Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация моделей и видов моделирования, применяемых в доу

Поиск

Основным из вышесказанных перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов, таких как: П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, Н.И. Ветрова, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова показывают, что использование технологии моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. С помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется всестороннее развитие.

Рассматривая использование технологии моделирования в познавательно-исследовательской деятельности в старшой группе можно отметить, что природные явления многообразны, но многие из них трудны для восприятия дошкольниками, можно привести такие примеры как: цикличность в жизни насекомых, защита у бабочек способом внезапного запугивания. Данный метод реализовывается через совместную деятельность воспитателя и ребенка, основываясь на принципе замещения реальных объектов предметами, при отсутствии непосредственного контакта с объектом исследования, схематическими изображениями, знаками [21].

Работа с моделями несет в себе неоценимое значение, открывая возможность детям наглядно демонстрировать закономерности, причинно-следственные связи природных объектов. 

При рассмотрении метода моделирования в экологическом воспитании педагогами совместно с детьми дошкольного возраста могут использоваться различные виды моделей. Которые в свою очередь делят на:

1. Предметные модели.

Воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений, к ним относятся различные предметы, конструкции. Приведем примеры, такие как:

- аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре, с помощью, которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыб; технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма;

- модели построек: улицы, дороги с дорожными знаками и переходами;

- модели леса с дикими животными, и двор с домашними жителями и т.п.

На сегодняшний день появилось много пособий для детей, где представлены модели, которые знакомят с многообразием мира растений и животных, с помощью которых в игровой форме, исследовательским путем, ребенок знакомится с природой. Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своей значимости в ней, приучает быть внимательным к себе и ближнему, развивают этическое и гуманное отношение к окружающему миру

2. Предметно - схематические модели.

В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, С. Н. Николаева рекомендует использовать модель-макет для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета и набор геометрических фигур, накладывая которые на определенный цвет поля, дети понимают значимость покровительственной окраски животных.

Рассматривая старший дошкольный возраст можно отметить, что детям уже доступны предметно-схематические модели, где выражены существенные признаки объектов с помощью графических знаков или предметов их замещающих. Выраженным примером такой модели может выступать календарь природы, который ведут дети, используя для этого специальные символы, обозначающие изменения в природе. Воспитатель учит детей составлять схемы маршрута или создавая игровую ситуацию план карту по поиску спрятанных «пиратских сокровищ». Многообразными предметно-схематическими моделями можно считать чертежи, выкройки. Используя сюжетно игровую ситуацию: «Швейная мастерская» предлагает придумать и изготовить наряды для кукол.

С детьми старшего возраста анализируя художественные произведения, можно обратится к методике О.М. Дьяченко по обучению моделирования сказок. Которая, заключается в зарисовке на листе бумаги, предварительно поделенного литературного произведения на логически завершающие части. В результате получается апперцептивная схема, облегчающая, таким образом, восприятие и запоминание, детьми сюжетных линий, обеспечивая - пересказывайте и т. п.

3. Графические модели.

Данная модель предполагает разнообразные чертежи, графические схемы, графики. Которые имеют свойство передавать условно обобщенные признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть как календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д [11].

Нами были рассмотрена классификация моделей по различным принципам, которые делятся:

- по характеру моделирования – модели объектов, процессов и биоценозов;

- по внешнему виду – плоскостные и объемные;

- по месту расположения – настенные, настольные и напольные,

- по способу использования – статические и динамические.

Можно отметить, что рассмотренные нами классификации моделей по принципам, при применении в работе не могут исключать друг друга. Одна модель может выступать как настольной, так и динамичной и др. Классификация моделей по месту расположения могут различаться размерами и местом своего расположения.

Нами была раскрыта отличительная особенность принципа классификации моделей по использования. Выяснили, что особенностью статических моделей является то, что они монтируются один раз и больше не изменяются, так как расположенные в них детали и их положение неизменно. К таким моделям можно отнести статичное яркое настенное изображение пейзажа, биоценоз. Динамическая модель отличается от статистической тем, что ее составные части и детали можно менять. Такая отличительная способность данной модели дает возможность демонстрировать процессы и явления объектов в действии. Эта особенность дает понять детям суть многих непонятных свойств и явлений природы, например: почему наступает ночь на Земле, откуда берется дождь и т. д.

Можно прировнять моделирование объектов с такими видами деятельности как конструирование и изобразительная деятельность в какой-то мере они будут напоминать друг друга, но цели будут, кардинально, отличатся. Целью изобразительной деятельности является – выполнить технически грамотно, красиво, цель моделирования – сделать правильно и в ходе работы получить новые знания об изучаемых объектах, иными словами, разобраться, как они устроены. Для совместного изготовления с детьми знакомых моделей раскрывающих сущность живой и неживой природы и не только, взрослым необходимо подготовить для использования разнообразный поделочный и природный материал. Таким материалом может быть не только бумагу, ткани, пластилин, глину, папье-маше и т. д., но и вырезки из журналов, фотографии, всевозможный бросовый материал. С помощью разнообразных материалов можно изготовить статические и динамические, плоскостные и объемные модели.

Наблюдая за детьми, было замечено, что они с легкостью и интересом создают модели всех естественных биоценозов, а также агроценозов. Это может быть луг с водоемом, остров с вулканом, лес в разное время года, поле, сад, и т.д. Метод моделирования способствует развитию междеятельностных связей и неоценимой помощи в освоении детьми конструирования, труда, формированию элементарных математических представлений, способствует облегчению ознакомления с природой, вносит неоценимый вклад в развитие речи дошкольников. Можно сказать, что метод моделирования и сами модели способствуют всестороннему воспитанию детей дошкольного возраста, способствуя умственному, нравственному, трудовому, эстетическому, физическому развитию ребенка.

Нами также, была рассмотрена классификация А. Н. Аверьянова, которая включает такие виды моделирования, как:

1. Предметное моделирование.

К этому методу относят модели воспроизводящие объекты геометрического, функционального, физического, динамического характера. Определяемые модели моста, корабля, здания и т.д.

2. Аналоговое моделирование.

Условием данной модели является описание единым математическим соотношением и модель и оригинала. Как правило, это электрические модели, использующиеся для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.

3. Знаковое моделирование.

Эти модели выступают в роли формул, чертежей, а также схем.

4. Знаковое моделирование.

С этим видом тесно связано мысленное моделирование, в этом случае модели приобретают мысленно наглядный характер. В данном случае можно привести пример модель атома, предложенная в свое время бором.

5. Включение в эксперимент модели объекта.

Последним, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания [2].

Можно сделать вывод, что метод делится на «материальное» (предметное) и «идеальное» моделирование. Материальное моделирование можно трактовать как «экспериментальное», идеальное моделирование – как «теоретическое» моделирование, хотя такое противопоставление, конечно, весьма условно не только в силу взаимосвязи и обоюдного влияния этих видов моделирования, но и наличия таких форм, как «мысленный эксперимент».

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

1) четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

2) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

3) ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

4) облегчать познание [47].

Целью моделирования в детском саду является – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Всем хорошо известна детская любознательность к миру природы, наблюдая ее при общении с детьми, в профессиональной деятельности и в жизни: пролетела пчела, села на цветок красивая бабочка – восторг и любопытство, на траве и деревьях появился иней – детскому восхищению нет границ и т.д. Если младшие дети просто наблюдают и узнают окружающий мир, то познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста непрерывно нацелен на формирование и усвоение своей картины мира, способности понять закономерности и явления. У детей в возрасте 5 – 6 лет происходит интенсивное развитие навыков и умений, которое способствует исследованию окружающей среды, анализу свойств и предметов, что по данным психологов является уровнем развития наглядно – действенного мышления. Процесс познания – творческий процесс. Задача педагога является – поддержка и развитие в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, оказать помощь в овладении способами практического взаимодействия с окружающей средой, раскрыть детям понимание взаимосвязи человека и природы, тем самым закладывая личную модель отношения к окружающей среде [53].

Использование метода моделирования в обучении, помогает детям легче усвоить понятия, приводит к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления. Развитое наглядно-образного мышления подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т.е. является прочным фундаментом логического мышления.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

При рассмотрении понятий модель и моделирования нами было раскрыто значение использования инновационных технологий, а именно метода моделирования. Выяснили, что данный метод выступает одним из наиболее перспективных методов развития детей дошкольного возраста, а также несет в себе огромное образовательное значение. А сама модель является удобной формой воспроизведения отражающей существенные значимые особенности натуры, которая несет в себе способность открыть для ребенка способ познания явлений и закономерностей природы, жизни животных и растений.

При рассмотрении исторических фактов проблем воспитания и подходов, изучаемых по проблеме метода моделирования, нами было выделено, что многие выдающиеся мыслители прошлого рассматривали моделирования как перспективный метод, а также современные педагоги, придающие большое значение использованию метода моделирования как средству воспитания детей, затрагивая вопросы ознакомления с объектами и явлениями природы.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников, в том числе и метода моделирования.

Нами били, рассмотрена различная классификация моделей и выявлена значимость их использования, которая выражается в неоценимом значении, открывая возможность детям наглядно демонстрировать закономерности, причинно-следственные связи природных объектов. 

Использование модели в познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с природой можно заинтересовать и в ненавязчивой форме ознакомить детей с явлениями в природе и её многообразием, что порой является затруднительным для восприятия.

 

ГЛАВА 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.107 (0.01 с.)