Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. В. Розанов по письмам профессора спбда Н. Н. Глубоковского

Поиск

 

Как журналист, целенаправленно писавший об «обновлении» церковного христианства, В. Розанов предстает со страниц писем другого культурного и церковного деятеля – Н. Н. Глубоковского. И эти письма открывают некоторые неожиданные стороны в розановском общении с корреспондентами[663]. С профессором Священного Писания Нового Завета Санкт‑Петербургской духовной академии, богословом и историком Николаем Никаноровичем Глубоковским у В. Розанова сложились своеобразные доверительные отношения. Сблизила этих деятелей тема состояния духовного образования в России, которой был озабочен Н. Н. Глубоковский[664]. В 1905 г. Н. Глубоковский стал членом епархиальной комиссии для участия в подготовительных работах к Поместному Собору и подал две записки на тему о состоянии духовного образования в России: «Об основе духовно‑учебной реформы и о желательных штатах духовно‑богословских школ» и «К вопросу о постановке высшего богословского учения в России». Неоднократно он отмечал в своих отчетах низкий уровень знаний по Священному Писанию Нового Завета поступающих в СПбДА, причиной чего считал недостатки семинарского образования [665]. По насущным нуждам духовной школы он выступал в Предсоборном Присутствии 1906 г., а в 1907 г. выпустил книгу «По вопросам духовной школы средней и высшей и об учебном комитете при Св. Синоде»[666]. Борясь с тенденцией монашеской автономии, Н. Глубоковский стремился вывести духовную школу из‑под жесткого контроля церковной иерархии, превратить духовные академии в богословские факультеты при университетах.

В судьбах корреспондентов были схожести: будущий ученый родился в 1863 г. в семье сельского священника Вологодской губернии, в три года потерял отца; писатель, родившийся в 1856 г., был сыном коллежского секретаря и внуком священнослужителя, рано потерял и отца, и мать. Публиковаться начали примерно в одни и те же годы: Н. Глубоковский – еще будучи воспитанником семинарии, В. Розанов – в 1886‑м, работая учителем провинциальной гимназии. Оба могли бы сказать, что им дорого православие и христианские ценности, но один стал известным богословом, сочетая в себе широту богословских, филологических, исторических и церковно‑общественных интересов, профессором и церковным историком; другой – журналистом, публичным критиком христианства. Как и Н. Глубоковский, консерватор и монархист, в начале своей творческой деятельности В. Розанов сначала защищал государственность и православие в журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение». После того как его отношение к Церкви переменилось, в «Новом времени» В. Розанов стал писать официально принятые апологетические статьи, а в изданиях либеральных, как, например, «Русское слово», на те же темы он писал под псевдонимом В. Варварин, желая «протиснуть» здесь «другую часть души» (Розанов).

В частной жизни обоих проблемы были схожие: Н. Глубоковский жил невенчанным браком до 1921 г.[667] В. Розанов в длинном письме 23 мая 1907 г. поделился с Н. Глубоковским историей своей семейной трагедии, подробно рассказав о своих страданиях, об открывшейся вледствие этого ненависти к «попам», Церкви, в которой их, Розановых, как «незаконных», «ничто не любит». Он заявил о своем намерении не сходить с выбранной позиции – «скорее вся Церковь… рассыплется как дресва»[668], и предположил: «В истории должно было что‑то случиться „вроде меня“, дабы раскрылась какая‑то… неправда Церкви и христианства»[669].

В другом письме – 12 сентября 1910 г. – рассказал о своем разобщении с Церковью[670], о единственном духовном опыте, когда однажды, после своего кощунства, ощутил присутствие Христа.

В 1899 г. Н. Глубоковского, бывшего успешным профессорским стипендиатом, за недостатком вакантных мест в Санкт‑Петербургской духовной академии направили для преподавания в провинциальную Воронежскую духовную семинарию. Это надолго наложило отпечаток неудовлетворенности на его жизнь. В 1890 г. он защитил диссертацию «Блаженный Феодорит, епископ Киррский», которая принесла автору степень магистра и широкую известность, но до октября 1891 г. он оставался преподавателем в Воронеже. Только в 1894 г. он вновь попал в академическую корпорацию по рекомендации тогда еще викарного епископа Выборгского Антония (Вадковского), и его кандидатуру утвердил митрополит Новгородский, Санкт‑Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский). Положение Н. Глубоковского в академии в начале его ученой карьеры оказалось осложнено из‑за того, что в качестве претендента на эту кафедру ранее профессор В. В. Болотов рекомендовал А. П. Рождественского, и тот был избран большинством голосов. Это обстоятельство внесло напряжение в последующие отношения Н. Глубоковского с коллегами. Упоминания о взаимном непонимании, царившем, по его мнению, в окружавшей его академической среде, стали одной из постоянных тем писем профессора к В. Розанову[671]. Инициатором переписки в марте 1905 г. выступил Н. Глубоковский: в печати развернулась полемика по вопросу созыва Поместного Собора, и в письме к В. Розанову от 17 марта он осудил газету «Новое время» за позицию по вопросу о восстановлении патриаршества в России. Толчком послужила публикация в этом издании статьи В. Розанова «К возрождению духовенства». Н. Глубоковский поделился с В. Розановым своими взглядами на духовную цензуру, которые В. Розанов девять дней спустя привел в статье «К характеристике нашей духовной цензуры»[672], предварив словами, что их сообщил «один из почтеннейших профессоров здешней духовной академии». После появления указанной статьи Н. Глубоковский пишет второе письмо, в котором критикует неверную, по его мнению, позицию, занятую «Новым временем» в отношении готовящейся церковной реформы, обвиняет редакцию и частично В. Розанова в защите «вожделений верных „воздыханцев “»[673].

Таким образом оказалось, что оба недолюбливают монашество: В. Розанов – в силу своих религиозных воззрений на пол и плоть, профессор – из‑за неудовлетворенности нравственным состоянием монашества, которое он наблюдал. В 1905 г. Н. Глубоковский писал В. Розанову:

«Моя память – совершенное решето, а Ваша, сколько вижу, капризна по‑женски (только опять же с другой стороны): Вы [препросто] удерживаете [неразб.], а детали оставляете и путаются (у мужнин наоборот). Говорю это по поводу слов, якобы вы слышали, что костромской епископ имел любовницу. Это не могло быть с почившим сего 30 мая епископом Костромским Виссарионом (Нечаевский) потому, что 1) он был из вдовых московских иереев и лишился жены, когда ему было далеко за 60 лет, а 2) в Кострому попал уже… 70 лет… К великому прискорбию, других таких архиереев… нет, да и прежде было немного. Никанор был… другой складки и отношение его к Антонию Хаповиикому [674]  таково: второй – просто бестолковый блудодей… а первый был деспот, самодур и горделивый… Может быть, из него и вышло бы что‑нибудь путное, да изломало человека монашество, куда он попал каким‑то странным способом» [675].

 

Критическое отношение Н. Глубоковского к монашеству и церковной иерархии не имело личных мотивов. Так, 7 июня 1906 г. он писал: «О фактических недочетах монашества я продолжаю мыслить по‑прежнему, но 1) не могу обращать уродливый факт в осуждение принципу, 2) который считал и ранее незыблемым»[676]; а в письме от 20 мая[677] он дает положительную характеристику одному из епископов.

«Дорогой Василий Васильевич!

Сердечное Вам спасибо. Дорога Ваша память. Я ведь мог думать, что Вы совсем вычеркнули меня из списка знакомых [неразб.] яко черносотенца и „епискописта“. Да что делать‑то? Архиереев <…>я не люблю, п[отому] ч[то] не уважаю, но „епископство“ обязательно для меня, как иерархический чин, помимо всяких носителей. А беда еще и в том, что мирская церковь спит, и от ея имени орудует ничтожная кучка довольно невежественных и освободительно одурманенных попов и мирян. Право же, так: ведь цену всем дельцам „церковного обновления“ я знаю хорошо… они орудуют и в газетах [со всем] арсеналом самой неразборчивой полемики. К сожалению, и „Новое Время“ поступило к ним на услуги. Не могу без стыда вспомнить грязную статью Н. Вр. против архиепископа Димитрия. Своеобразный, прямой и твердый человек с особыми взглядами, не для всех приемлемыми, но по уму и характеру это [неразб.] чуть ли не самый выдающийся иерарх Русской Церкви. По крайней мере, таково мое мнение и впечатление… Отчеты о наших предсоборных занятиях почти всегда [освещены тенденциозно]. Напр., в №‑ре Н. Вр. за 18 мая [превозносится] о. А. И Рождественский (вдохновляющий „И Время“ непосредственно и через других лиц) за его речи на общем присутствии по школьному делу; тоже и о. прот. Ф. И. Титов, а это все злонамеренная ложь, ибо сии два иерея совсем не отверзали тогда уст своих… Сейчас просмотрел статью „Собор или архиерейский собор?“ в №‑ре за 9 мая и вижу, что тут все главное либо лживо, либо тенденииозно… <…>

Бог с ними и с „Н. Временем“, которое должно было сообразить, что нельзя думать, что святы лишь поставщики для него вздорных и клеветнических известий, а члены другой партии – все дураки и мерзавцы… Если нужно опровергать даже это, то лучше молчать.

Да и устал неописуемо. Боюсь, что не выдержит голова. Разучился читать даже по складам. Не могу пока взяться за Вашу книгу, но прочитать надо.

И знакомое мне оказывается под Вашим пером совсем новым. Я простой чернорабочий, Вы все [берете] с глубиною и существом, а часто напоминаете высоко парящего орла, который, если бросится на добычу, то останутся одни клочья… Хоть бы это был Апостол Павел…

Храни Вас Бог! Все мы живем в страшное время и только милостью Божией.

Ваш истинно И Глубоковский.

1906. V. 20.

СПб. Невский пр. 180. кв. 5»[678]

 

Некоторые из писем говорят о прямом руководстве В. Розановым со стороны профессора Глубоковского по части тех церковных вопросов, которые необходимо затронуть в печати, для чего профессор снабжал журналиста документами[679].

 

«Достоуважаемый Василий Васильевич!

…Повторяю: всеми документами и письмами моими вы можете пользоваться в полную меру, но, конечно, не вопреки их смыслу и не в защиту того, против чего они направлены. Делаю последнюю оговорку по той причине, что „Новое время“ никак не может [отделаться] от монашеских пристрастий… а теперь к моему ужасу стало проповедовать византийщину, от которой да хранит нас [Великий] Василий! богос[лов], чтобы мой голос не вплели в тот концерт, где я не хочу быть не запевалом, не подпевалом…

Срока не назначаю, но… будьте добры возвратить потом документы, и – если возможно [неразб.] – мои письма… для памяти мне о том, что когда‑то волновался и болел душою за дело жизни…

На тех же условиях присылаю письма неизвестного мне лично [† свящ] Разумова к моему старшему брату, преподавателю уральского духовного училища Александру Никаноровичу Глубоковскому об Антонии Храповицком, когда последний был епископом [Уфимским]. Тут хороший материал для суждений о том, „благостная“ политика наших иерархов [680]  [неразб.]…

Впрочем, кончаю. Обо всем этом много можно говорить и даже должно, особенно тем, кому это дано от Бога и от людей» [681].

 

Обширное письмо от 25 марта 1905 г. из архивов РНБ, опубликованное исследователем М. Скляровым в 1994 г., представляет собою руководство по рассмотрению В. Розановым в его статье вопросов о духовной цензуре[682] и о намерении монашествующих собрать свой собор[683]и восстановить патриаршество; разъясняет, почему не следует желать патриаршества[684]. Нам представляется, что это письмо необходимо здесь привести с сокращениями, хотя оно и было опубликовано, т. к. текст его показывает настроение, царившее в академической среде и российском обществе.

 

«Глубокоуважаемый Василий Васильевич!

…1) Сии монахи говорят о возвращении Церкви к „богоустановленному“ строю. Но пусть… наперед доказывают резонными доводами на основании писаний Нового Завета и истории Апостольской Церкви, что требуемый ими строй был учрежден Богом в лице Христа и освящен… апостольской практикой. Предложите‑ка этот вопрос оо. „воздыханцам“ для гласного обсуждения, чтобы верующие слышали не жупельные страшающие слова, а здравые соображения, доступные разумной проверке. Посмотрим, что тогда выйдет?…

2) Кто ссылается на пример новозаветно‑апостольской истории, тот должен знать, что тогда Церковь была еще вне государства, а отсюда следует, что в таком случае и теперь необходимо полное разделение между ними. Желают ли сего „воздыханцы“ патриаршества…< … >

3) В истории митрополитанской и патриаршеской – системы вырабатывались… в связи с государственным устройством и в зависимости от его задач. Потому странно апелировать к этому прошлому. <…>

4) Главное ж в том, что – значит – патриаршая система исторически обусловлена. а вовсе не „богоугодная“.

5) Следует ли желать восстановления при такой – единственно приемлемой – точке зрения? Для сего вспомните историю нашего патриаршеского периода и сравните с Синодальным: тогда для каждого беспристрастного наблюдателя едва ли будет вопросом, что это грозит нам умственным застоем и моральной спячкой…

6) …Иерархия пала во всех отношениях и никаким не может служить образцом даже благочестия или добродетелей <…> И разве нормально, что везде в Церкви выдвигаются вперед люди не за свои достоинства, но балахоны известно черного цвета. …Духовная школа развращена монахами… Белое духовенство парализовано… и напрасно бьется в этих тисках.

7) Неужели мало всех этих знамений? …А ведь в основе всех рассуждений „воздыханцев“ – чистейший папизм. …Монах желает захватить в свои руки полное… верховенство в церкви с устранением народа и с обречением белого духовенства пароль требоисполнителей. <…>

8) Ожидают, что при патриархе исчезнет чиновничий бюрократизм. Но а) последний в известной мере необходим и неизбежен… правителями везде являются личные секретари архиереев и секретари консисторий…

9) Архиереи напрасно плачут об отсутствии у них власти. Напротив… они являются… деспотами…

10) Не есть ли обер‑прокурор… законный способ соучастия верующих в делах церковных?…Почему бы нам не помечтать о выбираемом обер‑прокуроре (хотя бы и под другим именем при нем?) <…>

12) Предлагаю Вам произвести еще один опыт насчет затаенных вожделений оо. „воздыханцев“. Нижние и средние школы служат потребностям культа и должны находится во владении… последнего. Но высшая духовная школа обязана удовлетворятъ запросам знания… Было бы вполне законно вывести ее из „духовного затвора“… для удовлетворения требований религиозной мысли… в виде факультетов при Университетах… По ответам мы узнали [бы] о помышлениях сердечных этих святителей и учителей» [685].

 

В конце этих тезисов Н. Глубоковский пишет, что этим материалом «можно воспользоваться как и сколько угодно, но просил бы не упоминать, что это происходит от профессора какой‑то академии», и добавляет, что «документов можно достать целую массу»[686].

Как и многих мирян, профессора Глубоковского волновало то, что белое духовенство оттеснено от управления Церковью, а миряне имеют в Церкви самую незначительную занятость и могут быть не допущены на Поместный Собор. Очевидно, сыграл роль и случай с неожиданным предложением Синода созвать Поместный Собор в 1905 г. и обращением по этому поводу к императору Николаю II. В прессе прошла серия протестующих статей[687] на тему «церковного переворота», ставящих акцент на том, что собор – дело всенародное и всецерковное, требующее созыва достойных представителей всей Церкви, а также канонической подготовки. Николай II наложил на обращении Св. Синода резолюцию о несвоевременности созыва Собора.

Близость проф. Глубоковского к архиерейской среде использовалась В. Розановым для уточнения и его собственных впечатлений об отдельных церковных деятелях. Уже в первые годы переписки профессор давал разъяснения В. Розанову о К. П. Победоносцеве, епископе Антонии (Храповицком): «Вы напрасно думаете, что Антоний „. малый“ (Храповицкий) изменился. Нет, он всегда был таким, каким „являет“ себя теперь, а прежняя слава его была мираж, не имевший никакого основания…» [688]

Редкое письмо в 1905 г. обходилось без резких замечаний Н. Глубоковского в адрес иерархии. Так, в том же году, очевидно, в ответ на признание В. Розанова о его отношении к Церкви, он пишет пространный ответ, отражающий душевное состояние и самого профессора:

 

«Досточтимейший Василий Васильевич!

Вы, конечно, не нуждаетесь в ответе на письмо, полученное мною от Вас с месяц тому назад, да мне‑то есть надобность покаяться, ибо мое [неразб.]начинает граничить со свинством. Но что же делать?<…>

Глубоко признателен за разъяснения касательно Вашего отношения к Церкви. Однако тут есть некоторое недоразумение. Вы сообщаете свои взгляды в ответ якобы на мой вопрос, но последнего с моей стороны [689]  не было. Я слишком чту святыню души и [чувства] каждого и никогда не решусь столь дерзко и [даже] кощунственно стучаться в такие закрытые двери… Храни меня Господь от подобного любопытства! Пусть в этом упражняются [неразб.] душ и именно те, которые „блюдут“ чужие, т. к. своих уже не имеют… Недаром при пострижении они отрекаются от отца, матери, братьев и пр.

А все‑таки Вы напрасно поддерживаете „пугал“. Ведь и воробьям‑то они не очень страшны, [орлы же] и не спускаются до подобных [низин]. И вот, если по духовной области случится японское нашествие, [а оно когда‑нибудь непременно будет] [690], что тогда станется и [с пугающими и с пужаемыми]? <…> В деле религии особенно требуется, чтобы „все пугала прочь!“. И борьба эта не легкая. Тут целая армия [конспираторов], которые, угнетая мир, всячески себя [поддерживая], прикрывают всякую свою мерзость и пр. …Так было и с Вашей статьей об Антонии. Вас просили из „Слова“, оно по религиозным вопросам вдохновляется Антонием… И Вы… смогли назвать только одного путного человека Ан[тони]на, но я с Вами соглашусь лишь в том случае, если Вы [неразб.] формулу Ламброзо, что гений сродни сумасше[му], и все лезут вверх. „Хитрит“ С[ер]гий. Простирается на финляндскую архиепископию с членством в Синоде, чтобы торговать пошире, как [неразб.] у „Макария“ в своем Нижнем; „проходимец“ С‑рий [691] получает магистерство (по отзыву Жуковича и Карташева) за какую‑то странную [книжицу] о писцовых книгах… и возвращается ректором СПб. Академии; одно из названных Вами [„чудищ“] (Акв[ило]нов [692] ) восхищает докторов богословия… за изумительную стряпню о физико‑математическом доказательстве бытия Божия (по отзыву Лепорского [693]  и Муретова [694] ) …Советую посмотреть: эта книга комически‑трагическая и наоборот, но она важна как показатель идеалов монашеского владычества и заслуживал[а] бы разоблачения…

А ответ мой все един, да избавит Господь от патриаршества и всяких образов и подобий его. И теперь житья нет от монашеской братии, которая для организма… – в нынешнем состоянии – хуже чумы…

Совсем обратно полагаю о К. И Победоносцеве]. Наша разница здесь в следующем: Вы питаете к нему сердечную антипатию, не отказывая в известном уважении, я же проникнут душевною антипатией, хотя сужу и даже осуждаю. И мне думается, что моя позиция [тверже]. Я уже писал насчет цензуры.

Пишу два слова о том, почему [неразб.] на митрополичью кафедру даровитые люди. По 1) за [время] К. И Победоносцева][неразб.[лишь дважды, причин[ы]: а) Палладий был назначен Александром за его глупость, [в частности, Государь заметил его по тому случаю, что в Тифлисе пред… собором Палладий продержал больше 1/2 часа А[лександра] III с открытою лысою головой на 40° жаре довольно [неплохою] речью, каждый абзац которой заключал восклицаннием: „какая радость“. Палладий по картавости произноси[т] эти слова „какая гадость! “ Это совпадение развеселило Александра], и с тех пор он заприметил этого иерарха… Вот [неразб.] как дела‑то совершаются] [695]; б) Антоний… Вы хорошо знаете, попал помимо К. И Победоносцева], хотя и не вопреки ему. 2) А где люди талантливые? Вы могли назвать только одного – Никанора [Бровковича]. Напрасно! Этот субъект был почище Ан[тони]на и, выдвинутый на председательство в Синод, натворил бы таких бед, что – по Писанию – „мир возрадовался бы, а мы восплакали“… Приличный был феномен вроде Ан[то]ния (Храповицкого), хотя с другого конца…

Впрочем, и без [них] тошно… Надеюсь, Вы получили книгу проф. Алексея Петровича Лебедева [696]  о духовенстве, уверен, что найдете там немало поучительного.

А какие таланты у нас погибают зря…

Душевно желаю доброго здоровья и всяких успехов.

Присноупомянутый

Н. Глубоковский (подпись).

1905. VI. 6 – День Св. Духа‑Утешителя, когда несть утешения…» [697]

 

По‑видимому, В. Розанов неоднократно писал Н. Глубоковскому о М. Тарееве, с которым у него в те же годы шла оживленная переписка.

Потому – и не раз – Н. Глубоковский отвечает В. Розанову о том, как он рассматривает М. Тареева, в качестве ученого и как человека. Так, в письме, ориентировочно относящемся к 1909 г., читаем:

«…M. М. Тареева я застал в Академии, но мы не были знакомы с ним даже… хотя бы шапочно, а после виделись раза два при совершенно незначащих встречах. Труды его не изучал специально и был… [ближе] знаком лишь с некоторыми, ранними. При таких данных судить о них не берусь. Мне думается, что много [веских] материалов и замечаний для [неразб.] этой личности находится в книжке С. М. [Зорина] об аскетизме (оттиски из „Христианских Чтений“ за 1909) на грубейшую критику его диссертации М. М. Тареевым. Несомненно лишь одно, что это человек величайшего, даже неестественного самомнения о себе до того, что заявлял ревизору академическому категорически, что он единственный богослов в России… Вот постоянный корень всей его литературно‑богословской производительности, а потому в последней преобладает [неразб.] и преднамеренное оригинальничанье, да еще при неудержимом рвении [писать] обо всем не по принятому…» [698].

 

В другом письме, от 12 августа 1910 г., встречается приписка:

«Ваш Тареев – очень подозрительный человек, ненадежный и не чисто научный… И Вы его напрасно расписываете мучеником… Ничего подобного /»[699] В декабре он снова возвращается к М. Тарееву: «В Т[арее]ве меня огорчает не психопатическое его славолюбие, а многообразная нечистоплотность» [700].

Н. Глубоковский, по договоренности, существовавшей между ним и В. Розановым, регулярно присылал последнему для публикации обзоры богословских сочинений, изданных за год: «Дорогой Василий Васильевич! Не знаю, будет ли сейчас обзор богословия, но не нуждою, а любовию исполняю долг моего послушания, Вы же распорядитесь по собственному усмотрению, и если [неразб.] не нужно, не откажите возвратить» [701]. Они обменивались корректурами статей, часть из которых Н. Глубоковский не хотел подписывать своим именем или просил не упоминать и намеком источника, откуда добыты сведения[702].

Письма Н. Глубоковского, регулярно читающего книги В. Розанова, отличаются искренней похвалой в адрес В. Розанова как писателя, желанием учиться у писателя таковому «душевному» стилю. В 1905 г. он пишет В. Розанову:

 

«Досточтимый Василий Васильевич.

Получил Вашу книгу и прямо скажу, что этот дар доставил мне особенное удовольствие. Приятно будет учиться у Вас и… спорить с Вами заочно. Не знаю только, хватит ли у меня духу на серьезное изучение Вашего труда. Всероссийская чепуха… лишает меня всяческого равновесия. Мне часто кажется, что я не живу, а читаю страшную… сказку. Хочется бежать на край света… А у Вас откуда хватает сил… Изумляюсь неугасимости огня Вашего…» [703]

 

В. Розанов также восторженно отзывался о стиле Н. Глубоковского: «Без лести: до чего изящен у Вас печатный стиль… Ваша речь чудная, с удивительной теплотой сказанная. В других местах ученость. А тут сердце»[704]. Н. Глубоковский, как и другие современники писателя, попал под обаяние писателя В. Розанова. Так, он пишет в 1908 г., увидев его портрет: «Есть в Вас что‑то влекущее. Вы знаете, что в наших [неразб.] отношениях [гипотетически] больше пунктов расхождения, а все же чувствую к Вам теплое отношение».

Н. Глубоковский признается (после нескольких лет переписки и чтения сочинений В. Розанова), что как‑то особенно чувствует В. Розанова, относясь к нему тепло не «из состраданий, а естественно и непроизвольно, как я часто [неразб.] самого себя»? [705]

Н. Глубоковский отзывался похвально о В. Розанове и как о культурном деятеле: «В вашей многозаботливой жизни и в многотрудном служении, где всегда нужно подвижничество, а часто требуется и исповедничество. Дай Бог Вам воистину «царствовать» в правде и добре в меру Ваших сил человеческих!» [706]. Профессор делился с В. Розановым своим возмущением по поводу неудач с изданием «Богословской энциклопедии», в которую он вкладывал много труда и энергии и с 1905 г. был ее редактором[707].

В. Розанов, как и с другими корреспондентами, обсуждал с профессором Н. Глубоковским тему пола, семьи и брака в христианстве.

Очевидно, настаивал на своем неприятии чина церковного венчания и самого акта освящения брака «исторической» Церковью, при этом аргументируя без достаточных знаний. На что Н. Глубоковский отвечал писателю:

«Дорогой Василий Васильевич! Во многом я не согласен с Вами по вопросу о браке… У Вас довольно фактических неточностей (см. Иоанн. 2.9 – 10.3.24.), но есть и претенциозные пункты, сходства. Напр., касательно „таинственности“, которая прежде всего лежит в самом акте продолжения супружеских [неразб.] по исконному устроению Божию, предопределенному в самой богозданной природе нашей. Только я не понимаю, почему именно христианин должен уклоняться от благословения церковного и чему это помогает? И разве сама Церковь навязала себе полицейские обязанности… Дорогой мой! Судите про то [неразб.] по‑божески… и не вопреки человечеству…» [708]

Судя по отзывам Н. Глубоковского, ему были близки статьи В. Розанова по церковной тематике, вместе с тем он не скрывал, что и ему бывает неприятно читать слишком резкие статьи В. Розанова о Церкви и о недостатках духовенства:

«Спасибо Вам за прекрасную статейку об о. Иоанне Кронштадтском. Вы дали точку зрения и схватили эту… [тему] исключительно и душевно…

Предо мною Ваше [неразб.] по поводу спора о пьянстве духовенства. Несмотря на приведенные Вами неоспоримые факты, я о статье при прежнем мнении, что дурная слава о повальном пьянстве духовенства до крайности преувеличена. <… >

По моему мнению, следует судить о пьянстве, среду духовенства соотнося с размером пьянства в другой среде, например, интеллигенции». «…Нельзя осуждать без извинений» [709].

Последняя приписка – принцип профессора Н. Глубоковского: и, осуждая, он затем находит возможные пути оправдания либо признается в своей худости и греховности. Сам критикуя и помещая в своих письмах характеристики отдельных священников или архиереев, Глубоковский с болью воспринимал такое со стороны В. Розанова – человека, которому эта среда была чужда и которым рассматривалась только с внешней стороны. Так, в следующем письме он пишет:

«Хорошо и благодарно] Вы пишете об учительстве, но только работа учителей духовного ведомства, которые несут не меньшую работу, а обеспечены куда хуже министерских. Зато [неразб.] Вы написали как‑то о священниках, будто они пьянствуют, да в карты играют. Это отравило мне много дней, и я никак не мог помириться, что эти противные строки написаны Вами [710], столь чутким и деликатным по отношению к скромному [неразб.] духовному трудуЯ знаю эту среду лучше Вас, но и Вам следовало бы не судить с операцией огульного бичевания…» Н. Глубоковский считает, что духовенство много делает для культурного блага России. «Неужели мне нужно доказывать это Вам? А что до маленьких дефектов, то кто другой спасен был при… наших условиях духовно‑пастырского служения, И разве эти дефекты не исключения и разве при них духовенство не было всегда впереди и вне окружающей среды?…

…Нет, те строки писали не Вы, а я просто видел их во сне ……………[711].

И напрасно мечтаю» [712].

 

Правда, это не помешало Н. Глубоковскому прислать в следующем письме сатирические стихи про пьянство и обжорство в монашеской среде[713]. Или письмо, полное обиды за недоброжелательное отношение к его статье епископа Феодора (Поздеевского). «…Вы знаете, что моя статья о Московской Академии вызвала грубейшую выходку со стороны ректора ее Еп. Феодора (Поздеевского), полную [неразб.] инсинуаций и лживую с начала до конца во всех решительно [неразб.] пунктах. Меня мало трогает святительская и архипастырская хула, но мне больно, что около [неразб.] моей [неразб.]заводят такой скандал… Не им меня судить и не им порочить мою [отвоеванную –?] любовь к моей [неразб.] Alma Mater. А что до [неразб.] Еп. Ф[еодора] насчет моей учености, то едва ли он, ничем науке неизвестный (кроме плохой диссертации – компиляции об Иоанне Кассиане), имеет на это право. Для меня достаточно, что при всей своей обостренной вражде к нам – немцы и теперь не отказывают мне в некотором внимании. Впрочем, суета сует».

Далее Н. Глубоковский приводит цитату на английском языке – высказывание о нем профессора Берлинского университета Адольфа Дейсмана[714].

Письма Н. Глубоковского, резкого в суждениях относительно обстоятельств своей жизни, в обращениях к В. Розанову и увещевании его отличаются терпимостью и теплотой. Профессор не мог не знать о розановском отношении к Христу, читал он и статьи писателя против церковных праздников. То, что касалось незнания, неверных или негативных суждений писателя о Церкви, ее отношения к культуре, недочетам в быту духовенства – все это становилось предметом разъяснений и духовного наставничества: «Рождество и Воскресение – величайшие праздники наши; они внушают нам, что нет смерти непобедимой, а есть жизнь, постоянно [миропобеждающая–?], обновляющая. Этими праздниками пусть всегда неиссякаемо питается жизнь Ваша, посвященная святейшему из служений – „служению слова“» [715].

Поддерживая писателя добрым словом[716], профессор Н. Глубоковский по возможности наставлял его в области знаний прошлой и современной церковной истории. Но одновременно в одном и том же письме, разъясняя розановские «ошибки», Глубоковский сообщал резкие критические сведения, способные свести на нет его наставнические усилия. В этом отношении показательно следующее письмо:

 

«Дорогой Василий Васильевич!

Вы оказали мне слишком большую честь упоминанием моего имени. Ведь я только чернорабочий, хотя и усердный настолько, что от старания лишен теперь возможности спорить (воспаление прямой кишки и наружные осложнения самого резкого свойства).

По существу же у Вас было несколько фактических неточностей.

1) вместо Ария пресвитера лучше бы назвать, напр., Нестория архиеп. Константинопольского…

2) Касательно „Херувимской“ Вы не обратили внимание на ограничительное словечко: „Всякое ныне житейское отложим попечение“… т. е. только в те [неразб.] минуты, когда весь человек должен сосредоточиться на воспоминании искупительной жертвы Христовой. Я думаю, и Вы признаете это вполне справедливым. Тут нет ничего враждебного нашему „житию и всяким его потребностям“.

3) История еп[ископа] Антония рассказана у вас неточно, а) ректором Моск[овской] Дух[овной] Академии он сделался в 1890 г. Чрез 5 лет по окончании академического курса и лет 28–29 от роду.

б) Вызван он был туда именно митр[о политом] Леонтием, которого вы сочли [неразб.]. В изгнании [Антония] из Моск[овской] Академии Никон (московский семинарист, в Академии не учился, теперь викарий московский) едва ли принимал участие. Ведь вся академическая корпорация не очень сочувствовала ему, а больше всего повлиял на перевод Антония [профессор] [неразб.] Н. И. Субботин, расположивший к тому и митр[о полита] Сергия (Ляпидевского). Последний, как человек филаретовского закала, конечно, не мог быть доволен таким бестолковым суесловом, а Антоний явно затрагивал митрополита. (Сергий, напр., без его спроса [неразб.] затратил большую сумму [чуть ли не 4 тысячи] из средств московской митрополичьей кафедры на перестройку академической церкви лишь для того, чтобы поставить в ней особую палатку для „стрижки“ монахов, но [неразб.] студенты намеренно напоили до бесчувствия и посадили туда [послушника], которого Антоний никак не мог извлечь, ибо пришлось замертво отнести в больницу… От перевода (в 1893–] 189]4) Антоний пострадал мало, ибо он был назначен ректором Казанской Дух]овной] Академии и вскоре сделался епископом. Антонию всегда благоволил В. Саблер, а К. П. Победоносиев – никогда. Наоборот, последний решительно не сочувствовал этому [неразб.], а когда он повел открытую [мона… –?] и человеконенавистническую агитацию, то К. П. Победоносцев не мог выносить даже имени этого иерарха. Удостоверяю это Вам самым решительным образом, как несомненный факт, который мне известен „поличному опыту“ [717]. Вы напрасно думаете, что Антоний „малый“ (Храповицкий) изменился… Его товарищи по студенчеству видят теперь за ним то, что они знали в своем коллеге, когда ему было 20 лет. Вообще, это странный человек с непостижимыми контрастами. Напр., лично он нестяжателен [неразб.]; физически целомудрен, но с 5‑го слова начинает нести такие циничные речи, что даже замужняя женщина убегает вон из дома с краскою стыда…

В заключение прибавлю, что я не отвергаю особого положения Церкви и ее особых задач, которые она [неразб.] проявить и в школе и в управлении. Равно я не отрицаю и особого значения иерархии в Церкви.

Будьте милостивы опровергнуть тенденциозное известие в сегодняшнем №‑ре Н[ового] Вр[емени] (за 4 дек., стр. 5, с № № 5, в отд[еле] „административные] новости“), будто работы епархиальных комиссий СПб. митрополии будут назначены через [неразб.], а потому и [неразб.] Собор соберется не ранее 1907. Это неправда. Я сам состою членом епархиальной СПб. комиссии (по учебной части) и могу вам удостоверить, что работы будут закончены в декабре сего 1905 года, хотя [неразб.] будут установлены лишь принципиальные основы.

<…> А что за книжки ваши о русской Церкви и христианстве изданы в Германии (по‑русски) и в Италии (по‑итальянски)? Новое это или перевод с русского уже напечатанного в России? Но… там Вы явно отвергаете божественность Христа и ограничиваетесь „христианским агностицизмом“. Для вас это будто бы таинственный Никто; не забудьте только, что так [неразб.] Христос в иудействе, где Его зовут не по имени, а „пелони“ = „никто“.

Будьте здоровы, бодры [неразб.] и всячески счастливы!

Искренно ваш Н. Глубоковский

1905. XII. 4» [718]

 

Н. Глубоковский, в 1896 г. написавший докторскую диссертацию «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу», подобно другим церковным корреспондентам разглядел в В. Розанове неосознанное сердечное влечение к Христу и сравнил его с апостолом Павлом. «Мне всегда думалось, что даже в период Ваших борений и восстаний Вы были собственно Савлом, желавшим стать Павлом, и Ваша душа по природе… христианка…»[719] Но В. Розанов признался ему, что недолюбливает ап. Павла и считает его высокомерным, поставившим свое «я» выше Бога[720]. Так, в одном из писем, спустя три года, помня это, Н. Глубоковский написал:

«В этот день моего Ангела я особо вспоминаю Вас и, послав Вам одну книжку, теперь прошу принять и другую. Не послал ее раньше потому, что по поводу первого тома Вы писали мне, что не любите Апостола Павла, а зачем же я бы стал раздражать Вас, когда сердечно желаю Вам мира и спокойствия во всем» [721].

 

В продолжение многих лет переписки темы не претерпевают изменения. Это, пожалуй, тот вариант отношений, который не имел привычного для характера писателя розановского «логического» развития. Вот письмо 1908 г., где Н. Глу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.019 с.)