 148

§ 36. «КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»: ЭТНИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС КОНЦА XX ВЕКА.. 149

Причины обострения противоречий в мировом развитии. 149

Этнические конфликты в современном мире. 150

Причины межэтнических конфликтов многообразны. 150

Проблема «конфликта цивилизаций». 151

§ 37. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВО-БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.. 153

Возможности предотвращения экологической катастрофы. 153

Институты нового миропорядка. 154

Роль России в современном мире. 155

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 1900—1999 гг.*. 156

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИИ.. 161

Введение

XX век во многом был переломным для человечества. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов он был равнозначен столетиям мирового развития в прошлом.

Основой произошедших перемен стало значительное ускорение темпов научно-технического прогресса, расширение горизонтов знаний. В XIX веке для удвоения объема научных знаний, в среднем, требовалось 50 лет, к концу XX века — около 5 лет. Их плоды буквально революционизировали все стороны жизни большинства народов мира.

Появились новые источники энергии (атомной, солнечной). Получили развитие новые технологии, обеспечивающие автоматизацию и роботизацию производства, возникла возможность получения веществ с заранее заданными свойствами, не существующими в природе. Были внедрены новые средства обработки и культивации земель, биотехнологии, методы генной инженерии. Все это позволило в десятки раз повысить производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Только за период 1850—1960 гг. объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Достижения медицины, внедрившиеся в самых отдаленных уголках планеты, обеспечили удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Численность населения мира в XX веке, несмотря на то что он ознаменовался самыми кровопролитными войнами в истории, увеличилась примерно в 3,5 раза — с 1680 млн. человек в 1900 г. до 5673 млн. в 1995 г. Отметим, что для предыдущего утроения численности землян потребовалось 250 лет.

Наиболее зримые и наглядные перемены произошли в быте людей, их производственной деятельности. В начале века лишь в Великобритании большая часть населения жила в городах. В большинстве же стран мира, включая, Россию, 8-9 человек из десяти жили в сельской местности, обрабатывая землю преимущественно вручную или с использованием рабочего скота, не зная электричества. К концу века уже в большинстве стран мира почти половина населения живет в городах-гигантах (мегаполисах), занята в промышленности, сфере услуг, науке, управлении.

Качественно нового уровня развития достигли средства коммуникации между людьми, народами, государствами. Это было связано с развитием транспорта, особенно воздушного, появлением электронных средств массовой информации (радио, телевидения), повсеместной телефонизацией, складыванием глобальных компьютерных информационных сетей (Интернет). В итоге произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен научно-технической информацией, идеями, культурными ценностями жилось миграция населения.

В наибольшей степени научный прогресс затронул военно-техническую сферу. ХХ век имеет все шансы войти в историю как век самых разрушительных войн, которые когда-либо знала цивилизация. Век, когда с изобретением оружия массового поражения (ОМП) — прежде всего ракетно-ядерного, а также биологического, химического, геофизического — человечество впервые приобрело возможность уничтожить само себя и неоднократно оказывалось на грани использования этой возможности.

Такое понятие, как «прогресс», подразумевающее перемены, происходящие на благо человека, не вполне применимо для обозначения процессов, развернувшихся в мире в XX веке. Бесспорно, что условия жизни и труда во многих странах мира существенно улучшились. Постепенно повышался уровень жизни, сокращалась продолжительность рабочего дня, сам труд приобретал все более творческий характер. Для основной массы населения, особенно развитых стран, улучшились условия досуга, доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, участия в общественно-политической жизни.

В то же время изменения облика мира повлекли за собой обострение многих прежних проблем, породили новые, угрожающие самим основам существования цивилизации.

В конце века продолжают обостряться проблемы ресурсной базы дальнейшего развития, истощения мировых запасов сырья и энергоносителей. Среда обитания человека все больше загрязняется промышленными и бытовыми отходами. Увеличивается число «горячих точек» — стран, где возрастает напряженность в этнических и социальных отношениях, жизнь людей постоянно подвергается опасности. Все это, а также нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы требуют качественно нового уровня сотрудничества государств для упорядочения мирового развития, придания ему устойчиво-безопасного характера. Однако из-за неравномерности темпов общественного, политического, социально-экономического развития основных регионов мира близкими соседями в рамках одного, ставшего единым планетарного пространства оказываются народы, живущие как бы в разном историческом времени, решающие различные задачи. Одни овладели самыми передовыми технологиями, создали конкурентоспособную экономику и стремятся к наибольшей открытости мировых рынков. Другие решают задачи преодоления отсталости, третьи лишь недавно обрели собственную государственность, ищут свое место в меняющемся мире. Эта ситуация неблагоприятна для поиска приемлемых для всех конструктивных решений. Более того, она порождает новые противоречия.

Если конфликты на международной арене могут быть преодолены за счет компромисса, соглашения между его участниками, то значительно сложнее решить проблему так называемого футурошока, кризиса самого человека. Суть его состоит в том, что, ориентируясь в повседневных реальностях современной жизни на бытовом уровне, человек, перегруженный потоками информации, нередко не успевает воспринять и адекватно отразить в своей деятельности смысл современных социально-экономических, глобальных процессов.

Эффект кризиса человека проявляется в различных формах. В частности, в росте числа психических заболеваний, наблюдающемся в самых благополучных, на первый взгляд, странах; в страхе перед будущим, «изучении» его с помощью магии и гороскопов, а не науки; в попытках искусства отразить современный мир обращением к подсознанию, иррациональным началам; в возникновении массовых, нетрадиционных движений, с откровенным страхом и враждебностью относящихся к переменам, научно-техническим достижениям; в неудачных решениях политиков, не учитывающих реальности мира, в котором они действуют.

В этих условиях изучение истории XX века приобретает особую актуальность. Позволяя увидеть истоки тенденций современного мирового развития, историческое знание если и не дает готовых рецептов решения насущных проблем современности, то закладывает основу их понимания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.01 с.)