Новейшая история зарубежных стран. XX век 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новейшая история зарубежных стран. XX век



Н.В. ЗАГЛАДИН

Новейшая история зарубежных стран. XX век

Учебник для учащихся 9 класса

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по истории для 9 класса общеобразовательных учреждений

 

Москва

«Русское слово»

 

Загладин Н.В.

Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса. — М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 1999. — 352 с: ил.

ISBN 5-8253-0015-5

Книга доктора исторических наук, профессора Н.В. Загладина представляет собой учебник нового поколения, носит оригинальный, новаторский, ориентированный на школьника XXI века характер. Теоретические положения учебника удачно сочетаются с конкретным историческим материалом.

ББК 63.3(0)

ISBN 5-8253-0015-5

© Загладин Н.В., 1999

© Ларина Л.И., 1999

©Якубовский С.Н., 1999

© ООО *ТИД «Русское слово—РС», 1999

Глава I. МИР НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭПОХИ.. 8

§ 1. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ: ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ.. 8

Страны первого эшелона индустриального развития. 8

Страны второго эшелона модернизации. 8

Обострение противоречий мирового развития. 9

§ 2. НАРОДЫ КОЛОНИАЛЬНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТРАН НА ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ... 12

Традиционное общество и колониализм. 12

Стремления к модернизации в колониальных странах. 14

Особенности развития Латинской Америки. 16

§ 3. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ. 1900—1914 гг. 16

Особенности политики ведущих стран мира. 17

Мирные и военные средства решения конфликтов. 19

Создание системы военно-политических блоков. 19

Глава II. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ ИТОГИ.. 20

§ 4. ПРИЧИНЫ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ.. 21

Дипломатическая подготовка войны. 21

Начальный период войны. 22

§ 5. НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.. 23

Кампания 1915 г. 23

Кампания 1916 г. и рост противоречий в воюющих странах. 24

Война и революция в России. 26

Вступление в войну США и кампания 1918 г. 26

§ 6. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К МИРУ. ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА.. 29

Противоречия между державами-победительницами. 29

Условия Версальского мира. 30

Противоречия Версальской системы. 30

«Русский вопрос» на Парижской мирной конференции. 31

Вашингтонская конференция. 31

Глава III. ПУТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1920—1930-х гг. 33

§ 7. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ И АЗИИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 33

Революция 1918 г. в Германии. 34

Революция 1919 г. в Венгрии. 34

Спад революционной волны в Европе и внешняя политика СССР. 35

Национально-освободительные движения 1920-х гг. в Азии. 36

§ 8. «ЛЕВЫЕ» И «ПРАВЫЕ» В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН В 1920-е гг. 38

Социал-демократическое движение: идеология и политика. 38

Коммунисты и социал-демократы. 39

Фашистские движения в Италии и Германии. 39

§ 9. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929—1932 гг. И «НОВЫЙ КУРС» Ф.Д. РУЗВЕЛЬТА 42

Кризис в США: причины и последствия. 43

«Новый курс»: основные черты. 43

Теоретические основы и итоги «нового курса». 44

§ 10. ТОТАЛИТАРИЗМ В ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ. МИЛИТАРИСТСКИЙ РЕЖИМ В ЯПОНИИ 46

Фашизм в Германии: путь к власти. 46

Фашистская диктатура в Германии. 46

Фашистская диктатура в Италии. 48

Национализм и милитаризм в Японии. 49

§ 11. АЛЬТЕРНАТИВА ФАШИЗМУ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ.. 50

Великобритания в 1920-е гг. 51

Кризис в Великобритании и национальное правительство. 51

Особенности кризиса во Франции. 52

Угроза фашизма и Народный фронт во Франции. 53

§ 12. МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. 55

Агрессия Японии в Китае. 55

Подготовка Германии к войне и политика умиротворения. 55

Гражданская война и германо-итальянская интервенция в Испании. 56

Рост угрозы миру и международной безопасности. 57

Мюнхенское соглашение. 58

Крах идеи коллективной безопасности. 58

Глава IV. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.. 60

§ 13. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД МИРОВОЙ ВОЙНЫ И «НОВЫЙ ПОРЯДОК» В ЕВРОПЕ И АЗИИ. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ.. 60

Поражение Польши и «странная война» в Европе. 61

Разгром Франции. 62

«Битва за Англию». 62

«Новый порядок» и Сопротивление в Европе. 63

§ 14. АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ.. 65

СССР и Германия накануне войны. 65

Нападение Германии на СССР. 66

Формирование антигитлеровской коалиции. 67

Агрессия Японии на Тихом океане и вступление в войну США. 68

§ 15. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ. 70

Проблема второго фронта. 70

Значение советско-германского фронта. 71

Годы решающих битв: 1943—1944. 71

Разгром Германии и Японии. 73

Проблема роли СССР в антигитлеровской коалиции. 74

§ 16. ИТОГИ И УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОЗДАНИЕ ООН.. 76

Конференции в Тегеране, Ялте и Потсдаме об основах послевоенного миропорядка. 76

Итоги второй мировой войны. 77

Значение создания ООН. 78

Глава V. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.. 79

§ 17. ИСТОКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СОЗДАНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ 79

Послевоенный мир и причины «холодной войны». 79

«План Маршалла» и раскол Европы. 81

Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе. 81

«Холодная война» в Азии. 82

§ 18. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. 85

Крушение колониальных империй. 85

Проблема выбора пути развития. 86

Локальные конфликты и международная безопасность. 86

Европейская безопасность и германский вопрос. 88

§ 19. ПАРТНЕРСТВО И СОПЕРНИЧЕСТВО СВЕРХДЕРЖАВ. КРИЗИС ПОЛИТИКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ. 89

Гонка вооружений и советско-американские отношения. 89

Разрядка 1970-х гг. и ее кризис. 90

Проблемы нового миропорядка. 93

Глава VI. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ, 1945—1999 гг. 94

§ 20. США: «ВЕЛИКОЕ ОБЩЕСТВО» ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ.. 95

США на начальном этапе «холодной войны». 95

Президентство Д. Эйзенхауэра (1952—1960). 95

«Новые рубежи», «Великое общество» и война во Вьетнаме. 96

Кризис доверия в США. 97

«Неоконсервативная революция». 97

§ 21. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 99

«Экономическое чудо» в Западной Германии. 99

Социал-демократия и социально ориентированная рыночная экономика. 100

Кризис 1970-х гг. и «новые левые» в Западной Европе. 101

§ 22. НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1980-х гг. В СТРАНАХ ЗАПАДА.. 103

Неолиберализм и неоконсерватизм. 103

Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе. 104

Информационное общество в развитых странах. 105

Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг. 105

§ 23. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ 107

Этапы интеграции в Западной Европе. 107

Итоги развития Евросоюза. 108

Проблемы Североатлантической интеграции. 109

§ 24. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ОТ ТОТАЛИТАРИЗМА К ДЕМОКРАТИИ.. 110

Утверждение тоталитаризма в Восточной Европе. 110

Кризис тоталитарного социализма и «доктрина Брежнева». 111

Демократические революции в Восточной Европе. 112

Опыт демократического развития. 112

Глава VII. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В АЗИИ, АФРИКЕ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 114

§ 25. ЯПОНИЯ И НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ.. 114

Япония после второй мировой войны. 114

Новые индустриальные страны. 116

Второй эшелон новых индустриальных стран. 117

§ 26. КИТАЙ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ.. 118

Строительство основ социализма в Китае. 118

Социально-политические эксперименты в КНР. 118

Курс прагматических реформ. 119

§ 27. ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.. 121

Предоставление независимости и раздел страны. 121

Особенности политики модернизации. 121

Внешняя политика Индии. 123

§ 28. ИСЛАМСКИЙ МИР: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ. 123

Национально-патриотическая модель развития. 124

Традиционализм в исламском мире. 125

Факторы единства исламских стран. 126

§ 29. АФРИКА К ЮГУ ОТ САХАРЫ: ОПЫТ НЕЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ.. 127

Крушение колониализма и апартеида. 127

Проблемы развития в Африке. 128

§ 30. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА МЕЖДУ АВТОРИТАРИЗМОМ И ДЕМОКРАТИЕЙ.. 130

Проблемы модели развития в Латинской Америке. 130

Кубинская революция и ее последствия. 131

Модернизация и диктаторские режимы. 132

Демократизация 1990-х гг. 133

Глава VIII. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ МИРА В XX ВЕКЕ.. 134

§ 31. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА.. 134

§ 32. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА.. 137

§ 33. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.. 140

Глава IX. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 142

§ 34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.. 143

Военная угроза человечеству. 143

Проблема ресурсов и экологии. 143

§ 35. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. 146

Формирование транснациональных корпораций. 146

ТНК и национальное государство. 147

ТНК и международная интеграция. 147

Проблемы модернизации в новых условиях. 148

§ 36. «КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»: ЭТНИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС КОНЦА XX ВЕКА.. 149

Причины обострения противоречий в мировом развитии. 149

Этнические конфликты в современном мире. 150

Причины межэтнических конфликтов многообразны. 150

Проблема «конфликта цивилизаций». 151

§ 37. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВО-БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.. 153

Возможности предотвращения экологической катастрофы. 153

Институты нового миропорядка. 154

Роль России в современном мире. 155

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 1900—1999 гг.*. 156

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИИ.. 161

Введение

XX век во многом был переломным для человечества. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов он был равнозначен столетиям мирового развития в прошлом.

Основой произошедших перемен стало значительное ускорение темпов научно-технического прогресса, расширение горизонтов знаний. В XIX веке для удвоения объема научных знаний, в среднем, требовалось 50 лет, к концу XX века — около 5 лет. Их плоды буквально революционизировали все стороны жизни большинства народов мира.

Появились новые источники энергии (атомной, солнечной). Получили развитие новые технологии, обеспечивающие автоматизацию и роботизацию производства, возникла возможность получения веществ с заранее заданными свойствами, не существующими в природе. Были внедрены новые средства обработки и культивации земель, биотехнологии, методы генной инженерии. Все это позволило в десятки раз повысить производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Только за период 1850—1960 гг. объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Достижения медицины, внедрившиеся в самых отдаленных уголках планеты, обеспечили удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Численность населения мира в XX веке, несмотря на то что он ознаменовался самыми кровопролитными войнами в истории, увеличилась примерно в 3,5 раза — с 1680 млн. человек в 1900 г. до 5673 млн. в 1995 г. Отметим, что для предыдущего утроения численности землян потребовалось 250 лет.

Наиболее зримые и наглядные перемены произошли в быте людей, их производственной деятельности. В начале века лишь в Великобритании большая часть населения жила в городах. В большинстве же стран мира, включая, Россию, 8-9 человек из десяти жили в сельской местности, обрабатывая землю преимущественно вручную или с использованием рабочего скота, не зная электричества. К концу века уже в большинстве стран мира почти половина населения живет в городах-гигантах (мегаполисах), занята в промышленности, сфере услуг, науке, управлении.

Качественно нового уровня развития достигли средства коммуникации между людьми, народами, государствами. Это было связано с развитием транспорта, особенно воздушного, появлением электронных средств массовой информации (радио, телевидения), повсеместной телефонизацией, складыванием глобальных компьютерных информационных сетей (Интернет). В итоге произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен научно-технической информацией, идеями, культурными ценностями жилось миграция населения.

В наибольшей степени научный прогресс затронул военно-техническую сферу. ХХ век имеет все шансы войти в историю как век самых разрушительных войн, которые когда-либо знала цивилизация. Век, когда с изобретением оружия массового поражения (ОМП) — прежде всего ракетно-ядерного, а также биологического, химического, геофизического — человечество впервые приобрело возможность уничтожить само себя и неоднократно оказывалось на грани использования этой возможности.

Такое понятие, как «прогресс», подразумевающее перемены, происходящие на благо человека, не вполне применимо для обозначения процессов, развернувшихся в мире в XX веке. Бесспорно, что условия жизни и труда во многих странах мира существенно улучшились. Постепенно повышался уровень жизни, сокращалась продолжительность рабочего дня, сам труд приобретал все более творческий характер. Для основной массы населения, особенно развитых стран, улучшились условия досуга, доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, участия в общественно-политической жизни.

В то же время изменения облика мира повлекли за собой обострение многих прежних проблем, породили новые, угрожающие самим основам существования цивилизации.

В конце века продолжают обостряться проблемы ресурсной базы дальнейшего развития, истощения мировых запасов сырья и энергоносителей. Среда обитания человека все больше загрязняется промышленными и бытовыми отходами. Увеличивается число «горячих точек» — стран, где возрастает напряженность в этнических и социальных отношениях, жизнь людей постоянно подвергается опасности. Все это, а также нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы требуют качественно нового уровня сотрудничества государств для упорядочения мирового развития, придания ему устойчиво-безопасного характера. Однако из-за неравномерности темпов общественного, политического, социально-экономического развития основных регионов мира близкими соседями в рамках одного, ставшего единым планетарного пространства оказываются народы, живущие как бы в разном историческом времени, решающие различные задачи. Одни овладели самыми передовыми технологиями, создали конкурентоспособную экономику и стремятся к наибольшей открытости мировых рынков. Другие решают задачи преодоления отсталости, третьи лишь недавно обрели собственную государственность, ищут свое место в меняющемся мире. Эта ситуация неблагоприятна для поиска приемлемых для всех конструктивных решений. Более того, она порождает новые противоречия.

Если конфликты на международной арене могут быть преодолены за счет компромисса, соглашения между его участниками, то значительно сложнее решить проблему так называемого футурошока, кризиса самого человека. Суть его состоит в том, что, ориентируясь в повседневных реальностях современной жизни на бытовом уровне, человек, перегруженный потоками информации, нередко не успевает воспринять и адекватно отразить в своей деятельности смысл современных социально-экономических, глобальных процессов.

Эффект кризиса человека проявляется в различных формах. В частности, в росте числа психических заболеваний, наблюдающемся в самых благополучных, на первый взгляд, странах; в страхе перед будущим, «изучении» его с помощью магии и гороскопов, а не науки; в попытках искусства отразить современный мир обращением к подсознанию, иррациональным началам; в возникновении массовых, нетрадиционных движений, с откровенным страхом и враждебностью относящихся к переменам, научно-техническим достижениям; в неудачных решениях политиков, не учитывающих реальности мира, в котором они действуют.

В этих условиях изучение истории XX века приобретает особую актуальность. Позволяя увидеть истоки тенденций современного мирового развития, историческое знание если и не дает готовых рецептов решения насущных проблем современности, то закладывает основу их понимания.

 

 

АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ

22 июня 1941 г. Германия и ее союзники напали на Советский Союз. Этому нападению предшествовало ухудшение советско-германских отношений.

СССР и Германия накануне войны. Внезапный разгром Франции был неожиданным для руководства СССР, которое, исходя из опыта первой мировой войны, полагало, что война приобретет затяжной характер. В изменившихся условиях Советский Союз ускоренными темпами начал устанавливать контроль над сферой интересов, определенной ему по договору с Германией.

В тот же день, когда пал Париж, 14 июня 1940 г., СССР обвинил правительства стран Прибалтики в нарушении договоров о взаимопомощи и ввел свои войска на их территорию. Менее чем через месяц Литва, Латвия и Эстония были провозглашены Советскими республиками и приняты в состав СССР. Сразу после капитуляции Франции Советский Союз, сконцентрировав крупные силы на границе Румынии, добился передачи ему Бессарабии.

В ноябре 1940 г. в ходе визита министра иностранных дел СССР В.М. Молотова в Берлин ему было сделано предложение о присоединении Советского Союза к Тройственному пакту. Приняв его, СССР следовало поддержать Германию в войне с Англией, ему была обещана сфера влияния в Иране и Индии. Однако для советского руководства оказалось неприемлемо вступление в войну на стороне откровенно агрессивных держав, дальнейшее усиление которых воспринималось как угроза безопасности СССР.

Фактически, Советский Союз в ноябре 1940 г. втянулся в соперничество с Германией за влияние на балканские страны, предложив Болгарии заключить договор о дружбе и взаимной помощи, отвергнутый болгарской стороной. В апреле 1941 г. СССР подписал договор о дружбе и ненападении с Югославией за день до нападения Германии на эту страну.

После отказа Советского Союза от вступления в Тройственный пакт А. Гитлер в декабре 1940 г. утвердил план «Барбаросса», предполагавший молниеносный разгром СССР в 1941 г. до завершения войны Германии с Англией. Согласно этому плану, немецкие войска должны были за три месяца выйти на рубеж Архангельск-Астрахань.

Принятие решения о нападении на СССР, с одной стороны, отвечало первоначальным идеям А. Гитлера 1920-х гг. о завоевании «жизненного пространства» для немцев на Востоке. С другой стороны, это решение было принято и одобрено лидерами Германии с учетом итогов военных действий 1940 г. в Европе.

При планировании кампании 1941 г. учитывалось, что десант на Британские острова, при господстве флота Великобритании на море, не имеет шансов на успех. Идеи командования флота о том, чтобы перенести центр тяжести операций в Восточное Средиземноморье, прорваться через Египет, Палестину, Ирак и Иран к Индии, были отвергнуты А. Гитлером как нереалистические. Из-за больших расстояний даже снабжение корпуса Роммеля в Африке по морю и воздуху вызывало сложности. Разгромив СССР, Германия не только избавлялась от потенциального противника, овладевала его ресурсами, но и обеспечивала своим танковым армиям кратчайший путь в сердце Британской империи, в Индию, создание угрозы которой, представлялось, открывает вполне реальный шанс принудить Англию к капитуляции в 1942 г.

Предполагая, что СССР может быть разгромлен за три месяца, командование вермахта исходило из опыта побед над считавшимися первоклассными армиями стран Европы. Учитывалось, что Красная Армия ослаблена репрессиями 1937 — 1938 гг. против ее командного состава, что она не лучшим образом проявила себя в «зимней войне» с Финляндией, что значительная часть ее командиров и солдат не имеет боевого опыта, в то время как германская армия воевала уже почти два года. Считалось, что методы «блицкрига» позволят уничтожить основные силы Красной Армии в первые же недели войны. Это подорвет волю и народа и руководства СССР к дальнейшему сопротивлению, как это произошло во Франции. Принималось во внимание, что СССР не был готов к войне. Программа модернизации его вооруженных сил должна была завершиться не ранее 1942 г. При этом германская разведка недооценила мобилизационные возможности СССР. Наличие у него новых танков Т-34 и KB, по своим данным превосходящим германскую танковую технику, реактивных минометов «Катюша» оказалось неприятным сюрпризом для германского командования.

Помех со стороны Великобритании, которая еще не успела создать достаточно сильную сухопутную армию, чтобы угрожать высадкой во Франции, не ожидалось, тем более что из имевшихся у нее к лету 1941 г. 214 дивизий Германия направляла против СССР 152. Остальным войскам, совместно с итальянскими дивизиями, следовало нести охрану территории рейха и покоренных стран, вести операции в Африке.

Дата для нападения — 22 июня — была выбрана неслучайно, поскольку именно в этот день в 1940 г. капитулировала Франция. Гитлер, склонный к мистицизму, счел, что эта дата является счастливой для Германии.

СССР принимал меры по укреплению своих вооруженных сил с начала 1930-х гг., с началом войны в Европе его промышленность была переведена в режим военного времени. В марте 1941 г. правительство США, а в апреле — Великобритании, ссылаясь на данные разведки, предупредили И.В. Сталина о намерении Гитлера напасть на СССР.

Советское правительство не поверило этим заявлениям, поскольку Сталин был убежден, что Германия не решится воевать на два фронта. Он не мог и мысли допустить, что германское командование планирует разгромить СССР всего за три месяца. Тем не менее, в апреле 1941 г. в армию было призвано около 800 тыс. резервистов.

Нападение Германии на СССР. В начале войны СССР имел больше танков и боевых самолетов, чем Германия, хотя многие из них и устарели. Однако значительная часть боевой техники из-за внезапности удара была уничтожена ударами с воздуха, не успев вступить в бой. На направлениях танковых прорывов немецкие войска имели подавляющее превосходство. Силы приграничных военных округов, в том числе и из-за ошибок командования, были почти полностью окружены и уничтожены. За два месяца боев войска Германии и ее союзников углубились на территорию СССР на 700-800 км., захватили Белоруссию, Молдавию, почти всю Украину, осадили Ленинград, вышли на дальние подступы к Москве. СССР потерял не менее половины той армии, с которой он вступил в войну. Крупнейшие промышленные центры оказались в руках захватчиков. События развертывались почти так, как планировалось по плану «Барбаросса», хотя германское командование и обнаружило, что оно недооценило численность Красной Армии и количество имевшейся у нее боевой техники. Главный просчет, однако, состоял в том, что не была принята во внимание воля советского народа к сопротивлению. Сотни тысяч человек вступали в армию добровольцами. В оккупированных районах началась партизанская война. В промышленных районах на востоке страны люди работали сверхурочно, с тем чтобы наладить выпуск военной техники. Проявления паники и растерянности, особенно на начальном периоде войны, были нередкими, но они подавлялись мощным сталинским аппаратом репрессий, у которого появился иной противник, кроме собственного народа. Из лагерей были выпущены опальные военачальники, война приобрела подлинно отечественный, патриотический характер.

К декабрю 1941 г. на Восточном фронте немецкие войска истощили свой наступательный порыв. Несмотря на огромные потери, Красная Армия сумела сорвать планы «молниеносной войны». Германии пришлось вести зимнюю кампанию, к которой она не готовилась. Подтянув свежие силы из Сибири и Дальнего Востока, советское командование смогло не только отстоять Москву, но и нанести вермахту первое серьезное поражение в войне, отбросив его от Москвы на 150—200 км.

Оборонительные бои Красной Армии, а особенно ее зимнее наступление поставили Германию на грань военной катастрофы. По оценке германского Генштаба, если летом 1941 г. полностью боеспособными были 64% войск, находившихся на Восточном фронте, то к исходу зимы 1941—1942 гг. — лишь 5%.

Формирование антигитлеровской коалиции. С нападением Германии на СССР у него появился общий противник с Великобританией. Уже вечером 22 июня премьер-министр Великобритании У. Черчилль заявил о своей солидарности с СССР. 12 июля была подписана англо-советская декларация об оказании друг другу взаимной помощи и поддержки, о недопустимости заключения сепаратного мира. Большое значение для дальнейшего сотрудничества имело признание Советским Союзом в качестве законных правительств Польши, Чехословакии, Норвегии, Бельгии, Франции, находящихся в изгнании. В августе 1941 г. союзники предприняли первую совместную военную операцию, введя войска в Иран, чтобы пресечь деятельность германской агентуры в этой стране.

Сложнее складывались отношения сотрудничества с США, в которых были сильны изоляционистские настроения. С началом войны в Европе по инициативе Ф-Д. Рузвельта в закон о нейтралитете были внесены изменения. Согласно им, воюющие страны могли приобретать в США оружие, боеприпасы и стратегическое сырье при условии немедленной оплаты и вывоза на собственных судах. Несмотря на то что этот закон был крайне выгоден для американской промышленности, 1/3 сенаторов и 2/5 конгрессменов голосовали против него.

С поражением Франции в США возникли серьезные опасения, что Англия также будет разгромлена или капитулирует перед Германией, которая в этом случае станет достаточно могущественной, чтобы угрожать американскому континенту. Эти опасения побудили Ф.Д. Рузвельта принять меры по укреплению обороны страны. В частности, был создан двухпартийный кабинет, включивший представителей и Республиканской, и Демократической партий. Впервые в мирное время вводилась всеобщая воинская повинность. Для охраны морских торговых путей Англии были переданы 50 эсминцев.

Это было сделано в обмен на договор об аренде на 99 лет английских баз в Западном полушарии.

Президент США обратил внимание на письмо А. Эйнштейна с предостережением о возможности создания Германией оружия необычайной разрушительной силы в результате работ по обогащению урана. В США началась работа по так называемому Манхэттенскому проекту, созданию собственного атомного оружия.

На президентских выборах 1940 г. главным аргументом кандидата республиканцев У. Уилки, соперника Ф.Д. Рузвельта, было обещание предотвратить вступление США в войну. В свою очередь и Рузвельт, победивший 27,2 млн. голосов против 22,3 млн. у Уилки, обещал, что он будет помогать Великобритании всеми средствами, кроме военных.

Тем не менее, когда Англия истощила свой золотой запас и уже не могла закупать вооружение, несмотря на сильные изоляционистские настроения, в марте 1941 г. сенат США принял закон о ленд-лизе. Согласно этому закону, государства, сопротивление которых фашистской агрессии признавалось отвечающим интересам обороны самих Соединенных Штатов, получали право приобретать в долг все необходимое для ведения войны. Долги по ленд-лизу подлежали оплате после войны лишь в том случае, если полученные товары не были израсходованы в военных целях. Охраняя поставляемые грузы, военно-морские силы США начали патрулирование в Атлантическом океане, препятствуя действиям германских подводных рейдеров.

В марте состоялись секретные переговоры военного командования США и Англии. Было достигнуто соглашение, что в; случае вступления США в войну против держав Тройственного пакта основные усилия союзников сосредоточатся на разгроме Германии как наиболее опасного противника.

В августе 1941 г. США и Великобритания подписали декларацию о принципах сотрудничества во время и после войны. Она получило название «Атлантической хартии». В этом документе стороны обязывались воздержаться от территориальных или других приобретений, уважать право народов избирать себе форму правления, способствовать восстановлению независимости тех народов, которые были лишены ее насильственным путем. Они выразили приверженность принципам равного доступа всех стран к торговле и мировым сырьевым источникам, обеспечения народам высокого уровня жизни, экономического развития и социальной защищенности, прочного мира.

Нападение Германии на СССР означало, что угроза вторжения в Англию уходит на второй план. Оно было расценено изоляционистами в США, враждебно относившимися как к воинствующему национализму Гитлера, так и к идеологии «мировой революции», исповедуемой СССР, как шанс предотвратить вступление Америки в войну. Кредо изоляционистов сформулировал сенатор (впоследствии вице-президент и президент) Г. Трумэн, заявивший, что «если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Гитлеру, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя я не хочу победы Гитлера ни при каких обстоятельствах».

Многие американские военные эксперты полагали, что СССР потерпит поражение в течение нескольких месяцев и оказывать помощь ему бесполезно. Тем не менее, правительство Ф.Д. Рузвельта приветствовало его присоединение к «Атлантической хартии». В октябре 1941 г. на СССР был распространен закон о ленд-лизе, хотя реально поставки начались лишь в 1942 г.

Агрессия Японии на Тихом океане и вступление в войну США. Решающим ударом по американскому изоляционизму стало нападение Японии на США 7 декабря 1941 г. и последовавшее за этим объявление Германией войны США.

По образцу европейского фашизма в Японии была проведена реорганизация политической системы. Распускались все политические партии, вместо них создавалась новая структура — Ассоциация помощи трону, возглавляемая премьер-министром и включившая представителей крупнейших кланов феодалов, промышленников, военной и гражданской бюрократии. Вместо профсоюзов создавались «общества служению Отечеству». Крупнейшие концерны (Мицуи, Мицубиси и др.) совместно с правительством организовывали ассоциации контроля над промышленностью, централизованно распределявшие сырье, энергоресурсы, рабочую силу для наращивания объемов военного производства.

В 1940—1941 гг., продолжая агрессию в Китае, Япония готовилась к расширению своего участия в войне. В Китае у нее находилось 63 дивизии, 18 обеспечивали охрану метрополии, 15 могло быть использовано на других театрах войны. Правящие круги Японии намеревались создать систему «нового по-рядка» в Азии, но выбор направления экспансии вызывал определенные колебания. После поражения Франции Япония поставила под свой контроль французскую колонию Индокитай. Затруднительное положение Англии побудило правящие круги Японии сделать выбор в пользу экспансии в южном направлении, хотя это означало войну и с США.

Попытки японских милитаристов ранее, в 1938 и 1939 гг., проверить прочность обороны СССР у озера Хасан и на реке Халхин-Гол заставили их высоко оценивать советскую военную мощь. Кроме того, для вторжения в СССР требовались крупные силы сухопутной армии, занятые войной с Китаем, а при ударе в южном направлении можно было использовать флот, до этого бездействовавший. В апреле 1941 г. Япония подписала с Советским Союзом договор о нейтралитете. Хотя у руководства СССР не было полной уверенности в том, что этот договор будет соблюдаться, все же отчасти он обеспечил безопасность Дальнего Востока.

7 декабря 1941 г. японский флот атаковал Пёрл-Харбор, основную базу флота США в Тихом океане, потопив и повредив восемь линкоров, составлявших основу американского Тихоокеанского флота США. Почти одновременно у побережья Малайи были потоплены два английских линкора, что на время обеспечило Японии полную свободу действий на море. Союзники имели небольшой численный перевес на театре военных действий (22 дивизии против 15), но их силы распылялись по гарнизонам, японцы имели перевес в авиации и на море. Их войска высадились на Филиппинах, в Индонезии, полностью овладев ими к весне 1942 г., вступили на территорию Таиланда, ставшего союзником Японии, заняли Малайзию и Бирму, оказавшись на подступах к Индии.

С официальным вступлением США в войну антифашистская коалиция, наконец, получила организационное оформление. 1 января 1942 г. правительства стран, воюющих с «Тройственным пактом», подписали Декларацию 26 государств. Она содержала обязательства использовать все ресурсы для победы над противником, не заключать сепаратного перемирия или мира, определяла, что послевоенное устройство мира должно строиться на принципах «Атлантической хартии». Декларация была открыта для присоединения к ней иных, пока не воюющих стран.

Таблица 6.

ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ

После вступления в войну США на стороне государств антигитлеровской коалиции был бесспорный перевес в материальных и людских ресурсах. Однако, для того чтобы перевести экономику на военный лад, развернуть войска на театрах военных действий, Соединенным Штатам требовалось время.

Проблема второго фронта.Для командования США и Великобритании, территория которых находилась вне зоны боевых действий, оптимальным представлялось ведение войны против Германии на истощение. Союзники предполагали наносить удары на второстепенных направлениях, где можно было ожидать минимального сопротивления, постепенно вытесняя германские войска с захваченной ими территории, ослабляя Германию бомбардировками. Лишь на заключительном этапе войны, после полного развертывания всех сил, предполагалось начать наступление собственно на Германию.

Подобная стратегия объективно предполагала, что пока союзники будут ослаблять Германию ударами на периферийных театрах военных действий, Советскому Союзу придется сдерживать натиск основных сил вермахта. Эта перспектива, естественно, не устраивала руководство СССР, у которого возникали подозрения, что Великобритания и США стремятся добиться взаимного истощения и Германии, и Советского Союза, с тем чтобы продиктовать свои условия мира.

Союзники не могли игнорировать настоятельные требования СССР о скорейшем открытии второго фронта в Европе, опасались, что Советский Союз или потерпит поражение, или, обнаружив, что он фактически оставлен наедине с германской военной машиной, пойдет на сепаратный мир с Германией. В то же время командование союзных, особенно английских войск, не забывших Дюнкерк, было убеждено, что Германия достаточно сильна, чтобы сбросить в море любой десант, а это могло стать катастрофой для союзников, подорвать их боевой дух.

В этих условиях лидеры Англии и США пошли на сознательный обман, дав заверения в открытии второго фронта во Франции в 1942 г., хотя в действительности подобная операция, да и то крайне ограниченная, планировалась лишь на крайний случай, если СССР окажется на грани поражения, В августе 1942 г. У. Черчилль во время визита в Москву уверял, что второй фронт будет открыт не позже 1943 г. Это обещание также не было выполнено.

В 1942 г. союзники ограничились боевыми действиями в Северной Африке, где итало-немецкие войска под командованием Э. Роммеля к осени оказались в 100 км. от Александрии. Лишь в ноябре англичане начали контрнаступление в Египте. В это же время англо-американские войска высадились в портах французских колоний Алжира и Марокко, находившихся под контролем не оказавших сопротивления войск режима Петена-Лаваля. Опасаясь за тылы своих сил в Египте, Роммель отступил в Тунис, который немцы удерживали до мая 1943 г.

Пассивно действовали союзники и на Тихом океане, хотя к лету 1942 г. Япония истощила возможности проведения дальнейших наступательных действий, В июне ее флот потерпел поражение у острова Мидуэй, где четыре авианосца были потоплены американской авиацией. Это вынудило японское командование перейти к обороне на море.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.07 с.)