Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация моделей и видов моделирования, применяемых в доуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основным из вышесказанных перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов, таких как: П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, Н.И. Ветрова, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова показывают, что использование технологии моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. С помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется всестороннее развитие. Рассматривая использование технологии моделирования в познавательно-исследовательской деятельности в старшой группе можно отметить, что природные явления многообразны, но многие из них трудны для восприятия дошкольниками, можно привести такие примеры как: цикличность в жизни насекомых, защита у бабочек способом внезапного запугивания. Данный метод реализовывается через совместную деятельность воспитателя и ребенка, основываясь на принципе замещения реальных объектов предметами, при отсутствии непосредственного контакта с объектом исследования, схематическими изображениями, знаками [21]. Работа с моделями несет в себе неоценимое значение, открывая возможность детям наглядно демонстрировать закономерности, причинно-следственные связи природных объектов. При рассмотрении метода моделирования в экологическом воспитании педагогами совместно с детьми дошкольного возраста могут использоваться различные виды моделей. Которые в свою очередь делят на: 1. Предметные модели. Воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений, к ним относятся различные предметы, конструкции. Приведем примеры, такие как: - аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре, с помощью, которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыб; технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; - модели построек: улицы, дороги с дорожными знаками и переходами; - модели леса с дикими животными, и двор с домашними жителями и т.п. На сегодняшний день появилось много пособий для детей, где представлены модели, которые знакомят с многообразием мира растений и животных, с помощью которых в игровой форме, исследовательским путем, ребенок знакомится с природой. Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своей значимости в ней, приучает быть внимательным к себе и ближнему, развивают этическое и гуманное отношение к окружающему миру 2. Предметно - схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, С. Н. Николаева рекомендует использовать модель-макет для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета и набор геометрических фигур, накладывая которые на определенный цвет поля, дети понимают значимость покровительственной окраски животных. Рассматривая старший дошкольный возраст можно отметить, что детям уже доступны предметно-схематические модели, где выражены существенные признаки объектов с помощью графических знаков или предметов их замещающих. Выраженным примером такой модели может выступать календарь природы, который ведут дети, используя для этого специальные символы, обозначающие изменения в природе. Воспитатель учит детей составлять схемы маршрута или создавая игровую ситуацию план карту по поиску спрятанных «пиратских сокровищ». Многообразными предметно-схематическими моделями можно считать чертежи, выкройки. Используя сюжетно игровую ситуацию: «Швейная мастерская» предлагает придумать и изготовить наряды для кукол. С детьми старшего возраста анализируя художественные произведения, можно обратится к методике О.М. Дьяченко по обучению моделирования сказок. Которая, заключается в зарисовке на листе бумаги, предварительно поделенного литературного произведения на логически завершающие части. В результате получается апперцептивная схема, облегчающая, таким образом, восприятие и запоминание, детьми сюжетных линий, обеспечивая - пересказывайте и т. п. 3. Графические модели. Данная модель предполагает разнообразные чертежи, графические схемы, графики. Которые имеют свойство передавать условно обобщенные признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть как календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д [11]. Нами были рассмотрена классификация моделей по различным принципам, которые делятся: - по характеру моделирования – модели объектов, процессов и биоценозов; - по внешнему виду – плоскостные и объемные; - по месту расположения – настенные, настольные и напольные, - по способу использования – статические и динамические. Можно отметить, что рассмотренные нами классификации моделей по принципам, при применении в работе не могут исключать друг друга. Одна модель может выступать как настольной, так и динамичной и др. Классификация моделей по месту расположения могут различаться размерами и местом своего расположения. Нами была раскрыта отличительная особенность принципа классификации моделей по использования. Выяснили, что особенностью статических моделей является то, что они монтируются один раз и больше не изменяются, так как расположенные в них детали и их положение неизменно. К таким моделям можно отнести статичное яркое настенное изображение пейзажа, биоценоз. Динамическая модель отличается от статистической тем, что ее составные части и детали можно менять. Такая отличительная способность данной модели дает возможность демонстрировать процессы и явления объектов в действии. Эта особенность дает понять детям суть многих непонятных свойств и явлений природы, например: почему наступает ночь на Земле, откуда берется дождь и т. д. Можно прировнять моделирование объектов с такими видами деятельности как конструирование и изобразительная деятельность в какой-то мере они будут напоминать друг друга, но цели будут, кардинально, отличатся. Целью изобразительной деятельности является – выполнить технически грамотно, красиво, цель моделирования – сделать правильно и в ходе работы получить новые знания об изучаемых объектах, иными словами, разобраться, как они устроены. Для совместного изготовления с детьми знакомых моделей раскрывающих сущность живой и неживой природы и не только, взрослым необходимо подготовить для использования разнообразный поделочный и природный материал. Таким материалом может быть не только бумагу, ткани, пластилин, глину, папье-маше и т. д., но и вырезки из журналов, фотографии, всевозможный бросовый материал. С помощью разнообразных материалов можно изготовить статические и динамические, плоскостные и объемные модели. Наблюдая за детьми, было замечено, что они с легкостью и интересом создают модели всех естественных биоценозов, а также агроценозов. Это может быть луг с водоемом, остров с вулканом, лес в разное время года, поле, сад, и т.д. Метод моделирования способствует развитию междеятельностных связей и неоценимой помощи в освоении детьми конструирования, труда, формированию элементарных математических представлений, способствует облегчению ознакомления с природой, вносит неоценимый вклад в развитие речи дошкольников. Можно сказать, что метод моделирования и сами модели способствуют всестороннему воспитанию детей дошкольного возраста, способствуя умственному, нравственному, трудовому, эстетическому, физическому развитию ребенка. Нами также, была рассмотрена классификация А. Н. Аверьянова, которая включает такие виды моделирования, как: 1. Предметное моделирование. К этому методу относят модели воспроизводящие объекты геометрического, функционального, физического, динамического характера. Определяемые модели моста, корабля, здания и т.д. 2. Аналоговое моделирование. Условием данной модели является описание единым математическим соотношением и модель и оригинала. Как правило, это электрические модели, использующиеся для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений. 3. Знаковое моделирование. Эти модели выступают в роли формул, чертежей, а также схем. 4. Знаковое моделирование. С этим видом тесно связано мысленное моделирование, в этом случае модели приобретают мысленно наглядный характер. В данном случае можно привести пример модель атома, предложенная в свое время бором. 5. Включение в эксперимент модели объекта. Последним, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания [2]. Можно сделать вывод, что метод делится на «материальное» (предметное) и «идеальное» моделирование. Материальное моделирование можно трактовать как «экспериментальное», идеальное моделирование – как «теоретическое» моделирование, хотя такое противопоставление, конечно, весьма условно не только в силу взаимосвязи и обоюдного влияния этих видов моделирования, но и наличия таких форм, как «мысленный эксперимент». Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: 1) четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; 2) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней; 3) ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены; 4) облегчать познание [47]. Целью моделирования в детском саду является – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Всем хорошо известна детская любознательность к миру природы, наблюдая ее при общении с детьми, в профессиональной деятельности и в жизни: пролетела пчела, села на цветок красивая бабочка – восторг и любопытство, на траве и деревьях появился иней – детскому восхищению нет границ и т.д. Если младшие дети просто наблюдают и узнают окружающий мир, то познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста непрерывно нацелен на формирование и усвоение своей картины мира, способности понять закономерности и явления. У детей в возрасте 5 – 6 лет происходит интенсивное развитие навыков и умений, которое способствует исследованию окружающей среды, анализу свойств и предметов, что по данным психологов является уровнем развития наглядно – действенного мышления. Процесс познания – творческий процесс. Задача педагога является – поддержка и развитие в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, оказать помощь в овладении способами практического взаимодействия с окружающей средой, раскрыть детям понимание взаимосвязи человека и природы, тем самым закладывая личную модель отношения к окружающей среде [53]. Использование метода моделирования в обучении, помогает детям легче усвоить понятия, приводит к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления. Развитое наглядно-образного мышления подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т.е. является прочным фундаментом логического мышления.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ При рассмотрении понятий модель и моделирования нами было раскрыто значение использования инновационных технологий, а именно метода моделирования. Выяснили, что данный метод выступает одним из наиболее перспективных методов развития детей дошкольного возраста, а также несет в себе огромное образовательное значение. А сама модель является удобной формой воспроизведения отражающей существенные значимые особенности натуры, которая несет в себе способность открыть для ребенка способ познания явлений и закономерностей природы, жизни животных и растений. При рассмотрении исторических фактов проблем воспитания и подходов, изучаемых по проблеме метода моделирования, нами было выделено, что многие выдающиеся мыслители прошлого рассматривали моделирования как перспективный метод, а также современные педагоги, придающие большое значение использованию метода моделирования как средству воспитания детей, затрагивая вопросы ознакомления с объектами и явлениями природы. В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников, в том числе и метода моделирования. Нами били, рассмотрена различная классификация моделей и выявлена значимость их использования, которая выражается в неоценимом значении, открывая возможность детям наглядно демонстрировать закономерности, причинно-следственные связи природных объектов. Использование модели в познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с природой можно заинтересовать и в ненавязчивой форме ознакомить детей с явлениями в природе и её многообразием, что порой является затруднительным для восприятия.
ГЛАВА 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.107 (0.01 с.) |