Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировой экономический кризис 1929—1932 гг. И «новый курс» Ф. Д. РузвельтаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В годы первой мировой войны США потеснили своих конкурентов на основных мировых, в том числе и европейских рынках, большинство стран мира оказалось их должниками. Решения Вашингтонской конференции вновь открыли США рынки Китая. После кризиса 1923 г. вокруг проблемы репараций в Германии финансовый капитал США сумел занять особые позиции и в этой стране. Американский банкир Ч. Дауэс (в 1925—1929 гг. — вице-президент США) предложил план решения проблемы репараций, принятый в 1924 г. на конференции держав-победительниц в Лондоне. Было установлено, что в течение пяти лет Германия будет выплачивать по 1 — 1,75 млрд. золотых марок в год, затем увеличит платежи. В обмен на гарантии уплаты репараций Франция обязалась вывести войска из Рура. США предоставили Германии кредит в 200 млн. долл. на покрытие первых платежей, что открыло им широкий доступ на германские рынки. В начале 1929 г. также по инициативе США условия выплаты репараций для Германии были вновь облегчены, их общая сумма была уменьшена до 112 млрд. марок, а срок выплат увеличен до 1988 г. Международный контроль над финансами и экономикой Германии был отменен. Даже с СССР, хотя до 1933 г. у США с ним не было дипломатических отношений, американский капитал сумел наладить торгово-экономические связи, получить концессии. В итоге Соединенные Штаты в послевоенные годы укрепили свою роль основного мирового финансового и промышленного центра, на их долю в 1929 г. приходилось свыше 40% мировой промышленной продукции. В промышленность внедрялась самая передовая технология, широкое распространение получило конвейерное, массовое, крупносерийное производство, позволившее значительно понизить себестоимость продукции, в несколько раз повысить производительность труда. Значительно вырос уровень жизни основной массы населения. Так, в середине 1920-х гг. квалифицированный рабочий мог позволить себе купить автомобиль всего за три месячные зарплаты. Многие наемные работники приобретали акции промышленных компаний, получая определенную долю от их прибыли. Широкое распространение получила практика сотрудничества профсоюзов с предпринимателями, вложения профсоюзных средств в расширение производства, в акции корпораций. Кризис в США: причины и последствия. Между тем фундамент процветания оказался расшатан, С 1927 по 1929 г. прирост производства продукции был незначителен, в то время как курс акций непрерывно рос. На фоне процветания создавались финансовые пирамиды, банки с необеспеченным капиталом, обещавшие вкладчикам баснословные прибыли, хотя возможности вложения капитала в производство уже были исчерпаны. Введенный в 1919 г. «сухой закон» стал основой роста контрабанды алкоголя, приведшей к расцвету контролирующих ее мафиозных структур, отмывающих деньги с помощью биржевых спекуляций. День 25 октября 1929 г., вошедший в историю как «черная пятница», ознаменовался крахом нью-йоркской биржи. Начавшееся банкротство финансовых пирамид вызвало панику владельцев акций, обвальное падение их курса в среднем на 90%, затронувшее, в том числе, и процветавшие компании. Тысячи банков, являвшихся владельцами ценных бумаг, не смогли выполнить свои обязательства перед вкладчиками и лопнули. Миллионы человек потеряли свои сбережения, резко сократилась покупательная способность населения, что привело к падению производства, быстрому росту безработицы. Объем промышленного производства упал в США более чем на 50%, тяжелая промышленность была загружена лишь на 12% своей мощности. Безработица достигла 17 млн. человек, вместе с членами семей и полубезработными она затронула половину населения страны, лишившуюся источников существования. Резко сократился сбор налогов, поскольку 28% населения вообще не имели никаких доходов, рухнула банковская система страны. Марши голодных ветеранов войны на Вашингтон, требующих выплаты пенсий и встреченных войсками и полицией, потрясли американское общество, совершенно не готовое реагировать на социальные проблемы таких масштабов. Кризис, начавшийся в США, быстро охватил большинство стран мира. Внутренний рынок США почти закрылся для зарубежных товаропроизводителей, перестали выплачиваться кредиты, предназначенные зарубежным странам. На выборах в ноябре 1932 г. Республиканская партия, оказавшаяся неспособной предложить убедительную программу выхода из кризиса, потерпела поражение. Президентом США был избран лидер Демократической партии Ф.Д. Рузвельт (1882—1945). Демократы завоевали большинство и в Конгрессе, что обеспечило правительству поддержку высшего законодательного органа. Ф.Д. Рузвельт до этого был губернатором штата Нью-Йорк и в рамках своих полномочий проводил меры по оказанию помощи бездомным и безработным. Несмотря на то что Рузвельт в возрасте 39 лет был парализован и мог передвигаться только в кресле-каталке, ему удалось убедить избирателей, что он способен предложить Америке новый курс. «Новый курс»: основные черты. Прежде всего в рамках «нового курса» были приняты меры по восстановлению производства. Созданная Национальная администрация восстановления разработала «кодексы честной конкуренции». Настаивая на их соблюдении предпринимателями, государство влияло на определение объемов производства, цен на продукцию, размер заработной платы, продолжительность рабочего дня. Целью являлось упорядочение производства, приведение его в соответствие с потребительским спросом. Одновременно была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, которая скупала у фермеров аграрную продукцию, не находившую сбыта. Выплачивалось вознаграждение за сокращение площади обрабатываемых земель, уменьшение поголовья скота. За счет уменьшения объемов производства это поддерживало высокие закупочные цены на продукцию ферм, предотвращало их разорение. Большое внимание уделялось восстановлению банковской системы. Деятельность сохранившихся банков была временно приостановлена: проверялась их платежеспособность. В дополнение к Федеральной резервной системе (ФРС была создана в 1913 г. и выполняла функции Центрального банка США) в 1934 г. была создана Федеральная корпорация страхования депозитов, членами которой стали все банки, поддерживаемые ФРС. Корпорация страховала вложения частных лиц и фирм в банках, предоставляла им кредиты на льготных условиях для покрытия задолженностей. Банкам было запрещено переводить золото за границу без разрешения государства. Одновременно во избежание злоупотреблений был установлен контроль над выпуском акций частными фирмами. Казну предполагалось пополнить за счет повышения налогов на наследство, на недвижимость, высокие доходы, за счет разрешения легального производства и продажи слабых алкогольных напитков. Стабилизации содействовало и снижение на 50% золотого содержания доллара. Наиболее острой проблемой была социальная, связанная с резким ростом безработицы и падением уровня жизни значительной части населения. Программа борьбы с безработицей включила комплекс мер. В частности, впервые в США были приняты программы помощи безработным на правительственном (федеральном) уровне. Они включали, с одной стороны, создание централизованной системы выплаты пособий по безработице и пенсий, поддержки вдов, сирот, инвалидов. С другой, для безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет по всей стране были созданы трудовые лагеря. Молодые люди привлекались к строительству плотин, дорог, аэродромов, созданию национальных парков, благоустройству городов. Люди в лагерях обеспечивались жильем, питанием, им выплачивался 1 долл. в день. Уже в 1933 г. правительство создало около 4 млн. рабочих мест. В 1935 г. в рамках «нового курса» были приняты законы, регулирующие трудовые отношения. Подтверждалось не только право трудящихся на создание профсоюзов, но и обязанность предпринимателей заключать с ними коллективные договоры, принимать на работу в первую очередь охваченных ими членов профсоюзов. Законодательно закреплялись минимальный уровень заработной платы и максимальная продолжительность рабочей недели. Теоретические основы и итоги «нового курса». В теоретическом плане «новый курс» опирался на разработки Д. Кейнса. Он считал, что либеральные взгляды на государство, согласно которым ему не следует вмешиваться в сферу экономики, социальных отношений, ограничивая свою роль поддержанием общественного порядка и законности, устарели. Активная социальная политика, защита интересов трудящихся, наемных работников, по мнению Кейнса, выгодны всем, в том числе и предпринимателям. Так обеспечивается социальный мир. Повышение уровня доходов населения расширяет платежеспособный спрос, что в свою очередь создает стимулы для предпринимателей к увеличению объемов производства, внедрению новых технологий, позволяющих производить больше и с меньшими издержками. Концепция Кейнса, получившая название неолиберальной, во многом была близка к социал-демократическим воззрениям, хотя в отличие от социал-демократов неолибералы не ставили цели, даже на отдаленную перспективу, преодоления капитализма. Однако в США, классической стране первого эшелона индустриального развития, не имевшей традиции государственного вмешательства в социальные и экономические отношения, «новый курс» Ф.Д. Рузвельта воспринимался как революционный, разрушающий и потрясающий основы общества. Так, Верховный суд США признал неконституционными ряд законов, в том числе дающих государству право регламентировать деятельность корпораций. В то же время особенности политической жизни США, в частности отсутствие массовых «левых» и «правых» партий, ограничивали политическую базу оппозиции «новому курсу» Республиканской партией, не имевшей большинства в палате представителей. Экономические итоги «нового курса» были весьма неоднозначны. Он снизил социальную напряженность в обществе, способствовал повышению уровня концентрации производства и капитала, укрупнению корпораций, что содействовало росту их конкурентоспособности. Однако полного оздоровления экономики не произошло, докризисный уровень развития не был достигнут, когда в 1937 г. начался новый кризис, правда менее глубокий, чем в 1929—1932 гг. Политика Ф.Д. Рузвельта получила беспрецедентную в истории США поддержку избирателей. Он стал единственным президентом, избиравшимся подряд на четыре срока — в 1932, 1936, 1940 и 1944 гг. После его смерти в США была принята поправка к конституции, запрещавшая избирать одно лицо более, чем на два срока, подряд. Большой авторитет Ф.Д. Рузвельту обеспечила его внешняя политика. С одной стороны, она отвечала традициям изоляционизма, невмешательства в конфликты, происходящие вне американского континента. Тем самым учитывалось, что сложное экономическое положение требует повышенного внимания к внутренней политике. С другой стороны, в усложнившихся международных условиях 1930-х гг. были обеспечены дополнительные возможности влияния США на происходящие события, расширились торгово-экономические отношения с другими странами, активизировался вывоз капитала. В частности, этому содействовало установление дипломатических отношений с СССР в 1933 г., провозглашение политики «доброго соседа» в отношении латиноамериканских стран, подразумевавшей, что США с уважением относятся к их суверенитету, помогают в преодолении экономических трудностей. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ Из «Закона о восстановлении национальной экономики», 16 июля 1933 г.: «Настоящим признается, что страна находится в состоянии всеобщего бедствия, которое чревато дальнейшим широким распространением безработицы и дезорганизацией промышленности, что в свою очередь тяжело ложится на межштатную и внешнюю торговлю, наносит ущерб народному благосостоянию и подрывает жизненный уровень американского народа. Настоящим заявляется также, что Конгресс будет следовать политике, направленной на устранение трудностей, стоящих на пути свободного развития межштатной и внешней торговли, которая способствует ослаблению этого напряженного положения; на достижение всеобщего благосостояния путем поощрения организации промышленности и совместных действий различных профессиональных групп; на то, чтобы побуждать и поддерживать совместные действия труда и предпринимателей на основе равного их признания со стороны правительства и под его наблюдением; на уничтожение несправедливой практики в деловой деятельности; на поощрение наиболее полного использования имеющихся производственных мощностей; на то, чтобы избегать ненужных ограничений производства (за исключением тех случаев, когда это будет временно необходимо); на увеличение потребления промышленных и сельскохозяйственных продуктов путем повышения покупательной способности населения; на уменьшение безработицы и оказание здесь необходимой помощи и на улучшение условий труда; а также любыми другими способами стремиться к оздоровлению промышленности и сохранению естественных богатств». (Антология мировой политической мысли. М.,1997. Т. 5. С. 293.) ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какими были для США итоги первой мировой войны? 2. Почему в 1929 г. США охватил экономический кризис? В чем он проявился? (Используйте документ к тексту.) 3. Охарактеризуйте основные черты «нового курса». Как вы оцениваете деятельность Ф.Д. Рузвельта как инициатора этой политики? 4. На какие теоретические основы опирался «новый курс»? Почему в наше время в России часто обращаются к опыту его проведения? 5. Вычлените основные положения «Закона о восстановлении национальной экономики». Какие из них вы считаете важнейшими? 6. Изложите основные итоги «нового курса», дайте оценку его воздействия на внутреннюю и внешнюю политику США. 7. Как вы понимаете термины «либерализм» и «неолиберализм», какие воззрения они отражают?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.161 (0.008 с.) |